Но музыку придумал Бог: не значит ли это, что любая музыка по сути своей хороша?
Следующий довод, который новаторы используют в свою защиту и который истинен только наполовину, непосредственно связан с утверждением, что музыка нравственно нейтральна: музыка по сути своей хороша. Я считаю, что новаторы искажают библейский принцип, формулируя этот довод. Бог создал всякое творение и назвал его хорошим. Человек — творение Божье. Звук — тоже творение Божье. Мелодия, гармония, ритм — тоже Его творение. Бог создал музыкальный строй. Однако создал ли Бог конкретную песню: с определенным звучанием, с определенной мелодией, в определенной гармонии? Конечно, нет. Песню написал человек.
Музыкальные новаторы пытаются оправдать использование определенного музыкального стиля, который представлен совершенно определенными песнями. Они утверждают, что Бог сотворил «музыку». Но разве Бог придумал какую-то конкретную музыку? Вспомните детский конструктор. Это множество отдельных деталей, которые сами по себе бесполезны. Однако ребенок собирает из них грузовик или пожарную станцию, и тогда они приобретают ценность, показывая творческий уровень ребенка. То же верно и в отношении музыки как понятия. Бог сотворил понятие ноты, заложил в нас чувство благозвучности и ощущение музыкального строя. Он дал нам детали конструктора.
Здесь мне хотелось бы повторить и подчеркнуть то, что мы уже обсуждали в предыдущей главе: никто из новаторов не может играть абстрактную музыку. Они поют чью-то песню, в которой сеть музыка. Поскольку эту песню придумал человек, она неизбежно несет на себе отпечаток стиля своего создателя. А человек может испортить Божье творение.
Библейские примеры
К тому же я не верю, что музыка хороша или может быть хороша сама по себе, потому что в Библии описаны события, которые доказывают обратное. Первое упоминание о музыке в Библии находится не в Псалтыре или книге Паралипоменон, как считают многие, не в историях о Давиде, не в песне Моисея. Первое упоминание о музыке находится в Бытие 4:21, где сказано об Иувале, праотце всех музыкантов: «...он был отец всех играющих на гуслях и свирели». Те инструменты, которые придумали Иувал и его потомки, являются прообразом наших современных музыкальных инструментов.
Более того, первый музыкант, упомянутый в Библии, был прямым потомком Каина, которого так строго осудил Господь, потому что тот предпочел по-своему поклоняться Богу! Задумайтесь над этим на мгновение. Бог сказал Каину, что не примет его поклонения, потому что тот нарушает данные Им правила поклонения. Каин был взбешен тем, что его отвергли, и сильно позавидовал Авелю, поклонение которого Бог принял. Он убил Авеля и был изгнан из присутствия Божьего и Его семьи.
Потомки Каина тоже не повиновались Богу. Они были настолько нечестивы, что, после того как они смешались с потомками Сифа, Бог решил смыть их с лица земли потопом. Такими были предки и окружение Иувала. Поскольку музыка по своему происхождению уже несет на себе отпечаток испорченности, музыканты-христиане должны быть особенно осмотрительны в своих вкусах и использовании своих музыкальных способностей, на которые наша падшая природа и греховные желания имеют очень сильное влияние.
Первые музыканты, которые были отделены специально, чтобы воздавать Богу хвалу и славу, появились намного позже. О них сказано в Первой книге паралипоменон, в шестнадцатой главе, где описано, как Давид назначает первых руководителей поклонения в Израиле, которые должны были служить перед ковчегом завета. Важно отметить, что Давид избрал для поклонения левитов, которые были освящены, или отделены, для служения Господу. Вести поклонение Господу в Ветхом Завете было позволено не каждому музыканту, и играть при поклонении можно было не любую музыку. Все и все было строго отделено, все указывало на почтение перед внушающим ужас Иеговой. И даже несмотря на то, что сегодня мы не живем под законом, библейский принцип, указывающий, как выбирать музыкантов и музыку для поклонения, остается в силе.
Новаторы могут возразить мне, что Бог может искупить «плохую» музыку и использовать ее для Своей славы. Но покажите мне главу или стих в Библии, где описывалось бы, что Бог делает это. Если вы этого не сможете сделать, значит, это ваше личное мнение, которое не может поколебать мою целостную концепцию музыкального служения.
Глава 11