Продажи традиционных носителей (легальный сегмент)

Объемы продаж (млн. копий) Retail Values($ millions)
LP 0,15 0,12 0,95 0,8
MC 3,95 6,32
CD 70,05 392,3 184,2
MD, SACD и др. 0,015 0,08 0,45  
Total: 74,2

Данные InterMedia

Российский рекорд-бизнес и мировое музыкальное сообщество. Рейтинг России в списке мировых музыкальных продаж по розничной стоимости легального рынка (по данным IFPI) По стоимости легальных розничных продаж Россия занимает 13 место в мире, находясь между Швейцарией и Бразилией.
ГОД
Место в рейтинге (по стоимости рынка)  
Розничные продажи, $ млн.

Данные IFPI

Правовые аспекты деятельности отечественного музыкального бизнеса. Основные положения «Закона об авторском праве и смежных правах» 1993 года. Участие России в международных конвенциях: Бернская (1973), Женевская (1995), Римская (2002). Закон «Об авторском праве и смежных правах» 1993, Гражданский кодекс часть IV 2008 год. Авторский и издательский договоры, смежные исполнительские и фонограммные права, знаки охраны прав: (с) и (р), знак авторизации ®, знаки индивидуализации (место происхождения товара и пр.) Имущественные и неимущественные права
Классификация звукозаписывающих компаний, работающих в России. Репертуарные приоритеты отечественных рекорд компаний. Звукозаписывающие компании и контракты с артистами Звукозаписывающие компании обеспечивают создание и эксплуатацию имущественной ценности музыкальной композиции (Хита, шлягера, боевика и т.д.) путем производства и реализации фонограмм, музыкальных файлов, рингтонов, реалтонов, RBT. Компании, имеющие медийные возможности: АРС Рекордз, REAL, Граммофон (РМГ); АВК «Монолит», A-One Records Дистрибьюторские: «Квадро диск», CD-Land, «Мистерия звука», «Гранд Рекордс» - компания приобретена АВК Монолит», «Бомба М», Classic company, «Мьюзик трейд», «Мегалайнер»; ТФ «Никитин» Производственные: «Монолит», RMG, ARK Records, CD-Land, «Мистерия звука» Возможности цифровой дистрибьюции:Интернeт-магазин Stereokiller. Техническая поддержка магазина осуществляется компанией Soundkey. MP3.RU– ресурс компании «Студия Монолит»   Жанровые приоритеты звукозаписывающих компаний Рэп, хип-хоп: RAP-Records, Respect Production, Tengiz Records, Mediatone; 100PRO, «Неотстой Продакшн», Rapland Music, Karavan Music, «ЛевПравЗвук», Aльтернативная музыка:FeeLee, «АиB Рекордз»,«Тревел Мьюзик», «Капкан Рекордз», DF Music Organization, «Гроб-Рекордз»; Отделение «Выход», «Попа Бегемота Рекордз». Русский шансон:Master Sound, «Русский шансон»,Classic Company, СоюзПро, «Альфа Рекордз». Классическая музыка:Агентство «Звук»,«Международная книга. Музыка», VistaVera, «Музыка массам»,ФГУП «Фирма Мелодия»,«Русский сезон», A-Ram, Boheme Music (BMR), Classical Records, Extraphone, Детский репертуар:TWIC/Lyrec, Два Жирафа, Парадокс мьюзик, ФГУП «Фирма Мелодия». Джаз:Boheme Music (BMR), One Records, Металлическая музыка:ФОНО, Irond, Art Music Group, «Стиджиан Крипт Продакшн», Mystic Empire, MetallAgen (Союз) Авторская песня:«Московские окна», IVC – Easy listening:Снегири (Легкие, Ш2, PopLoveOk) Электронная музыка UpLifto Records, Citadel Records, Кама Рекордз, Электрошок Рекордз – Поп музыка:АРС Рекордс, «Пролог Мьюзик», Студия «Монолит», Студия «Союз», CD-Land, «Квадро диск», «Мистерия звука», Зарубежный лицензионный репертуар:CD-Maximum, MegaLiner, www records, Танцевальный Рай, Disco International Centre Этническая музыка:Landy Star, Manas Records, Танцевальная музыка:«Танцевальный Рай», Turbo Music, Star Music, Diamond Records, Uplifto, Атмосфера– Национальные записи: «Барс медиа», «Звук М» Рок музыка:АнТроп, REAL Records,ФГЗ «Никитин», Sintez Records, Moroz Music, Navigator Records, Релаксационная музыка: «Правительство звука», NADA Ltd Народная музыка:«Изба Рекордз», ФГУП Фирма Мелодия», Специализация по видам носителей: RMG – формат MP3, Essential Music – SACD. Музыкальное видео:Sploshnoff Music Group – Производство Premium CD:М2B, “PR CD” (ARK) «Мистерия звука», «Снегири», Universal Music Russia, SONY BMG и пр.-
Типовая структура звукозаписывающей компании Отдел А&R Dept.Артистов и репертуара (artists and repertuar) – занимается поиском артистов и продюсеров, подбирает авторов и композиторов для артиста, аранжировщиков, студий, звукоинженеров, постоянных или сессионных музыкантов. Принимает окончательное решение - с каким исполнителем подписывать контракт и на каких условиях. Промоушн’,а - продвигает записи на (TV, radio, press) – отвечает за презентации, вечеринки и т.д. Продаж - работа с дистрибьюторами. Производства – отвечает за производство тиража записи, упаковки Юридический – отвечает за контракты, ведет переговоры по условиям контракта.
Институты и структуры отечественного музыкального рынка их характеристики. Формальная и неформальная система управления отраслью Общества по коллективному управлению авторскими и смежными правами Международные организации: IFPI(Офис закрыт) Объединения по цеховым признакам: НФПФ, РАМП, НПД, Госструктуры: РОСПАТЕНТ, МПТР, МВД, ФСБ
Потребители музыкальной продукции в России. Фанаты, поклонники В России 30 млн. любителей музыки. Ежегодное потребление около 300 млн. копий LP, MC, CD, SACD Возрастной ценз и процент потребления музыкальной продукции* Продажи традиционных носителей (легальный сегмент) - student2.ru Центры производства и реализации музыкальной продукции: Москва, С.Петербург, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону, Волгоград О корреляции между социальным классом, возрастом, полом и потребляемой музыкой.  
Структура отечественного музыкального рынка по локальному, международному и классическому репертуару. Продажи традиционных носителей (легальный сегмент) - student2.ru
Локальный репертуар %
Поп
Русский шансон
Дэнс
Рок, Рэп,
Записи для детей
Авторская песня
Народные песни
Классика
Прочие

Данные InterMedia





Национальной особенностью российской поп музыки является ее дихотомия на русский шансон и дэнс.

Движение средств в звукозаписывающей индустрии. Продажа записей и эксплуатация авторских прав.   См. Приложение 1.   Продажа музыкальных носителей, раеализация авторских прав. Отчисления за право на публичное исполнение композиции, право на публичное проигрывание записи композиции (фонограммы), право на механическое тиражирование записи композиции (фонограммы) Олигополия мейджоров, членов НПД Розница - мелкий опт - крупный опт – дистрибьютор – производство – рекорд компания - Основные продажи аудиопродукции идут в первые 5 – 10 дней. За это время удается реализовать до 75% всего тиража нового альбома. Поэтому крайне важно за это время дать массовую хорошо спланированную рекламу.
Рыночные стратегии в рекорд-бизнесе:   Ценовая политика звукозаписывающих компаний, дистрибьюторов и ритейлеров Многоступенчатая фильтрация избыточного продукта. Поиск мегахитов. Расходы на промоушн могут быть сколь угодно велики, лишь бы они обеспечивали необходимый объем продаж. Большой объем продаж одного наименования гораздо выгоднее продаж нескольких наименований. ЦЕНЫ НА ФИЗИЧЕСКИХ НОСИТЕЛЯХ PPD, оптовые цены, розничной торговли в специализированных магазинах Москвы, “Горбушкин двор” и пр. По репертуару альбомы делятся на отечественные (рок-, поп- и академическая музыка) и международные (рок-, поп- и академическая музыка). На практике используются три характеристики цен: full – высокая, mid – средняя и budget – низкая. Цены легальные и пиратские. Московские и региональные цены ЦЕНЫ ПРИ ЦИФРОВОЙ ДИСТРИБЬЮЦИИ (Онлайн и мобильные продажи)
Творческие, экономические и организационные составляющие проекта.   Идеология проекта: структура и содержание Финансовый план: структура и содержание Календарный план: структура и содержание
Название проекта.     Брендинг: Корпоративные цвета. Художественное оформление продукции, виды носителей музыкальной информации. Выбор названия один из самых сложных этапов работы над проектом. Типовые подходы к выбору названия. Географические названия :Chicago, Boston, Санкт Петербург, «Город 312», «Ленинград» Эпатаж: Группа «Х.З». группа «Мин нет», t.A.T.u., «Кровосток», «Рогатые трупоеды»   Корпоративные цвета «проходят красной нитью» через все варианты оформления проекта, слоган, товарный знак и пр. Варианты упаковки: стандартная, Digipark, Форматы дисков: CD-Cut, миньоны, Дополнительные возможности: цветные диски, ароматизированные диски
Продюсер: понятие. Компетенция продюсера Продюсирование музыкального проекта: понятие, цель. Стили продюсирования, их характеристики. В рекорд-бизнесе продюсер совмещает роль директора и продюсера в кинобизнесе. Он отвечает за креатив и оптимизацию творческого процесса (находит и выбирает песни, занимается аранжировками, определяет «саунд», берет на себя административную работу, арендует студию, нанимает музыкантов, контролирует бюджет, составляет отчеты.   Идеология, репертуар, саунд, сценический образ, Отличие продюсера от директора и концертного менеджера.
Приоритеты практики управления музыкальными проектами как процесс воздействия на творческий коллектив. Мисменеджмент Управление проектом: понятие. Методы и принципы управления проектом.   Современный рекорд бизнес — это не только творчество, а еще и современный менеджмент, высокий профессионализм, маркетинг и чуть-чуть везения!
Качества, необходимые продюсеру: профессиональные, личные, деловые. Их содержание. Российские продюсеры. Творческий и экономический анализ деятельности 1) Моральные качества 2) Креативное начало Образовательный уровень, знание музыкальной конъюнктуры 3) Бизнесмен Известнейшие продюсеры России: Разин А.,Тропило А.,Матвиенко И, Фадеев М., Шульгин А.,Пригожин И, Шаповалов И., Айзеншпис Ю.Ш., Алибасов Б.К., - основные проекты, анализ успехов и поражений
Корпоративная культура продюсирования: ценности, нормы, предметы культуры. Сравнение качеств продюсеров зарубежных стран и России. Совокупность традиций, норм поведения. Этические нормы, принципы социальной лояльности, слово и дело, ответственность за принятые решения   Качества менеджера, выдвигаемые институтом Гэллапа: Здравый смысл, знание своего дела, уверенность в собственных силах, высокий общий уровень развития, умение доводить дело до конца.    
Задачи и цели музыкальной карьеры. Конфликты в рекорд бизнесе. Система «Звезд». Звездная болезнь, депрессия. Звезды и рекорд лейблы, ПЦ «Звезды» функционируют как торговые марки, генерирующие продажи для музыкального бизнеса. «Звезды» - уникальные формы имущества, являющиеся одновременно и трудовым процессом и конечным продуктом.   Поп- «звезды» имеют много общего со звездами спорта и кинематографа. Головокружение от успехов. Артисты ПЦ Евгения Фридлянда Группа «Премьер-министр», Алексей Гоман, Александр Панайотов, Алексей Чумаков, Борис Моисеев, певица Малина, Руслан Алехно, Марина Девятова Критерии оценки потенциального артиста: 1.Качество живого исполнения 2.Оригинальность и общее качество песен или музыкального материала 3. Качество исполнения и голоса в записи 4. Внешний вид и имидж 5.Уровень личной ответственности и мотивации. Предыдущие достижения исполнителя    
Роль анализа рыночной ситуации на стадии разработки и становлении проекта. Мониторинг эффективности конкурентных проектов. Основные параметры репертуарной ниши: ассортимент, тиражи продаж, самые успешные проекты-конкуренты   Факторы риска. Защита информации, сбор данных о конкурентах.
Основные этапы создания музыкального продукта Поиск исполнителя, подбор репертуара, формирование творческого коллектива, запись в студии, отбор материала, выпуск сингла, размещение сингла на радио, первые выступления артиста, работа над альбомом, презентация проекта.
Бюджет проекта: СVP Анализ, Расходы Доходы Поддержка артиста, приобретение произведений у авторов, наем сессионных музыкантов, оплата студийного времени, расходы на производство тиража, промоушн и пр. CVP анализ (Cost-Volume-Profit analysis) - Планирование прибыли, «Нулевая точка» Клубная работа, корпоративные вечеринки, сборные концерты, мерчандайзинг
Хиты, шлягеры, боевики. Успех музыкального продукта. Организация и технология продвижения проекта. Креативные решения. Примеры. . Мотивирование артиста, его критерии. Главным и единственным условием наполнения финансовых потоков является рыночный успех музыкального продукта. Без хорошо организованной и эффективно проведенной промо-кампании все предыдущие работы, связанные с созданием произведений, их аранжировкой и записью не будут иметь никакого смысла и останутся затратной частью бюджета. Шлягер. Технологии создания. Хорошая песня — это композитор, поэт, аранжировщик, звукорежиссер и, конечно же, продюсер. Мелодия, гармония, стихи, аранжировка. Современный композитор работает в студии с артистом и доводит свое авторское произведение от творческого замысла до итоговой фонограммы, готовой к коммерческому использованию. Композиторы: Александр Лунев, Максим Фадеев, Виктор Дробыш, Игорь Матвиенко, Вячеслав Тюрин Поэты: Илья Резник, Артисты Валерия, «ТАТУ»,t.A.T.u., «На-НаХ», Борис Моисеев, Reflex, Мин нет «Peace Да!» Роль и место мозгового штурма в работе над проектом
Музыкальное пиратство и борьба с ним. Признаки контрафактности музыкальной продукции. История музыкального пиратства 1902 – 2011 годы. 146 статья УК РФ. Разновидности пиратства: подделки, компиляции, бутлеги. Лицензирование производства, идентификационные марки, голограммы. Коды IFPI. ISRC, SID
Роль СМИ в поддержке проекта     Музыкальное радио (FM радиостанции), музыкальное телевидение (MTV, VH1, МУЗ ТВ, «Мьюзик бокс», A-One журналы, газеты, интернет-сайты – как инструменты маркетинга. Радио один из главных популяризаторов музыки. Проекты (звезда и хит) будучи выбранными и экспонированными в масс-медиа, накапливают популярность, которая мотивирует дальнейшее экспонирование, которое, в конечном счете, истощает популярность.
Профессиональные СМИ: Billboard, 2М. Gramophone. Роль и место чартов, рейтингов, хит-парадов, национальных и международных наград и премий в продвижении проекта. Радио чарты, чарты продаж, чарты продаж рингтонов, чарты сетевых продаж Музыкальные награды и премии: «Овация», «Золотой граммофон», ZD Awards, «РекордЪ», «Движение», MTV Russia , FUZZ, RMA,
Стархантерство в мировом и Российском музыкальном бизнесе Характерные примеры перехода «звезд» из одной рекорд компании в другую. Причины
Транснациональная музыкальная индустрия и концепция «Культурного империализма» Концепция «Транскультурации». Музыкальные технологии и сам музыкальный материал встречают намного меньше бюрократических и экономических препятствий в процессе глобального распространения. Взаимодействие транснациональной музыкальной индустрии и национальных музыкальных рынков, формы, масштабы, взаимное влияние. Вопросы защиты национального музыкального репертуара. Основные признаки развития национальной музыкальной жизни:  
Основные тренды развития музыкального бизнеса и его инфраструктур Новые технологии: цифровая дистрибьюция, мобильный музыкальный контент Развитие законодательства. Развитие международных связей, Развитие региональных рынков. Образование новых музыкальных институтов: образовательных – “ГУУ-RMA», Академия им. Гнесиных исследовательских - InterMedia, выставочных “SHOWTEX”, фестивали и т.д. и организаций (Союз композиторов). Изменения в отечественном музыкальном сообществе, перемены в характере деловой активности, изменение музыкальной политики, снижение уровня пиратства.

Список литературы:

1..Тихонов А.В. Звукозапись – самое начало…, М., Звукорежиссер № 9, 2003

2. Тихонов А.В. Пластинка и иголка, М., Звукорежиссер № 8, 2003

3. Тихонов А.В. 100 лет русской «Колумбии», М., Звукорежиссер № 10, 2000

4. Тихонов А.В. Крах инженера Ребикова, М., Звукорежиссер № 5, 2003

5. Тихонов А.В. Рекорд «Сирены», М., Звукорежиссер № 7, 2003

6. Тихонов А.В. Юбилей «Апрелевки», М., Звукорежиссер № 8, 2000

7. Тихонов А.В. Пластинки старого Киева, М., Звукорежиссер № 4, 2003

8. Тихонов А.В. Русское акционерное общество граммофонов - РАОГ, М., Звукорежиссер № 6, 2003

9. Тихонов А.В. 100 лет российской звукорежиссуре, М., Звукорежиссер № 2, 2002

10. Тихонов А.В. Неизвестная «Столетняя война» Из истории музыкального пиратства в России. Часть 1, М., Звукорежиссер № 3, 2002

11. Тихонов А.В. Неизвестная «Столетняя война» Из истории музыкального пиратства в России. Часть 2, М., Звукорежиссер № 4, 2002

12. Тихонов А.В. Неизвестная «Столетняя война» Из истории музыкального пиратства в России. Часть 3, М., Звукорежиссер № 5, 2002

13. Музыкальные итоги года, М., InterMedia, 1995

14. Российский музыкальный ежегодник. Итгои 95/96, М., InterMedia, 1996

15. Российский музыкальный ежегодник. Итгои 96/97, М., InterMedia, 1997

16. Российский музыкальный ежегодник-1998, М., InterMedia, 1998

17. Российский музыкальный ежегодник 1999-2000, М., InterMedia, 1999

18. Российский музыкальный ежегодник -2001 Итоги века, М., InterMedia.RU, 2000

19. Российский музыкальный ежегодник -2002 100 лет российской грамзаписи, М., InterMedia.RU, 2001

20. Российский музыкальный ежегодник -2003 Начало цифровой эпохи, М., InterMedia.RU, 2001

20. Российский музыкальный ежегодник -2004, М., InterMedia, 2004

20. Российский музыкальный ежегодник -2005-2006, М., InterMedia. 2005

20. Российский музыкальный ежегодник -2007, М., InterMedia., 2007

21. V Премия Российской Индустрии Звукозаписи «Рекорд-2003», М., InterMedia.RU, 2003

22. Российская дискографическая энциклопедия, М., IPC, Eurasia, 1996

23. Наука о культуре. Итоги и перспективы. Выпуск 4 Научно-информационный сборник. М. 1999

24. Материальная база сферы культуры: отечественный и зарубежный опыт решения управленческих научных и технических проблем. Тихонов А.В. «Основные этапы развития грамзаписи в Росс (1902-1993 гг.) Выпуск 1 Информационный сборник. М. 1994

25. Donald D. Passman All You Need to Know About the Music Business, UK Edition, Penguin Books 1990

26. The recording industry in numbers. The definitive source of global music market information 2003. London. IFPI., 2003

27. Операция, которую назвали «Контрафакт», Дворянкин, О.А., Тихонов А.В., Издательская группа «Юрист», 2006. - 142 с.

28.Россия. Интеллектуальная собственность. Прорыв в будущее. Дворянкин, О.А., Тихонов А.В., Издательская группа «Юрист», 2007. - 456 с.

Контрольное задание по теме:

Планирование прибыли при производстве и выпуске альбома на носителях

Наши рекомендации