Тренинг конструктивного общения
Вступление: Мы живем в мире людей и в мире вещей. И мы знаем о качестве вещей. Мы знаем, что хрустальная ваза может разбиться, а шерстяная вещь, если мы ее покупаем, должна обладать совершенно определенными качествами. То же самое с людьми: важно знать о своих качествах и качествах других людей, важно уметь общаться.
«Ревущий мотор»
Команда сидит в кругу. Представьте, что мы на автогонках. Какой звук издает машина? Издайте этот звук. Передаем звук по кругу. Каждый имеет право 2 раза затормозить - тогда передача звука начинается в другую сторону. Когда все используют все свои шансы, запускается машина без тормозов. На финише все кричат: « Ура!»
Рефлексия: Понравилась ли игра? Что больше понравилось: давить на газ или тормозить? Предпочитаешь быстрый темп данного упражнения или медленный? Чувствуешь ли себя активным и энергичным, бодрым после этого упражнения?
«От спины к спине»
Всё встают на четвереньки в круг, головы друг к другу. Кому-то на спину кладут пластиковую тарелку.
Задача: передать ее по кругу от спины к спине. Если тарелка падает, то начинается самое веселое - все воют как волки на луну.
Рефлексия. Выполнила ли команда задание? Понравилось ли? Какая была техника передачи?
«Мы пианино»
Ведущий предлагает из команды сделать инструмент, которого нет в реальности. Каждый человек придумывает себе звук, который он будет издавать на протяжении всего упражнения. Кто-то становится музыкантом. Люди должны лечь определенным образом. Первый человек ложиться на пол, второй ложиться поперек головой на живот первому, третий ложиться поперек относительно второго головой ему на живот, он будет лежать параллельно первому, но чуть ниже и т.д. Музыкант играет, нажимая на лбы. Как только человеку нажали на лоб, он издает свой звук. Задача: создать музыку. По желанию смена музыканта.
Рефлексия: Понравился ли инструмент, частью которого ты был? Что понравилось больше всего? Какой музыкант понравился больше всего?
«Комплименты»
В ходе упражнения каждый должен подойти к каждому члену команды. Существует эффект первого впечатления. Это хотелось бы озвучить. Встречаясь, вы должны сказать: « Мне нравится, что ты (например, искренне улыбаешься). Второй повторяет все сказанное про себя: Да, я (повторяет олова первого) и еще я… (что-то говорит про себя сам)».
Смена ролей. Важно в этом упражнение говорить искренне.
Рефлексия: Какие чувства вы испытывали во время этого упражнения? Что было трудным? Легко или трудно вам было выполнять это упражнение? Что больше понравилось: принимать или говорить комплименты? Какие комплименты показались необычными?
«Поздороваемся»
Поздороваться при помощи рук, ног, ушей, головы и т.д. Именно, поздороваться. Каждый раз с новым партнером. Достаточно быстро. Ведущий говорит с помощью чего. Обратить внимание на тех, кому идти на физический контакт тяжело.
Рефлексия: Понравилось ли? Легко ли было действовать быстро? Каким способом было здороваться проще? С кем было легче установить контакт, с кем проще, с кем тяжелее? Как вы думаете, почему?
«Ладушки»
Команда разбивается на пары. Играют в ладушки. Задача: достичь высокого темпа, не разговаривая между собой. Если тяжело, сменить партнеров.
Рефлексия: Насколько важно настроиться на партнера? Когда вы оба были готовы перейти к другому темпу? Когда вы почувствовали друг друга? Вам было приятно или было желание прекратить?
Итог: Как правило, люди, которые с удовольствием играют в такие игры, наиболее коммуникабельны. Люди, которые хотят уйти из игры, наиболее замкнутые. Затем: По желанию данное упражнение выполняется с другим партнером.
«Говорим гадости»
Команда делится на две группы. Встают в две параллельные шеренги, одна напротив другой, так чтобы у каждого человека из первой группы был напарник из другой группы. Люди из первой группы говорят гадости своему напарнику, а люди из второй группы отвечают комплиментами. Например, - Вы, сэр /мисс, уродливы. - Да, а у вас такие очаровательные глаза. Говорить гадости нужно вежливо, с улыбкой, не употребляя нецензурную лексику. За несоблюдение правил назначаются штрафные баллы.
Рефлексия: Что задевает? В каких случаях трудно удержаться в рамках упражнения? Что вы чувствовали, когда на вашу гадость вам отвечали комплиментом?
Итог: Когда на тебя гавкает собака, ты же не встаешь на четвереньки и не гавкаешь в обратную. Надо учиться контролировать себя и не отвечать гадостью на гадость.
«Дорисовать портрет»
Каждому члену команды выдается фломастер определенного цвета. Мы будем рисовать автопортрет. И вы не знаете, когда вы остановитесь. По хлопку вы передаете свой неоконченный портрет по кругу по часовой стрелке следующему человеку. Обязательно напишите свое имя сверху. Следующий человек дорисовывает ваш портрет, по хлопку передает следующему и т.д., до тех пор, пока портрет не пройдет круг и не вернется к своему хозяину. Темп рисования должен быть «вдумчивый». Дорисовывать можно в другом стиле, в другой технике.
Рефлексия: На чьих рисунках более приличные, вежливые портреты? Чьи портреты более всего соответствуют истине? Какие портреты отражают внутреннюю сущность человека?
«Очередь»
Команда встает в очередь за чем-то дефицитным и важным (команда сама решает, за чем она будет стоять). Один желающий человек из команды должен без очереди получить эту вещь (это не обязательно должна быть материальная ценность, может быть что-то абстрактное). Этот человек должен с каждым договориться.
Рефлексия: Насколько успешно/неуспешно было выполнено данное упражнение? Какие вербальные/невербальные способы установления контакта вы заметили? Что мешало/побуждало идти навстречу?
Ведущий должен подметить положительное. Если вы закритиковали данного человека, то дайте ему возможность второй раз пройти данное упражнение. Но уже можно ограничить временной промежуток.
Через эту очередь можно «прогнать» несколько человек.
«Активное слушание»
В разговоре существует три основных приема активного слушания. Они помогают людям конструктивно общаться, избавляют от ложных суждений.
1. ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ - формулировка той же мысли своими словами.
Можно начать такими словами:
По вашему мнению... По твоему мнению... Другими словами ты считаешь...
2. «ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ»
Говорящий как можно точнее может отразить свое состоянии. Вам что-либо сообщают, а вы говорите, например: Мне кажется, что ты чувствуешь... Вероятно, ты чувствуешь...
3. РЕЗЮМИРОВАНИЕ - повторение основных идей и чувств собеседника. Данный прием применяется только в положительных беседах.
Можно начать такими словами:
Если подводить итог тому, что ты сказал... То есть получается... Из всего сказанного следует...
Методика проведения упражнения: Команда разбивается на пары. Сначала одна пара выполняет данное упражнение в центре круга для примера.
Задача: нужно разобраться в проблеме собеседника, используя выше изложенные приемы. Решать, спорить, давать советы нельзя. Надо эту
проблему прояснить, уточнить. Ведущий задает проблему, например, человек взял без спросу тетрадь.
Лучше начинать не с обвинения, а с рассказа ситуации.
Рефлексия: Какие чувства возникали при использовании трех приемов? Часто ли вами выносились домыслы и оценочные суждения?
Тренинг креативного общения
Креативность - это способность человека к конструктивному и нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Креативность проявляется в людях по-разному: быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора и др. Условием актуализации является самообладание и уверенность в себе.
«Знакомство»
Математики привыкли оценивать мир в математических формулах.
Задание: каждый член команды должен составить свою формулу, куда могут входить абстрактные понятия, например, любовь, доброта, юмор, вредность и т.д.
«Муза»
Команда разбивается на пары. Каждый по очереди называет другому все то, что в нем есть такого, что побуждает других людей к творчеству, к новому, к созданию креативных идей.
«Профессии»
Команда садится в круг. Каждый по кругу называет профессию, в которой он мог бы работать.
Затем каждый составляет рассказ о группе, в которой он сейчас находится. Рассказы зачитываются и обсуждаются
«Город»
Команда садится в круг. Задание: нужно рассказать о городе, в котором живут самые некреативные люди. Рассказ составляется совместно. Первый человек говорит одну фразу об этом городе, хлопает и показывает на того человека. Этот человек продолжает, хлопает и называет следующего и т.д.
«Пум-пум»
Кто-нибудь из команды загадывает свойство или признак, который есть в нескольких людях. Этот человек выходит в круг. Задача остальных отгадать, что было загадано. Все по очереди спрашивают: « У меня есть пум-пум?». Он отвечает, есть ли у этого человека иное свойство.
«Ассоциации»
Упражнение выполняется с мячом. Первый человек показывает любое слово на первую букву алфавита, например, арбуз. Кидает мяч следующему человеку, второй человек называет ассоциацию так, чтобы слово начиналось со второй буквы алфавита, например, базар, третий человек называет ассоциацию со вторым словом, слово должно начинаться с третьей буквы алфавита, например, вещи.
«НГОК»
Нужно расшифровать данную аббревиатуру так, чтобы получилось связное предложение, т.е. первое слово должно начинаться на Н, второе - на Г, третье – на О, четвертое - на К. Команда должна придумать как можно больше предложений.
«Неожиданность»
Один человек из команды садится в центр круга. Остальные члены команды задают этому человеку неожиданные вопросы. Человек должен быстро отвечать на эти вопросы. По желанию ведущего или команды можно установить временной лимит или количество вопросов для одного человека. После того как данный человек прошел данное испытание, он выходит из круга и садиться за круг. В круг садиться следующий человек. Теперь уже ему задают вопросы. Те люди, которые находятся за кругом, вопросов не задают. Последнему человеку вопросы задают все.
Тренинг принятия решений
«Узкий мост»
На полу рисуются две параллельные линии на расстоянии ок.30 см. друг от друга. Два участника идут на встречу друг другу с противоположных сторон. На середине они должны встретиться. Задача каждого дойти до конца. Дополнительное условие: вы торопитесь.
Рефлексия: Как принималось решение? Какой способ вы использовали? Были ли те, кто столкнул кого-то? По чему вы так поступили?
«Землетрясение»
Представьте, что вы в зоне землетрясения Комната реальная угроза жизни, т.к. может обрушиться потолок. Что делают обычно в такой ситуации? Люди пытаются прорваться к выходу. Вам нужно принять решение, кто и в какой последовательности будет уходить. Шанс первого - 100%, последнего - практически нет шансов. Последний, наверняка, погибнет. Команде за короткое время нужно принять решение. Сначала каждый сам на листке пишет последовательность выхода членов команды, объясняя про себя, почему именно такая последовательность. Затем все садятся, в круг. Им нужно составить обыщи список. Решение принимается, если все члены команды согласны. Потолок может обрушиться в любой момент, команде не известно, сколько у них времени. Если вы не договоритесь, то потолок обрушиться и погибнут все. Эвакуация начинается, когда каждый знает свое место.
Время упражнения: 20 - 25 минут, в сильной команде - 17 минут.
Рефлексия; Если не уложились, то почему? Что повлияло на групповое решение? Что самое главное: отстоять свою позицию или пойти на компромисс? Какова общая атмосфера в команде во время выполнения упражнения? Кто повлиял на общее решение? Можно ли было улучшить процесс принятия решения?
«Кулак, палец, ладонь»
(упражнение на невербальное принятие решения)
Команда встает в круг, по команде ведущего каждый выкидывает или кулак, или палец, или ладонь. Задача команды: как можно быстрее добиться максимального числа совпадений.
Если команда выкидывает преимущественно кулак - это свидетельствует об агрессивности команды.
Рефлексия: Удалось или нет? Что мешало? На кого ориентировались?
«Строим город»
Берутся ватман, фломастеры, пластилин. Каждый член команды обводит свою руку на ватмане. Это его территория. Он строит на ней что-то из пластилина своего цвета. Строится большой город. Работать нужно молча. Между личными территориями строятся дороги из пластилина.
Рефлексия: Что понравилось? Как вы будете взаимодействовать? С какими территориями хотелось бы установить (или установлен) контакт? Почему?
«Быть или не быть»
Ведущий произносит фразу: «То be or not to be -вот в чем вопрос». Затем каждый член команды говорит по одному слову из этой фразы так, чтобы было ощущение одной фразы. Сначала будет казаться, что произносятся отдельные слова. Задание: добиться, чтобы звучала фраза, а не отдельные слова, произносимые разными людьми. Необходимо прислушаться друг к другу. Интонацию, с которой произносится фраза, задаёт команда.
Рефлексия: Что было важнее: своё слово выделить или чтобы фраза звучала?
«Или – или»
Важно понять, что влияет на принятие решений, чем вы руководствуетесь при совершении какого-то поступка.
Ведущий читает фразу с тремя вариантами ответа. Если вы согласны с первым ответом, то вы делаете шаг (если место позволяет, то три) вправо, если - со вторым - остаётесь на месте, если - с третьим - то шаг (или три) влево.
Утверждения:
1.Вы-вчера, сегодня, завтра?
2.Вы - пишущая машинка, золотая авторучка, простой карандаш?
3.Вы - табличка с надписью: «Открыт для посетителей»,
«Вход воспрещён», «Скоро вернусь»?
4.Вы-гора, равнина, котлован?
5.Вы-земля, море, небо?
6.Вы-город, деревня, пригород?
7.Вы-да, нет, может быть?
Рефлексия: Как вы делали выбор? Чем руководствовались? Был ли человек, на которого вы ориентировались?
«Моя машина не заводиться»
Цель упражнения: продемонстрировав стили, в которых решаются проблемы, показать потенциал, который заложен в каждом
Ситуация: вы опаздываете на важную встречу в отдаленном месте. Машина не заводится. Ваши действия? Что вы сделаете? Члены команды называют возможные варианты выхода из данной ситуации.
Возможные варианты:
1.Приложение теоретических знаний к практике (если пытаются наладить, исправить);
2.Желание получить контроль над событиями (если пытаются перенести встречу, перепланировать день); 3.Включение человеческого фактора (если пытаются искать помощи, останавливают другие машины и обращаются с какой-то просьбой, о чем-то договариваются с людьми).
Итог: В каждом человеке действует система стилей. Какой стиль хорош? В принципе, не бывает плохих решений. Что вам мешает при принятии решений?
«Собака Гарри»
Цель упражнения: показать, как восприятие события влияет на принятие решения.
Ситуация: У Гарри была собака. Он её любил. Его подружка тоже её любила. Она отдала Гарри 10$ и купила эту собаку. Он долго думал и все-таки решил вернуть себе собаку обратно: он отдал девушке 20$ и выкупил собаку обратно.
Вопрос: Остался ли кто-нибудь в выигрыше? Если да, то кто именно и насколько?
Нужно записать ответы на листочках, никому не показывать. Затем ответы обсуждаются.
Итог: Кто услышал арифметику - тот смотрит на ситуацию с позиции дохода и убытка. Кто прочувствовал эмоциональный контекст - тот смотрит с позиции человеческих отношений. Таким образом, лидерство в менеджменте состоит в следующем: лидеры описывают факты в терминах того поведения, которого они ждут от своих исполнителей, т.е. если человек ориентируется на человеческий фактор, то разговаривайте с ним на его языке, говорите о чувствах, эмоциях, если же с позиций прибыли, то говорите с ним на языке математики.
Тренинг «Веревочный курс»
Элементы Веревочного курса
Веревочный курс в России появился вместе с Ассоциацией юных лидеров, которая действует на территории Соединенных Штатов Америки. АЮЛ в хорошем смысле слова «заразила» им все детские и молодежные организации, работающие с активом. Мы в этом сборнике представляем его элементы, рекомендованные АЮЛ, и те элементы, которые были придуманы в ходе наших лагерей актива для старшеклассников и студентов.
Изначально Веревочному курсу должен был отводиться целый день, и даже более, без временного ограничения, т.е. команда получала задание тренера и выполняла или не выполняла его. У нас в лагерях мы не всегда можем выделить под него большое количество времени, но методом проб и ошибок мы пришли к выводу, что менее чем 3 часов недостаточно. Плюс обязательным результатом курса должна быть рефлексия, по времени занимающая не менее одного часа.
Веревочный курс в своих лагерях мы проводим не ранее третьего дня, а там уже конечно; исходя из целей и задач программы данного лагеря или слета. Несомненно, грамотно проведенный Веревочный курс остается всегда в памяти ребят как некие яркое и глобальное событие в их жизни. А чтобы он таковым стал, его у нас обязательно проводят только подготовленные пилоты, команда к этому моменту должна пройти несколько тренингов на формирование команды, т.к. все его элементы связаны с ситуацией доверия людям, с которыми данный курс проходишь. Первое время с каждым из пилотов в качестве наблюдателя шел и квалифицированный психолог, именно они помогали грамотно провести рефлексию, научили это делать пилотов, а также подсказали возможные варианты поведения самих тренеров. Каждый из пилотов сам ведет свою команду через все этапы Веревочного курса, это еще больше создает ситуацию доверия, защищенности, позволяет самому пилоту лучше узнать людей в команде, более полноценно провести рефлексию. Тренер, в нашем случае это пилот, получает на свою команду маршрутный лист, обязательно следит за временем, не помогает команде пройти курс, не подсказывает, а лишь доброжелательно объясняет задание и наблюдает за ходом выполнения его командой. Он же указывает на ошибки и решает, насколько они серьезны. Очень важен серьезный подход тренера к курсу, т.е. он сам должен прочувствовать силу и настроение команды, усложняя задания по мере необходимости, ни в коем случае не превращая курс в милое развлекательное мероприятие, где все очень весело и смешно. Тренер же может разрядить атмосферу доброй шуткой, мягким пожеланием.
Необходимо учесть организаторам курса, что нужно время на его подготовку, нужно приготовить места для этапов (натянуть паутину, начертить на полу или асфальте «БИП», приготовить одеяла и пр.). Во время курса пилот уже никуда и ни за чем не бегает. Желательно готовить эти этапы так, чтобы сами участники не видели этих приготовлений. Кроме того, нужно подобрать места для этапов так, чтобы, работая на них, команды не видели и не слышали друг другой. Учитывать нужно также и то, что на каждый элемент тратится разное количество времени. Например, на паутину нужно закладывать не менее 45 минут, а на одеяло не менее 15 минут. Мы даем эти рекомендации, исходя из того, что в команде 12-20 человек. Особое внимание тренер должен обращать в Веревочном курсе на профилактику травматизма. Так, не рекомендуется проводить особо сложные этапы на слабых командах, в командах с преобладанием девушек, поднимать много и резко тяжести, в один Веревочный курс вмещать все сложные и тяжелые упражнения.
1.Одеяло (Простыня)
На землю кладется одеяло или простыня. Вся команда встает на это одеяло. Задача: перевернуть одеяло под командой, не наступив на землю.
Импульс
Команда встает в круг, берется за руки и закрывает глаза. Ведущий встает с ними в круг. Пожатием руки он посылает в одну сторону импульс (набор коротких и длинных пожатий). Пройдя круг, с другой стороны должен вернуться такой же импульс.
3. Слепой и поводырь (1 вариант)
Команда встает в шеренгу, затылок в затылок. Один человек из команды встает; перед этой шеренгой - он будет поводырем. В шеренге каждый человек закрывает глаза впереди стоящему человеку, последний - сам закрывает глаза на честность или же можно использовать для последнего повязку на глаза. Поводырю дается палка, которой он стучит по земле, команда должна идти над этот стук, минуя все препятствия.
Бревно
Выбирается поверхность - бревно или заменяющая его лавочка, линия из узких табуреточек. Вся команда встает на эту поверхность. Их задача: поменяться местами. Смена мест происходит таким образом: первый в шеренге человек должен пройти через всю шеренгу и встать в ее конце, затем следующий идет в конец шеренги и так до тех пор, пока первый человек не вернется на свое место. Если кто-то из команды наступил на землю, то все начинается сначала.
Паутина
Между деревьями натягивается паутина, т.е. из веревок делается своеобразная паутина: две вертикальные линии (деревья, турники и т.п.) на расстоянии примерно 2-2,5- метра, а между ними натянуты и переплетены веревки с отверстиями разного размера. Команда стоит по одну сторону от паутины, ее задача: перебраться на другую сторону через отверстия в паутине, не задев за паутину. На каждого человека в команде - выбирается свое отверстие, через которое уже больше потом никто не может перебраться. Иногда команде разрешается перебираться через определенное количество отверстий по два раза, один раз перепрыгивать через верх, т.е. над паутиной (это зависит от сложности паутины, от количества человек в команде, от комплекции людей). Если кто-то задевает за паутину, вся команда возвращается на исходное положение и начинает все сначала. Усложнение (по желанию ведущего) после первой! ошибки запрещается разговаривать.
БИП
На земле рисуется квадрат (он может быть разного размера, например 5*5, 10*10 и т.д. каждая клетка примерно ,40-50 см.). Вся команда находится по одну сторожу этого квадрата. Их задача: перебраться на противоположную сторону. Сложность в том, что перебраться можно только по зашифрованной дорожке, которую нужно расшифровать. У ведущего есть листок с рисунком данного поля, где указана зашифрованная дорожка. Теперь о тактике расшифровки:
Вариант первый: вся команда встает в одну шеренгу, первый человек делает шаг в какой-то квадрат, если он неправильно наступил, ведущий говорит: "Бип", если же правильно - ничего не говорит. Если шаг сделан неправильно, этот человек идет в конец шеренги и ждет следующей своей очереди, а следующий человек делает шаг уже в другой квадрат. Бывают, конечно, и люди с плохой памятью, которые наступают в те же квадраты, в которые уже наступали, ничего с ними не поделаешь, приходиться по нескольку раз повторять: "Бип". Чтобы этого не происходило, команда должна очень внимательно следить за каждым шагом. При правильном ответе этот же человек делает следующий ход и ждет реакцию ведущего, так он делает шаги до тех пор, пока не ошибется.
Когда же ошибется, смотри случай первый. Таким образом, команда пошагово расшифровывает дорожку. Причем каждый следующий человек должен правильно повторить уже расшифрованные квадраты (он наступает на эти квадраты и продвигается к концу поля). В случае если кто-то по ошибке наступает не в тот квадрат из отрезка уже расшифрованной дорожки, то ведущий говорит ему: "Бип", и он идет в конец шеренги. Итак, когда дорожка полностью расшифрована, то вся команда без единой Ошибки по одному должна пройти этой тропой. Усложнение делается по желанию ведущего, когда вся команда перебралась на нужную сторону, им говориться, что теперь им нужно по той же тропинке вернуться назад. Обязательное условие: при выполнении этого задания команде запрещается, как бы то ни было подсказывать друг другу! Команда обязательно стоит только с двух сторон от дорожки: те, кто не перешел, с одной стороны, те, кто перешел, с противоположной.
Вариант второй; вся команда встает в шеренгу, держа друг друга за руки. В принципе, расшифровка идет так же, как в первом варианте, т.е. при неправильном ответе человек идет в конец шеренги, разница в том, что здесь очень важно, чтобы при переходе на следующую клетку расшифрованные клетки не оставались пустыми. Если это произошло, то ведущий говорит: "Бип-бип" и команда все начинает сначала.
Электрическая стена
Между двумя деревьями (или столбами) на высоте 1,5-2 метра горизонтально натягивается веревка. Команда находиться по одну сторону от веревки. Им говорится, что это электрическая стена, по которой проходит электрический ток (само собой разумеется). Их задача: перебраться на другую сторону поверх стены, не задев веревку и не касаясь того пространства, которое находиться в вертикальной плоскости веревки. Если кто-то задевает, вся команда возвращается на исходную позицию.
Доверительное падение
Есть несколько вариантов. Начнем с самого простого. Команда разбивается на пары. Естественно, желательно «парень» - «девушка». Один человек встает спиной к другому и начинает падать к нему на руки. Естественно, второй должен быть готов и должен ловить первого. Ловящий встает за спиной падающего, его руки находятся на уровни груди, ладонями, обращенными к падающему. Одна его нога стоит чуть впереди. Сначала следует начинать с небольшого расстояния между падающим и ловящим, затем расстояние между ними надо увеличивать (до разумных приделов). Смена ролей. Одна особенность: падать нужно прямо, солдатиком. Если же ловящий боится, что не поймает падающего, ему можно предложить спиной опереться о какую-то поверхность, сам ведущий может продемонстрировать, как выполняется задание.
Вариант второй (называемый свеч (к) ой, маятником и др.): вся команда встает в плотный круг, кто-то заходит внутрь круга, закрывает глаза, опускает руки вдоль туловища и его начинают передавать, кидать, но не швырять, по кругу. Опять же очень важно, чтобы падающий падал на руки прямо, иначе его тяжело будет ловить. Для экстрималов - увеличьте амплитуду, т.е. расширьте круг.
Вариант третий. Один человек из команды встает на какую-то возвышенность (стол или что-то другое). Остальные члены команды встают в две шеренги напротив друг друга лицом к противоположной шеренге и плечом к плечу с теми, кто стоит в этой же шеренге, вытянув руки вперед и согнув их в локтях. Они должны стоять таким образом, чтобы падающий человек падал к ним на руки. Естественно, нужно проследить, чтобы у них на руках не было часов, браслетов и т.п. вещей, о которые можно удариться: Также нужно проследить за тем, чтобы при падении человек не задел за головы тех, кто его ловит. Падающий человек должен падать прямо, солдатиком, руки или вдоль туловища или перекрещены на груди.
У этого задания есть несколько вариаций: падающий падает с открытыми глазами, а закрытыми, спиной, лицом.
Для экстрималов: люди в шеренге стоят с опущенными руками и лишь в последний момент выставляют их.
Еще один вариант, когда под руки ложиться человек и смотрит, как на него падает человек. Самый тяжелый вариант в этом случае, когда человек падает лицом с открытыми глазами, в низу лежит человек, тоже с открытыми глазами, а люди в шеренгах ловят падающего в последний момент.
Летающие яйца
Команде дается сырое куриное яйцо, бумага, скотч, пластиковая бутылка с отрезанным горлом. Их задача: сделать такую конструкцию, чтобы внутри находилось яйцо, и, кинув ее с высоты 2-2,5 метров (человек встает на стул), яйцо бы не разбилось.
Монстр
Команде нужно создать из самих себя монстра, у которого будет определенное количество опор. Количество опор высчитываются по такой схеме: количество человек в команде минус один. 1 опора - это 1 нога или 1 рука или 1 голова и т.п. Таким монстром им нужно пройти какое-то расстояние (3 и более метра), затем можно постепенно усложнять, уменьшая количество опор.
Гусеница
Команда встает в шеренгу затылок в затылок. Каждый вытягивает правую руку вперед, а левую между ног назад. Затем происходит сцепление: правая вытянутая рука берет левую руку впередистоящего человека. Получилась гусеница. В течение всего задания руки нельзя расцеплять. По команде ведущего гусеница ходит: два шага влево, три шага вправо и т. п. Затем последний человек, в гусенице садится на землю, второй, перешагивая через первого назад садиться за ним и т.д. по цепочке. Таким образом, вся команда должна сидеть на земле. Для удобства выполнения задания можно даже ложиться головой на живот следующему человеку. Далее гусеница встает в обратном порядке.
Усложнение (по желанию ведущего): когда гусеница лежит, то первый должен громко сказать: "Ха!", второй: "Ха-ха!", третий - три раза "ха" и т.д. Причем никто не должен смеяться. Если кто-то засмеялся, упражнение выполняется сначала.
Лифт
Один человек из команды ложится на одеяло, все остальные берут его таким образом, чтобы ладони были между ним и одеялом. Далее по команде все начинают медленно поднимать этого человека на высоту вытянутых рук, а затем также медленно опускать. Затем этот человек встает в число поднимающих, а следующий ложиться, и теперь его поднимают.
Презервативы
(только в студенческих лагерях актива)
Команда встает в шеренгу на достаточно большом расстоянии друг от друга (2 и более метров). Им дается презерватив, в который набрали воды. Их задача: перекидывая друг другу по цепочке презерватив, не уронить его.
Презервативы можно заменить сырыми яйцами и тогда это упражнение можно проводить в детском лагере.
Треугольник
Между тремя деревьями (или столбами) на высоте 2-2,5 метра натягиваемся веревка. Вся команда находиться внутри треугольника. Их задача: выбраться из треугольника, не задев за веревку. Если кто-то задевает, то вся команда возвращается на исходное положение. По желанию I ведущего, внутри треугольника может находиться крепкая палка. Причем по деревьям перебираться нельзя. Последний человек просто выходит.
15. Камешки (болото)
На асфальте нарисовано 8-9 кружков, диаметром 20-25 см., на расстоянии не менее 60-70 см. друг от друга. Команда встает в шеренгу, сцепляется (за талии или упрощенный вариант - за руки). Первый человек одной ногой наступает на первый кружок, далее он делает другой ногой шаг дальше, второй человек одновременно с этим шагом должен сделать свой первый шаг в первый камешек, т.е. в одном кружке должны помещаться две ноги. Далее они должны одновременно сделать каждый свой шаг дальше, а третий человек должен наступить на первый камешек и т.д. до тех пор, пока вся команда не пройдет "болото". Если кто-то наступает мимо, неодновременно, если расцепляются, то команда возвращается на исходное положение.
Лабиринт
На асфальте рисуются два разных лабиринта. Рисуются они как две тропинки, каждая шириной 40-50см., состоящие из горизонтальных и вертикальных дорожек. Команда встает по одну сторону от лабиринта - это вход в лабиринт. Их задача выйти из лабиринта. Один человек из команды переходить к выходу из лабиринта, он будет управлять переправой. Два человека встают в начале лабиринтов - двух дорожек, каждый у своего. Им завязывают глаза. Они должны перенести людей из команды по лабиринту. Ими управляет человек из команды, который находится у выхода из лабиринтов. Команды даются для обоих людей одновременно. Команду типичные: шаг вперед, шаг назад, шаг влево, шаг вправо, кругом. Если кто-то из идущих наступает на линию лабиринта, то ведущий говорит: " (имя наступившего), шаг назад ". При этом второй остается на том месте, куда он переместился.
17. Колодец (платформа)
На земле чертится квадрат со стороной 1 метр. Вся команда должна уместиться в этом квадрате и продержаться в нем не менее 10 секунд. За границей квадрата опор не должно быть. Ведущий следит за тем, чтобы никто не заступал за границу квадрата. Слон
Команда из самих себя должна сделать полноценного слона с 2 глазами, с 2 ушами, с 2 бивнями, с хоботом, с хвостом, с 4 ногами, с туловищем. Все выполняют только свою функцию: глаза - смотрят, ноги - идут, уши - слушают. У всех, кроме «глаз», глаза закрыты, говорить сможет только «рот». Это сооружение должно пройти путь, указанный ведущим.
Ласточка
Вся команда выстраивается в шеренгу. Их задача: всем принять позу "ласточка" и простоять так 15 секунд (всем вместе). По желанию, ведущий может разрешить им держаться за талии друг друга, дает задание спеть песню хором.
Крокодил
Вся команда ложатся на землю, ноги в стороны, в одну шеренгу, друг за другом таким образом, что голова первого лежит на животе второго, голова второго
на животе третьего и т.д. Руки перед робой, согнуты в локтях. Первый человек встает и ложится спиной им на руки, команда передает этого человека в хвост
"крокодила". Когда его передали по рукам в конец, он ложится за последним человеком, а передавать начинают второго человека из команды и т.д. Упражнение считается выполненным, когда все члены команды были переправлены в хвост "крокодила".
Цепь
Команда садится в круг, ноги в центр круга в одну точку. Их задача: одновременно встать, не изменяя положение ступней. Если команда встает несинхронно или кто-то начинает сгибать ноги и т.п., то упражнение выполняется с начала. Держаться за руки не запрещено.
Скала
Команда встает в круг, держится за плечи друг друга. Один человек из команды встает в центр круга. Его задача: держась за членов команды, пройти круг, перемещаясь только по их ногам. Затем он встает в круг, а по ногам идет следующий и т.д.
Вариации: человек идет с закрытыми глазами - команда стоит с открытыми глазами, человек идет с открытыми глазами - команда стоит с закрытыми глазами, человек идет с закрытыми глазами - команда стоит с закрытыми глазами.
Мост
На земле на расстоянии 2 метров друг от друга начерчены две параллельные линии. Команда находиться у одной черты. Их задача: сделать мост из самих себя, не прикасаясь к тому пространству, которое находиться между двумя линиями, т.е. у моста две точки соприкосновения с землей на разных "берегах". По этому мосту с одного берега на другой должен пройти человек из их команды.
Автобус
Вариант первый: Команда встает в две параллельные шеренги спина к спине.
Один человек из команды должен пройти между этими шеренгами.
Вариант второй: Команда без одного человека, который будет выполнять функцию кондуктора, встает мак можно ближе друг к другу, изображая давку в автобусе. Ведущий обводит мелом образовавшееся пространство. Кондуктор должен пробраться между ними так, чтобы никто не заступал за начерченную линию.
Космонавт
Особенность данного упражнения: оно выполняется только при наличии большого количества парней в команде. Команда встает в две параллельные шеренги напротив друг друга. Между ними должен образоваться коридор. Все стоят, выставив согнутые в локтях руки вперед. Условно данный коридор можно поделить на две половины. Первая половина берет одного человека из команды на руки, начинает его раскачивать на руках, вслух выкрикивая: "Один! Два!", на "Три!" они подбрасыва