Задуматься над вопросами: мелодии какого характера «звучат» с этих картин? какие чувства испытывают девушки, слушающие Леля? нравятся ли им наигрыши Леля?

После прослушивания песни Леля из оперы «Снегурочка», нужно предложить ребятам высказать свое мнение, ответив на вопросы: что роднит песню Леля с народными напевами? (одушевление образов природы в тексте песни, мелодия в народном духе, повторы фраз); в какой форме написана песня? (куплетная); как композитор разнообразит звучание песни? (изменения сопровождения).

Учитель должен обратить внимание третьеклассников на то, что в русских операх часто партии мальчиков, юношей исполняют женские голоса. Песня Леля звучит в опере в исполнении низкого женского голоса (меццо-сопрано). Будучи большим мастером звуковой живописи, Римский-Корсаков ввел в песню Леля голоса и звуки природы. Пусть ребята задумаются над тем, каким образом он это сделал? (удары грома – ударные; пение птиц – деревянные духовые инструменты).

В завершении урока можно обратиться к Рабочей тетради. На развороте «Разыграй песню» предлагается серия заданий для исполнения русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот»: импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.

Урок № 3 (19)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Это урок связан с изучение двух разворотов Учебника: «Звучащиекартины» и «Прощание с Масленицей». На уроках во 2 классе учащиеся знакомились с обычаями празднования Масленицы на Руси. Поэтому рассматривая репродукции с картин художника XX вв. Б. Кустодиева – «Зима. Масленичное гулянье» и «Масленица» – можно предложить ребятам назвать приметы праздника, изображенные на них (катание на санях, представление театра и др.). На каждой из картин можно видеть изображение морозного зимнего дня, празднично одетых людей, городские постройки, церкви. Пусть ученики попытаются ответить на вопрос: какой музыкой можно было бы озвучить эти живописные полотна? Вслед за этим третьеклассники поют знакомые им масленичные песенки,[19] веснянки,[20] вспоминают игры и забавы, пословицы и поговорки русского народа об этом празднике.

В центре урока – знакомство с большим фрагментом из оперы «Снегурочка» – сцена «Проводы Масленицы». Для того, чтобы процесс восприятия этой сцены был увлекательным для учащихся, необходимо разучить главные ее мелодии. Две из них – записаны на развороте Учебника «Прощание с Масленицей» (с. 66–67). При разучивании школьники смогут определять их характерные интонации, ладовую окраску, жанровые особенности (песня-призыв, песня-плач, песня-скороговорка и др.).

Главную мелодию рефрена «Прощай, прощай, прощай Масленица!», которая повторяется в сцене несколько раз, словно возвращаясь к слушателям по кругу (круг Солнца, катание на санях по кругу – принцип рондообразности), можно попытаться разучить на два голоса. Важно, чтобы при пении этой темы хористы не форсировали звук, не «декламировали», а тщательно пропевали ее. На празднике всегда есть место музыкантам-исполнителям, поэтому некоторые из предлагаемых для разучивания мелодий можно озвучить сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., а также дополнить жестами и танцевальными движениями, передающими их характер.

После такой подготовительной работы восприятие сцены «Прощание с Масленицей» будет опирать на музыкально-слуховые впечатления учащихся, полученные ими в результате исполнительской деятельности, что значительным образом облегчит их ориентацию в достаточно сложной разноплановой фактуре сцены.

На заключительном этапе урока можно разучить с ребятами песню «Проводы зимы» Н. Римского-Корсакова (слова И. Устюжанина). После того, как учитель споет эту песню классу, учащиеся, наверняка, смогут услышать в ней знакомую им мелодию из сцены «Проводы Масленицы», но в песне она звучит с другими словами. При разучивании следует стремиться к полетному звучанию голосов на высоких звуках, к мягким окончаниям слов с открытыми слогами, к поиску разнообразных приемов звучания трех куплетов: чередование звучания хора, вокальных ансамблей с солистами, украшение песни звучанием музыкальных инструментов.

Обобщение темы урока направлено на понимание учащимися значения песенного фольклора в музыке русских композиторов: они не только используют подлинные мелодии в своих крупных сочинениях (например, в опере), но и сочиняют собственные мелодии в духе народных. Музыкальный фольклор – источник вдохновения многих поколений композиторов и музыкантов-исполнителей.

Урок № 4 (20)

В музыкальном театре

С этого урока продолжается освоение школьниками характерных закономерностей жанров сценической музыки – знакомых (опера, балет) и новых (мюзикл). Уроки раздела «Музыкальный театр» рекомендуется организовывать как уроки-путешествия.

Итак, первое путешествие на оперный спектакль. В знакомой учащимся опере-сказке «Руслан и Людмила» М. Глинки (по одноименной поэме А. Пушкина) каждое из действующих лиц имеет свою музыкальную характеристику. Так, злой волшебник-карлик Черномор охарактеризован музыкой фантастического марша. Звучание марша на уроке может быть дополнено пластическим интонированием – ребята «изображают», инсценируют шествие Черномора.

Работа с разворотом Учебника «Я славил лирою преданья» (А. Пушкин) предполагает восприятие и анализ учащимися речитатива и арии Руслана из 2 действия оперы. Перед прослушиванием этих фрагментов предложите школьникам задуматься над тем, какими чертами характера наделяет композитор витязя? Как звучит речитатив (сумрачное оркестровое вступление, неспешное размышление Руслана «О поле, поле…»), первая часть арии (призывные интонации «Дай, Перун, булатный меч мне по руке…), взволнованное состояние, быстрый темп), контрастная середина «О, Людмила, Лель сулил мне радость…»)? Какие приемы развития (повтор, контраст) использует композитор в арии? На какой знакомой мелодии строится средняя ее часть (тема из увертюры к опере)? Эта тема предлагается в нотной записи для разучивания со школьниками. Голос, который исполняет партию Руслана в опере, называется баритон.

Музыкальная характеристика Людмилы в опере дается в небольшой лирической арии, которая называется каватина. Послушав ее, школьники смогут поразмышлять над вопросами: Какие черты присущи этой музыке (танцевальность, грациозность)? Каким приемами подчеркивает Глинка женственность героини (высокий регистр, характер звуковедения (staccato – отрывисто), многочисленные украшения-распевы, светлый тембр (сопрано)?

Счастливый конец сказки находит свое выражение в музыке финала – народ величает Руслана и Людмилу на свадебном пиру. Учитель может сыграть (или напеть без слов) главную тему заключительного хора. Знакома ли она третьеклассникам? (главная тема увертюры – вступления к опере)). Можно послушать и спеть фрагмент этого хора с учащимися.[21] Вывод, к которому важно подвести третьеклассников таков: в финале оперы Глинка подчеркивает мысль о бесстрашии Руслана, красоте Людмилы, величии родной русской земли.

Обобщая впечатления школьников от путешествия в оперный театр, можно напомнить им, что в опере могут звучать голоса как отдельных персонажей (солисты), групп исполнителей (квартет «Какое чудное мгновенье» из сцены похищения Людмилы), народа (хоровые сцены).

Урок № 5 (21)

В музыкальном театре

Основная задача этого урока – продолжить знакомство учащихся с фрагментами из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки. Содержание разворота Учебника «Фарлаф» знакомит третьеклассников с образами Фарлафа, одного из витязей, отравившихся на поиски Людмилы, похищенной Черномором, и волшебницы Наины, которая обещает помочь Фарлафу в его поисках княжны.

Перед прослушиванием сцены Наины и Фарлафа учителю рекомендуется познакомить учащихся с текстом сцены и «Рондо Фарлафа», который предлагается в Хрестоматии музыкального материала для 3 класса.[22] Затем учащиеся могут прочитать литературную характеристику Фарлафа из поэмы А. Пушкина (Учебник, С. 72) и подумать над значением таких выражений как: «воин скромный средь мечей», «Я весь дрожу… Опасный путь мне надоел».

В музыкальной характеристике этого героя оперы большое значение имеет фраза, обращенная к Наине (она записана нотами): «Откройся мне, скажи, кто ты?». Пропевание этой мелодии дает основание третьеклассникам убедиться в том, что Глинка сумел передать состояние страха, смятения Фарлафа. Мелодия героя словно оцепенела (дважды повторяются всего четыре звука), слова в его высказывании звучат по слогам, прерываются паузами (так может говорить человек, пребывающий в состоянии сильного волнения).

Ответ волшебницы Наины звучит важно, торжественно (динамика), ее мелодия строится на повторении (утверждении) одного и того же звука (си). Безжизненные оркестровые звучности и ровный бесстрастный речитатив – такова музыкальная характеристика Наины.

Наина предлагает Фарлафу вступить на путь обмана, обещает ему помощь в поисках Людмилы. Как композитор передает восторг хвастливого труса, «горе-богатыря» Фарлафа? Путь третьеклассники послушают в исполнении учителя речитатив Фарлафа, предшествующий его знаменитому «Рондо»: «О радость! Я знал, я чувствовал заране, что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг!» Ребята, наверняка услышат, как изменился характер интонаций героя, какие новые черты появились в музыкальной характеристике этого персонажа (уверенность, гордость, радость, величие). Далее Фарлаф «взахлеб», скороговоркой, в стремительном темпе поет о своей победе над Русланом: «Близок уж час торжества моего…». Послушав с учащимися «Рондо Фарлафа», предложите им задуматься над еще одним вопросом: почему композитор пишет музыкальную характеристику этого витязя: а) в жанре скороговорки; б) в форме рондо.[23] Пусть ребята самостоятельно выберут название голоса исполнителя – тенор? баритон? бас? (бас).

Главную тему «Рондо Фарлафа» можно разучить с ребятами. Начать эту работу можно с хорового «проговаривания» текста в заданном ритме, а лишь затем – в умеренном темпе соединить выученный текст с мелодией. Вокализация главной темы поможет учащимся при последующих прослушиваниях «Рондо Фарлафа» осознанно следить за ее многократными повторениями, что поможет усвоить форму «рондо», в которой главная мелодия (рефрен) чередуется с другими мелодиями (эпизодами).

Учителю следует обратить внимание детей на фотографию великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина, исполняющего роль Фарлафа.

На завершающем этапе урока третьеклассникам предлагается представить себя зрителями, которые сидят в зале музыкального театра перед началом оперного спектакля. Гаснет свет, занавес еще закрыт. Дирижер поднимает дирижерскую палочку и…начинает звучать музыка (увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки). Вопросы к учащимся после прослушивания увертюры: Как называется вступление к опере, балету, кинофильму? (увертюра)[24].Музыка какого характера преобладает в увертюре к опере «Руслан и Людмила»? (стремительная, жизнерадостная, удалая, мощная – высказывания детей можно записывать на доске). Какие знакомые темы оперы прозвучали в увертюре? Каких героев оперы они характеризуют? (учитель напоминает мелодию арии Руслана, гамму Черномора, хор «Слава»!». Выбору тем помогут рисунки художника-оформителя на с. 74–75 Учебника). Как композитор утвердил идею победы добра над злом в увертюре? (увертюра, как и вся опера, завершается музыкой праздничной, светлой, ликующей).

Школьникам можно предложить представить себя в роли дирижеров

симфонического оркестра и продирижировать фрагментом увертюры под звучащую фонограмму. После этого фрагмента оперы, учитель рассказывает классу о том, что Глинка вспоминал о том, что: «Увертюру прямо на оркестр я писал нередко во время репетиций в комнате режиссера». Почему же композитор сочинял увертюру после того, как была написана сама «большая сказочная опера»? Проблемные вопросы, адресованные учащимся, предполагают различные ответы детей, разную степень аргументации. Их главный смысл заключается в возможности высказывания своего собственного мнения, своей собственной оценки того или иного явления музыкальной культуры.

Завершиться урок может исполнением уже знакомых учащимся песен: Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету» (слова М. Пляцковского), Г. Гладков «Песня-спор» (слова В. Лугового) и др.

Урок № 6 (22)

В музыкальном театре

На этом уроке продолжается путешествие третьеклассников в оперный театр. На этот раз основным методическим принципом построения урока является принцип контраста. Фрагменты из оперы немецкого композитора XVIII в. Кристофора Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика», написанной на сюжет древнегреческого мифа, сопоставляются с фрагментами из оперы русского композитора XIX в. Николая Андреевича Римского-Корсакова, сочиненной на сюжет русской народной сказки «Снегурочка», хорошо известной детям.

Пусть школьники прочитают в Учебнике на развороте «Орфей и Эвридика» о том, какие события положены основу сюжета оперы Глюка. Два контрастных эпизода оперы характеризуют два «мира» – добра и зла. Разучив с ориентацией на нотную запись хор фурий, злых ведьм мрачного подземного царства мертвых («Чей это дерзкий дух наш потревожил слух?»), учащиеся смогут подчеркнуть его сумрачный и воинственный характер собранным звуком, ритмически четким исполнением рисунка мелодии, выразительными акцентами. Прослушивание этого хора в записи даст возможность третьеклассникам убедиться в том, что мощное звучание оркестра, ровное движение мелодии (как заклинание), резкие гармонии создают образ зла, которое всегда узнаваемо – и в жизни, и в сказках. Ему обычно противостоят светлые силы, образы добра, любви.

Мир грусти, печали, фантастики предстанет перед школьниками в оркестровом эпизоде из оперы. Знакомая учащимся «Мелодия», которая сопровождает поиски Эвридики Орфеем в царстве Аида, вызывает у детей сочувствие, сопереживание эмоциям Орфея, потерявшего свою любимую. Чтобы усилить эмоциональное воздействие этого фрагмента оперы на третьеклассников, учитель предлагает вслушаться в «Мелодию», выделить в ней интонации сдержанной скорби, тоски, печали, жалобы, вздохов (секундовые нисходящие ходы мелодии). Необходимо также подчеркнуть песенный характер мелодии, ее взлеты и падения, тембр солирующего инструмента (флейта), который передает ей безысходность, трепетность.

Яркими человеческими чувствами пронизаны фрагменты из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «великого музыкального сказочника». Работа с разворотом учебника «Волшебное дитя природы» направлена на знакомство детей с музыкальными характеристиками ее главной героини – Снегурочки в начале и в конце оперы. Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить…» (из пролога, вступительного раздела оперы), которую предлагается послушать на уроке, рисует образ юной девушки, стремящейся из заповедного леса к людям. Рассматривание нотной записи мелодии арии, дает возможность школьникам убедиться в причудливости, узорчатости рисунка мелодии, увидеть распевы, которые роднят ее с народными песнями, изобразительные моменты (ауканье). Пусть третьеклассники подберут слова, которыми можно охарактеризовать образ Снегурочки в начале оперы – нежная, изящная, добродушная, жизнерадостная. Высокому голосу героини (сопрано) в арии вторит деревянный духовой инструмент – кларнет, который подражает звучанию пастушеской свирели. Именно пастушьи наигрыши и песни Леля повлекли Снегурочку к людям.

Этому образу созвучна репродукция с картины В. Васнецова «Снегурочка» – скромная фигура девушки с опущенными глазами (потупленным взором?), прозрачные линии рисунка, светлые краски.

Жизнь в Берендеевой слободке (репродукция с картины В. Васнецова «Берендеева слободка» помещена на с. 79 Учебника), среди простых людей превратила Снегурочку в обычную девушку. Волшебный венок из весенних цветов и трав, подаренный Снегурочке матерью-Весной, разбудил в ней великое чувство любви. Прежде, чем предложить третьеклассникам послушать сцену таяния Снегурочки, уместно прочитать текст сцены.[25] Послушав сцену, учащиеся смогут определить, как звучит в ней голос девушки? какими чувствами наполнена музыка сцены? что изменилось в музыкальной характеристике Снегурочки?

Главную мелодию сцены «Люблю и таю…» можно разучить с учащимися. Ее страстные интонации, наполненные глубоким человеческим чувством, томлением, негой, трепетностью, мечтательностью рисуют слушателям новый облик Снегурочки. Эмоциональные характеристики звучания сцены предложены для самостоятельного выбора учащимися на с. 79 Учебника.

Таким образом, на этом уроке еще раз подтверждается мысль том, что различные герои оперы имеют свои неповторимые музыкальные характеристики и каждый композитор, используя особенности музыкального языка, по-своему передает сложный мир чувств и переживаний персонажей оперного спектакля.

Урок № 7 (23)

В музыкальном театре

На этом уроке продолжается путешествие в оперный театр и происходит знакомство с другими персонажами оперы «Снегурочка». Разворот Учебника «Полна чудес могучая природа» рисует портрет мудрого правителя – царя Берендея. Прежде чем приступить к прослушиванию каватины царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа», пусть ребята рассмотрят репродукцию с картины В. Васнецова «Палаты Берендея». Что изображают рисунки на сводах потолка, колоннах? Волшебных зверей, чудесные цветы, диковинные растения. Вот какой красотой наполнен мир этого сказочного персонажа!

Каватина – небольшая ария – рисует слушателям образ мечтательного, доброго человека, любующегося красотой Снегурочки, которую царь сравнивает с нежным весенним цветком – ландышем. Какими чувствами наполнена его каватина?( свет, добро, нежность). Какие средства музыкальной выразительности способствуют передаче образа царя? (песенная мелодия с распевами, неторопливый темп высказывания, негромкие звучности – динамика, прозрачные краски оркестра, светлый мажорный лад). При разучивании главной мелодии каватины царя Берендея учителю следует обратить внимание на распевы, точность исполнения ритмического рисунка (ноты с точкой, шестнадцатые длительности в затактах).

Еще одной музыкальной характеристикой Берендея является оркестровый эпизод оперы – «Шествие царя Берендея». Основным приемом развития в этой музыке является контраст – контраст динамики, контраст регистров (высокие, низкие), контраст тембров инструментов симфонического оркестра. Можно предложить ребятам после прослушивания «Шествия» и его интонационно-образного анализа изобразить под эту музыку движение свиты Берендея. Эта инсценировка покажет, насколько тонко дети чувствуют изменения характера музыки и передают их характерными маршеобразными движениями. Следует привлечь внимание учащихся к тому, что шествие станет останавливаться тогда, когда «свита» будет слышать призывные интонации духовых инструментов.

Сравнение музыки «Шествия» с другим маршем – фантастическим «Маршем Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» поможет третьеклассникам убедиться в том, что разные композиторы (Глинка и Римский-Корсаков) используют сходные приемы развития музыки для передачи особенностей характеров оперных персонажей. На примере этого сопоставления школьники убеждаются в том, какую роль в оперном спектакле выполняет симфонический оркестр, который усиливает восприятие слушателями всего того, что происходит на сцене.

Разворот Учебника «В заповедном лесу» продолжает знакомство третьеклассников с традициями народных праздников на примере фрагментов из оперы «Снегурочка».[26] Жизнь крестьян в древние времена была тесным образом связана с явлениями природы. Наши предки поклонялись Солнцу, Ветру, Матери-Земле. Песни, хороводы, пляски, народные игры сопровождали день прихода Ярилы-Солнца. На празднике берендеев звучит «Пляска скоморохов». Кто такие скоморохи?

Информация для учителя.

Скоморохи были музыкантами, народными стихотворцами, рассказчиками. Они веселили людей шутками, разыгрывали сценические представления, которые несли в себе отголоски славянской мифологии. Самой распространенной формой театрализованных выступлений скоморохов с элементами юмора и сатиры были медвежьи потехи и жанровыс сценки с участием Петрушки. Представления сопровождались звуками духовых (сурна, волынка, брелка), струнных (гудки, домры, гусли) т кдарных (накры, барабан) инструментов.

Русский историк Н.И. Костомаров в своем труде «О жизни, быте и нравах русского народа» пишет, что скоморохи вызывали живейший интерес у зрителей, которые и сами принимали участие в плясках и игрищах. Зимой скоморохи потешали народ на святках и Масленице, летом – нм Троицу. В праздник Купала народ собирался на игрища. Тут и являлись скоморохи и гудцы с бубнами, сопелями, дудами и струнными гудками.

Через всю средневековую культуру проходит противостояние официальной церкви скоморошьим традициям, сохранявшим элементы язычества. В середине XVII в. царь Алексей принял указ, предписывающий властям уничтожение скоморошества, в том числе их музыкальных инструментов. Скоморохи и мастера «гудошного дела» подлежали высылке в Сибирь, на Север Руси, а инструменты сжигались русскому музыкальному искусству был нанесен невосполнимый урон. Некоторые образцы народного инструментария безвовратно утеряны.[27]

«Пляска скоморохов» – пример шуточной музыки. Учащиеся, наверняка, смогут самостоятельно определить, что жизнерадостному характеру пляски соответствует быстрый темп, яркие запоминающиеся интонации-попевки, приемы развития, характерные для народных плясовых песен – повтор и варьирование. Можно организовать театрализацию пляски, предложив третьеклассникам исполнять притопы, прихлопы, отмечая ими акценты в начале или в конце фраз, украсив звучание танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.).

Несмотря на то, что опера-сказка заканчивается смертью Снегурочки – она тает под палящими лучами Ярилы-Солнца – жители Берендеевой слободки прославляют радость жизни, поют светлый гимн Разуму, Красоте, Добру. Перед прослушиванием заключительного хора из оперы – «Свет и сила, Бог Ярило», рекомендуется разучить главную его мелодию. При разучивании можно обратиться к нотной записи (с. 83 Учебника), которая подскажет школьникам то, что нужно подчеркнуть в звучании: петь величаво, энергично, подчеркивая ударения в словах. Учителю же необходимо предостеречь детей от форсированного, крикливого звука. Исполнять хор можно с солистом, который

(как Лель) поет зачин (запев).

Можно также вспомнить другие хоры-славицы: канты Петровского времени, хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», а также исполнить знакомую третьеклассникам песню – «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева (слова Р. Копф).[28]

Урок № 8 (24)

В музыкальном театре

Продолжая музыкальное путешествия по страницам русских опер, в начале этого урока можно предложить учащимся послушать вступление к опере-былине «Садко» Римского-Корсакова. После того, как школьники попытаются самостоятельно определить, какой образ создал композитор в этой музыке (моря, морской стихии), можно обратиться к работе с разворотом Учебника «Океан – море синее». Внимание третьеклассников нужно привлечь к интонации из трех звуков, из которой композитор словно «выращивает» тему моря, несколько раз появляющуюся в опере. Она сопровождает путешествия Садко, рассказы заморских гостей о новых странах (песни Варяжского, Веденецкого (из Венеции), Индийского гостей) на Новгородском торге. После прослушивания целиком оркестрового вступления «Океан – море синее», пусть учащиеся ответят на вопросы: какое море изображает композитор? (спокойное – взволнованное, разбушевавшееся – спокойное); в какой форме написано вступление? (трехчастная); какой прием развития образа моря использует Римский-Корсаков? (варьирование основной интонации); какие звучности появляются в заключительных тактах вступления? (фантастические, они рисуют образы подводного царства).

На этом уроке можно разучить песню «Я рисую море» В. Тугаринова (слова Вл. Орлова).[29] Лирический образ песни требует мягкого полетного звучания голосов, кантилены, выразительного музыкального «прочтения» текста, поиска разнообразным приемов исполнительского развития – агогические отклонения (изменения темпа), сочетания хорового, ансамблевого и сольного пения, использование элементов театрализации и пластического интонирования.

Следующий раздел урока связан с новым путешествием третьеклассников в музыкальный театр и «посещением» балета-сказки «Спящая красавица» П. Чайковского. Напомним учителю, что этот балет написан на сюжет сказки французского писателя Шарля Перро. Этот балет Чайковский писал в тесном содружестве с известным балетмейстером, автором сценария и постановщиком Мариусом Петипа, французом по национальности, который 56 лет проработал в России.

Образы добра и зла (как в «Руслане и Людмиле» Глинки, в «Снегурочке» Римского-Корсакова) – злой феи Карабос и доброй феи Сирени – олицетворяют в балете вечный круговорот в природе (смену времен года, сон и пробуждение), судьбы человеческой жизни.

На развороте Учебника «Две феи» перед учащимися представлены два контрастных образа, которые характеризуется музыкальными темами. В звучании темы феи Карабос третьеклассники услышат острые, «колючие» интонации и ритмы, резкие созвучия. Фея Сирени имеет тему песенного характера, которую рекомендуется разучить с учащимися, ориентируясь на нотную запись. Именно графический рисунок темы даст им возможность убедиться в поступенности мелодии, волнообразности движения, что создает плавную, неторопливо развертывающуюся певучую мелодию, создающую ощущение ясного безмятежного покоя.

Созвучны двум контрастным образам фей и рисунки художника-оформителя: приглушенной, зловещей краской изображена фея Карабос на фоне сумрачного леса. Для изображения фея Сирени художник избрал весенний пейзаж, светлые радостные краски. Послушав в оркестровом звучании вступление к балету «Спящая красавица», можно предложить ребятам ответить на вопрос: можно ли по вступлению определить, каким будет конец сказки?

Работа с разворотом «Сцена на балу» предполагает прослушивание, вокальное и пластическое интонирование «Вальса» из первого действия балета (пение главной темы, свободное дирижирование, исполнение пульсации вальса покачиванием корпуса, рук, поднятых над головой).

Перед прослушиванием финала первого действия, обратите внимание третьеклассников на нотную запись видоизмененной темы «Вальса», а затем предложите им проследить за развитием музыки и нарисовать в своем воображении все, что будет происходить на сцене. В этом школьникам помогут уже знакомые им музыкальные характеристики двух фей и музыка вальса.

Вывод, к которому учитель вместе с учащимися приходят после знакомства с финалом первого действия таков: праздничная атмосфера бала резко изменяется, после того, как в оркестре появляются сначала интонации феи Карабос, затем и вся ее тема.

На заключительном этапе урока рекомендуется продолжить работу над совершенствованием вокально-хоровых навыков учащихся при исполнении песенного репертуара.

Урок № 9 (25)

В музыкальном театре

На этом уроке продолжается путешествие третьеклассников в музыкальный театр. На этот раз они «побывают» на увлекательном представлении с пением, танцами, играми, которое получило название «мюзикл».

Информация для учителя.

Мюзикл (англ. musical, сокр. от musical соmedy – музыкальная комедия) – музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусств. Мюзикл оформился как жанр в 20-е–30-е гг. XX в. в США. Широко известны мюзиклы «Звуки музыки» Роджерса, «Моя прекрасная леди» Портера, «Вестсайдская история» Бернстайна, «Оливер» Барта, а также «Кошки» Уэббера и др.

В конце XX–начале XXI вв. новая волна мюзиклов буквально захлестнула отечественную индустрию развлечений: «Метро», «Нотердам де Пари» (русская версия), «Чикаго», «Норд-Ост», «Иствикские ведьмы», «12 стульев» – вот далеко не полный перечень спектаклей, которые сегодня идут на сценах многих театров, записываются на видеокассеты и CD-диски.

В начале урока предлагается разучить с учащимися песенку о звукоряде и нотах из мюзикла «Звуки музыки» Р. Роджерса. При разучивании можно использовать различные приемы интонирования фрагментов песни: пение по леснице-звукоряду (метод болгарской «столбицы» Б. Тричкова), пение по руке (методика «хорового сольфеджио» Г. Струве), пение с ручными знаками (по методу относительной сольмизации)» и др. Возможно также применение такого игрового приема, как «эхо»: учитель поет мелодию, учащиеся – как эхо ее повторяют. Эту песню можно спеть вместе с фонограммой, где солирует Дж. Эндрюс, исполняя роль гувернантки-воспитательницы.

В центре урока – знакомство третьеклассников с фрагментами их мюзикла «Волк и семеро козлят» А. Рыбникова, которая написана на сюжет известной русской народной сказки. Прежде чем познакомить школьников со звучанием мюзикла Рыбникова, можно вспомнить и спеть главные темы персонажей детской оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля, с которыми встречались на уроках музыки в 1 и 2 классах. Это необходимо для того, чтобы выявить сходные и различные черты между двумя жанрами – детской оперы и мюзикла.

Музыкальная композиция, предлагаемая в Фонохрестоматии,[30]включает в себя «Сцену Козы с козлятами», «Песенку козлят», «Сцену Волка с козлятами», «Волк подражает Козе», «Песню Козы». Ребята, обычно с большим интересом слушают эту музыку. Пусть они подумают над тем, какое качество отличает сцены из мюзикла от сцен из детской оперы. Учащиеся отмечают, что музыка мюзикла отличается острыми современными ритмами, запоминающимися мелодиями, красочными звучностями инструментального сопровождения. При этом музыка добрая, совсем не страшная (несмотря на присутствие Волка), в ней много юмора, шуток. Главная мысль мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад» выражена в заключительной сцене: «Пляшут на широком пеньке…козлята, а Волк притопывает и подпевает… Вот что сделала с Волком волшебная сила музыки!»

Рекомендуется обратить внимание на то, что в сцене из оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля повторяется хор козлят «Целый день поем, играем», отдельные темы-характеристики козлят. В мюзикле «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова также несколько раз повторяется забавная «Песенка козлят», которую они поют без слов (на слог «ля»). Эта тема (как рефрен в форме рондо) создает радостный строй всего музыкального спектакля.

Желательно, чтобы учитель не ограничился прослушиванием мюзикла на уроке, а разучил основные его фрагменты с третьеклассниками. Эта даст возможность исполнить предлагаемую композицию под фонограмму. Пение под фонограмму активизирует внимание детей, требует передачи характера звучания, «вхождения» в нужный темп, точности вступления голосов после инструментальных проигрышей. В дальнейшем во внеурочное время можно «поставить» этот мюзикл к какому-либо школьному празднику и показать его учащимся младших классов, родителям. Естественно, эта работа потребует помощи взрослых при подготовке костюмов (или их элементов), декораций и т.п.

Урок № 10 (26)

В музыкальном театре

В концертном зале

В начале этого урока происходит закрепление тех понятий, которые приобрели учащиеся во время путешествий в музыкальный театр. В опере главные действующие лица поют, в балете – танцуют, в мюзикле и поют, и танцуют, и даже разговаривают. Каждый персонаж оперы, балета, мюзикла имеет свою неповторимую музыкальную характеристику. Оркестр (в опере и балете), инструментальный ансамбль (или фортепиано) в мюзикле дополняет своим звучанием происходящее на сцене. Увертюра (вступление) к музыкальному спектаклю настраивает слушателей на то, что будет происходить на сцене, часто предвосхищая развязку сюжета.

Пытаясь закрепить перечисленные выше закономерности музыкального спектакля, учитель вместе со школьниками обращается к темам и фрагментам из опер, балетов, мюзиклов, с которыми они знакомились на уроках в 3-ей четверти: дети слушают отдельные фрагменты, поют, используют ролевую игру «Играем в дирижера», сочиняют ритмическое сопровождение, фантазируют под музыку при помощи выразительных пластических движений.

В центре урока – работа с новым разделом Учебника «В концертном зале». Важно, начиная изучение этого раздела опереться на уже имеющийся музыкальный опыт третьеклассников. Поэтому путешествие в концертный зал начинается со знакомой детям музыки – 1-ой части «Концерта № 1 для фортепиано с оркестром» П. Чайковского, который они слушали во втором классе.

Перед прослушиванием главной темы 1-ой части Концерта, учитель может обратить внимание детей на портрет композитора Чайковского, сказать о том, что это произведение входит в обязательную программу пианистов – участников Международного конкурса исполнителей, который проводится в Москве раз в четыре года и носит имя прославленного русского композитора. Музыканты всего мира называют это сочинение своеобразной «визитной карточкой» России за рубежом. Пусть школьники самостоятельно подберут слова и выражения, которые охарактеризуют образный строй этой музыки (величественно, празднично, радостно, торжественно, мощно), а также определят жанр этого сочинения – инструментальный концерт («соревнование» пианиста с симфоническим оркестром).

Вслед за этим рекомендуется обратиться к тексту разворота Учебника «Музыкальное состязание». Пусть учащиеся выскажут свое отношение к двоякому переводу слова «концерт» – состязание и согласие.

Восприятие третьеклассниками репродукции с картины русского художника XX в. К. Сомова «Концерт» поможет им убедиться в многозначности значения этого слова. На переднем плане живописного полотна изображены две исполнительницы – певица и виолончелистка, на втором плане – зрители. От картины веет покоем, тишиной, тайной. Созвучна ли эта картина образу 1-ой части Концерта Чайковского, или – она создает контрастный образ?

Нотная запись украинской народной песни-заклички «Веснянка» настраивает детей на поиск характерной интонации песни, которая многократно повторяется. Разучивание песни предполагается проводить на два голоса. На первом этапе рекомендуется разучить с классом обе партии, затем исполнять каждую из них с голосом («второй») учителя. Чистое интонирования двухголосия – процесс сложный и зависит от степени сформированности навыка унисона и от уровня развития музыкального слуха учащихся. Поэтому на первоначальном этапе двухголосного пения можно ограничиваться лишь фрагментарным звучанием двух голосов одновременно (например, в начале фразы, или – в конце).

Восприятие третьеклассниками 3-ей части Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского позволит им убедиться в том, что знакомая им народная песня «Веснянка» приобретает новое звучание. Пусть они подумают над тем, какие приемы развития использует композитор в этой части – повтор, контраст или вариативность? Какие средства выразительности изменяет Чайковский, чтобы показать различные черты песни: из<

Наши рекомендации