Музыкально-ритмическая деятельность
1. Приобщать к азбуке третьей ступени музыкально-ритмической культуры;
• Побуждать детей к восприятию музыки, используемой для музыкально-игровой и танцевальной деятельности, обращая внимание на ее характер, темп, на ее ритмическую выразительность; обращать внимание на смену характера различных частей музыки.
• Побуждать к эмоциональной отзывчивости на характер музыки.
• Развивать музыкально-сенсорные способности ребенка.
II . Приобщать к азбуке третьей ступени музыкально-ритмической деятельности:
• Приобщать к выразительному исполнению несложных танцев, хороводов, игр под музыку, вызывая желание детей с удовольствием участвовать в них, и связывать движения с музыкой.
• Приобщать к элементарным музыкально-ритмическим умениям;
— двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш);
— менять движение в связи с изменением динамики звучания музыки (тихое и громкое звучание), регистров музыки (высокий и низкий), характера музыки (веселый, грустный).
• Приобщать к ориентировке в пространстве, к умению двигаться стайкой за взрослым, становиться в круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять его, становиться парами по кругу (мальчик спиной, девочка лицом в круг).
• Учить выполнять элементарные танцевальные движения, связывая их с ритмом музыки; различные виды хлопков в ладоши и по коленям, притопы одной ногой и попеременно, полуприседания с легким поворотом тела вправо и влево, покачивание с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, кружение по одному и в парах, побуждать согласовывать движение с текстом и музыкой пляски; побуждать к концу года притопы делать правой ногой, кружиться за правой рукой (при условии, если дети в пляске стоят врассыпную, лицом в одну сторону), выполнять движения с атрибутами.
• Побуждать детей активно участвовать в сюжетных музыкальных играх, посильно выполняя под музыку образные роли, понимать взаимоотношения в игре, в движениях, передавая особенности музыкального звучания.
III. Побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх и свободных плясках.
Элементарное музицирование
• Увлечь детей звучащими музыкальными игрушками и детскими инструментами.
• Знакомить с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т.п. со звучащими игрушками типа шарманки).
• Знакомить с тембром звучания различных видов детских музыкальных инструментов:
— духовых инструментов (свирель, дудочка);
— ударно-клавишных (детское пианино, детские клавишные игрушки - инструменты).
• Начать приобщать (эпизодически) к элементарному музицированию на металлофоне.
Репертуар
Слушание
Мир ребенка:
Плясовая. «Ах, вы, сени». Русская народная мелодия.
«Ты, моя мама». М. Скребкова.
«Калачи». А. Филиппенко.
«Ласковая песенка». М. Раухвергер,
«Плакса». Б. Долинский.
«Мелодичный вальс». М. Глинка.
«Марш». Ф. Козицкий.
«Марш». Ю. Щуровский.
«У Катеньки-резвушки». Ц. Кюи.
«Ладушки». А. Лядов.
Мир природы:
Осень
«Осень». Н. Бордюг,
«Грибок». М. Раухвергер,
Зима
«Зима». В. Карасева.
«Дед-мороз». Ан. Александров.
«Ледяная гора». Ан, Александров,
« Голубые санки». М. Иорданский.
«Зима проходит». Русская народная мелодия в обр. П. Чайковского,
Весна
«Песня о весне». А. Филиппенко
« Утро». Э. Григ.
Лето
«Солнышко». М. Раухвергер
«Кукушка». В. Королева.
Животные и птицы:
«Зайчик» Е. Тиличеева.
«Кот». Е. Тиличеева.
« Наш котенок». Г. Читчян.
«Плачет котик». М. Парцхаладзе.
«Колыбельная зайчонка». В. Карасева,
«Козочка». Г. Фрид.
«Коровушка» Н. Леви.
«Лошадка». В. Витлин,
«Лошадка». М. Раухвергер.
«Лошадка». И. Арсеева.
«Мышки». А. Тиминский
«Мишка». Г. Фрид.
«Мишка». Е. Тиличеева.
«Птичка». Т. Попатенко.
«Слон танцует». А. Зноско-Боровский.
«У меня есть петушок». Ю. Энгель.
Мир игрушек:
«Барабан». Г. Фрид.
«Веселый колокольчик». В. Кикба.
«Машина». К. Волков.
«Марш деревянных солдатиков». П. Чайковский
«Музыкальная табакерка». А. Лядов.
«Танец куклы». С. Майкапар.
Пение
Мир ребенка:
«Баю, баюшки, баю». А. Филиппенко.
«Вот так хорошо». Т. Попатенко.
«Машенька». С. Невельштейн.
«Праздник». М. Раухвергер.
«Пирожок». Е. Тиличеева.
«Спи, мой мишка». Е. Тиличеева.
«Сапожки». Т. Попатенко.
Мир природы:
Осень
«Осенняя песенка». Ан. Александров.
Зима
«Пришла зима». М. Раухвергер.
«У елочки душистой». М. Чарная обр. В. Петровой.
«Песенка о елочке». Н. Граник.
«Зима проходит». Русская народная мелодия в обр. П. Чайковского.
Весна
«Дождик». Русская народная мелодия в обр. Г. Лобачева.
«Майская песенка». М. Чарная обр. В. Петровой.
Лето
«Жук». В. Красева.
«Бабочка». Е. Тиличеева.
«Корова». Т. Попатенко.
«Солнышко». Русская народная мелодия в обр. М.Иорданского.
«Цветики». В. Красева.
Животные и птицы:
«Кошечка». Ан. Александров.
«Кошечка». В. Витлин.
«Лошадка». Е. Тиличеева.
«Лошадка». А. Филиппенко.
« Про мишку». А. Филиппенко.
«Птичка». Т. Попатенко.
«Собачка». М. Раухвергер.
«Бобик». Т. Попатенко.
Мир игрушек:
«Самолет». Т. Попатенко.
«Машина». Т. Попатенко.
«Паровоз». А. Филиппенко.
Музыкальные движения
Музыкальные упражнения:
«Зарядка». Музыка Е. Тиличеевой.
«Побегали-потопали». Музыка Л. Бетховена.
«Мы идем». Музыка Р. Рустамова.
«Ходим-бегаем». Музыка Е. Тиличеевой.
«Гуляем и пляшем». Музыка М. Раухвергера.
«Марш и бег». Музыка Е. Тиличеевой.
«Ловкие ручки». Музыка Е. Тиличеевой.
«Погремушки и бубны». Музыка Ан. Александрова.
«Бубны». Музыка Г. Фрида.
Игры с пением:
«Прилетела птичка». Музыка Е. Тиличеевой.
«Догони зайчика». Музыка Е. Тиличеевой.
«Игра с куклами». Музыка А. Филиппенко.
«Поиграем». Музыка А. Филиппенко.
«Чики-чики, чикалочки». Русская народная мелодия.
«Мяч». Музыка А. Филиппенко.
«Скворушки». Музыка А. Филиппенко.
«Качели». Музыка А. Филиппенко.
«Игра в прятки». Русская народная мелодия.
«В лесу». Автор М. Александровская.
«Листопад». Автор И. Грановская.
«Хитрая лиса». Автор Л. Скарбор.
«Зайки-трусишки и косолапый мишка». Автор И. Грановская.
«Зайки». Русская народная мелодия.
«Прятки». Музыка М. Раухвергера.
«Зайки». Редакция Г. Бабаджан.
Игры под инструментальную музыку:
«Прятки». Русская народная мелодия.
«Жмурки». Музыка Ан. Александрова.
« Кошка и котята». Музыка В. Витлина.
«Погремушки». Музыка М. Раухвергера.
«Довольно спать». Музыка М. Раухвергера.
«Мячик». Музыка М. Раухвергера.
«Мышки и кот». Редакция Т. Бабаджан.
«Птички и кот». Авторы Н. Плакида, Н. Грановская.
«Ваня-пастушок и козлята». Автор Н. Смирнова.
Музыкально - дидактические игры:
«На чем играю?». Музыка Р. Рустамова.
«Кукла шагает и бегает». Музыка Е. Тиличеевой.
«А что это?». Музыка Р. Рустамова.
« Тихо-громко». Музыка Е. Тиличеевой.
«Петрушка и мишка». Русская народная мелодия.
Пляски:
«Певучая пляска». Русская народная мелодия.
«Приседай». Эстонская народная мелодия.
«Танец». Музыка Н. Бордюг.
«Пляска с платочками». Музыка Е. Тиличеевой.
«Наша елка хороша». Музыка М. Раухвергера.
«Танец снежинок». Музыка А. Филиппенко.
«Танец со снежинками». Музыка Н. Бордюг.
«Танец осенних листочков». Музыка А. Филиппенко.
«Калинка». Русская народная мелодия в обр. Т. Ломовой.
«Пляска с куклами». Музыка Н. Граник.
«Пляска с платочками». Русская народная мелодия «Со вьюном я хожу...».
«Пляска с фонариками». Музыка В. Петровой.
«Пляска с цветами (под пение)». Музыка М. Раухвергера.
«Певучая пляска». Музыка Е. Тиличеевой.
«Калинка». обр. Т. Ломовой.
«Русская пляска». Русская народная мелодия «Из-под дуба».
«Как на елке у ребят». Музыка В. Петровой.
«Вот какая елка». Музыка В. Петровой.
«Веселей, малышки». Русская народная мелодия «Ах ты, береза». Автор И. Грановская.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
Ребенок освоил азбуку третьей ступени музыкального развития детей:
• имеет достаточный запас музыкальных впечатлений;
• у него развито элементарное музыкально-эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость на музыку;
• развивается восприятие и различение выразительных элементарных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, тембру и динамике;
• достаточно развита музыкальная активность:
— с удовольствием включается в выразительное пение интересных для него песен, владеет некоторыми элементарными певческими умениями (поет напевно, достаточно согласованно с музыкой);
— эмоционально исполняет несложные хороводы, пляски (в том числе и с атрибутами), танцует в кругу, в паре;
— легко вовлекается в музыкальные и музыкально-сюжетные игры, старается выполнять действие под музыку, передавать характерные движения игровых персонажей (лисы, волка и т. п.);
— активно осваивает звучащие музыкальные игрушки и инструменты;
• развиваются первичные музыкально-творческие проявления как в пении, так и в движении.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ПРОГРАММЫ
В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
Первый год жизни
С самого рождения малыш, попадая в мир, полный музыкальных звуков, вслушивается в них. Первые и очень важные музыкальные впечатления ребенка связаны с пением мамы, бабушки. Веками они пели у колыбели дитяти нежные, задушевные, ласкающие его слух колыбельные песни.
Много есть замечательных колыбельных песен, но если вы еще не освоили их, пойте своему крохе приятные мелодии. Можно спеть ему разные песни. Вы сами почувствуете, какая мелодия ему больше нравится. На ней и остановитесь.
Прошел первый месяц, идет второй, и вы поете для своего малыша утреннюю песенку, выражающую ваше нежное и трогательное отношение к нему:
Доброе утро, заинька мой,
Доброе утро, сыночек дорогой!
А я сыноньку люблю,
Ему песенку спою:
— доброе утро, заинька мой,
Доброе утро, сыночек родной!
Или к дочери:
Доброе утро, ягодка моя,
Доброе утро, сладенькая!
А я доченьку люблю,
Я ей песенку спою:
— Доброе утро, ягодка моя,
Доброе утро, сладенькая!
С первых месяцев в период бодрствования малыша включайте время от времени приятную для его слуха инструментальную музыку. Понаблюдайте за малышом, когда будете включать ему различные вокальные или инструментальные произведения, и вы заметите, что при слушании одних он явно испытывает удовольствие, а при восприятии других — дискомфорт. Это значит, что у ребенка начинает проявляться «музыкальная избирательность».
Итак, к концу третьего месяца кроха начинает реагировать на пение взрослого и затем на звучание музыки.
Активное участие родителей необходимо в дальнейшем музыкальном развитии малыша.
Продолжаем развивать у маленького восприятие музыки. Поем знакомые ему колыбельную и утреннюю песенки. Можно спеть ласковую песенку перед кормлением малыша:
Кушай кашку, девочка,
Девочка - припевочка,
Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай!
Или:
Кушай кашку, мой сынок,
Дорогой ты мой дружок,
Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай!
Пусть песенок будет немного (2—4), но пойте их малышу ежедневно. Вы доставите крохе большое удовольствие, если, напевая веселую песенку, возьмете его руки в свои и будете хлопать ими или возьмете его ножки и будете сгибать и разгибать их. Врачи советуют делать такую зарядку с ребенком под ритмичную, жизнерадостную песню мамы, возможно, аудиозапись. Отмечается, что он делает зарядку в таком случае с особым удовольствием.
Музыка постепенно входит в жизнь малыша. Он уже начинает затихать и выжидательно смотрит на дудочку в руках у мамы. Радостные интонации побуждают его к активности: это и эмоциональные возгласы, и двигательные реакции.
Когда малыш начинает прислушиваться к музыке, можно с ним поиграть.
Вот он лежит в кроватке. Вы поете или играете на детском музыкальном инструменте (дудочке, металлофоне). Увидев, что ребенок прислушивается к музыке, повернул голову в вашу сторону, тихо переходите на другую сторону кроватки и опять пойте или играйте. Такая эмоциональная игра займет 2—З минуты.
Имейте в виду, что яркость и разнообразие музыкальных впечатлений у ребенка достигается не обилием разнообразных мелодий, а различными тембрами звучания одной и той же. Исполнение определенной мелодии на различных детских музыкальных инструментах повышает устойчивость слухового внимания младенца.
Использование музыки в течение дня должно регулироваться чувством меры и чередоваться с абсолютной тишиной в комнате.
Для занятий с малышом желательно иметь дудочки, металлофон, колокольчик, детские аккордеон, цитру, гусли. Необходим также магнитофон с записью колыбельных, плясовых песен, классической музыки.
Ваши заботы ас прошли безрезультатно. К концу шестого месяца малыш может:
- сосредоточиваться на пении мамы (20—30 секунд);
- оживляться во время мя совместных действий с мамой под ее пение или под музыку.
Наступило второе полугодие первого года жизни. В чем теперь заключается наша помощь ребенку?
• Побуждайте малыша к слушанию вокальной и инструментальной музыки, доступной по содержанию и длительности звучания.
• Старайтесь вызвать импульсивный эмоциональный отклик на спокойную, задорную музыку.
• Приобщайте к элементарным движениям под музыку (хлопки и т. п.).
• Вовлекайте в простейшие игровые действия под музыку.
• Приучайте к образу простейших детских музыкальных инструментов — колокольчиков, дудочки — и их звучанию.
В этот период мама может петь малышу народные песни. В песнях обращайтесь к ребенку по имени. Это для него очень важно.
Включайте в музыкальный репертуар ребенка бытовые песенки, например такую:
Мы простынку поправляем,
Мы кроватку убираем.
Вот так, вот так, вот так-так.
Вот так, вот так, вот так-так.
Одеяло мы поправим,
И постельку мы заправим.
Вот так, вот так, вот так-так.
Вот так, вот так, вот так-так.
Пение сопровождайте соответствующими движениями. Напевайте песенку про любимые, знакомые малышу игрушки: куклу, зайку. Пойте так, чтобы кроха видел, что вам очень нравится петь.
Можно использовать при пении игрушку. Например, исполняя песню «Птичка», мама показывает соответствующую игрушку.
Птичка летела, летела, летела,
На ладошку села, села, села.
Села-посидела, по-си-де-ла,
Опять улетела. Ай!
Под текст «птичка» летает, садится на ладошку ребенка, улетает. В конце песенки мама вместе с малышом хлопает в ладоши, произнося «ай».
В этом возрасте ребенок начинает с особым интересом относиться не только к пению, но и к движениям под музыку. Его занимает то, как танцуют мама и папа, как мама весело машет платочком, как она хлопает в ладоши.
Полезно поиграть в народные игры, например в «Козу рогатую». Прежде всего эту игру используют для того, чтобы повеселить ребенка. Сначала малыш внимательно слушает песню:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами:
Забодаю, забодаю.
Постепенно при словах «забодаю, забодаю» ребенок начинает живо реагировать на движение маминых пальцев, смеяться.
Какие изменения произошли в музыкальном развитии малыша?
К 9 месяцам ребенок может:
— с удовольствием слушать пение мамы или музыку, эмоционально, по-разному реагируя на спокойную или задорную;
— пытаться подражать элементарным движениям под музыку;
— различать звучание колокольчика, дудочки;
— эмоционально реагировать на игровые действия взрослых.
Малышу скоро исполнится год. Как же происходит его музыкальное развитие в этот период?
На что следует обращать внимание?
• Развивайте музыкальное восприятие, побуждайте ребенка слушать пение взрослого, инструментальную музыку, доступную по содержанию и длительности звучания, а также игру на детских музыкальных инструментах.
• Поощряйте эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера (веселую, быструю — спокойную; грустную — задорную).
• Приобщайте к элементарной активности в пении (подпевание слогов «ай», «да», «эй»), к элементарным плясовым движениям под музыку (хлопки, топанье ножками, помахивание платочком и т. п.).
• Приучайте к простейшим движениям в играх под пение и музыку.
К концу первого года малыш с удовольствием слушает детские песенки и потешки. Поэтому мама систематически поет ему их. Все это должно проходить на благоприятном эмоциональном фоне.
Пополняя запас бытовых песенок, поем малышу при умывании:
В руки мыло мы возьмем,
И водичку мы польем.
Моем руки быстро, быстро, быстро.
Моем руки чисто, чисто, чисто!
А потом лицо умыли,
Глазки тоже мы промыли,
Полотенцем утирались,
На себя мы любовались!
Ребенок с удовольствием будет умываться под такую веселую песенку. Все предыдущие, уже известные ему песенки вы тоже должны обязательно петь. Тем самым вы постепенно расширяете музыкальный кругозор крохи.
Малыш все больше любит слушать инструментальную музыку. Чтобы привлечь к ней его внимание, заинтересовать, вы показываете источник музыки и лишь потом включаете его или исполняете мелодию на музыкальном инструменте.
Так же, как вы играли с колокольчиком, можно играть, используя магнитофон. Вы предлагаете ребенку послушать любимую музыку и включаете магнитофон. По окончании звучания вы относите магнитофон в другой угол комнаты и накрываете красивым платком со словами «нет музыки». Ребенок подходит (возможно, подползает) к магнитофону, снимает платок и побуждает вас снова включить его. Он готов слушать музыку. Его занимает, как танцуют взрослые, меняя движения под текст песни. Если текста в танце нет, желательно припевать «ля-ля-ля» и т. п. Для музыкально-двигательных показов используют несложные по содержанию песенки, текст которых помогает выполнять неспешные действия. Например, танец-песня «Платочек»:
Я платочек покажу, покажу, покажу!
А потом им помашу, помашу, помашу!
Спрячу я платок быстрей,
Поищи его скорей! Ай!
Мама показывает платочек, машет им, прячет его, а малыш только наблюдает. Затем он ищет платочек. Найдя его, кроха радуется и ликует.
Продолжаем играть в различные музыкальные игры, прежде всего народные. Одной из любимых игр детей этого возраста является игра «Сорока-сорока». Это кладезь народной педагогики. Во - первых, взяв пальчики ребенка в свои руки и загибая их, мы развиваем мелкую моторику пальцев руки, что имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка. Во-вторых, слушание песни развивает у ребенка музыкальный слух.
С каждым месяцем малыш становится все более отзывчивым на музыку: активно воспринимает показ, откликается голосом и движением, улыбается, громко смеется. Разделите с ним радость от общения с музыкой
Итак, к концу первого года малыш:
— с удовольствием слушает пение взрослого и пытается ему подражать;
— любит слушать музыку, эмоционально откликается на мелодии контрастного характера;
— проявляет элементарную активность в пении;
— пытается выполнить отдельные элементарные плясовые движения;
— включается в игровые действия музыкальных игр.
Второй год жизни
Вашему малышу второй год. Музыка постепенно вошла в его жизнь, сделала ее более насыщенной и яркой. Пройдена первая ступенька в музыкальном развитии, и желательно, чтобы вы придавали ей особое значение.
Каковы задачи музыкального развития ребенка от одного года до полутора лет?
• Продолжайте последовательно развивать у малыша интерес к музыке.
• Формируйте музыкальное восприятие: побуждайте его к эмоциональному отклику на музыку при слушании песни или инструментальной музыки, обращайте его внимание на различение звуков по высоте (птичка летает — медведь идет).
• Побуждайте малыша к элементарному музыкальному воспроизведению: к подпеванию отдельных слогов, слов, выполнению простых движений под текст песни в незатейливых танцах, играх (в паре с мамой и самостоятельно), активному участию в играх под музыку.
• Развивайте активность, самостоятельность ребенка в музыкальном восприятии и воспроизведении.
Напоминаем, что сначала малыш лишь слушает (воспринимает) музыку, а на этой основе в дальнейшем будет пытаться петь, танцевать.
Родителям можно посоветовать как можно чаще слушать с ребенком музыку. Включайте ту музыку, от которой вы сами получаете эстетическое наслаждение. Пусть и ребенок слушает эти произведения. Эстетический вкус его в большой степени зависит от вашего вкуса. Осознавая это, постарайтесь, чтобы ваш малыш слушал произведения истинного музыкального искусства.
Слушание надо подкреплять словом «музыка». Услышав его, ребенок будет усаживаться на ковре, на стульчике в ожидании музыки. Вы включаете магнитофон, и он слушает секунд 20—30. Потом, как и раньше, вы накрываете источник музыки, например, платком и говорите: «Где музыка? Нет музыки!» Малыш с явным удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, бежит и сдергивает платок, Потом возвращается на свое место и ждет, что вы снова включите музыку. После такой подвижной паузы он слушает музыку с новым интересом.
Какую музыку малыш слушает и на что необходимо обращать внимание? Начинайте с приобщения его к слушанию веселой мелодии, сыгранной на металлофоне (возможна и аудиозапись). Потом дайте послушать контрастную музыку: плясовую и колыбельную. Можно спеть при умывании малыша одну песенку («Водичка», русская народная мелодия), при одевании — другую, на прогулке — третью. Утром, когда малыш встает, ему понравится, если вы ему споете песенку «Машенька» (муз. А. Филиппенко), естественно, называя имя своего крохи. Включая в жизнь ребенка различные песенки, вы поможете ему расти веселым и жизнерадостным. Ему можно дать куклу перед слушанием музыки и предложить не только послушать колыбельную, но и покачать куклу под музыку, если он предварительно видел, как вы под музыку укладывали куклу спать. В другой раз при слушании плясовой покажите, как кукла пляшет под веселую музыку, и делайте это не один и не два раза, а столько, сколько малыш будет с удовольствием слушать и смотреть. Когда ему станет все понятно, он сам в следующий раз начнет делать то же самое, что и вы, и непременно под ту же музыку.
Так у ребенка накапливается опыт первоначальных музыкальных впечатлений: предложите послушать, как танцует медведь (нижний регистр), как летает птичка (высокий регистр), как лает большая собака (низко), как лает маленькая собачка-щенок (высоко).
Кроха подражает вам во всем. Учтите это! Все ваши движения должны быть ему доступны, просты и красивы. Если у него что-то не получается — это не беда! Главное сейчас — чтобы он делал это с удовольствием.
На втором году жизни дети проявляют большой интерес ко всему, что двигается и звучит, поэтому постарайтесь при пении более активно использовать игрушки, движения которых сопровождаются музыкой, песней, звукоподражанием. Все это не только побуждает ребенка к подражанию отдельным интонациям мелодий, простейшим словам, к звукоподражанию, но и обогащает новыми музыкальными впечатлениями, закрепляет уже имеющиеся. Так, например, ребенок по-прежнему с удовольствием слушает песню
«Птичка», только объем повторяемых слогов, звукоподражаний, движений постепенно увеличивается.
Не советуем использовать при слушании музыки показ совершенно новых игрушек. Малыш в таком случае не станет слушать музыку, а будет рассматривать новинку. Поэтому желательно использовать знакомые игрушки.
В этом возрасте вы исполняете для своего малыша песни, доступные по содержанию, ярко контрастные по характеру.
Постепенно вы вводите в репертуар ребенка новые песенки: «Зайчик» (русская народная мелодия), «Мишка идет в гости» (муз. Н. Бордюг) и др. Дети любят слушать песню. Лишь со временем ваш малыш начнет подпевать. Не расстраивайтесь, если это произойдет не сразу. Одно и то же произведение необходимо повторить много раз. Поэтому наберитесь терпения, и вы не будете разочарованы!
Легче малыш осваивает несложные движения под музыку.
В этом возрасте у детей достаточно развита способность к подражанию движениям взрослого. Ребенок бывает рад, если повторяет под музыку вслед за мамой или папой новое движение. Чаще танцуйте под музыку сами или вместе с малышом. Он уже может, поворачивая слегка тело, приседать, притопывать, выполнять несложные движения руками (хлопки, повороты кистей рук), танцевать с вами в паре. Первоначально инициатива на вашей стороне. Постоянно танцуя с ребенком, подождите, когда он сам начнет танцевать. Теперь вы уже выполняете движения как бы за ним и применяете показ лишь тогда, когда ваш малыш затрудняется в их выборе. Несложные пляски для детей этого возраста желательно выполнять под текст взрослого. Например:
А мы с Катей пляшем, пляшем, пляшем (берутся за руки),
Ручками мы машем, машем, машем (машут руками),
Ножками мы топаем, топаем, топаем (топают ногами),
Ручками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем (хлопают в ладоши).
Постепенно даем понять крохе, что пляску начинают под музыку и заканчивают с окончанием музыки: разводим руками — нет музыки. После небольшой паузы пляска вновь начинается. Радость должна постоянно сопутствовать вашему общению с ребенком.
Большое значение в воспитании придается совместным играм под мамино пение. Игровые действия все больше регулируются не только показом, но и словами, музыкой. По-прежнему нравятся малышу игры на коленях. Посадите его к себе лицом, держа за руки, напевая «По кочкам, по кочкам...» и подбрасывая на коленях. Затем ноги слегка раздвигают, и малыш как бы проваливается между коленей. Упасть ему вы не даете, крепко держите за руки. Есть и другие игры с подобным содержанием.
Желательно повторять игры «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Это, повторяем, жемчужины народной педагогики. Русский народ сохранил и подарил их нам. Пользуйтесь ими!
Начинаем играть в догонялки, приговаривая: «А я Ванечку люблю (медленно приближаясь к ребенку), его быстро догоню» (топаете ногами, как бы догоняете). Ребенок убегает, а вы с возгласом «а-а-а» догоняете его. Поверьте, это станет одной из любимых игр вашего малыша.
Так, общаясь с крохой, вы эмоционально вводите его в мир музыки, приобщаете к слушанию музыки, к азам пения, движению под музыку, не только используя свой показ, но и все чаще побуждая ребенка к действию словами.
Вот признаки, по которым можно судить, что музыкальное развитие вашего малыша идет успешно:
— ребенок с интересом слушает пение (мамы, папы, старшей сестры и др.) и музыку, исполняемую на фортепиано, аккордеоне, в записи, различает музыкальные звуки по высоте;
— с большим удовольствием и интересом включается в пение взрослого, выполняет элементарные движения под музыку (по тексту песни) вслед за взрослым, пытается танцевать самостоятельно, осваивает хлопки, вращения кистями рук, топанье ногами и т. п.;
— активно включается в игры под пение, музыку.
И вот крохе уже полтора года. Каковы же задачи музыкального развития ребенка от полутора до двух лет?
• Продолжайте формировать устойчивый интерес к музыке.
• Содействуйте развитию основ музыкальности ребенка: старайтесь вызвать эмоциональный отклик на музыку; развивайте звуковысотное восприятие (умение различать звуки высокого и низкого регистров), тембровое восприятие (дифференциация тембра двух контрастных инструментов).
• Поощряйте желание малыша участвовать в музыкальной исполнительской деятельности: побуждайте к подпеванию слогов, слов, к выполнению простых танцевальных игровых движений (в соответствии с текстом топать, прыгать, хлопать и т. п.) по показу и самостоятельно, а также к игровым действиям.
• Развивайте подражательность малыша, его активность в музыкальной деятельности.
Для решения этих задач используются не только уже ранее названные музыкальные пособия, но и настольный домашний театр, где разыгрываются спектакли по содержанию потешек, сказок, которые можно поставить под музыкальное сопровождение.
Каким образом следует совершенствовать музыкальное развитие?
Прежде всего необходимо подумать о повседневном общении ребенка с музыкой. Ему небезразлично, какую музыку он слышит по радио, телевидению, в магнитофонной записи. Постарайтесь, чтобы это не были одни лишь современные шлягеры. Чего можно ожидать от вашего ребенка в подростковом возрасте, если с первых лет жизни он слушал только такую музыку? Едва ли он будет способен потом воспринимать более сложные музыкальные произведения, поздно будет приучать его и к классической музыке.
Поэтому постарайтесь с первых месяцев жизни ребенка уделять внимание и классической музыке. Необязательно при этом заострять на ней особое внимание. Например, малыш играет с игрушками на ковре, а вы в это время включили прекрасную музыку П. И. Чайковского. Пусть он впитывает ее даже неосознанно. А если вы любите слушать произведения Л. Бетховена или Р. Шуберта, пусть и малыш слушает их чаще. Музыкальное восприятие в большой степени формируется под влиянием привычек родителей.
Перед слушанием музыки ребенок, как и ранее, усаживается на свое любимое место: это может быть диван, стульчик или даже коврик; важно, чтобы он приготовился слушать. Вы заинтересованно произносите: «Музыка!» И потом включаете магнитофон. К концу второго года кроха может сосредоточенно слушать музыкальное произведение в течение 40—45 секунд. После этого можно сделать паузу и спросить: «Еще сыграть?»
По-прежнему предлагайте малышу несложные задания: самому определить характер музыки и передать его в движениях с куклой («Пусть твоя куколка послушает музыку и будет спать или танцевать под нее») и т. п. Давайте игровые задания на различные высоты музыкальных звуков (высоко — низко), тембра (отгадать, кто играл — дудочка или металлофон), динамики (громко — тихо).
Помните, что восприятие музыки тесно связано с движениями под музыку. Если у вашего ребенка развито умение слушать музыку, подражательность, то он с удовольствием будет включаться в пляску с вами. К концу второго года он самостоятельно в соответствии с характером музыки может переходить от одного плясового движения к другому. Один из любимых танцев — «Ай-да»:
Ай-да, ай-да, ай-да, ай-да!
Наши ножки топотали,
Ножки весело плясали! Ай!
Сначала малыш раскачивается с ножки на ножку, держась за ваши обе руки и напевая «ай-да» (четыре раза), затем быстро топает («Наши ножки топотали, ножки весело плясали»). «Ай!» — малыш присаживается и тянет присесть вас. Затем все повторяется сначала. Обычно дети исполняют эту пляску очень эмоционально. В этом возрасте они с большим удовольствием танцуют в паре со старшей сестренкой, с подружкой, которая пришла в гости. Танцуйте и вы!
Дети этого возраста любят играть в подвижные игры. Вы исполняете роль ведущего, например, в игре «Мишка идет в гости», а малыш по ходу игры убегает от медведя, которого вы ведете по полу. С удовольствием ребенок включается в народную игру «Жмурки»: под спокойную музыку надо прятаться за стульчик, а под веселую плясовую — весело плясать.
Наиболее яркая форма музыкальной активности в этом возрасте — подпевание. Если малыш может слушать довольно сложную музыку, если в движениях под музыку он тоже многого достиг, то подпевает чаще всего по-прежнему лишь отдельные слоги, слова. Поэтому для пения рекомендуем подбирать специальный репертуар с повторяющимися простыми по звуковому составу словами (например, «Машенька, «Паровоз», «Собачка», в которых целые части куплета поются на слоги: «гав-гав», «бай-бай»). Постарайтесь исполнять песню выразительно, эмоционально, протяжно пропевая каждый звук. Ребенок будет вам подражать. Если песня исполняется впервые, можно перед пением проговорить выразительно слова песни и затем исполнить ее. Самое главное для вас — заинтересовать малыша, вызвать у него желание петь. Постарайтесь сделать так, чтобы он хотел петь вместе с вами и делал это с удовольствием.
Чаще используйте пение в течение дня. Ко всем знакомым бытовым песням можно дополнительно петь песню для зарядки:
Мы зарядку делаем вместе с мамой.
Мы зарядку делаем вместе с папой.
Ручками мы хлопаем - хлоп, хлоп, хлоп.
Ножками мы топаем — топ, топ, топ.
Чего может достигнуть ребенок к двум годам в музыкальном развитии?
Вот проявления его музыкального восприятия
— заинтересованно слушает музыку и эмоционально реагирует на нее;
внимательно слушает песню (в исполнении мамы, папы и др.) со словами, а также мелодию этой песни, сыгранную на музыкальном инструменте, эмоционально откликается на нее;
— различает звуки низкого и высокого регистров (медведь ходит — птичка летает), тембры колокольчика, дудочки.
Первые проявления элементарного исполнительства:
— по настроению и по своей инициативе может напевать незатейливые «собственные» мелодии, вместо текста поет гласные звуки и слоги;
— подпевает слоги и слова в знакомых песнях, в повторяющихся фразах;
— выполняет простые плясовые движения: хлопки, легкие приседания, топанье, прыжки, кружение под текст, начинает реагировать на начало и конец музыки, танца,
Третий год жизни
Вашей крохе пошел третий год. Задачи музыкального развития усложняются. На этом этапе необходимо:
• Позаботиться о создании у ребенка запаса музыкальных впечатлений выявить его музыкальные предпочтения.
• Продумать условия для полноценного музыкального развития малыша.
• Приобщать ребенка к основным видам музыкальной деятельности: слушанию и восприятию музыки, элементарному исполнительству, подпеванию несложных песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку.
• Побуждать к музыкально-творческим проявлениям, к активности в музыкально-игровой деятельности.
Ваши заботы не пропали даром. Многие двухлетки с удовольствием слушают музыку. Ребенок может сидеть тихо и слушать музыку, как взрослый. Но это ненадолго. Вот он с удовольствием уже прыгает сам, как зайчик, о котором только что слышал песенку.
Таким образом, при слушании музыки малышу необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только так он может слушать одну и ту же музыку, песню несколько раз или прослушивать разные песенки.
Кроха растет и хочет больше знать о музыке, которая звучит для него. Поэтому обязательно перед прослушиванием песни или инструментального произведения поговорите с ним об их содержании. Используя мимику, интонации, сообщите малышу, что сейчас он будет слушать песню про птичку или про дождик. Постепенно ребенок начинает понимать, что музыка о чем-то, о ком-то рассказывает, и просит вас сыграть песню про зайчика или про медведя (если вы не играе<