Продумайте композицию презентации

Определите для себя план презентации: сюжет, главная мысль, каким образом вы хотите ее выразить, какие примерно картинки и музыку хотите использовать и пр.Не забывайте, что презентация, сделанная в модуле А автоматически, без всяких изменений попадает в модуль Д. И вам будет необходимо использовать ее в уроке. Поэтому нужно написать не только тот текст, который появится на слайдах, но и речь, которой вы сопроводите свою музыкальную презентацию в последующем.

Снова непростая задача, но нет безвыходных путей! Для логичного построения сюжета можете объединить все наработки в таблицу: в одном столбце –текст для урока, второй – слова на слайдах. Еще можно добавить подсказку: какие картинки могут быть использованы, какая музыка в это время звучит, ваша интонация, жесты и пр. Это необязательно, но может здорово помочь не запутаться.

Для примера покажу вам, как мы составляли такую таблицу по прошлогодней теме урока «Человек и многозвучный мир».

Текст (речь для урока модуля Д) Слайд
Сегодняшнее утро оглушило меня – как много звуков вокруг - они ранят мне сердце, весь мир звучит: галдят птицы, лязгает трамвай, сигналят авто, рвется оглушительная мелодия из двери кафе люди говорят, говорят, говорят…(драматично) Нет, я больше не смогу так! Эти возгласы, сигналы, мелодии, крики завладели жизнью людей, они звучат повсюду. А я хочу тишины! Прошу, дайте отдохнуть моему слуху!!! Так много звуков вокруг! (фото спешащих людей, авто, мрачные цвета, бег времени)
(на слайде картины природы, музыка тихая светлая) Но это невозможно, немыслимо. Как грустно и пусто стало вокруг. Я смотрю триллер и мне не страшно, хочу успокоить ребенка, но он не слышит моей колыбельной, я стою на берегу моря – и меня пугает его безмолвие. Все эти звуки, песни, симфонии окружают нас повсюду и они – неотъемлемая часть нашей жизни. Мир без звуков – пустой и бесцветный (светлые спокойные цвета)
Но как бы это не звучало странно - именно звуки мне помогли преодолеть утреннее раздражение –одна мелодия от бродячего музыканта в переходе мгновенно поменяла мои эмоции. Заставила улыбнуться дню… И в этом я нисколько не отличаюсь от людей, живущих тысячелетия назад… Звуки влияют на наши эмоции (картинки: счастье, улыбки, музыкант, яркие цвета)
Некоторые мелодии, ритмы, голоса воодушевляют нас, успокаивают, помогают сменить атмосферу, настроиться на работу или, как мне, начать новый день. «Музыка очень телесна - именно поэтому мы так легко входим с ней в резонанс, подпеваем, качаемся в такт, отбиваем ритм, чувствуем душевное волнение. Мы буквально пропускаем ее сквозь себя. – Она заставляет кровь бежать быстрее. Начинают блестеть глаза, теплеют руки, на щеках появляется румянец. Вы не замечали, что люди выходят с концерта раскрасневшимися, оживленными, помолодевшими? Это один из мощнейших источников удовольствия». Мы пропускаем музыку через себя     Музыка – мощнейший источник удовольствия    
«Мелодия заставляет мыслить и дышать по-новому. – Новые идеи часто именно в те минуты, когда звучит музыка». Ученые утверждают, после десятиминутного прослушивания Сонаты ре мажор для двух фортепиано Моцарта студенты повысили свои результаты теста IQ на девять пунктов. Музыка делает нас умнее  
Однажды меня сильно обидели, я заперлась в комнате и громко включила радио всем назло. И вдруг из него полились такие прекрасные звуки, что я всем все простила, почувствовала себя красивой и уверенной. И что самое удивительное – мне удается возрождать в себе это ощущение и сейчас. Музыка сопровождает нас и в менее счастливые моменты. «Это может показаться странным, но, когда мне особенно грустно, я не люблю слушать веселые вещи, –– Я выбираю что-нибудь потрясающе грустное. Наши эмоции возникают лишь в ответ на что-то, созвучное печали. Музыка помогает пережить самое страшное и даже неизбежное – вспомним тонущий Титаник, на палубе которого в самый трагичный момент музыканты играли Бетховена. Музыка помогает примириться с миром   Помогает пережить печаль   Музыка формирует эмоции. Заставляет радоваться и грустить.
Любимое произведение, словно шапка-невидимка, способна мгновенно оградить от излишнего общения. Почему на улице многие из нас ходят в наушниках? Мелькание людей, переключение внимания с одного на другое – нам кажется, что мы болтаемся в пустоте. Как сегодня утром. Самый простой способ уединиться и вновь ощутить внутреннюю устойчивость – включить плеер. Кстати, одно из следствий такого возвращения к себе – терпимость к окружающим». Музыка защищает от внешних факторов
Как много звуков вокруг…Мир многозвучен. И это поистине прекрасно!Стоит только прислушаться, доверить свои эмоции многозвучному миру. И вы получите взамен самые разнообразные чувства. Мир многозвучен. И это поистине прекрасно!

Теперь, когда основа уже создана и вы имеете общее представление о задании, я предлагаю вам проверенный алгоритм, в котором отражены основные стадии выполнения модуля А непосредственно на чемпионате. Но ещё в процессе подготовки необходимо отработать каждый шаг алгоритма по отдельности, засекая время.





Алгоритм выполнения задания:

Шаг 1.Выбор фотоматериала

Начнем с того, что нужно открыть папку с картинками, которую составили организаторы. Внимательно просмотрите все материалы и выберите подходящие. Пусть это будет 30-50 картинок, выбираем «с запасом» (в процессе создания презентации это количество уменьшится вдвое). Создайте на рабочем столе папку со своим именем и скопируйте туда понравившиеся изображения, которые подходят вашей будущей презентации по задумке. Это упростит вам работу и сэкономит драгоценное время.Этот шаг займет примерно 15 минут.

Шаг 2. Выбор аудиоматериала

Теперь стоит заглянуть в папку с музыкой, быстро прослушать содержимое и выбрать наиболее подходящие по смыслу треки. Учтите, что вы не сможете использовать музыкальные файлы полностью, так как общая продолжительность композиции 3 минуты (возможны отклонения на 20 сек). А количество обязательных треков – около 10-15. Поэтому можно заранее переименовать выбранные файлы с указанием, какой фрагмент вы используете (например, «Шопен Ноктюрн 20-35 сек). Уже на этом этапе у вас может возникнуть идея, какие фрагменты подходят определенным картинкам. Это тоже стоит зафиксировать. Не забывайте про время, не повторяйте моей главной ошибки – на своем последнем чемпионате я почти час потратила на слушание музыки. Поэтому выделите на этот шаг максимум 20 минут.

!Обратите внимание чтоаудио- фотоматериалы конкурсант получает за 20 минут до выполнения конкурсного задания. А это значит, что до того, как стартуют официальные 3 часа вы уже сможете ознакомиться с картинками и музыкой. Но только просмотреть, создавать папки и что-то редактировать будет запрещено.

Шаг 3.Шаблон презентации

Когда опорный материал выбран, приступаем к созданию «тела» презентации. На этом этапе открываем Power Point и, выбрав шаблон (пустой слайд, слайд с заголовком или без,) набираем оптимальное количество слайдов. Не стоит делать слишком много — помните про заветные 3 минуты. Из-за быстрого переключения эксперты на проверке задания модуля А, а в дальнейшем и волонтеры на модуле Д не смогут оценить креативное исполнение или оригинальную идею, что негативно скажется на ваших баллах. А каждые 0,5 балла могут стоить победы.

Считаем: в нашем распоряжении 180 сек (+/- 20 сек). Чтобы презентация не казалась статичной, на один слайд, включая переходы и анимацию отводим примерно 8-10 секунд. Так что, 15-20-ти качественно сделанных слайдов будет достаточно.Создание шаблона презентации займет 5 минут.

Шаг 4. Набросок презентации

Распределяем картинки по слайдам, не забывая про заданную тему презентации и сюжет, которые вы заранее продумали. Например,тема презентации «Человек и многозвучный мир». Значит, в слайдах будут фигурировать фото людей, изображения музыкальных инструментов, природных явлений, разные звучащие предметы.

Набросок презентации займет 20 минут.

За первые 4 пункта алгоритма проходит 1 час. За это время вы успеете определиться, какие фото\аудио - материалы будете использовать,и сделать черновую версию презентации.

Шаг 5. Музыкальная композиция в программе Samplitude.

Самое время заняться музыкальным сопровождением презентации. Открываем Samplitude. Согласно сюжету презентации, создаем нарезку из музыкальных отрывков.Подробно описывать этот шаг не буду, так как на стадии подготовки вы должны освоить программу, разобравшись во всех необходимых функциях. Следуйте сюжету, который придумали, соблюдайте простую композицию: вступление – основная часть -заключение.

Обязательно сохраните готовуюкомпозицию в формате mp3 – это один из критериев оценки задания. В среднем, создание музыкального сопровождения занимает 40 минут.

Шаг 6.Набор текста презентации

Дополняем презентацию надписями. Текст должен быть очень кратким (5-7 слов в предложении и не более 5-ти предложений на слайд). Шрифт выбирайте обычный, не смазанный, оптимального размера. Классические TimesNewRomanили Arialвполне подойдут. Можно выделять слова, отдельные буквы разными цветами, дополнять фразу анимацией.

Надписи дожны быть хорошо читаемыми выделять на фоне изображений, не перекрывайте текст обилием картинок. Грамотность, соблюдение знаков препинания тоже очень важны.20 минут.

Шаг 7. Создание переходов слайдов

Здесь все очень просто. Вкладка - Переходы. Выделяете слайд, выбираете переход. Старайтесь делать небанальные переходы, интересную анимацию. Еще лучше будет, когда смена слайда совпадает с переходом в музыке – главное, чтобы все смотрелось гармонично.15 минут

По правилам ВСР, презентацию нельзя переключать вручную, поэтому все переходы делайте автоматическими, чтобы не пришлось щелкать мышкой.

Шаг 8. Заключительный этап – соединение всех составляющих

После того, как будетполностью готов визуальный ряд, самое время соединить презентацию с музыкой.Вставка- Звук. Выбираете музыкальный файл, настраиваете время (вкладка Слайд Шоу – настройка времени).

Не забудьте сохранить готовую презентацию на рабочем столе компьютера и флешке, дайте файлу имя (эксперты обычно просят назвать своей фамилией).15 минут.

!!!Исходя из приведённых мною временных рамок, 3-х часов будет достаточно для выполнения задания модуля А. Обязательно оставьте в запасе хотя бы 5 минут и проверьте, как включается презентация, звучит ли музыка, работают ли автоматические переходы и пр.

Вполне возможно, что из-за волнения у вас может не получиться очень красивой презентации с эффектными переходами и атмосферной музыкой. Но как показывает мой опыт, это не очень-то и важно. Главное, чтобы ваша работа отвечала всем установленным критериям. Так что можете даже выучить их, чтобы в ответственный момент не упустить действительно важные детали и не лишиться баллов по причине невнимательности. ВСР требует предельной концентрации внимания.

Модуль В

Задание:организовать репетиционный процесс разучиванияпредложенной «песни-повторялки». Продемонстрировать концертное исполнение «песни-повторялки» целевой аудиторией с использованием элементов сценического движения, боди-перкуссии.

Для подготовки к конкурсному заданию участнику заранее (за 2 месяца) предоставляются примерные конкурсные «песни-повторялки» (фонограммы двух песен). Аналогичная песня будет предоставлена конкурсанту для выполнения задания на площадке.

Исполнение песни с использованием сценического движения, боди-перкуссии (организация процесса предложенной песни и концертное исполнение песни с использованием сценического движения, боди-перкуссии).

Материалы:

Компьютер;

Комплект аппаратуры (колонки, усилитель, стойки, микрофон, наушники);

Аудиозапись песни-повторялки (фонограмма +, -);

Синтезатор.

Временные рамки:

5 минут - подготовка площадки (проверка технического оборудования);

20 минут - индивидуальная работа конкурсанта с музыкальным материалом;

20 минут - выполнение задания и демонстрация концертного исполнения;

Критерии оценки:

Объективные

1) Точное интонирование мелодии при показе голосом

2) Точное выполнение ритмического рисунка при показе

3) Правильно организовано дыхание при показе голосом

4) Верная атака звука при показе

5) Верно продемонстрированы исполнительские штрихи при показе

6) Наличие чёткой дикции при работе

7) Наличие приёмов для подготовки голосового аппарата к вокально-хоровой работе

8) Наличие певческой установки

9) Мобильная реакция на недостатки в исполнении

10) Верно выбраны приёмы по устранению недостатков (проблем в звучании)

11) Поставлены музыкально-художественные задачи (указания) исполнителям

12) Показаны ауфтакты вступления/снятия

13) Включены элементы сценического движения

14) Элементы сценического движения оправданы образно-музыкальной логикой песни

15) Использованы элементы боди-перкуссии («звучащие жесты»)

16) Владение выразительной образной речью

17) Владение грамотной речью

18) Выполнены исполнительские штрихи

19)Наличие установки на эмоционально-выразительное исполнение, с правильной передачей музыкального образа

20) Сценические движения выполнены аудиторией в заданном объёме

21) Элементы боди-перкуссии выполнены аудиторией в заданном объёме

Продумайте композицию презентации - student2.ru

1) Общее впечатление от исполнения

2) Творческий подход к организации репетиционного процесса

3) Креативный подход в выборе средств сценических движений

4) Креативный подход в выборе боди-перкуссии

Сложности:

В этом задании конкурсантам необходимо вместе с волонтёрами разучить и исполнить песню-повторялку с использованием движений боди-перкуссии (звучащих жестов). Песня-повторялка будет представлена только в день соревнований. Заранее организаторы вам вышлют похожие песни для ознакомления.

Боди-перкуссия

В комплекс боди-перкуссии входят следующие элементы: притопы различной силы, шлепки одной или двумя руками, хлопки раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами.

Хлопки. Даже такой простой вид движений, как хлопки - требует некоторой сноровки и для их разучивания может понадобиться некоторое количество упражнений. Удар в ладоши должен быть упругим, дыхание при этом – спокойным и размеренным. Вначале хлопки лучше проводить стоя; руки перед хлопком должны быть свободными, а сам удар – легким и мягким.

1. Хлопок горстью – ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим.

2. Хлопок плоской ладонью, в разных местах ладони, по пальцам или запястью – каждый раз звук будет разным.

3. Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону. Следует перепробовать все возможные варианты.

Шлепки. Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. В последнем случае корпус тем не менее должен оставаться свободным и вместе с тем как бы «готовым к прыжку».

Щелчки.В каждой группе ребят можно найти таких, которые умеют щелкать пальцами. Некоторые этому могут научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко.

В зависимости от темпа щелчки можно делать со вспомогательным взмахом руки или без него, одновременно обеими или попеременно правой и левой руками.

Притопы. Можно делать притопы одной ногой или попеременно двумя, оставаясь на одном месте или продвигаясь вперед.

Алгоритм подготовки:

1) Подготовить приветствиеи заключение

Вне зависимости от того, какая песня попадётся вам на конкурсе, для приветствия волонтёров нужно придумать небольшую речь, которая поможет настроить их на разучивание песни. Также этот приём позволит вам наладить контакт с волонтёрами и сделать переход к этапу слушания песни.Можно написать универсальный текст, который подойдёт под любую песню. Это нужно сделать заранее. Просто потому, что во время выступления не будет времени думать о красивых переходах.

Например, песня «Алые паруса» («У синего моря, где бушуют бураны»).

Текст приветствия: здравствуйте, ребята! Меня зовут… Кто-нибудь из вас бывал в летнем лагере? А в каком? Что вы там делали? (вопросы нужны для коммуникации с волонтёрами, не бойтесь спрашивать совсем простые вещи, главное, что с вами будут разговаривать). Представьте, что мы с вами находимся в знаменитом лагере «Артек». И сегодня нашему отряду поручили важную миссию – выступить на концерте и спеть песню! Но сначала с песней нужно познакомиться… (далее идёт этап слушания песни, потом разучивание и т.д.)

Напишите несколько вариантов вступления и то, как можно развить приветствие в дальнейшем.Также придумайте пару фраз для заключения: что будете говорить волонтёрам после выполнения задания.

Наши рекомендации