Цель - дать психологическое объяснение некоторым из причин, лежащим в основе педагогических трудностей.
Музыка есть выражение некоторого содержания -эмоционального содержания.
Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм модно только на основе чувства ритма, т.е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику.
Ритм - одно из выразительных средств музыки. Музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.
Музыкально-ритмическое чувство, т.е.способность активно (двигательно) передавать музыку,чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением хода музыкального движения
В урок музыки рекомендуется включать ритмические упражнения на определенные метрические пульсации, сильной доли метра, усвоение простейших ритмических сочетаний.
Работу можно построить на использовании различных методических приемов (хлопком в ладоши зафиксировать акцентируемую долю).
Особенно остро помогают ощутить ритм плясовые песни.
В процессе активного воспитания музыкального слуха и ритма особая роль отводится импровизации, творческому началу. Применение различных форм игры вызовет в детях раскованность и свободу,быстрее и ярче проявит их способности
Осознание простейших формообразующих средств поможет детям глубже понять музыкальную фразировку, пробудит стимул к импровизации, к творчеству.
Обращение к ритму - абсолютно закономерное явление,т.к. через освоение элементарніх структур,которые являются типичными для песен учащихся 1-2 классов,легко подойти к восприятию более сложных ритмических построений.
В песенном репертуаре уч-ся 1 класса характерні такие ритмические соотношения:
Нужно сразу обратить внимание,что ритмическое воспитание,освоение ритма не должно быть оторвано от других компонентов музыки - звуковысотности,темра,характера звучания,иначе оно может превратиться в догматичные упражнения чисто механического характера.
***В программе на втором уроке предлагается вслушаться в звучание польки и отметить хлопками в ладоши акценты.
Другим методическим приемом является фиксация пульса музыки.
Учитель при этом проводит аналогию с пульсом человека.
В музыке ощущается пульс - то быстрый, легкий, подвижный, то медленный, спокойный, четкий, в зависимости от ее характера, от того, о чем она рассказывает.
Для передачи пульса, детям предлагается попевка про спокойных ребят или ребят-непосед.
Для более осмысленного исполнения попевки «Разные ребята» предлагается графически изобразить пульсацию двух контрасных мелодий .
Развитие ритмического чувства,которое имеет моторную природу,нужно проводить на материале детских народных песен,соединяя их с движениями.
Модно использовать одновременное тактирование,которое вносит художественно-творческий элемент при исполнении.
К числу позитивных мелодических приемов следует отнести прохлопывание ритмического рисунка какой-нибудь интонации, например вступления к «Маршу» Э Грига.
Как видим из перечисленных методических приемов, развивать чувство ритма у младших школьников следует придержаваясь принципа системности.
Так, сначала надо развивать у учащихся ощущение равномерности пульсации, сильных и слабых долей такта, осознаннное восприятие простых размеров, основных соотношений длительностей, пауз.
Более сложным этапом явлается знакомство с пунктирным ритмом , затактом, синкопами,
При этом нужно избегать правил и упражнений, отвлеченных от живой музыки.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценого восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного,физического,эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развитиядетей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит,видит,осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
*является основой для интеллектуального развития;
*упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
*развивает наблюдательность;
*готовит к реальной жизни;
*позитивно влияет на эстетическое чувство;
*является основой для развития воображения;
*развивает внимание;
*дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
*обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
*обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
*влияет на расширение словарного запаса ребенка;
*влияет на развитие зрительной,слуховой,моторной образной и др.видов памяти.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок ( игрушки, окружающие предметы ). Видит он и
произведения искусства (картины,скульптуры,музыка), но усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства, оно поверхно-
стно.
Здесь приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.На определенных этапах перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
-в раннем детстве накапливаются представления о цвете,форме,величине (они должны быть разнообразны).
-развивать познавательные умения и речевые (определять цвет, форму, предметов путем зрительного,осязательного,двигательного обследовани,сравнения.
- формирование устойчивых,закрепленных в речи представлений о цвете,фигурах,отношениях по величине меджу несколькими предметами.
-обследование : группировка по цвету,форме вокруг образцов-эталонов (развивать аналитическое волсприятие),разбираться в сочетании цветов.расчленять форму предметов, выделять отдельные величины
План
1 Музыкальная грамота, ее становление как вида музікальной деятельности.
2 Основные музыкальные способности детей.
3 Понятие «музыкальность».
4Развитие муз.-слуховых представлений и ладового чувства у младших школьников.
5 Методика обучения нотной грамоте.
6 Развитие чувства ритма.
а) ритм и моторика;
б)музыкальный ритм
в)сенсорное развитие
Литература.
1 Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, вып 2. - М., 1963.
2 Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки.-М., 1991.
3Белобородава В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса. -М., 1975
4 Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования.
-М., 1986.
5Дмитриева Л.Г., Черноиваненеко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.-М., 2000.
6 Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.-М., 1994.
7 Школяр Я.В. Традации и новаторство в музыкально-эстетическом образовании. - М. 1999.
8 Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. - М., 1997
9 Уманец В. Чувство ритма -основа музыального развития детей.-К.,1997
10 Ростовский О. Я. Методика музыки в начальных классах.-К.,1977
Контрольные вопросы.
1 Дайте определение музыкальных способностей.
2 Что такое музыкальность?
3 Дайте определение музыкально- сенсорных способностей.
4 Перечислите основные музыкальные способности.
5 Перечислите способности детей для различных видов музыкально деятельности.
6 Перечислите средства наглядности в развитии звуковысотного слуха.
7 Перечислите педагогические приемы развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста.
8 В чем заключается системность в развитии чувства ритма у детей?
9 В чем особенность системы Жака-Далькроза в развитии музыкального ритма?
10 Расскрыть понятие «сенсорика» .
Творческие задания.
-Провести работу по наглядностям
-Создать свою нагладность для работы над развитием чувства ритма.