Поурочные разработки. 3 класс
Четвертая четверть
Введение
В четвертой четверти происходит освоение двух разделов Учебника – «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Основными задачами этой четверти являются: выявление сходства и различия музыкального языка и стиля разных композиторов, изучение различных жанров музыки – симфоническая сюита, симфония, кантата, опера, камерные инструментальные пьесы (соната, джазовая импровизация), вокальные сочинения (песня, ода, хоровая миниатюра). Принцип структурирования программы по предмету «Музыка» – принцип концентричности – позволяет накапливать интонационно-образный и жанрово-стилевой багаж учащихся, углублять знание закономерностей музыкального искусства, осознавать триединство основных видов музыкальной деятельности «композитор–исполнитель–слушатель», а также овладевать различными формами музыкально-практической деятельности.
Как и в предыдущих четвертях, в четвертой четверти продолжается развитие ассоциативно-образного мышления школьников в опоре на литературный и изобразительный ряды Учебника и Рабочей тетради. Проблемные вопросы и задания решают задачу развития словарного запаса школьников, позволяющего совершенствовать монологическую речь третьеклассников и использовать развернутые ответы детей при эмоционально-личностной оценке содержания музыкальных сочинений.
Тематическое планирование уроков IV четверти ( 8 ч )
№ урока | Тема урока |
1 (27) 2 (28) 3 (29) | «В концертном зале»(3 ч) Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития – «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг». «Симфония № 3» («Героическая») Л. Бетховена (1-я и 2-я части). Особенности интонационно-образного развития образов. Финал «Симфонии № 3». Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора (инструментальные и вокальные сочинения). |
4 (30) 5 (31) 6 (32) 7 (33) 8 (34) | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 ч) Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки. Известные джазовые музыканты-исполнители. Джаз и музыка Дж. Гершвина. Мир композиторов: Г. Свиридов («Маленькая кантата») и С. Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля композиторов. Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ («Утро»), П. Чайковский («Мелодия»), В.-А. Моцарт («Симфония № 40). Призыв к радости (Ода «К радости» из «Симфонии № 9 Л. Бетховена). Обобщение главных тематических линий заключительного раздела Учебника 3 класса. Диагностика музыкального развития учащихся 3 класса. Обобщающий урок третьего года обучения. |
Урок № 1 (27)
В концертном зале
На первом уроке четвертой четверти 3 класса продолжается изучение раздела Учебника «В концертном зале». После весенних каникул целесообразно начать урок с выяснения того, какие музыкальные передачи учащиеся увидели по телевидению, какую музыку они слышали в кино- и мультфильмах, кому удалось побывать в театре, на концертах, какие музыкальные произведения запомнились и почему. Актуализация музыкальных впечатлений третьеклассников может логично «перевести» вступительный раздел урока к знакомству с фрагментами из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига к драме Г. Ибсена.
Краткое изложение истории странствий Пера Гюнта школьники смогут прочитать на развороте Учебника «Странствия Пера Гюнта», а также вспомнить знакомую им мелодию пьесы «Утро» из этой сюиты: спеть без слов или со словами[33], «нарисовать» звуковысотную линию мелодии выразительным движением руки др.), ориентируясь на нотную запись. Главное, подчеркнуть песенный характер этой мелодии, а также то, как композитор «выращивает» удивительной красоты мелодию из четырехзвучной интонации.
Последующее прослушивание пьесы «Утро» в оркестровом звучании можно предварить вопросами: будет ли повторяться главная мелодия (несколько раз)? какие инструменты будут исполнять ее повторения (деревянные духовые, струнные, весь оркестр)? какие средства музыкальной выразительности будут изменяться в процессе звучания (динамика, тембр)? какая группа инструментов изобразит восход солнца (струнные инструменты симфонического оркестра)?
Ответ на эти вопросы после звучания музыки помогут подвести школьников к пониманию вариационного развития в этой пьесе, к осмыслению того факта, что повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций.
Контрастом к пьесе «Утро» послужит другая пьеса сюиты – «В пещере горного короля». Можно рекомендовать учителю сыграть или напеть первый такт пьесы и попросить учащихся определить, музыка какого жанра – песенная, танцевальная или маршевая – может «вырасти» из этих интонаций. Учащиеся, обычно, предполагают, что это будет маршевая музыка. Они также замечают, что она должна звучать таинственно, загадочно, сказочно.
Восприятие пьесы «В пещере горного короля» можно организовать по-разному: 1) не рассказывать школьникам ее программное содержание, а после прослушивания предложить им самостоятельно определить, какой образ создан композитором; 2) рассказать ученикам, что действие этой пьесы происходит в пещере горного короля, где перед Пером Гюнтом предстают сказочные обитатели королевства – тролли. После прослушивания музыки пусть учащиеся попытаются определить: какими чертами характера наделяет композитор эти существа? какие приемы развития он использует?
Интонационно-образный анализ пьесы «В пещере горного короля» направлен на выявление тех средств выразительности, которые изменяются в процессе развития: жанр (от маршевости к танцевальности); темп (постепенное ускорение); динамика (усиление звучности), тембры (от отдельных групп оркестра к звучанию его «полного» состава – tutti).
Сопоставление двух контрастных пьес сюиты поможет учащимся убедиться в том, что такой прием развития как повтор позволяет создавать различные музыкальные образы: светлый образ утра, который олицетворяет для героев пьесы «Пер Гюнт» их родину – Норвегию или фантастически-таинственный образ шествия-пляски троллей – сказочных персонажей северных легенд и преданий.
Прежде чем начать работу со следующим разворотом Учебника, можно вспомнить с детьми знакомые песни, которые созвучны образу «Утра» Грига и спеть их. Постоянное обращение к исполнению песен из программы 3 класса и предыдущих лет обучения, помогает совершенствовать исполнительские навыки класса, способствовать реализации принципа, который в школьном музыкальном образовании был сформулирован еще Д.Б. Кабалевским: «Каждый класс – хор», расширять концертный репертуар, с которым учащиеся могут выступать на внеклассных мероприятиях и праздниках. На уроке могут прозвучать: «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомского, «Утро» А. Парцхаладзе, «Добрый день» Я. Дубравина и др.
Разворот Учебника «Севера песня родная» (с. 104–105) знакомит третьеклассников с тремя женскими образами, нарисованными Григом в музыке к драме «Пер Гюнт» – восточная танцовщица Анитра, мать Пера – Озе, его невеста – Сольвейг, которая ждала своего возлюбленного долгие годы – 40 лет.
Пусть ребята выразительно прочитают стихотворение из норвежской народной поэзии «Немало прекрасных я песен слыхал…» и задумаются над его содержанием.
Сопоставление трех пьес сюиты – «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг» – рекомендуется начать с вслушивания в их первоначальные интонации, ориентируясь на нотную запись главных мелодий. С помощью слуха и зрения учащиеся смогут отметить их сходство[34] (первоначальная интонация, последующее восходящее движение). Зачем композитор использует одинаковые интонации для характеристики разных образов? Какую мысль он тем самым стремился подчеркнуть?
Прослушивание контрастных пьес сюиты и их сравнение поможет учащимся также закрепить понимание ими различных функций жанра (песенность, танцевальность, маршевость) и формы: трехчастной («Танец Анитры», «Смерть Озе») и двухчастной («Песня Сольвейг»). Эмоциональной оценке этой музыки поможет словарь определений характера музыки, который предложен на данном развороте.
Урок № 2 (28)
В концертном зале
В центре этого урока – фрагменты из «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена. Напомним, что с жанром симфонии учащиеся уже знакомились в на уроках музыки («Симфония № 2 «Богатырская» А. Бородина, «Симфония № 40» В.-А. Моцарта, «Симфония № 4» П. Чайковского). Симфония – в переводе с греческого – созвучие. Именно в таком многочастном произведении как симфония (в классической симфонии обычно четыре части) композиторы раскрывали слушателям свое отношение к тому, что во все времена волновало Человека – Любовь, Добро, Красота, Природа, Дружба, Верность, Героизм. В то время, когда Бетховен создавал свою третью (из девяти) симфонию, народы Европы в революционном порыве на баррикадах защищали свои права, выдвигая лозунг: «Свобода. Братство. Равенство».
Информация для учителя
К созданию «Симфонии № 3» Бетховен приступил в тот период, когда на него обрушилась страшная трагедия – глухота. Мысль об уходе из жизни приобрела четкие очертание в документальном свидетельстве – письме Бетховена к братьям, получившим название «Гейлигенштадтского завещания»[35]. Рождение замысла этой симфонии знаменует перелом в его сознании, с которого начинается возвращение Бетховена к жизни и творчеству. Произведение это отражает увлечение композитора идеалами Французской революции и Наполеоном, который олицетворялся в сознании Бетховена с образом истинно народного героя. Закончив в 1804 г. симфонию, Бетховен дал ей название «Буонапарте». Но вскоре в Вену пришла весть о том, что Наполеон провозгласил себя императором. Узнав об этом, Бетховен пришел в ярость и воскликнул: «Этот – тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!»[36] Бетховен разорвал заглавный лист партитуры и дал симфонии новое название – «Героическая».
На развороте «Призыв к мужеству» (с. 106–107) авторы Учебника решили обратиться к такой жизненной ситуации, в которой могла звучать «Симфония № 3» Л. Бетховена – трагическая гибель в 1912 г. английского парохода «Титаник»[37]. Эмоциональный заряд, который учащиеся получат от чтения текста Учебника, рассматривания репродукции картины И. Айвазовского «Буря на Северном море» и рисунка «Бетховен дирижирует оркестром», поможет им почувствовать характер 1-й части симфонии. Нотная запись главной темы направит внимание школьников на ее выразительность и интонационное строение (призывные интонации, движение по звукам тонического мажорного трезвучия, вопросительная интонация в конце фразы, подвижный темп движения, яркая динамика). Эту тему рекомендуется пропеть с классом.
Разворот «Вторая часть симфонии» (с.108–109) имеет следующее оформление: определение жанра «симфония», фрагмент рукописи Бетховена, репродукция памятника Бетховену, нотная запись двух тем 2-й части, фотография известного дирижера Герберта фон Караяна, цветные «плашки» со словесными определениями характера музыки, вопросы и задания для учащихся. Мужественная фигура композитора, активные жесты дирижера созвучны характеру главной темы этой части «Героической симфонии». Пусть учащиеся сначала споют эту тему, определят ее скорбный характер и жанр (траурный марш-шествие) и ответят на вопрос: почему Бетховен в «Героическую симфонию» вводит похоронный марш? Третьеклассники связывают это со стремлением композитора почтить память погибших, склонить головы слушателей симфонии перед павшими.
Какими чертами обладает тема траурного марша? Учащиеся смогут услышать медленный темп, характерную неторопливую поступь движения, пунктирный ритм, тихое звучание (динамика – ρρ), низкий регистр, взлет мелодии вверх и сникающие, бессильно «повисающие», стонущие интонации в конце, мрачную (минорную) ладовую окраску темы. Пропевание со школьниками этой темы позволит глубже почувствовать ее скорбный характер. Можно напомнить третьеклассникам и другие знакомые им сочинения, в которых звучат интонации траурного марша – «Похороны куклы» П. Чайковского из «Детского альбома», тема 1-й части «Сонаты № 14» («Лунной») Л. Бетховена.
Вторая тема 2-й части «Симфонии № 3» звучит иначе, она контрастна первой теме. Каковы ее особенности? Она звучит спокойно и светло, как трогательная песня. Ее мелодия звучит в высоком регистре, двигаясь по звукам тонического мажорного трезвучия, короткие отрывистые звуки в конце фразы придают ей нежный характер.
После прослушивания фрагмента 2-й части «Симфонии № 3» в записи следует направить внимание школьников на определение его формы: трехчастная форма с траурным маршем в начале и в конце, светлая мажорная тема в середине. Важно, что третьеклассники подходили к осмыслению формы как к средству раскрытия содержания музыкального сочинения. Бетховен сочетанием контрастных тем в этой части симфонии хотел подчеркнуть мысль о том, что горе и радость, скорбь и веселье в жизни человека всегда «идут» рядом.
Завершить этот урок можно повторением «Песни о маленьком трубаче» С. Никитина (слова С. Крылова)[38], которая созвучна образам «Симфонии № 3» («Героической»).
Урок № 3 (29)
В концертном зале
На этом уроке продолжается знакомство учащихся с музыкой «Симфонии № 3» Бетховена. Разворот «Финал симфонии» (с. 110–111) завершает раздел Учебника «В концертном зале».
В основе финала симфонии – танец «контрданс» (в переводе с английского – сельский танец). Эту фортепианную пьесу композитор сочинил для бала художников. Рекомендуется учителю исполнить эту пьесу в ее первоначальном варианте[39] и предложить учащимся определить: это народный танец или его сочинил композитор? Каков его характер? Особенности средств выразительности? Школьники относят эту музыку к народной. Очевидны для них и такие черты танца как подвижный темп, четкий ритм, радостный светлый мажорный лад. Третьеклассники смогут определить и трехчастную форму танца, контрастную среднюю часть «Контрданса» с характерными для Бетховена динамическими сопоставлениями звучности (ρ –ƒ). Если предложить учащимся задуматься над ворп Можно напомнить учащимся уже знакомые им танцы – менуэт, вальс, полька, мазурка, тарантелла и др. и сравнить разные типы движения в танцах – «кружение», «скольжение», «притоптывание».
Можно исполнить «Контрданс» в четырехручном варианте (учитель играет всю фактуру, дети исполняют октавой ниже «опорные» звуки сопровождения (они отмечены в Учебнике). К этому звучанию можно присоединить и музыкальны инструменты – бубны, румбы м др.
Школьникам интересно будет узнать о том, что мелодию «Контрданса» Бетховен неоднократно использовал в разных своих сочинениях: в балет, в фортепианных вариациях, в «Симфонии № 3». Перед прослушиванием финала симфонии предложите третьеклассникам разучить его главную мелодию, сравнить ее с мелодией танца, найти в ней новые интонации и ритмы. После этого предполагается восприятие финала симфонии, исполнение музыки выразительными дирижерскими жестами, определение тембров инструментов симфонического оркестра. Пусть ребята задумаются над тем, почему финал «Симфонии № 3»(«Героической») называют «праздником мира»?
Работа с разворотом «Мир Бетховена» ставит задачу обобщить музыкальные впечатления учащихся, связанные со стилем этого композитора. Напомним, что в данном УМК «Музыка» впервые на уровне начальной школы выдвигается задача формирования у школьников чувства стиля. Для решения этой задачи необходимо постепенно накапливать багаж музыкально-слуховых представлений, из которых и будет складываться ощущение стиля – неповторимости, оригинальности, характерности музыкального языка группы композиторов (исторический, национальный стиль) или одного из них (индивидуальный стиль).
На данном развороте представлены основные темы трех камерных сочинений Бетховена: фортепианных – 1-я часть «Сонаты № 14 («Лунной»), пьесы «Весело. Грустно», «К Элизе» («Листок из альбома»), вокальной – песни «Сурок». В этих сочинениях Бетховен предстает перед школьниками как композитор, которого волнуют различные жизненные ситуации: скорбные раздумья человека, его размышления в трудные минуты жизни (известно, что эта соната была сочинена Бетховеном под впечатлением разрыва с возлюбленной – Джульеттой Гвиччарди), лирический портрет юной девушки – Элизы – своеобразное музыкальное посвящение, в котором можно «увидеть» два образа: очаровательный женский и решительный мужской; пьесы «Весело. Грустно» в которой композитор трехчастной формой (весело–грустно–весело) утверждает мысль о том, что в жизни человека радость всегда проходит на смену грусти; чувства бедного бродячего музыканта-шарманщика, путешествующего по разным странам со своим другом – сурком.
Песню «Сурок (русский текст Н. Райского) рекомендуется разучить с учащимися. Причем процесс разучивания можно организовать следующим образом: учитель поет запев (к трем куплетам), а школьники поют лишь припев. Именно в припеве композитор использует прием повтора музыкальных фраз, тем самым подчеркивая главную мысль песни – дружба человека и маленького зверька. Сопровождение к песне имитирует звучание шарманки, его учащиеся могут исполнить на воображаемом инструменте.
При сопоставлении фортепианных произведений Бетховена следует привлечь внимание третьеклассников к тому, что их музыкальные образы контрастны. В «Сонате № 14» скорбная мелодия ограниченного диапазона, построенная на интонациях траурного марша, сочетается с мерным движением сопровождения (триоли) и глубокими сдержанными басами, уходящими в нижний регистр[40]. Пьеса «К Элизе» построена на взволнованном движении мелодии (короткие длительности), которое создает ощущение радостного волнения (начало и конец пьесы). В средней части учащиеся смогут услышать появление новых «мужских» интонаций, которые звучат иначе, чем главная тема пьесы. Может быть, этими интонациями композитор рисует свой портрет?
Фортепианную миниатюру «Весело. Грустно» рекомендуется прослушивать без объявления ее названия. Пусть учащиеся сами определят, какие чувства композитор передает в этой пьесе. Убедиться в правильности предположений учащихся поможет анализ средств выразительности: веселье связано с подвижным темпом, мажорным ладом, танцевальными интонациями, яркой динамикой; песенная мелодия широкого дыхания, минорный лад, тихое звучание (динамика) соответствуют состоянию грусти, печали, горестного раздумья.
Для того чтобы учащиеся смогли убедиться в том, что музыкальный язык Бетховена имеет очень много общих черт (именно из них и складывается стиль композитора), рекомендуется сосредоточить внимание школьников на сравнении мелодий разных сочинений композитора («мелодия – душа музыки»), которые часто строятся на интонациях трезвучий (мажорных или минорных), что делает их простыми и строгими, близкими к призывным трубным гласам, фанфарным оборотам, ораторским возгласам, четким ритмам песен, танцев и маршей эпохи революций, в которую жил и сочинял свою музыку Бетховен. Эти мелодии можно вокализировать, передавать их характер выразительным движением руки, имитировать их звучание на воображаемом инструменте и пр.
При работе с данным разворотом Учебника можно обращаться к Рабочей тетради – развороты «Волшебный цветик-семицветик» (с. 8–9), «Музыкальная речь» (с. 24–25).
В связи с изучением разворотов Учебника, посвященных музыке Бетховена, могут быть исполнены песни (народные и композиторские), которые созвучны различным эмоциональным состояниям человека, в которых воплощены контрастные музыкальные образы. Конечно, при выборе уже знакомых учащимся песен необходимо отдавать предпочтение тем, которые нравятся третьеклассникам.
Урок № 4 (30)
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
На этом уроке начинается изучение последнего раздела Учебника «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…», который носит обобщающий характер.
Разворот «Чудо–музыка» решает важную задачу: при помощи песен разных композиторов помочь учащимся осознать роль музыки в жизни человека. Желательно, что учитель исполнил все три песни – «Мы дружим с музыкой» Й. Гайдна (русский текст П. Синявского), «Чудо-музыка» Д. Кабалевского (слова З. Александровой), «Всюду музыка живет» Я. Дубравина (слова В. Суслова) и предложил третьеклассникам определить их главную мысль, а также сопоставить их, используя принцип «сходства и различия». Конечно, чтобы эта беседа была музыкальной, необходимо постоянно обращаться к звучанию главных мелодий песен, предлагая учащимся их напевать. На этом уроке разучивается та песня, которая вызвала наибольший интерес класса. На последующих уроках четверти разучиваются и другие песни, в том числе каноны – немецкая народная «Музыканты» и норвежская народная – «Камертон». Разучивание канонов необходимо начинать с пения в унисон их основной мелодии без сопровождения.
В процессе разучивания песен следует стремиться к расширению функций хорового пения на уроке музыки и не только работать над совершенствованием вокально-хоровых умений и навыков учащихся, но и осваивать закономерности музыкального искусства: жанры (менуэт, полька), особенности формы (куплетная), лада и пр.
В центре урока – знакомство учащихся с джазом – удивительным и самобытным явлением музыкальной культуры XX в. Необходимо, чтобы восприятие и исполнение джазовых композиций помогло учащимся усвоить характерные черты джазовой музыки – необычность мелодики, острые, запоминающиеся ритмы, импровизационную манеру исполнения.
Информация для учителя
Джаз (англ. jazz) – род профессионального музыкального искусства, возник на юге США в конце XIX-начале XX века в результате взаимодействия африканской и европейской музыкальных культур. Истоки джаза лежат в народном творчестве, религиозных и светских песнях негритянского населения, а также в танцевально-бытовой музыке белых переселенцев США. Первоначально термином «джаз» называли небольшие оркестры, а также исполняемую ими музыку. Джазу свойственны необычные способы звукоизвлечения и интонирования, импровизационный характер изложения мелодии и ее разработки, регулярная ритмическая пульсация, повышенная эмоциональность. Наиболее популярными жанрами джаза стали блюз (сольная лирическая песня) и спиричуэл (хоровая духовная песня, в которой сочетались библейские сюжеты мотивы повседневной жизни американских негров).
Среди знаменитых джазовых музыкантов – Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Джон Гилеспи, Махелия Джексон, Дюк Эллингтон и др.
У нас в стране интерес к джазу проявился в 20-е гг. XX века. Широко известны имена отечественных джазовых музыкантов тех лет – А.Цфасмана, Л. Утесова, а также современные музыканты – О. Лундстрем, Г. Гаранян, А. Кролл, Ю. Саульский, А. Козлов, Л. Долина, Л. Отиева и др.
Можно вспомнить учащимися уже знакомые им песни из мюзиклов (см. раздел «В музыкальном театре»), в которых используются элементы джазовой музыки – «Звуки музыки» Р. Роджерса (русский текст М. Цейтлиной) и «Песенка козлят» из мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова (слова Ю. Энтина).
Разучивание мелодий из произведений американского композитора XX в. Джорджа Гершвина (1898–1937), в творчестве которого нашло органичное сочетание принципов развития классической музыки и джаза, – «Острый ритм» (русский текст А. Струкова) и «Колыбельная Клары» из оперы « Порги и Бесс» – помогут учащимся убедиться в том, что для джаза характерны необычные ритмы, частое использование ритмического рисунка – синкопы, в которой акцент переносится с сильной доли на слабую.
Прослушивание в записи произведений Дж. Гершвина – «Колыбельной Клары» и фрагмента «Я поймал ритм» из мюзикла «Безумная девчонка» дает возможность проанализировать с детьми их особенности, сопоставляя их по контрасту. Учащиеся, наверняка, услышат необычность звучания голосов и инструментов (вибрация, скольжение, «подвывание», красочность звучания, упругость ритмов и др.).
Третьеклассники могут представить себя в роли джазовых музыкантов, сочинить и исполнить ритмическое сопровождение к фрагменту «Я поймал ритм». Возможно коллективное составление и запись учителем ритмической партитуры на доске.
Урок № 5 (31)
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
Этот урок строится на изучении материала двух разворотов Учебника – «Люблю я грусть твоих просторов» (с. 120–121) и «Мир Прокофьева» (с. 122–123). Первый из разворотов посвящен творчеству Г. Свиридова. Поэтому необходимо актуализировать музыкальный опыт третьеклассников и вспомнить знакомые им произведения композитора – «Весна. Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Вспомнить – это значит не только послушать фрагменты этих оркестровых пьес в записи, но и спеть их главные темы, продирижировать оркестром, придумать пластический этюд-импровизацию.
Новыми сочинениями для третьеклассников на этом уроке будут: «Запевка» (стихи И. Северянина) – самостоятельное хоровое сочинение и «Снег идет» – часть их «Маленькой кантаты» (стихи Б. Пастернака). Мелодию «Запевки» рекомендуется разучивать сначала без сопровождения, с ориентацией на нотную запись, подчеркивая ее песенность и танцевальное (вальсовое) начало. Затем ее можно исполнить с сопровождением (учитель играет партитуру)[41], стремясь передать гимнический характер, выразительность динамического развития.
Прежде чем обратиться к восприятию и последующему анализу фрагмента из «Маленькой кантаты» – хору «Снег идет», целесообразно выполнить со школьниками заданиями в Рабочей тетради «Играем в композитора» (с. 22–23). Сочинение мелодий на стихи Б. Пастернака («Снег идет…») и А. Плещеева («Белый снег пушистый…), в которых нарисованы образы зимней природы, поможет более осознанно подойти к усвоению тех средств музыкальной выразительности, которые использует Свиридов в своем сочинении: замедленный темп, тихое звучание (шепот), чередование тембров голосов (сопрано – альты), переменный лад сопровождения.
Особенность мелодики хора «Снег идет» – многократное повторение одного и того же звука – изображает падающий снег. Мерные аккорды сопровождения хора исполняют такие музыкальные инструменты как арфа, челеста, флейта, которые создают, с одной стороны, ощущение фантастичности, призрачности пейзажа, с другой стороны, изображают стук маятника, отсчет времени[42]. Так композитор Свиридов выразительно раскрыл глубокий философский смысл стихов Пастернака.
Разворот Учебника «Мир Прокофьева» (с. 122–123) дает возможность учителю самостоятельно разработать этот фрагмент урока, учитывая музыкальные предпочтения детей (вспомнить полюбившиеся учащимся музыкальные произведения, ориентируясь на рисунки художника-оформителя) и включив в сценарий урока новое произведение – «Шествие солнца», фрагмент из 4-й части Скифской сюиты «Алла и Лоллий»[43] (название сюиты можно не давать школьникам, так как потребуются дополнительный комментарий учителя). На какие особенности этого звукового пейзажа следует обратить внимание учащихся? Во-первых, на нарастание динамики – от тихих звучностей до оглушающего красочного гула. Во-вторых, постепенное «включение» в развитие музыки инструментов, создающих зрительный эффект рассвета, эффект появления яркого слепящего солнца, которое подчеркивается звучанием ударных и духовых инструментов (трубы). Интересен и тот факт, что композитор применил «четверной» состав симфонического оркестра. В-третьих, полное отсутствие мелодий. Красочность звучания достигается сочетанием тембров инструментов. Исследователь творчества Прокофьева академик Б.В. Асафьев так охарактеризовал эту музыку: «…Буйная воля, жажда жизни, здоровой, мощной, идущей напролом и ни перед чем не останавливающейся». Словам Асафьева созвучны и слова композитора Д. Кабалевского: «Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки XX века», и стихи К. Бальмонта, которые третьеклассники могут прочитать на с. 122 Учебника: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце».
Целесообразно сопоставить разные способы изображения утреннего пейзажа в сочинениях С. Прокофьева («Утро» из фортепианного альбома «Детская музыка»), М. Мусоргского («Рассвет на Москве-реке») и Э. Грига («Утро»), с которыми учащиеся уже знакомы.
Продолжить линию изучения музыкального пейзажа можно и на примерах знакомых третьеклассникам песен: «Жаворонок» М. Глинки (слова Н. Кукольника), «Реченька» А. Абрамова (слова Е. Карасева), «Утро» А. Парцхаладзе (слова Ю. Полухина), «Моя Россия» Г. Струве (слова Н. Соловьевой), «Здравствуй, детство! И. Космачева (слова М. Яснова) и др.
Урок № 6 (32)
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
На этом уроке предлагается сопоставить музыкальные сочинения разных композиторов. Это поможет школьникам убедиться в том, что /////////////////////////
На развороте «Певцы родной природы» (с. 124–125) сопоставляются сочинения Чайковского и Грига, в которых они воспевают родную природу, возвышенные человеческие чувства. Глубже понять и почувствовать музыку этих композиторов учащиеся смогут, обратившись к высказываниям композиторов о своем отношении к родному краю, к музыке друг друга. Можно не ограничиваться лишь теми двумя произведениями, нотная запись которых предложена на этом развороте («Утро» и «Мелодия»), а привлечь на урок и другие знакомые третьеклассникам сочинения этих композиторов. Важно, что дети смогли услышать их «излюбленные музыкальные изречения»: у Грига – движение голоса с секунды на терцию вниз, у Чайковского – песенную волнообразность, поступенность движение звуков. Конечно, лучшим способом прочувствовать это своеобразие музыкального языка поможет вокализация знакомых мелодий, их пропевание.
Разворот «Прославим радость на земле» (с. 126–127) привлекает внимание учащихся к нестареющей музыке В.–А. Моцарта (1756–1791). Как и прежде рекомендуется напомнить учащимся знакомые им сочинения Моцарта: главные темы увертюры к опере «Свадьба Фигаро», 1-й части «Симфонии № 40». Можно также спеть «Весеннюю песню» или «Колыбельную». Какие свойства этих сочинений отметят школьники? Жизнерадостность, неиссякаемую энергию, юношескую восторженность, любование красотой жизни. Не случайно ребятам предлагается поразмышлять над словами Э. Грига о музыке Моцарта: «В своих лучших произведениях он охватывает все времена».
Рекомендуется подчеркнуть мысль о том, что талант Моцарта проявлялся в разных музыкальных жанрах – опера, симфония, произведения для фортепиано, песни. Новым материалом урока послужит 4-я часть (финал) «Симфонии № 40». Нотная запись главной темы финала симфонии, предложенная в Учебнике (с. 126), позволит третьеклассникам услышать два элемента: первый – взлетающая вверх мелодия, которую вкрадчиво (ρ) исполняют скрипки; второй – утверждение волевого ритмически активного мотива, который исполняет весь оркестр (ƒ). Контраст звучностей, чередование различных групп оркестра составляют главный принцип развития музыки финала симфонии. Понять, насколько учащиеся точно реагируют на изменения звучания музыки, поможет ролевая игра – «Играем в дирижера».
Знакомство с музыкой Моцарта продолжается и при разучивании канона «Слава солнцу, слава миру!». Сначала необходимо выучить эту мелодию одноголосно, обращая внимание на активную артикуляцию, распределение дыхания на фразу, точное исполнение ритмического рисунка (пунктирный ритм, паузы), пропевание длинных звуков в конце фраз, варианты мелодий во второй части песни. В Хрестоматии музыкального материала предлагается четырехголосный канон, который можно разучить на занятиях с хоровым коллективом. Классный хор может ограничиться пением одноголосного варианта песни, или двухголосным каноном. Чтобы активизировать чистоту интонирования мелодии, необходимо проводить ее разучивание без сопровождения (a capella), с предварительной настройкой певцов-хористов в нужной тональности.
Урок № 7 (33)
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
Основная задача этого урока – обобщить жизненно-музыкальные впечатления учащихся по разделу Учебника «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Для этого учителю необходимо таким образом выстроить последовательность произведений, чтобы при их восприятии и исполнении в сознании учащихся утверждались мысли о том, что: а) музыка отражает многообразие жизни; б) каждый композитор и исполнитель раскрывает разнообразные образы при помощи характерных для него средств; в) слушатели слышат и чувствуют музыку по-разному.
В начале урока можно продолжить разучивание канона «Слава солнцу, слова миру!» Моцарта, а затем перейти к разучиванию мелодии из финала «Симфонии № 9» Л. Бетховена, предложенной на с. 128 /последней странице/ Учебника – «Радость к солнцу нас зовет». Эта мелодию композитор сочинил на текст «Оды к радости» Ф. Шиллера. Ее исполняет в симфонии хор. Можно рассказать учащимся о том, что идеи свободы, братства, равенства людей волновали композитора на протяжении всей его жизни и мелодия финала его Девятой симфонии созревала долго: отголоски темы радости звучат в разных произведениях Бетховена. При разучивании этой мелодии обратите внимание на простоту и лаконичность музыкальной мысли, заключенной в ней: активное, волевое поступенное движение (всего пять звуков!) завершается характерным ритмом в конце фразы. Мажорный лад подчеркивает ее яркий светлый колорит. Тема звучит в финале симфонии по-разному – то как ликующая песня, то как светлый гимн радости, то как праздничный марш, изображая картину ликования всего человечества. Приводим русский текст «Оды к радости», который рекомендуется использовать при разучивании этой бессмертной мелодии, звучание которой сопровождает значительные события в жизни многих народов мира. Эта мелодия стала интернациональным символом, своеобразным международным гимном, песней единения народов Земли:
Радость юной жизни пламя! Радость светит нам в тумане,
Новых светлых дней залог! Греет сердце в час невзгод.