Для чего мы используем музыку?
Может ли христианская музыка быть современной?
Иногда складывается впечатление, что для некоторых христиан понятие «устаревший» тождественно понятию «хороший». Почему-то принято считать, что «золотой век» христианской музыки — 30е-50е годы двадцатого века. Чем же современнее музыка, тем больше у нее противников. Увы, это не новое явление. Однако, нравится нам это или нет, но христианская музыка всегда стремилась быть современной. Григорианский хорал был в свое время обычной музыкой. То же можно сказать и о многоголосии (полифонии), оно было введено в церковное богослужение практически одновременно с появлением многоголосных мирских песен. Мартин Лютер использовал песни в мирском стиле для прославления Бога. Известно, что песня «О, благодать, спасен тобой» — это немного переделанная популярная кабацкая мелодия. Может быть, кому-то небезынтересно будет узнать, что M. C. Hammer, известный чернокожий реппер, который был жутко популярен в России лет десять назад — христианин. А его хит, «Can`t touch this» который в начале 90-х прошлого века крутили на всех дискотеках — песня с христианским смыслом, которого, правда, почти никто в СССР не понял ввиду того, что неверующая молодежь английский знала только на уровне школьной программы, а верующие в России тогда еще не приловчились слушать рэп. Итак, христианство всегда использовало современную музыку. Не всегда этот процесс проходил гладко и без споров. Но, что интересно: проходило время и мелодии и стили, когда-то считавшиеся мирскими, прочно приживались в христианстве. Об использовании современной музыки в богослужениях мы еще поговорим при ответе на седьмой вопрос. А пока снова подчеркнем, что в истории христианства всегда находилось место современной музыке. Так что наше поколение не исключение. Но в связи с этим часто возникает третий вопрос.
Каковы истоки рок-музыки?
Весьма часто мне приходится выслушивать обвинение в том, что христианские рок-музыканты тащат мирскую музыку в Церковь. Мы действительно тащим в церковь музыку, но только не мирскую. Мы возвращаем Церкви то, что принадлежало ей изначально, но было похищено оттуда врагом душ. Простой экскурс в историю рока показывает нам, что именно Церковь стояла у истоков этой музыки. Песни чернокожих рабов, всем сердцем принявших Христа (спиричуэллс), стали основой того, что сегодня зовется джазом, блюзом, и рок-н-роллом. Короли американского рок-н-ролла взяли свою музыку в церквах, в которых были воспитаны. Фортепианные соло Джерри Ли Льюиса, «Тутти Фрутти» Элвиса Пресли — это имитация того, что они с детства видели и слышали в пятидесятнических церквах, куда их водили родители. На творчество Элвиса Пресли в значительной мере повлияли негритянские квартеты, поющие о Благой Вести, которые во множестве разъезжали в то время по США. Сами рок музыканты признавали, что взяли свою музыку в церкви. Мик Джаггер сказал, побывав на концерте Литтл Ричарда (известного рок-н-ролльщика): «Возникает впечатление, что ты на евангелизационном собрании…» Джони Кэш и Карл Перкинз (автор знаменитой «Blue Suede Shoes») позже обратились в христианство. Карл рассказывал: «Госпел (стиль церковного пения, в стиле „госпел“ написаны такие песни как: „О благодать…“ и „Великий Бог“ — прим. П. Бегичева) в те дни оказывал на рок-н-ролл такое же сильное влияние, как и на все остальное … Госпел очень многое дал рокабилли». Рэй Чарльз, знаменитый слепой блюзмен, снискал популярность, «сочинив» песню «I?ve got a woman». Он взял за образец блюзовую музыку американских баптистов, наложил на нее мирской текст, исполнял эту песню в ночных клубах и стал популярнейшим рок-музыкантом, чья слава не померкла и по сей день. Конечно, жалко их всех. Они действительно заблудились и ушли от Бога (правда, некоторые потом вернулись). Но они не создали ничего нового. Дьявол украл рок-музыку и заставил музыкантов служить себе. Это вылилось в безбожие и откровенный сатанизм 70-х годов. Но истоки у рока все же христианские. Так что современные христиане просто возвращают эту музыку туда, откуда она вышла, — в Церковь.
Для чего мы используем музыку?
Чтобы понять друг друга, нам нужно сразу договориться о том, для чего вообще нам нужна музыка? Дело в том, что многие противники современной музыки обвиняют ее сторонников в излишней эмоциональности. Проанализировав множество библейских стихов, говорящих о музыке, я пришел к выводу, что музыка применялась в следующих случаях:
· Музыка скрашивала быт древних людей. Быт.4:21.
· Музыка использовалась для прославления Бога. Иногда даже в храме звучали ударные инструменты.Пс.150:1.
· Музыка использовалась как средство эмоциональной разгрузки или для создания определенного настроения. 1Цар.16:23.
· Музыка использовалась для танцев (Суд.21:21; 1Цар.18:6; Еккл.3:4; Матф.11:17), иногда даже во дворах храма (Пс. 150:4; 149:1-3). Здесь нужно отдельное пояснение: лики — это хороводы, неотъемлемая часть еврейской культуры. А хороводы эти были «во Святыне Его…» или «в собрании святых», см. стихи№ 1.
· Музыка иногда использовалась для передачи Божьего откровения. 4Цар.3:15.
· Музыка (вернее, слова песен) служила средством назидания Церкви. Еф.5:19.
Почему я это все написал? Да потому, что:
· то и дело слышишь: современная музыка затрагивает лишь эмоции и служит исключительно для создания определенного настроения. Я хотел бы сказать, что у любой музыки есть такая цель. Она оправдана Библией. В этом нет ничего плохого. Иначе не пели бы мы каждую вечерю: «взойдем на Голгофу, мой брат…». Ведь не что иное, как настроение мы создаем этой песней;
· часто запрещают слушать музыку за пределами богослужения (в машине, например), словно забывая, что музыка — неотъемлемая часть человеческого быта;
· почти общепринято считать, что танцы — грех. Так вот, Библия говорит, что это не грех, а часть культуры Израиля. Иногда даже богослужебной культуры. (Кстати, фарисеи не могли обвинить Иисуса в нарушении обычаев Израиля. Следовательно, Иисус, скорее всего, участвовал в праздничных хороводах.) Я бы поостерегся использовать в скором времени танцы в русском богослужении, так как они не есть часть богослужебной культуры России (да и специально вводить что-либо вообще не стоит. Из-под палки не запоешь и не затанцуешь. Поклонение Богу должно исходить от сердца. Кроме того, в такт иной песне даже наши баптистские бабушки и так качают головой). Я также категорически против мирских дискотек, так как они не для танцев созданы, а для реализации похотливых желаний. Но, мне кажется, никто не должен быть против христианского балета, например.
Но вернемся к современной музыке. Для более краткого названия будем называть ее рок-музыка. Так вот, мне кажется, что рок музыка может быть использована для всех вышеперечисленных целей.
Как-то мне пришлось выслушать аргумент, мол, у каждой музыки свое назначение: хоралы — музыка, прославляющая Бога, а рок — музыка исключительно танцевальная.
Здесь сразу надо оговориться, что сторонники этого аргумента путают фундаментальные понятия стиля и жанра. Стиль — это нечто присущее времени. Мы знаем, что на смену стилю барокко пришел классицизм, потом был романтизм, потом модернизм и т.д. Когда мы произносим слово «рок», то имеем в виду понятие стиля. Словом «рок» я обозначаю эпоху электрической музыки от госпела и блюза до дрим-хауса. Впрочем, некоторые рок-исследователи, борясь за чистоту стиля, отделяют время электрической музыки от времени электронной, разделяя стили: рок, поп и техно (которые, в свою очередь, делятся на множество более мелких направлений). Может, они и правы, но в любом случае, рок — это не только танцевальная музыка. Рок — понятие стиля. А в любом стиле существуют различные жанры. Их много: духовная музыка, опера, песня, романс, баллада, балет, танцевальная музыка… (кстати, что самое обидное, не все бдительные «критики танцевального рока» знают, что Бах, не выходя за рамки стиля барокко, писал танцевальные сюиты, а, боюсь, что даже услышав их, не поймут, что это музыка танцевальная, приняв ее за духовную). Все эти жанры представлены и в стиле рок. И было бы глупо ограничивать рок только жанром танцевальной музыки. Рок был использован для написания опер (кстати, музыку рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда» очень хвалил Шостакович), для множества песен и баллад, и нет никаких причин запрещать в стиле рок писать духовную музыку. Ведь рок-стиль как никакой другой отражает нерв и динамику современного мира. Тот факт, что большинство рок-произведений написаны и используются в рамках светской музыки — это позор для нас. Но как раз в связи с этим, часто можно услышать второй вопрос.