Артисты в России зарабатывают на концертах, корпоративных вечеринках и рекламе.
Во всем мире артисты получают основные доходы от выпуска аудиопродукции, альбомов. Концертная и клубная деятельность идет в дополнение к этому. У нас все наоборот: основные заработки артист получает от концертов, а гонорары от выпусков альбомов весьма скромные. Основная работа сейчас для артистов - сотрудничество с "новыми русскими": работа на презентациях, вечеринках, вплоть до свадеб и дней рождений. Раньше в голову никому не пришло бы пригласить звезду спеть на вечеринке. Сейчас практически любая звезда за хорошие деньги идет на это, потому что это основной заработок.
В Москве "вал" (так на жаргоне продюсеров называется выручка от концертов) от одного крупного концерта может составлять от $30 000 до $100 000. В провинции деньги совсем другие - от 300 000 до 600 000 руб. "Гастролеры" (ведущие поп-артисты, собирающие большие залы) порой вынуждены давать по 20 концертов в месяц. И это не предел. Под Новый год некоторые наши самые популярные поп-артисты умудряются давать и по 6 концертов за один день.
Исполнители хотят платить за песни как можно меньше или вообще не платить. Не любят, когда на экране пишут титры с именем автора песни, не хотят лишний раз упомянуть в интервью своего автора. "Не надо ему (автору) лишний раз появляться на экране, не надо распылять внимание". Большая часть авторов получает достаточно скромные гонорары, и единственная их отрада и законное право - увидеть свое имя в титрах.
На Западе сейчас раскручиваются очень мелкие временные проекты. Мелодии из двух аккордов могут быть, но они не должны заполнять собой все пространство. Не должна вся музыка быть только "форматной", демократичной до умопомрачения. Потребность в хорошей музыке не исчезла. В России всегда была тяга к хорошим песням с качественными текстами и красивой мелодией.
РОЛЬ КАВЕР-ВЕРСИЙ
Певец Мурат Насыров, трагически погибший 19 января 2007 года в свое время исполнил песню “Мальчик хочет в Тамбов”, которая быстро стала шлягером. В оригинале данное произведение называется “Тик-Тик-Так” и принадлежит не Мурату Насырову, а бразильскому композитору Браулино Лима и находится в каталоге известнейшего международного издательства EMI Music Publishing. Согласно Закону об авторских и смежных правах, такое использование возможно лишь с разрешения автора и его издательства, при наличии соответствующего авторского договора.
Чужие хиты в качестве стартовой площадки для собственной карьеры — вещь в шоу-бизнесе известная. Не всем дано быть авторами, как Пол Маккартни или Элтон Джон, более того, ряд всем известных артистов сделали себе имя с мелодиями других авторов. Тина Тернер и Джо Кокер — наиболее известные примеры того, как личность артиста превращает чужой материал в произведения, которые трудно представить в исполнении кого-нибудь другого. Но когда личностных качеств не хватает, а собственный материал хлипковат, тогда на выручку приходят мировые шлягеры, которые далеко не всегда используются со всеми необходимыми формальностями.
Кирилл Немоляев (БониНем) — в первом выпуске альбома “Мелодии и ритмы зарубежной эстрады” превращал милые эстрадные песни “Феличита”, “Вояж”, многострадальную “Хафанана” и другие в брутальный металлический коктейль. Подобные “авторские переработки”, согласно закону, возможны лишь с разрешения правообладателей.
Использование зарубежного песенного материала — вещь в шоу-бизнесе вполне приемлемая, более того, вполне распространенная. Это характерно для любых стран и территорий. «Руки вверх!» добились успеха на Западе — их произведение “Песенка” превратилась в европейский хит “Around The World”. Но известное немецкое издательство “Diana Music” из Берлина поступило по закону — с авторами был заключен серьезный многостраничный контракт, который предусматривал и написание англоязычного текста, и право на аранжировку.
Филипп Киркоров, в репертуаре которого достаточное количество зарубежных мелодий, получает права на использование произведений на русском языке и право на переработку.
Репертуар и только репертуар! Без него Вы не сможете сделать и двух шагов к своему успеху. Помните: хорошая песня — это композитор, поэт, аранжировщик, звукорежиссер и, конечно же, Вы сами! Взаимодействие и творчество этих личностей и приведет Вас к рождению хорошей песни!
Современная популярная музыка — это не только творчество, а еще и современный менеджмент, высокий профессионализм, маркетинг и немного везения!
Примерная схема промоушна: демонстрационная запись имеющегося музыкального материала ("демо") - поиск продюсера - поиск фирмы звукозаписи - запись сингла, альбома и видеоклипа - их радио- и телеротация и реклама артиста в СМИ, презентация проекта, начало клубной и концертной деятельности.
Мир шоу-бизнеса очень тесен, все друг друга знают.Если кто-то кого-то раз обманул, то об этом узнают все. Репутация, на которую ты работаешь всю жизнь, важнее набитых карманов. Ответственных и серьезных людей в шоу-бизнесе можно пересчитать по пальцам. Чаще приходится слышать, что тут кого-то кинули, там директор сбежал, там украли готовую к изданию фонограмму.
В российском шоу-бизнесе очень многое держится на личных связях и знакомствах. От администратора или продюсера исполнителя (группы) требуется, чтобы он лично знал тех, к кому надо обращаться, чтобы с максимальным эффектом "пропиарить" подопечного или "пробить" клип на телевидении или песню на радио.
Многие наши широко известные продюсеры прежде всего успешные "толкачи".
В отечественном шоу-бизнесе случайных людей не бывает. Молодой группе или исполнителю нужно искать счастья везде, где только можно.
ПРИМЕР
Продюсер Иосиф Пригожин нашел исполнителя Дидюлю на Арбате, когда зашел в гости в офис своего приятеля, известного художника-оформителя Бориса Краснова, располагающийся как раз в Доме актера. Друзья услышали через открытое окно неплохую игру на гитаре. Пригожин пригласил музыканта в офис, где тот сыграл перед известными деятелями шоу-бизнеса несколько композиций. Пригожин предложил артисту подписать контракт.
ПРИМЕР
Исполнительница Бутч попала на рок-фестиваль "Нашествие" только потому, что позвонила нашему преподавателю - известному продюсеру, рок-журналисту Александру Кушниру и привезла ему свою демозапись. Тому понравилось, и он тут же повез артистку к своему хорошему знакомому Михаилу Козыреву. Через несколько недель Бутч уже выступала на "Нашествии", а ее песня зазвучала на "Нашем радио".