С другими областями научного знания

История методики музыкального воспитания детей с пробле­мами, коррекционной ритмики убедительно показывает, что их развитие как области научного знания зависит от развития куль­туры общества и тесным образом взаимодействует с рядом науч­ных знаний, обусловливающих их развитие.

Методика и ритмика взаимосвязаны с эстетикой, культуроло­гией, музыкознанием,которые являются их методологической ос­новой. Знания в этой области дают представления о закономерно­стях развития музыкального искусства, его месте в социальной, духовной жизни человека обеспечивают понимание сущности вос­питательной, познавательной, регулятивной и других функций искусства. Без этой основы нельзя осознать возможности и осо­бенности корригирующей и катарсистической функций музыкаль­ного искусства и его музыкально-ритмического направления, раз­работки методики в аспекте использования в специальном обра­зовании. Эти же знания помогают определить содержательную и дидактическую стороны музыкального воспитания и коррекци­онной ритмики детей с проблемами.

Тесная связь методики музыкального воспитания детей с про­блемами и коррекционной ритмики с физиологией, невропатоло­гией, психиатриейи другими клиническими дисциплинами помо­гает понять особенности высшей нервной деятельности, законо­мерности физиологических процессов, своеобразие психики ре­бенка с различными вариантами нарушений. Знания о клинико-психологических особенностях детей позволяют дидактически пра­вильно выстроить коррекционно-развивающий и психотерапев­тический процесс воздействия средствами музыкального искус­ства и движений.

В решении многих вопросов методика и ритмика опираются на общую, возрастную и специальную психологию.Знания закономер­ностей генезиса психики нормально развивающихся детей и осо­бенностей психического развития детей с проблемами помогают разработать диагностические подходы музыкального воспитания, осуществить процесс обучения, воспитания и коррекции посред­ством музыки и движений.

Методика музыкального воспитания и коррекционная ритми­ка ориентируются на основные теоретические положения специ­альной психологии: об особенностях биологического и социаль­ного в развитии, о единой линии развития нормального и ано­мального ребенка, о соотношении первичных и вторичных де­фектов, об общих и специфических закономерностях аномально­го развития, о возможности коррекции и компенсации отклоне­ний в развитии, о зоне актуального и «зоне ближайшего разви­тия». Знание особенностей психического развития детей с про­блемами ориентирует на необходимость соблюдения ряда психо­логических условий обучения и воспитания детей данной катего­рии, дает возможность определить конкретные пути и эффектив­ные технологии коррекционной работы средствами музыки и дви­жений, тем самым обеспечивая компенсацию отклонений в раз­витии детей.

Методика музыкального воспитания и коррекционная ритми­ка как области педагогической науки подчиняются закономерно­стям общей специальной педагогики, артпедагогики,используя их Дидактические принципы в обучении и воспитании средствами

Музыки.

Основой взаимодействия методики с педагогическими наука-Ми являются теоретические положения известных психологов и педагогов П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца А. Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Н.А. Ветлугиной и др., показавших, что основным смыслом обучения и воспитания является фор­мирование личности ребенка, которое осуществляется с учетом возрастных закономерностей развития и сопорой на ведущую деятельность.

Гуманизация педагогического процесса выдвигает задачу способствовать всеми возможными способами развитию ребенка спроблемами, считая его субъектом воспитания. Основываясь на личностно-ориентированном и деятельностном подходах в коррекционной работе с детьми средствами музыки, методика рас­сматривает отношения в системе «педагог—ребенок» как уста-| новление диалога и сотрудничества, создание условий для активизации его творческих проявлений.

Методика и ритмика объединены с социальной педагогикойобщностью целей и задач. Конечным результатом коррекционно-1 развивающего музыкального и ритмического воспитания, как в социальной педагогике, выступает социальная адаптация ребенка спроблемами в развитии. При этом важное место в социальной среде отводится культурно-досуговой деятельности, где ребенок спроблемами также может себя выражать определенным обра­зом, поскольку среда досугового общения рассматривается как поле для духовного формирования личности, ее активности, ини­циативы и творческих проявлений.

Интегративные процессы, происходящие в разных областях знаний, в частности в медицине, а также в искусстве и образовании обусловливают взаимосвязь музыкального, пластического, танце­вально-двигательного искусства с изобразительным искусством й| литературой. Это позволяет в коррекционно-развивающем и музыкотерапевтическом процессе использовать образовательные технологии, построенные на интеграции нескольких видов искусства (музыки, движения, изобразительного искусства и литерату­ры). Комплексное воздействие искусств дает еще больший эффект в формировании духовного начала ребенка с проблемами. Мы толь­ко обозначили области знаний, с которыми взаимодействует ме­тодика музыкального воспитания детей с проблемами и коррекционная ритмика.

Заданиядля самостоятельной работы

1. Дайте краткий исторический обзор использования музыки в практике лечения и коррекции.

2. Охарактеризуйте применение музыкального искусства в лечебных и коррекционных целях в работе с детьми с проблемами в развитии.

3. Расскажите, кто из видных отечественных ученых, медиков использовал музыкальное искусство в лечебных и образовательных Учреждениях.

4. раскройте основные понятия методики музыкального воспитания коррекционной ритмики, цели и задачи музыкального воспитания и коррекционной ритмики.

5. Покажите взаимодействие методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики с другими областями научного знания.

Литература

Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества. - М., 1995.

Андреев Л. Л. Место искусства в познании мира. — М., 1980.

Античная музыкальная эстетика. — М., 1960.

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1980.

Бехтерев В.М. Избранные произведения. — М., 1958.

Каган М. С. Морфология искусства. — Л.; М., 1972.

Клизовдкий А. И. О красоте и искусстве // Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т. — Рига, 1991. — Т. 2.

Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. #., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М., 2001.

Межуев В. М. Культура как проблема философии // Культура. Человек и картина мира. — М., 1987.

Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Воз­рождения. — М., 1966.

Теплое Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - 1947. - Вып. 11.

Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В2т.-М., 1985.-Т. 1.

Раздел II

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Глава 1

МУЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ

Наши рекомендации