Формы музыкальной деятельности.
Методика формирования вокально-хоровых навыков певческой установки, дыхания.
Хоровое пение должно начинаться с важного организующего момента – с певческой установки. Правильная певческая установка подготовит детей к серьезной работе. Независимо от того поют ли дети сидя или стоя, положение корпуса и головы должно быть естественным и ненапряженным. При этом плечи несколько опущены, а подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечит правильное положение звукообразующего и дыхательного аппарата.
Самая важная певческая задача - научить детей правильно дышать во время пения. Дети не имеют певческого дыхания. А дыхание является основой пения. Развивают навык певческого дыхания, не акцентируя внимания на физиологическом моменте.
Дыханиебывает ключичным, межрёберным, грудным, брюшным. В академической манере пения используется грудобрюшное дыхание или диафрагмальное. Педагог должен показать; каким должен быть вдох, задержка дыхания и постепенное его расходование - это сделает звук красивым. При пении надо сидеть прямо, не поднимать плечи. Постепенно, в процессе работы над песнями и попевками, дети должны осознать, что дыхание в пении имеет исключительное значение: нельзя брать дыхание посредине фразы или слова. Это тоже способствует достижению выразительности пения. Вначале характер вдоха надо детям представить образно: «Как будто нюхаешь цветок» - легко, спокойно вдохнуть воздух.
Выработка правильного певческого дыхания связана с применением атаки звука. Атака в переводе с французского значит «нападение», это начало звука. Твёрдая атака - плотное смыкание голосовых складок до начала звука. Звук при этом яркий, энергичный, при утрировании - жёсткий. Мягкая атака - одновременное смыкание голосовых складок и посыла воздуха. Она обеспечивает чистоту интонации и наилучшие звуковые возможности. При придыхательной атаке голосовые связки смыкаются неплотно, пропуская воздух. Звук не сразу достигает полноты и точной высоты. В работе с детьми дошкольного возраста преимущественно используется мягкая атака.
Содержание и структура музыкальных занятий
Основная форма образовательной работы с детьми – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушаниямузыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальнойграмоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Занятия оказывают влияние на другие формы организации детей. Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей. Первый год жизни рассматривается как подготовительный этап к обучению, основанный на активном общении взрослого и малыша. Начиная со второй группы раннего возраста музыкальные занятия проводятся сначала небольшими подгруппами, а затем со всеми вместе по 10-13 минут два раза в неделю.
Содержание занятий включает обучение пению, слушанию музыки, ритмике, элементам музыкальной грамоты, игре на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада.
Отличительной особенностью музыкальных занятий является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т.д.), чего нет на занятиях по рисованию, лепке, математике и др. Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике. Другая трудность – последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать.
Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара; вариативность и соответствие возрастным возможностям детей. Рассмотрим эти требования.
Учебный материал различен по степени трудности. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям вначале занятия, учитывая степень его сложности. Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку.
Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий. В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности. Вначалезанятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера. Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2-3 песен. Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, веселой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуясь с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно.
Построение занятия следует варьировать. В основу занятия может быть положена какая-либо определенная тема, например, знакомство с жанром марша, танца или с элементами музыкальной выразительности. Например, с темпом, регистрами. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приемы. Которые подчеркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятий можно назвать тематическим. Еще один тип занятий, так называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача. Подобные варианты построения занятий обогащают художественный опыт ребенка.
Структура занятия должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала, видоизменяться. Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движений. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.
Формы музыкальной деятельности.
Формы музыкальной деятельности: занятия, праздники и развлечения, игры, самостоятельная деятельность.
Музыкальные занятия –основная форма организации воспитания, обучения, развития детей – базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, пляшут, играют. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной. Занятия проводятся по всем видам музыкальной деятельности. На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку.
Праздники и развлеченияпомогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания. В детском саду проводятся утренники к 1 сентября, к Новому году, к 8 Марта, к 1 Мая, Дню Республики Казахстан, Наурызу, Дню Победы.
Исполнение песен, праздничных перестроений, хороводов, плясок объединяет всех в едином порыве. Даже когда выступает небольшая группа, остальные дети радуются успехам своих товарищей. В создании радостного настроения немаловажную роль играет организация детских выступлений и степень трудности исполняемых песен, танцев, хороводов. Если ребята хорошо усвоили материал и исполнение не затрудняет их, возникает та непринужденность, которая так свойственна дошкольникам. Следует так организовать подготовку к праздникам, чтобы она не перегружала детей, не нарушала общий распорядок работы.
В детском саду проводятся утренники, посвященные 1 сентября, Дню Республики Казахстан, Новому году, 8 Марта, Наурызу, 1 Мая, Дню Победы.
Исполнение песен, праздничных перестроений, хороводов, плясок объединяет всех в едином порыве. Даже когда выступает небольшая группа, остальные дети радуются успехам своих товарищей.
В создании радостного настроения немаловажную роль играет организация детских выступлений и степень трудности исполняемых песен, танцев, хороводов. Если ребята хорошо усвоили материал и исполнение не затрудняет их, возникает та непринужденность, которая так свойственна дошкольникам. К сожалению, некоторые педагоги стремятся сделать праздничные утренники увлекательным зрелищем для взрослых. Такие утренники часто перегружены исполнением нового материала, еще плохо выученного и порой не соответствующего программным требованиям.
Занятия, предшествующие утреннику, должны быть правильно спланированы. Подготовка к празднику не должна разрушать планомерности музыкального развития, не должна перегружать детей.
Развлечения в детском саду разнообразны по своей тематике и организации. В некоторых видах развлечений, где исполнители – взрослые, дети выступают в роли зрителей. В других сами танцуют, поют, читают стихи, инсценируют сказки и т.д. Иногда совместно выступают и дети, и взрослые.
Важно так организовать развлечения, чтобы они не создавали излишних трудностей, не требовали от детей дополнительной нагрузки при подготовке.
Наибольшее количество музыкальных произведений целесообразно включать в концерты, посвященные определенной тематике, например «Музыка и природа», «Сказка и музыка», «Песни детей разных народов», «Танец в музыке», «Народная песня», «Музыкальные загадки».
Интересно для ребят использование в развлечениях художественного оформления, которое создает необычные ситуации, вносит сюрпризность и воспринимается как увлекательное зрелище.
Восприятие музыки в развлечениях в большей мере зависит от того, являются ли ребята исполнителями или слушателями и зрителями. В первом случае их активность, естественно, повышается, Во втором она проявляется непосредственно через реакцию на зрелище и выражается во внимательном, эмоциональном слушании, в соответствующих репликах, ответах, вопросах.
Таким образом, развлечения являются интересной, воспитывающей формой организации музыкальной деятельности, так как создают непринужденное веселье, радость, вызывают у ребят желание самостоятельно и творчески себя проявить.
Сопровождая подвижные игры, различные занятия, прогулки музыка создает определенное настроение, объединяет общими переживаниями, дисциплинирует детей. Такая организация требует от воспитателя большого мастерства, изобретательности, творческого подхода, чтобы сумет своевременно предложить детям спеть подходящую для этого момента песню или поплясать вместе с детьми. В практике широко применяется как музыкальный инструмент бубен, на котором хорошо звучат своеобразные ритмы.