Краткий исторический обзор использования музыки и движений в лечении и коррекции. Связь методики музыкального воспитания, коррекционной ритмики с другими областями научного знания.

Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной и, в том числе, в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние.

В классической Греции музыка воспринималась как триединство «муссических искусств» — поэзии, танца и собственно музыки, считавшейся одним из самых могущественных средств, воздействующих на духовный мир человека.

В античных источниках находится множество свидетельств, говорящих о чудесах, произошедших от воздействия музыки. Виднейший врач древности Авиценна тысячи лет назад лечил музыкой психические заболевания. А врач Асклепид звуками музыки усмирял раздоры и звуками трубы восстанавливал слух. Восприятие музыки, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит и рекомендовал слушать флейту для исцеления при смертельных инфекциях. В работах древнегреческого философа Пифагора есть описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека, восстанавливать душевную гармонию.

Известны суждения Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады воздействуют на мысль, делая ее сообразной им самим. Идеи Платона, Пифагора о влиянии искусства, в частности музыки, на человека получили развитие в учении Аристотеля о катарсисе, очищении души человека в процессе восприятия искусства.

Музыкотерапия широко использовалась также в Древнем Китае и Индии. Древнекитайские подходы в диагностике и лечении музыкой основывались на воздействии музыки на активные биологические точки меридианов человеческого тела. Лечение душевных и физических расстройств проводилось посредством воздействия определенных тонов, звуков и определенных музыкальных инструментов на больные области тела.

Особое место в воздействии на человека в индийской музыкальной терапии занимало пение. Вокальная музыка была признана наивысшим искусством, так как она естественна и создается человеческим голосом, а не инструментом. В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа, вначале вызывая активность в уме, а ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. Индийские музыковеды и философы утверждают, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки. Ни одно искусство не может так вдохновлять личность, как музыка.

Нидерландский композитор и теоретик XV в. И. Тинкторис в знаменитом первом музыкальном словаре приписывал музыке способность изгонять грусть, смягчать жестокосердие, побеждать злую волю, радовать людей, исцелять больных, «делать души праведными».

В Средние века практика музыкотерапии была связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтениями им того или иного характера музыки. Однако ранняя теория аффектов недооценивала глубокую рациональность музыки, строгую организацию музыкального материала и логику звуковысказывания. Гениальная мысль немецкого философа Лейбница о тайной математике души, осуществляемой в звуковом потоке, долгое время не получала всестороннего осмысления. Только в гегелевской эстетике было обращено внимание на значение логики и одухотворенности музыкального содержания. Гегель высказал мысль о том, что музыка сочетает в себе некое единство противоположностей, поскольку в ней «царит глубочайшая задушевность и проникновенность и вместе с тем строжайшая рассудочность».

Научное осмысление механизма воздействия музыки на организм человека началось с конца XIX - начала XX в.

В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых В.М.Бехтеревым, С.С. Корсаковым, И.М. Догелем, И.М. Сеченовым, И.Р. Торхановым, Г. П. Шипулиным и др. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Очень важными были выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы в организме человека, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество, а отрицательные оказывают противоположное действие. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства (музыки) в коррекционной работе со взрослыми и детьми.

Вторая половина XX в. связана с выделением музыкотерапии как самостоятельного направления в практике арттерапии в странах Европы и США.

Во Франции, Голландии музыкотерапия широко используется в психотерапевтической практике, а также в хирургии. При этом важно учитывать характер и особенности заболевания, физиологического состояния организма человека.

В Швеции применение музыкотерапии основывается на концепции психорезонанса, в которой отмечается, что глубокие слои человеческого сознания резонируют со звучащими гармоническими формами и оказываются доступными для понимания.

В США в музыкальной терапии лечебный эффект объясняется в русле традиционного психоанализа и достигается путем подведения пациента через музыкальное воздействие к осознанию травмирующей ситуации, добиваясь катарсистической разрядки.

В Англии, Германии музыкотерапия широко применяется во всех областях медицины, детской и общей психиатрии, педиатрии, невропатологии.

Особое место среди музыкотерапевтических течений в Европе, используемых в лечебной и коррекционной практике, занимает направление, изучающее влияние музыки на детей с различными нарушениями в развитии. Эффективность применения музыки в лечебно-адаптационных целях у детей с различными нарушениями раскрывается в работах немецких исследователей: у детей, страдающих неврозами (К. Швабе), ранним детским аутизмом (Р. О. Бензон), органическим поражением головного мозга (Э. Коффер-Ульбрих).

В России во второй половине XX в. музыкотерапия используется в лечебной и коррекционной практике как в разных направлениях в медицине, так и в психологии, в частности специальной психологии. Эффективность применения терапии музыкой в профилактико-адаптационных и лечебных целях подтверждают научные исследования А.С. Брусиловского, В. И.Петрушина, И.М.Гриневой, С. В. Шушарджана, А.Л. Готендинера, Н.Д. Масловой, С. Мамуловой, И.М. Гриневой, Е.Ю. Рау, Ю.Б. Некрасова и др.

Однако было бы неверно ограничиваться раскрытием только одного психотерапевтического или психосоматического влияния музыки на человека, поскольку музыка обладает более широким спектром развивающего, воспитывающего и коррекционного воздействия.

Известные музыканты, педагоги, общественные деятели всегда отмечали, что обучение искусству невозможно без связи с вопросами духовной культуры человека, при этом выделяли особую роль музыки.

Д.Б. Шостакович отмечал, что никакие слова не могут оказать на душу слушателя такого воздействия, которое производит музыка. Музыка позволяет не только прислушаться к внутреннему голосу народа, но и услышать самого себя.

Высказывание Б.В.Асафьева о том, что музыка — это «и искусство, и наука, и язык, и игра», говорит о многогранности музыкального искусства.

Подлинное изучение музыки, по мысли А.В.Луначарского, возможно лишь при совместных усилиях специалистов таких наук, как физиология, психология и социология. При этом он подчеркивал, что музыка может рассматриваться как одна из сторон социализации личности.

Музыка, представляя собой, по выражению В.Д.Днепрова, «звучащее мироощущение», необычайно расширяет эмоциональный спектр личности. Без музыки мир эмоций был бы недостаточно дифференцирован. Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. И. Сакулина, Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова и др. утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их художественное развитие, способность различать цвет, звуки, форму, подводит к более глубокому восприятию богатств линий, красок, их сочетаний в окружающем мире, обеспечивает формирование сенсорных эталонов, понимания языка различных видов искусств. Особое место музыка и движения занимают в развитии и коррекции нарушений в развитии детей. Зарубежные педагоги и психологи прошлого (Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли) и отечественные ученые (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, А.И. Граборов и др.), занимавшиеся изучением детей с проблемами, указывали на важную роль искусства, музыки в развитии детей. Л.С. Выготский отмечал особое значение художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с нарушениями в развитии.

Практическое использование музыки, как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих нарушения в развитии, в нашей стране началось в начале XX в. в период становления отечественной дефектологии. В это время в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом.

В 1920-е гг. в содержание коррекционной работы первых детских садов для глухих и слабослышащих детей входили музыкальные занятия, которые воспитывали тактильно-вибрационное, слуховое, зрительное внимание, формировали координацию движений, вырабатывали навыки ориентировки, внутренней собранности ребенка, развивали у детей дыхание, голос, четкое произношение звуков, слоговых сочетаний и ритмичность речи, способствовали организованности детского коллектива.

В 1950—1970-е гг. в работах Е.Ф. Шершеневой, Е.Ф. Рау отмечается значение музыки в коррекции заикания у детей раннего возраста, предлагается конкретный материал для детей 2 — 3 лет: песни, игровые упражнения, короткие драматизации стихов, хороводы, в которых учитываются возрастные особенности и нервно-психическое состояние детей.

В этот же период разрабатывались содержание и методика музыкального воспитания детей с нарушением слуха. Учеными и практиками (Е.Ф. Рау, С.В. Чешева, Е.Ф. Шершенева, Г.И. Яшунская и др.) определялись их возможности в восприятии музыки на основе использования различных анализаторов. Акценты делались на формирование тактильно-вибрационной чувствительности, рассматривались вопросы развития речи во взаимодействии с музыкой и движением, а также разрабатывалась и раскрывалась методика организации и проведения праздников в специальных детских садах (И.Н. Мусатов, Е.Ф. Рау, Е.Ф. Шершенева и др.).

Изучение влияния музыки и движения на детей с нарушениями проводилось в 1960— 1980-е гг. такими исследователями, как Г.А. Волкова, В.А. Эркман, В.С. Ляпидевский, Б.И.Шостак, Н.А. Тугова, В.И. Селиверстов, Г.Р. Шашкина, А.В. Кручинин, О.С. Стерник, О.П. Гаврилушкина и показало возможности музыкально-ритмических движений как реабилитационной методики в системе воспитания и обучения детей с нарушениями развития речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью.

Методика музыкального воспитания глухих детей, разработанная в 1970—1980-х гг. Г.И. Яшунской, обеспечивала развитие у ребенка устойчивого интереса к музыкальной деятельности, обучала восприятию и чувствованию музыки, умению создавать музыкально-двигательные образы с помощью педагога, добиваться пластичности, выразительности движений, ориентировки в пространстве, согласованности движений с музыкой.

Исследования возможностей развития музыкального восприятия глухих и слабослышащих дошкольников, формирования у них чувства ритма с помощью движений, музыки, ритмоинтонационной структуры речи проводились Л.В. Глубоковой, Г. В. Коротковой, Н.И. Сладковой, Н.А. Тутовой, А.С. Кагарлицкой и др. В этот период Г.В. Коротковой были разработаны государственные программы музыкального воспитания глухих и слабослышащих детей, а также показаны возможности развития у глухих и слабослышащих дошкольников слухового восприятия элементов музыки с помощью электроакустической аппаратуры.

Результаты изучения О.П. Гаврилушкиной музыкального развития детей с умственной отсталостью показали, что музыкальное воспитание является одним из важнейших путей коррекционного воздействия на детей данной категории. Было выявлено, что особенности музыкального развития умственно отсталых дошкольников проявляются как в восприятии музыки, так и в пении, в музыкально-ритмических движениях.

Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на детей с различными нарушениями в развитии. Эффективность влияния слушания музыки, музыкально-ритмических занятий на развитие речевой функции, слухового внимания, моторики у детей с нарушением слуха раскрывается в работах Е.З. Яхниной. Активизация мышления, формирование целенаправленной деятельности, устойчивости внимания у умственно отсталых детей и дошкольников с задержкой психического развития средствами музыки подтверждаются исследованиями С.М. Мидовской, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведевой.

Области научного обоснования возможностей развития и коррекции нарушений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время значительно расширились. Положительное влияние занятий театрализованной деятельностью на детей с задержкой психического развития, качественные изменения в развитии воображения, знаково-символической функции мышления, внимания, возможности коррекции отклонений в развитии личностной сферы раскрыты в исследованиях Е.А. Медведевой. Особое значение в данном виде художественной деятельности играет музыка, оживляющая театральное действие, наполняющая его мелодикой, усиливающая эмоциональное воздействие и на исполнителя, и на зрителя.

Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях (с движениями, с театрализованной деятельностью) по отношению к ребенку с нарушениями проявляются, прежде всего, в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.

История методики музыкального воспитания детей с проблемами убедительно показывает, что их развитие как области научного знания зависит от развития культуры общества и тесным образом взаимодействует с рядом научных знаний, обусловливающих их развитие.

Методика музыкального воспитания взаимосвязана с эстетикой, культурологией, музыкознанием, которые являются их методологической основой. Знания в этой области дают представления о закономерностях развития музыкального искусства, его месте в социальной, духовной жизни человека обеспечивают понимание сущности воспитательной, познавательной, регулятивной и других функций искусства. Без этой основы нельзя осознать возможности и особенности корригирующей и катарсистической функций музыкального искусства и его музыкально-ритмического направления, разработки методики в аспекте использования в специальном образовании. Эти же знания помогают определить содержательную и дидактическую стороны музыкального воспитания и коррекционной ритмики детей с нарушениями.

Тесная связь методики музыкального воспитания детей с нарушениями с физиологией, невропатологией, психиатрией и другими клиническими дисциплинами помогает понять особенности высшей нервной деятельности, закономерности физиологических процессов, своеобразие психики ребенка с различными вариантами нарушений. Знания о клинико-психологических особенностях детей позволяют дидактически правильно выстроить коррекционно-развивающий и психотерапевтический процесс воздействия средствами музыкального искусства.

В решении многих вопросов методика музыкального воспитания опирается на общую, возрастную и специальную психологию. Знания закономерностей генезиса психики нормально развивающихся детей и особенностей психического развития детей с проблемами помогают разработать диагностические подходы музыкального воспитания, осуществить процесс обучения, воспитания и коррекции посредством музыки и движений.

Методика музыкального воспитания ориентируется на основные теоретические положения специальной психологии: об особенностях биологического и социального в развитии, о единой линии развития нормального и аномального ребенка, о соотношении первичных и вторичных дефектов, об общих и специфических закономерностях нарушенного развития, о возможности коррекции и компенсации нарушений в развитии, о зоне актуального и «зоне ближайшего развития». Знание особенностей психического развития детей с нарушениями ориентирует на необходимость соблюдения ряда психологических условий обучения и воспитания детей данной категории, дает возможность определить конкретные пути и эффективные технологии коррекционной работы средствами музыки и движений, тем самым, обеспечивая компенсацию нарушений в развитии детей.

Методика музыкального воспитания как область педагогической науки подчиняется закономерностям общей специальной педагогики, артпедагогики, используя их дидактические принципы в обучении и воспитании средствами музыки.

Основой взаимодействия методики с педагогическими науками являются теоретические положения известных психологов и педагогов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Н.А. Ветлугиной и др., показавшие, что основным смыслом обучения и воспитания является формирование личности ребенка, которое осуществляется с учетом возрастных закономерностей развития и с опорой на ведущую деятельность.

Гуманизация педагогического процесса выдвигает задачу способствовать всеми возможными способами развитию ребенка с проблемами, считая его субъектом воспитания. Основываясь на личностно-ориентированном и деятельностном подходах в коррекционной работе с детьми средствами музыки, методика рассматривает отношения в системе «педагог—ребенок» как установление диалога и сотрудничества, создание условий для активизации его творческих проявлений.

Конечным результатом коррекционно-развивающего музыкального воспитания, как в социальной педагогике, выступает социальная адаптация ребенка с нарушениями в развитии. При этом важное место в социальной среде отводится культурно-досуговой деятельности, где ребенок с нарушениями также может себя выражать определенным образом, поскольку среда досугового общения рассматривается как поле для духовного формирования личности, ее активности, инициативы и творческих проявлений.

Интегративные процессы, происходящие в разных областях знаний, в частности в медицине, а также в искусстве и образовании обусловливают взаимосвязь музыкального, пластического, танцевально-двигательного искусства с изобразительным искусством и литературой. Это позволяет в коррекционно-развивающем и музыкотерапевтическом процессе использовать образовательные технологии, построенные на интеграции нескольких видов искусства (музыки, движения, изобразительного искусства и литературы). Комплексное воздействие искусств дает еще больший эффект в формировании духовного начала ребенка с нарушениями.

Вопросы для контроля

1. Дайте краткий исторический обзор использования музыки в практике лечения и коррекции.

2. Расскажите, кто из отечественных ученых, медиков использовал музыкальное искусство в лечебных и образовательных целях.

3. Покажите взаимодействие методики музыкального воспитания с другими областями научного знания.

Основные понятия, цели и задачи методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики.

Современные специальная педагогика и артпедагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как важнейшего средства воспитания гармоничной личности ребенка с нарушениями в развитии и включения его в культурно-образовательную социальную среду.

Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внутренний мир человека, формировать его мысли, чувства, отношение к окружающему особо выделяют методику музыкального воспитания из ряда артпедагогических методик.

Методика музыкального воспитания для детей с проблемами в развитии является частной педагогической методикой, которая изучает "закономерности музыкального воспитания, обучения и развития детей" с проблемами, а также раскрывает пути и технологию коррекции средствами музыки различных нарушений в развитии детей с нарушениями зрения, слуха, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Методика музыкального воспитания имеет коррекционную направленность в решении образовательных, воспитательных задач.

Методика музыкального воспитания основана на совокупности целого ряда дисциплин: клинических, общей, специальной психологии и педагогики, артпедагогики (художественной педагогики), музыкознания. В связи с этим употребляется терминология, которая отражает и эту взаимосвязь отраслей знаний, и специфику методики как научной дисциплины, а также особенности той категории детей, которой она адресована.

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственно отсталыми средствами музыкального искусства определяет необходимость употребления клинико-психологической терминологии, принятой в дефектологии.

Коррекция— система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, сглаживание недостатков психофизического развития ребенка.

Компенсация — сложный процесс замещения, приспособления организма вследствие произошедших нарушений или недоразвития функций человека.

Реабилитация(в медико-психолого-педагогическом значении) — восстановление функций, включение ребенка с нарушениями в социальную среду, приобщение к труду, общественной жизни.

Резервы воздействия музыкального искусства на личность ребенка используются полностью в том случае, если решаются коррекционно-развивающие и психокоррекционные задачи. Это обусловливает применение арттерапевтических техник и терминологии, связанной с ними.

Арттерапия (по отношению к специальному образованию) – синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины, психологии). В лечебной и психокоррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществлять коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и нарушений в личностном развитии.

Музыкотерапия — один из видов арттерапии. Это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептивное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние музыки позволяет использовать ее в таком качестве в психокоррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Вокалотерапия — активный вид музыкотерапии, обеспечивающий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровительную функцию.

Имаготерапия — один из видов арттерапии, в основе которого лежит театрализация психокоррекционного процесса.

Кинезитерапия — своеобразный вид терапии движениями, усиливающий общую реактивность организма, повышающий его устойчивость, способствующий разрушению патологических динамических стереотипов, возникающих во время болезни, и создающий новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Релаксация — расслабление, снятие психомоторного, психоэмоционального напряжения.

Катарсис — «очищение», которое может испытывать человек, как на уровне психофизических функций, так и на психодуховном уровне человеческого организма. В духовно-эмоциональном смысле очищение обеспечивается воздействием искусства, где выделяются эмоциональный, эстетический, этический аспекты катарсиса.

Круг терминов методики музыкального воспитания достаточно широк. Поскольку методика музыкального воспитания детей с проблемами — развивающаяся область научного знания, ее понятийный аппарат, с одной стороны, находится как бы в оболочке признанной терминологии специальной психологии и педагогики, а с другой — намечается процесс появления терминов артпедагогики (художественной педагогики) и арттерапии, отражающих коррекционную направленность помощи детям с проблемами средствами движений, музыки и слова.

Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

Коррекционно-направленная музыкальная деятельность — психолого-педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию нарушений в развитии детей средствами музыкального искусства.

Музыкальные занятия — форма музыкальной деятельности, обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных особенностей.

Музыкально-ритмические движения — вид музыкальной деятельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм.

Предметом методики музыкального развития являются теория и практика музыкального воспитания детей с проблемами, включающие в себя изучение особенностей, технологии, условий, обеспечивающих коррекционно-развивающий и музыкально-терапевтический процесс использования музыкального искусства в работе с детьми данной категории.

Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики имеет общую с ней цель — формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с проблемами. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей данной категории.

1. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художественную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки.

2. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечивать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.

3. Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вкуса, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыке.

4. Активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений.

5. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-творческие проявления, способности выражения своего Я во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

6. Осуществлять средствами музыки профилактику и коррекцию имеющихся нарушений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

Задачи музыкального развития дошкольников с различными проблемами в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера и особенностей имеющихся у детей данной категории нарушений.

Вопросы для контроля

1. Раскройте основные понятия методики музыкального воспитания.

2. Опишите цели и задачи музыкального воспитания.

Наши рекомендации