Обучение навыкам конструктивного общения. Эффективные приемы общения

Эффективные приемы общения

Самая главная роскошь на земле –

Это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент Экзюпери.

Приветствие:Итак, мы продолжаем разговор об умении общаться с разными людьми. Разделитесь на два круга – внутренний и внешний и встаньте лицом друг к другу. Сейчас вы должны будете поприветствовать друг друга, получая определенные задания.

· Здороваемся как старые друзья, которые давно не виделись;

· Как люди, которые давно находятся в ссоре;

· Как начальник и подчиненный;

· Как дипломаты;

· Как будто одному из вас предстоит большое путешествие;

· Как ребенок с отцом, приехавшим из длительной командировки;

· Как ученик с учителем.

Как вы уже знаете, одним из лучших качеств любого человека является умение общаться. Как сказал Сент Экзюпери: «Самая главная роскошь на земле –

Это роскошь человеческого общения».

Сегодня мы поговорим о тех правилах, которые помогают общению с людьми в различных жизненных ситуациях.

Говорил ли кто – нибудь вам слова: «Я не хочу с тобой разговаривать!»

Приведите примеры трудностей человека, связанных с отсутствием общения. Что вы будете чувствовать, если с вами не хотят общаться? Как отсутствие общения может повлиять на человека, на его психическое состояние?

Как правильно вести себя во взаимоотношениях с людьми, чтобы тебя не оттолкнули в общении, чтобы с вами было приятно общаться:

Умение вести разговор – это талант.

· Если хотите заинтересовать собеседника разговором, старайтесь расположить его к себе с первой же минуты, с первых же слов.

· Открыто проявляйте к нему интерес, улыбайтесь во время разговора, смотрите заинтересованно, этим вы также расположите к себе собеседника.

· Уважайте человека, с которым ведете беседу. Относитесь к нему так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами.

· Внимательно слушайте, о чем говорит ваш собеседник, не перебивайте его.

· Умейте слушать собеседника, это главная и первая ступенька к взаимопониманию. Умение слушать – самый лучший способ завоевать доверие собеседника.

· Умейте говорить не только о том, что интересует вас, но больше всего о том, что приятно, значимо для того, с кем вы общаетесь.

· Задавайте человеку вопросы по теме разговора, а о своих проблемах говорите меньше.

· Умейте сострадать, искренне радоваться его успехам, проявляйте сердечность, чуткость, отзывчивость.

· Помните, что одобрение, похвала, ласковое слово – самые лучшие средства доверия и интереса к вам собеседника.

· Большое значение в разговоре имеет доброе отношение к собеседнику. Добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и пониманием, каково другому, умеет чувствовать другого человека, понять его проблемы, умеет поддержать человека.

И еще, обратите внимание, что беседу, разговор оживляет не столько ум, сколько взаимное доверие. Это доверие означает уверенность в себе и своем собеседнике, благожелательное отношение друг к другу и окружающим. Доверие основано на искренности собеседника. Никакое общение не может происходить на недоверии и подозрительности. Развивайте у себя чувство доверия к людям. Хороший человек обычно доверчив. В своих отношениях с людьми он исходит из представления, что каждый добр, честен, порядочен. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика, обманщика, его очень трудно в этом переубедить.

Кроме того, в общении никогда:

· Не оправдывайте себя! – («меня не понимают», «меня не ценят», «ко мне несправедливы», «я забыл» и т.д.)

· Не снимайте с себя ответственности!

· Не общайтесь с людьми только из – за понравившегося внешнего вида!

· Будьте искренни!

· Будьте справедливы!

· Считайтесь с чужим мнением!

· Не бойтесь говорить правду!

· Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

· Будьте естественны в общении!

· Не обижайтесь на правду, сказанную в ваш адрес!

Зная эти правила, вам намного легче будет общаться с другими людьми. Внимательно изучите эти правила, следуйте им в жизни и вы будете «душой общества».

А сейчас я предлагаю вам принять участие в игре «Попроси предмет».

Разделитесь на пары. Один из участников берет в руки любой предмет. Это может быть книга, ручка и так далее. Задача другого участника попросить у него этот предмет. Но он очень нужен тому человеку, который его держит.

Инструкция первому: Нужно постараться оставить этот предмет у себя и отдать его лишь в том случае, если вы почувствуете, что этот предмет действительно нужнее другому и вам захочется его отдать.

Инструкция второму: Подбирая нужные слова, постарайтесь попросить этот предмет так, чтобы вам захотели его отдать.

А сейчас я предлагаю вам поменяться ролями и проиграть эту сценку только мимикой и жестами.

Рефлексия: Трудно ли было подобрать слова для того, чтобы забрать предмет?

Когда действительно хотелось его отдать?

Что было легче – работать в первом варианте или во втором?

Сделаем вывод: Если ты умеешь общаться с людьми, умеешь найти к ним подход, знаешь, какие использовать слова для общения, то тебе легче будет в общении. Нужно научиться общаться и проблемы общения не будет.

Ритуал прощания: Давайте попрощаемся словами: «Спасибо, было…»

Занятие №13

Наши рекомендации