Цель - дать психологическое объяснение некоторым из причин, лежащим в основе педагогических трудностей.

Музыка есть выражение некоторого содержания -эмоционального содержания.

Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм модно только на основе чувства ритма, т.е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику.

Ритм - одно из выразительных средств музыки. Музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.

Музыкально-ритмическое чувство, т.е.способность активно (двигательно) передавать музыку,чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением хода музыкального движения

В урок музыки рекомендуется включать ритмические упражнения на определенные метрические пульсации, сильной доли метра, усвоение простейших ритмических сочетаний.

Работу можно построить на использовании различных методических приемов (хлопком в ладоши зафиксировать акцентируемую долю).

Особенно остро помогают ощутить ритм плясовые песни.

В процессе активного воспитания музыкального слуха и ритма особая роль отводится импровизации, творческому началу. Применение различных форм игры вызовет в детях раскованность и свободу,быстрее и ярче проявит их способности

Осознание простейших формообразующих средств поможет детям глубже понять музыкальную фразировку, пробудит стимул к импровизации, к творчеству.

Обращение к ритму - абсолютно закономерное явление,т.к. через освоение элементарніх структур,которые являются типичными для песен учащихся 1-2 классов,легко подойти к восприятию более сложных ритмических построений.

В песенном репертуаре уч-ся 1 класса характерні такие ритмические соотношения:

Цель - дать психологическое объяснение некоторым из причин, лежащим в основе педагогических трудностей. - student2.ru

Нужно сразу обратить внимание,что ритмическое воспитание,освоение ритма не должно быть оторвано от других компонентов музыки - звуковысотности,темра,характера звучания,иначе оно может превратиться в догматичные упражнения чисто механического характера.

***В программе на втором уроке предлагается вслушаться в звучание польки и отметить хлопками в ладоши акценты.

Другим методическим приемом является фиксация пульса музыки.

Учитель при этом проводит аналогию с пульсом человека.

В музыке ощущается пульс - то быстрый, легкий, подвижный, то медленный, спокойный, четкий, в зависимости от ее характера, от того, о чем она рассказывает.

Для передачи пульса, детям предлагается попевка про спокойных ребят или ребят-непосед.

Для более осмысленного исполнения попевки «Разные ребята» предлагается графически изобразить пульсацию двух контрасных мелодий .

Развитие ритмического чувства,которое имеет моторную природу,нужно проводить на материале детских народных песен,соединяя их с движениями.

Модно использовать одновременное тактирование,которое вносит художественно-творческий элемент при исполнении.

К числу позитивных мелодических приемов следует отнести прохлопывание ритмического рисунка какой-нибудь интонации, например вступления к «Маршу» Э Грига.

Как видим из перечисленных методических приемов, развивать чувство ритма у младших школьников следует придержаваясь принципа системности.

Так, сначала надо развивать у учащихся ощущение равномерности пульсации, сильных и слабых долей такта, осознаннное восприятие простых размеров, основных соотношений длительностей, пауз.

Более сложным этапом явлается знакомство с пунктирным ритмом , затактом, синкопами,

При этом нужно избегать правил и упражнений, отвлеченных от живой музыки.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценого восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного,физического,эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развитиядетей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит,видит,осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

*является основой для интеллектуального развития;

*упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

*развивает наблюдательность;

*готовит к реальной жизни;

*позитивно влияет на эстетическое чувство;

*является основой для развития воображения;

*развивает внимание;

*дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

*обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

*обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

*влияет на расширение словарного запаса ребенка;

*влияет на развитие зрительной,слуховой,моторной образной и др.видов памяти.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок ( игрушки, окружающие предметы ). Видит он и

произведения искусства (картины,скульптуры,музыка), но усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства, оно поверхно-

стно.

Здесь приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.На определенных этапах перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.

-в раннем детстве накапливаются представления о цвете,форме,величине (они должны быть разнообразны).

-развивать познавательные умения и речевые (определять цвет, форму, предметов путем зрительного,осязательного,двигательного обследовани,сравнения.

- формирование устойчивых,закрепленных в речи представлений о цвете,фигурах,отношениях по величине меджу несколькими предметами.

-обследование : группировка по цвету,форме вокруг образцов-эталонов (развивать аналитическое волсприятие),разбираться в сочетании цветов.расчленять форму предметов, выделять отдельные величины

План

1 Музыкальная грамота, ее становление как вида музікальной деятельности.

2 Основные музыкальные способности детей.

3 Понятие «музыкальность».

4Развитие муз.-слуховых представлений и ладового чувства у младших школьников.

5 Методика обучения нотной грамоте.

6 Развитие чувства ритма.

а) ритм и моторика;

б)музыкальный ритм

в)сенсорное развитие

Литература.

1 Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, вып 2. - М., 1963.

2 Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки.-М., 1991.

3Белобородава В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса. -М., 1975

4 Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования.

-М., 1986.

5Дмитриева Л.Г., Черноиваненеко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.-М., 2000.

6 Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.-М., 1994.

7 Школяр Я.В. Традации и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. - М. 1999.

8 Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. - М., 1997

9 Уманец В. Чувство ритма -основа музыального развития детей.-К.,1997

10 Ростовский О. Я. Методика музыки в начальных классах.-К.,1977

Контрольные вопросы.

1 Дайте определение музыкальных способностей.

2 Что такое музыкальность?

3 Дайте определение музыкально- сенсорных способностей.

4 Перечислите основные музыкальные способности.

5 Перечислите способности детей для различных видов музыкально деятельности.

6 Перечислите средства наглядности в развитии звуковысотного слуха.

7 Перечислите педагогические приемы развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста.

8 В чем заключается системность в развитии чувства ритма у детей?

9 В чем особенность системы Жака-Далькроза в развитии музыкального ритма?

10 Расскрыть понятие «сенсорика» .

Творческие задания.

-Провести работу по наглядностям

-Создать свою нагладность для работы над развитием чувства ритма.

Наши рекомендации