Звучит «Мама-анархия (Пародия на группу “Sex Pistols”)»
Звучит «Мама-анархия (Пародия на группу “Sex Pistols”)»
Солдат шел по улице домой,И увидел этих ребят.«Кто ваша мама, ребята?» — Спросил у рябят солдат. Мама — анархия! Папа — стакан портвейна! Мама — анархия! Папа — стакан портвейна! Все они в кожаных куртках,Все небольшого роста.Хотел солдат пройти мимо,Но это было непросто. Мама — анархия! Папа — стакан портвейна! Мама — анархия! Папа — стакан портвейна! Довольно веселую шуткуСыграли с солдатом ребята: Раскрасили красным и синим,Заставляли ругаться матом. Мама — анархия! Папа — стакан портвейна! Мама — анархия!Папа — стакан портвейна!
FUZZ: Интервью с Дмитрием «Сидом» Спириным
Фрагмент интервью
FUZZ: Каким образом ты участвовал в записи песни группы АУ («Прогресс»)?
СИД: Как это произошло? Я спал дома, было утро раннее, часов девять утра. Раздался звонок. Была такая девочка, может, она и сейчас есть, — Элана Ильчанинова, самодельная промоутерша, которая держала пару маленьких панковских клубов и постоянно вывозила АУ в Москву, она числилась их московским менеджером. Она спросила: «Хочешь бэки попеть со Свиньей (Андрей «Свин» Панов - вокалист ленинградской группы АУ — Ш.Ш.)?» Я знал только, что есть такой культовый пассажир — старый панк Свинья, не слышал в жизни АВТОМАТИЧЕСКИХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ. И до того момента (январь 1995 - Ш.Ш.). Я сказал: «Я не знаю слов, не знаю песен.» - «Это все х@йня , он тебе все скажет, выезжай». Из ее слов выходило, что я должен был сначала проехать всю Москву, от своего дома в другой конец города, сесть там на рейсовый автобус, доехать до аэропорта «Внуково» и там идти пешком до этой студии. Почему-то я заморочился, поехал, нашел студию, познакомился с этой братвой. Мы вышли в коридор, он (Свин) мне рассказал: «Вот тут ты будешь…». Я попел там чего-то и потом даже видел компакт с одной песней, где мои бэки. Я бодрюсь от этого очень сильно.
FUZZ: Он (Свин) трезвый был?
СИД: Да, абсолютно, на студии ничего не пил. Играл больше — такого разъ@бая. А когда мы их вывозили в Москву на какой-то концерт, и мы приезжали к ним — это был п@здец, то есть вообще нереальный человек в плане алкоголизма и всех этих проблем.
FUZZ (март 1997)
FUZZ: Песенники и Пёсенники
АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ ТИПА 600: Песенники и Пёсенники
«Караван» продолжает радовать ныне здравствующих свинолюбов, изыскивая все новые продукты жизнедеятельности Андрея Валерьевича Панова — Свина и человека. Это, наверное, отрадно. Десять лет спустя, архив русского панка (хотя буквального панка, кроме, пожалуй, «Буржуев» среди произведений не наблюдается — все больше добротный пост-панк с редкими заездами то в «умные музыки» («Бред»), то в этакую «бармалеевщину» («Манифест»); все ж таки не АУ, а Свин + 600 — надо разницу понимать…), качество записи оставляет желать. Нет, все понятно, запись архивная, чуть ли не концертная, но, господа хорошие издатели! На дворе все-таки не 88-й год, чуть-чуть можно было б и почистить, чтоб хоть слова-то разбирались! Хотя, видимо, это вовсе не главное. Главное — панк, то-се…
К слову, о словах. Если немного отвлечься от традиционного восприятия Свиньи как Горохового шута отечественного рокенрола и взять на себя труд вслушаться в тексты, то, наряду с брутальным «Песиком» и теперь уже слабо-ностальгическим «Субботником», обнаружатся тут и пугающий своей безвыходностью «Воскресный День», и, в общем-то, трагическая «Мама-Мать», и совершенно дивные «Юнкера» (почему-то есть подозрение, что слова этой песни принадлежат либо не совсем Панову, либо совсем не ему). Как раз «Юнкера»-то самым позорным образом и обрываются — что ж делать, иной записи, как видно, в природе нет.
Безусловно, данный материал — не самое интересное произведение Свина сотоварищи: примерно в то же время бытовала программа про «Рейгана-Провокатора». Вот ее, пожалуй, стоило бы откопать в чьем-нибудь чулане…
6.1998, Катя СОКОЛОВА ( ФУЗЗ )
V-й фестиваль Ленинградского Рок-клуба (3-7 июня 1987)
Бюллетень фестиваля
Участники:
ПРОВИНЦИЯ, СЕЗОН ДОЖДЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, КИНО, МЛАДШИЕ БРАТЬЯ, ОХОТА РОМАНТИЧЕСКИХ ИХ, ПРИСУТСТВИЕ, ТЕЛЕВИЗОР, БУРАТИНО, ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ, ФРОНТ, АЛИСА, НОЛЬ, НАТЕ!, АУКЦИОН, ИГРЫ, АВИА, АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ, ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, ДЖУНГЛИ, ТАМБУРИН, Ю. Наумов, ЗООПАРК, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, А. Башлачев, ДДТ, АКВАРИУМ.
Состав жюри:
Н. Веселова (председатель, ЛМДСТ), Н. Надиров (обком ВЛКСМ), Н. Красовская (Главное управление культуры), С. Пучков (Ленконцерт), А. Гуницкий (член совета рок-клуба), А. Житинский (Союз писателей), Л. Мельникова (ВТО), А. Юсфин (Союз композиторов), Н. Барановская (журналист).
Итоги:
Звания лауреатов не присуждались.
Специальными призами отмечены:
СЕЗОН ДОЖДЕЙ (за профессионализм, верность традициям и хороший вкус), КИНО (за творческое совершеннолетие), ТЕЛЕВИЗОР (за художественную цельность), АЛИСА (за единство), АУКЦИОН (за превращение идеи аукциона в идею караван-сарая), АВИА (приз имени АВИА), ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК (за шокинг), НОЛЬ (за всё с надеждой), ДЖУНГЛИ (за музыку), Ю. Наумов (за чистоту и искренность), ЗООПАРК (за трезвость, ставшую нормой жизни) А. Башлачев (приз «Надежда»), ДДТ (за мощь), ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА (за чистоту стиля), АКВАРИУМ (за свет и любовь).
Отмечены следующие участники:
А. Нуждин (ИГРЫ), Ю. Наумов, А. Отряскин, Н. Зайцев (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ДДТ), М. Пшеничный (СЕЗОН ДОЖДЕЙ) - гитара, И. Тихомиров (КИНО, ОХОТА РОМАНТИЧЕСКИХ ИХ, ДЖУНГЛИ), А. Титов (АКВАРИУМ) - бас-гитара, А. Кондрашкин (АВИА, ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, ДЖУНГЛИ), М. Нефедов (АЛИСА), А. Чередник, Н. Корзинин (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) - ударные, П. Кондратенко (АЛИСА), Н. Гусев (АВИА) - клавишные, С. Рогожин (ОХОТА РОМАНТИЧЕСКИХ ИХ, АУКЦИОН), Ю. Шевчук (ДДТ), Ю. Наумов - вокал, А. Адосинский (АВИА), Ю. Шевчук (ДДТ), С. Рогожин (АУКЦИОН) - актерское мастерство, А. Адосинский (АВИА) - режиссура, М. Чернов (ДДТ) - саксофон, Ф. Чистяков (НОЛЬ) - баян, А. Литвинов (АУКЦИОН, ДЖУНГЛИ) - перкуссия, С. Еремин (ТЕЛЕВИЗОР) - звук, В. Рекшан (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) - лучший хранитель традиций ленинградского рока.
Лучшие композиции:
«Легенда» (КИНО), «Поколение Сторожей» (АКВАРИУМ), «Театр Станиславского» (Ю. Наумов), «Черное Шоссе» (ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА), «Доктор Хайдер» (НОЛЬ), «Дети Уходят» (ТЕЛЕВИЗОР).
3 июня:
· «Провинция»
· «Сезон дождей»
· «Санкт-Петербург»
· «Кино»
4 июня:
· «Охота романтических их»
· «Младшие братья»
· «Присутствие»
· «Телевизор»
5 июня:
· «Буратино»
· «Последние известия»
· «Фронт»
· «Алиса»
6 июня, утро:
· «Ноль»
· «Нате!»
· «Аукцыон»
· «Игры»
вечер:
· «АВИА»
· «АУ»
· «Объект насмешек»
7 июня, утро:
· «Джунгли»
· «Тамбурин»
· Юрий Наумов
· «Зоопарк»
вечер:
· «Патриархальная выставка»
· Александр Башлачев
· «ДДТ»
· «Аквариум»
Пятый фестиваль отличался от всех предыдущих. Прибавилось респектабельности. Напечатаны афиши, программы, аккредитационные карточки, разрешена фото- и видео-съемка. Музыканты начали выпендриваться (Кинчев требовал выключить телекамеры, иначе он не начнет концерт).
Впервые к исполнению были разрешены все представленные группами тексты. Впервые проводил фестиваль не сам рок-клуб, а клуб «Фонограф» Дворца молодежи (который, правда, отличался от административно-технической секции рок-клуба только названием, в остальном даже по личному составу был его полным аналогом). Впервые было оформлено фойе: стенды с фотографиями групп и огромные ватманские листы с названием «Стена демократии». На них желающие могли высказывать свое мнение о только что увиденном. Групп-участниц стало еще больше - уже целых 25. Билеты, как и год назад, были доступны не только членам клуба, но (за деньги) - всем, кому повезло достать.
Жюри рызыгрывало свою роль в последний раз и постаралось сыграть как по нотам. Во-первых, был сформирован почти идеальный состав жюри (настолько, насколько это может быть). Специальными призами со специальными формулировками были награждены все группы, выступившие непровально. Также не пожалели похвал для музыкантов персонально.
Впервые к участию в фестивале были допущены формально «неленинградские» артисты - Наумов, Башлачев, Шевчук (правда, собравший ленинградский состав «ДДТ»).
Впервые на сцену был допущен дотоле запретный «Свин» и его группа «АУ».
Впервые на фестивале играла совсем неопытная группа - «Младшие братья».
Главное, что стало понятно, что рок-клубовские рамки уже тесны всем известным группам, кое-кто из которых уже испробовал вкус больших площадок.
Эра фестивалей как смотров-конкурсов или демонстрации неких достижений закончилась.
Ажиотаж вокруг фестиваля и декоративная роль жюри показали, что рок уже существовал не в подполье.
Фрагмент
Я сижу в крохотном кафе на Среднеохтинском - раньше здесь наливали шампанское и жизнь была веселей, теперь только щекастые и бородатые гномы на стенах суетятся вокруг нарисованной бочки с неустановленным напитком, да густой горячий кофе (для постоянных посетителей можно и постараться!) в обгрызенных и побитых чашечках на двух втиснутых на шести метрах столах - сижу и делаю вид, что даю интервью (Боже, неужели я в роли интервьюера так же зануден?). Тема разговора - рок-фестиваль лауреатов конкурса магнитофонных альбомов журнала "Аврора", суть вопроса - мои впечатления от фестиваля. Впечатление от фестиваля... Поначалу, когда девятидневное безумие на Елагином еще не выветрилось из головы, этот вопрос, задаваемый случайными знакомыми, как правило, без всякого умысла, заставлял меня нервно ежиться и лихорадочно перебирать в уме разрозненные и бессвязные клочья воспоминаний: вот Андрей Владимирович Тропилло, грузновато-грациозный, словно медведь- гризли, бежит наискосок через Масляный Луг, полы его плаща развеваются, а к груди он прижимает бутылку портвейна; вот, блистающий своими многочисленными регалиями и соломенной шевелюрой, печальный Гаркуша - он похож сейчас на путешественника во времени, который заплутал в будущем и никак не может найти дорогу домой; вот улыбчивые "Водопады", пестрым табором вывалившие на площадку перед сценой и терпеливо ожидающие своей очереди к микрофону; вот - словно изба на куриных ножках эпохи конструктивизма - повисший в воздухе вагон звукооператоров, консервно отражающий помятыми боками свет несуразных гирлянд, отчего-то наводящих на раздумья о Новогодней елке; вот не по-кинчевски мягкое осеннее солнце - оно осторожно касается щек и губ неуверенными движениями грудного ребенка; вот прихваченная холодом темно-зеленая трава и - аляповато-декоративным пятном на ней - неестественно алый, как раскрашенное папье-маше, арбуз... Мои впечатления... Если бы меня спросили об этом вечером 24 сентября, я бы ответил, не задумываясь: "Тропинки". И действительно, совершая ежедневный марш бросок от остановки автобуса до Зеленого театра, а ночью двигаясь в обратном направлении, я ни разу не прошел вторично одним и тем же путем: дорожки петляли, пересекались, заходили в тупик, спускались к каналам и Невкам, так что в итоге мне всякий раз приходилось, презрев правила приличия, ломиться напрямик, имея ориентиром источник света и звука. О, эти тропинки Елагина Острова! Как-то раз мы заблудились вместе со Славой Задерием и трижды выходили на один и тот же перекресток, пока нас не подобрала и не вывела какая-то сердобольная компания. Стоп, стоп. Я, кажется чересчур отвлекся. Попробую сосредоточиться. Итак, повторяю: рок-фестиваль лауреатов конкурса магнитофонных альбомов, проводимого журналом "Аврора". Имени Рок- дилетанта, ордена Тропиллы и под управлением их же. Естественно, как и все крупные акции нынешнего рок-сезона, посвященный двадцатилетию Вудстока. А как же без посвящения?! Справедливости ради следует все-таки отметить, что Аврор-сток имел с Вудстоком куда больше сходства, чем, скажем, монументальное, но заорганизованное и помпезное наминское супер-шоу с участием звезд металлопроката (не думаю, чтобы BON JOVI или CINDERELLA имели хоть что-то общее с идеями Вудстока'69): открытый (в прямом и переносном смысле) характер, непринужденная атмосфера, свободный (иногда чересчур) регламент, некоммерческая основа. Даже неожиданный и героический порыв сотрудников ЦПКиО, людей, далеких, в общем-то, от рок-н-ролла, но с утра до вечера работавших на фестиваль, словно в этом был заключен весь смысл их жизни, напоминал об аналогичном подвижничестве немолодого фермера Макса Яшгура, который в августе 1969 г. на три дня предоставил свои владения безалаберным "детям цветов". Кстати, в тропилло-житинской интерпретации "три дня любви, мира и музыки" вылились в "три по три", а уж по количеству выступлений - девяносто семь! - "Рок-Аврора" разом переплюнула все рединги, монтерреи и альтамонты. Как говорят наши спортивные комментаторы: "Есть рекорд!" Вот только одно смущает: концерты Вудстока услышало приблизительно триста тысяч человек, на Елагином же ежедневно собиралось (тоже приблизительно) от двух до пяти тысяч. Правда, учитывая нынешнюю концертную апатию, усугубленную отдаленным расположением площадки от основных транспортных коммуникаций, и это почти рекорд. Да, народу было маловато. И это несмотря на полную доступность фестиваля (войти было можно по 20-копеечному билетику в парк), отличный по ленинградским понятиям звук (спасибо батьке-Атаману!), почти невероятную для наших широт погоду без заморозков и дождей, а также соблазны в виде антроповских кассет с АЛИСОЙ и лауреатами конкурса. К тому же ленинградские рок-болельщики были основательно разбавлены многочисленными фанами, групи и рок-туристами как системной, так и внесистемной принадлежности, съехавшимися в Ленинград со всей страны в предвкушении Большой Тусовки. Где-то за пару дней до начала фестиваля я с удивлением отметил, что на улицах города заметно повысился процент длинноволосых пешеходов - словно время действительно повернуло вспять, приближая славный 69-й! "Двадцать лет - маленький срок". Слушая выступления некоторых участников елагинского рок-марафона, можно было решить, что не только восьмидесятые, но и семидесятые годы двадцатого века еще впереди - настолько анахронично звучали их программы. Ей Богу, время от времени поглядывать на календарь - далеко не последнее дело! К счастью, тех, кто преодолел темпорально-психологический барьер между шестидесятыми и восьмидесятыми, было все-таки больше. Подробно остановиться на выступлении каждого из участников (а их, напомню, было чуть меньше ста), к сожалению, невозможно, поэтому попытаюсь каким-то образом сгруппировать впечатления, оставшиеся от прослушивания концертов, просмотра фрагментов видеозаписи (большое мерси спонсорам фестиваля - кооперативу "Северная Пальмира"), разговоров с участниками и зрителями, а также из переписки с друзьями и дополнительной литературы.
С чего же начать? Пожалуй, не следует нарушать славные традиции РИО и придумывать новую модель велосипеда. Начну со статистики. Фестиваль проходил с 16 по 24 сентября 1989 г. на открытой площадке ЦПКиО им. С.М.Кирова. Организаторами его выступили Ленинградское отделение фирмы "Мелодия" (А.Тропилло), журнал "Аврора" (А.Житинский), Дирекция парка (Н.Сухляев, Н.Логинова), кооперативное объединение "Северная Пальмира" (В.Ведяничев). В роли спонсора выступило Харьковское Отделение Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Состоялось 13 концертов, в течение которых выступило 92 группы и 2 автора-исполнителя (АБОРИГЕНЫ, ДОКТОР МОРО и СЕДЬМАЯ СТУПЕНЬ играли дважды - отсюда цифра 97) из 22 городов СССР, а также из Дании, Исландии и Швеции. Основная масса выступавших принадлежала к ЛРК и независимой рок-сцене Ленинграда (56), 6 групп приехало из Харькова, 4 - из Свердловска, 3 - из Казани, по 2 - из Москвы, Ростова-на-Дону, Уфы и Исландии, по одной - из Архангельска, Верхотурья, Волгограда, Воронежа, Дании, Калининграда, Калуги, Киева, Куйбышева, Магадана, Минска, Новосибирска, Новгорода, Таллинна, Тольятти, Швеции и Черноморска. Отбором и приглашением участников фестиваля занимался, главным образом, сам Рок-дилетант со своими верными помощниками - Леной Мининой и Петей Сытенковым (Петя заодно выполнял на фестивале функции Демонов Максвелла, т.е. регулировал движение артистов по сцене - порой с риском для здоровья). Естественно, основой послужили итоги конкурса, но время, конъюнктурные соображения, лоббизм и фактор случайности внесли в список претендентов свои коррективы: застряли в зарубежных гастролях ЗВУКИ МУ, зато выразили пожелание "засвидетельствовать почтение" АУКЦЫОН и НОЛЬ, приехав, отказались выступить киевляне из КОЛЛЕЖСКОГО АСЕССОРА, зато самовольно прикатили и прорвались на сцену ДОКТОР МОРО, КРАСНЫЙ ХАЧ и не менее КРАСНЫЙ ОГУРЕЦ, потеряв между Харьковом и Архангельском своего вокалиста, отказался участвовать ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, однако, его место заняли земляки из АУТОДАФЕ, распалась харьковская ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ, но в фестивальной программе появились оба ее наследника - РАЗНЫЕ ЛЮДИ и 37Т... И плюс огромное количество никому не известных питерских команд второго, нет, даже не второго, а четвертого примерно эшелона, которые сутками осаждали мягкого по натуре Дилетанта и выцыганили-таки свoе "право на рок". Впрочем, это отдельная история. Изначальной целью, которую ставил перед собой Рок-дилетант, затевая Аврор-сток, было (не говоря о вполне извинительных честолюбивых мотивах) желание как-то популяризировать, ввести в обращение новые имена, открывшиеся для него благодаря конкурсу альбомов, поэтому собирать на площадке фестиваля местных героев рок-н-ролла или чемпионов классового сбора никто не планировал. Более того, Тропилло, чье мнение в изрядной степени влияло на расстановку сил, вообще настаивал на проведении "фестиваля без звезд", ибо на личном опыте осознал, чем могут обернуться раздутые неведомо почему амбиции его вчерашних протеже (см. раздел ФЭЙСОМ ОБ МУЗЫКУ, РИО N10-88). Однако, звезды все же были: упомянутые уже АУКЦЫОН и НОЛЬ, боевой как всегда ЗООПАРК (лишь увидев, как спешит по вечернему парку Майк с гитарой наперевес и в неизбежных темных очках, я успокоился, вдруг решив, что фестиваль уже становится фактом истории), алисоподобные и уверенные в себе НАТЕ! с демоническим Славой Задерием во главе, плюс несколько очень крепких команд, близких к колонне лидеров (ОПАСНЫЕ СОСЕДИ, ОРКЕСТР А, НОМ). Ну, и, естественно, "сюрприз оргкомитета". Слухи об этом сюрпризе ходили всю предшествовавшую неделю, заставляя недоверчивых крутить головами и непрестанно названивать по телефонам, собирая все "про" и "контра". Было доподлинно известно, что "американския артист" Boris Grebenshikov действительно вернулся в Ленинград и, будучи несколько обломан первым серьезным столкновением с шоу-бизнесом, сменил свой имидж "гражданина мира" на нечто более посконно-домотканное. Было также ясно, что события последних полутора лет не прошли для АКВАРИУМА бесследно и в его рядах мы не увидим по меньшей мере половины его обычных участников, а именно Гаккеля, Титова, Ляпина, Воропаева и Егорова. К тому же в период описываемых событий Фан находился в Нью-Йорке, Дюша - в Лос-Анжелесе (возможно, наоборот) и едва ли могли принять участие в ривайвл-шоу. Однако, те, кто пришел в субботу на вечерний концерт, внезапно обнаружили, что вместо копеечных квиточков им предлагают купить солидные двухрублевые билеты, а это могло значить только одно: оргкомитет уверен в том, что "сюрприз" все-таки будет доставлен в срок.
Заинтересованный и внимательный зритель (какого мы хотели бы видеть среди наших читателей) мог почерпнуть на фестивале немало любопытных впечатлений. Лично для меня, например, было полной неожиданностью новое перевоплощение Андрея "Свина" Панова - из беспомощного на большой сцене одиночки-нигилиста в жестокого и собранного лидера крепкой рок-н-ролльной группы. Даже известные давно номера ("Мясо от Бокассы", "Мне ничего не надо", "Ненавижу иностранцев") в нынешней версии приобрели какой-то "фирменный" колорит, четко прорисованную мелодическую линию и неустанный "пиловский" ритм. Такую музыку интересно слушать и в записи.
На авроровском суперфестивале дебютировал новый, очень убедительный в музыкальном отношении состав АВТОМАТИЧЕСКИХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ: Свин, Ослик, Ирина "Мява" Гокина (бас, СИТУАЦИЯ), Игорь Сидоров (гитара, экс-600) и Андрей Соколов (барабаны, ЮГО-ЗАПАД).
Р И О РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ N 37' 1989
АУ в «Горе»
10 ноября (1994), в День милиции, в клубе «Гора» состоялся концерт группы АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ, по-модному анонсированный как последнее выступление банды Свина в данном составе, что объясняется отъездом бас-гитариста АУ Михаила Дубова на продолжительные зарубежные гастроли в составе MEANTRAITORS, и, в общем, ставит под угрозу концертную деятельность старейшего панк-коллектива нашего города в ближайшее время. Впрочем, это время как бы и покажет.
А 10-го числа, в среду, на Лиговском проспекте, как и было обещано, Свин явился перед весьма разношерстной аудиторией эдаким аристократом жанра, стриженным под призывника, облаченным в красный свитер и шарфик, с печалью во взоре и на удивление трезвым. Обычная программа, убедительно прозвучавшая на этот раз во славу правоохранительных органов, была, по нынешним временам, не шибко убойной (бывает и круче), но все же была не лишена зрелищности и вызывала ответную реакцию в зале. Всему этому способствовали хороший звук и небольшие размеры клубной сцены, позволявшие как следует рассмотреть и послушать АУ. Свин был дисциплинирован, все обошлось без обычных эксцессов. Песни исполнялись, можно сказать, с душой, хотя порой и несколько инертно, в течение примерно часа, после чего УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ уступили свое место группе СС-XX.
Во время их выступления заметно повеселевший Андрей то и дело возникал в зале и в баре клуба, отдавая должное как духовной, так и телесной пище, дружелюбно вступая в контакт со своей публикой.
А вообще, АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ, после серии клубных дуракаваляний, провели, вероятно, свой лучший концерт в этом сезоне. Приятно, что, несмотря на обычные обломы и неудачи, группа мало того, что существует, но и вызывает интерес у аудитории. Видимо, сказывается старинная закалка.
Александр ПОЛИЩУК
ROCK-FUZZ, № 18, январь 1995 г.
Борис Гребенщиков: Мы были, как пилоты в соседних истребителях…
Виктор ЦОЙ. Звезда по имени Солнце: Стихи, песни, воспоминания. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
Воспоминания о Цое, фрагмент.
… Ну, а возвращаясь к началу, надо сказать, что я не помню, точно ли в электричке была первая встреча [с Цоем], поскольку была еще встреча на каком-то тропилловском личном юбилее, куда он позвал всех, кого знал, и был там и АКВАРИУМ, и кто-то еще, и АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ, у которых Витька в тот вечер играл на басу. Причем делал он это, выражая свою крайнюю нелюбовь к этой музыке. Он будто говорил: я в общем-то, к ним не принадлежу, я тут абсолютно случайно. Наверно, ситуация была такая, что играть душа требует, но то ли не с кем, то ли что-то еще. В общем, насколько я помню, это был первый и последний раз, когда он играл с АУ.
Ноября — ДЕНЬ ЗЕНИТА
Когда-нибудь этот день станет самым главным праздником всех зенитчиков. В 1997 году НЕВСКИЙ ФРОНТ начал с того, что официально провозгласил его как всенародную вакханалию. Дабы усугубить ощущение праздника и отметить эту величайшую дату подобающим образом, была организована грандиозная акция — акция, равной которой ни по размаху, ни по составу участников, ни по количеству опорожненной стеклотары не знала история российского фэн-движения. С этой целью был снят некий клуб "Малая Охта", изначально выполнявший функцию заводского клуба одного из питерских "почтовых ящиков". По фанатским понятиям, клуб роскошный. В распоряжении мафии было три этажа. Первый — фойе, гардероб, буфет, дабл. Второй — так называемый пресс-бар, с самого начала оккупированный "Стариками" и опустевший только к утру. И, наконец, третий — место, где разворачивались основные события — концертный зал, рассчитанный человек на 600. Подготовка к мероприятию началась загодя. К последнему домашнему матчу с "Локомотивом" были отпечатаны флаерсы, которые раздавались на 13-м и 14-м секторах. Чуть позже были выпущены офигительнейшие афиши и дана реклама в передаче "ЗЕНИТ-97", а также в питерских спортивных газетах.. Акция была задумана как праздник ВСЕХ фэнов ЗЕНИТА — и правых, и левых, и молодых, и старых, поэтому оповестить о нем старались всех. За пару дней в зале начали развешивать транспаранты. Попотеть пришлось с нашей гордостью — суперпокрывалом 20*30 метров. Восьмиметровый потолок оказался слишком низок для этого монстра, и "развешивальщики" вынуждены были целый день изгаляться, чтобы приспособить махину под сводами "Малой Охты". Трудовой процесс настолько захватил коллектив оформителей, что один из них, а именно Француз, даже закосил собственный день рождения.
Непростой задачей оказался вопрос выбора музыкальных коллективов, участвующих в акции. Кандидатуры ROLLING STONES и EXPLOITED, Майкла Джексона и Пола Маккартни, Иосифа Кобзона и Бориса Моисеева не прошли по разным причинам. Позже из обоймы выпали Наташа Королева и Юрий Охочинский. Дольше всех в кругу претендентов держалась группа НОЛЬ, но в связи с некоторыми изменениями в репертуаре и она оказалась не у дел, в результате чего в концерте принял участие лишь один человек, имеющий непосредственное отношение к данному коллективу, автор и соавтор нескольких песен НОЛЯ, в том числе и зенитовского суперхита "Говнорок", Анатолий Платонов. Что касается остальных участников, то на разогрев были запланированы перспективная припанкованная команда КЛОК и девочки откровенно панковского толка под названием ЧЕРТОВЫ КУКЛЫ. Группы, на которые должна была выпасть основная нагрузка, в представлении не нуждаются. Свинья с АВТОМАТИЧЕСКИМИ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯМИ. На его песнях выросло целое поколение зенитчиков. "Дельтаплан", "Зеленый змей", "Икра" — этими произведениями мы во многом обязаны тем, что стали такими, какие мы есть.
НОМ — наиболее цитируемая группа. А не любили бы — не цитировали. Мало какая безумная фэн-выходка 1997 года не сопровождалась крылатыми фразами из "Уркблюза", "Свинуха", "7%", "Насекомых", "Самбы Гопкинса" и потенциальных обладателей Оскаров, величайших фильмов всех времен и народов — "Свиное рыло" и "Сделано в Европе". К сожалению, не так давно блистательный коллектив НОМа разделился на две части, которые творят и работают независимо друг от друга. На зенитовский праздник был приглашен НОМ, возглавляемый непревзойденным шоу-мэном Иваном Туристом. БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД также известен всем. Постоянно держа руку на пульсе музыкальной жизни города, околофутбольная фэн-общественность пристально следила за творческим путем группы, некоторые из участников которой были уличены в устойчивом и непроходящем интересе к делам футбольным, и, что особенно важно, к вопросам жизни и деятельности НЕВСКОГО ФРОНТА. Приглашение столь заслуженного коллектива выглядело вполне логичным, и день его первого выступления перед фанатичной публикой положил начало сотрудничеству и, можно даже сказать, дружбе между музыкантами группы и питерскими ультрас. БУРАТИНО БЭНД — коллектив, не слишком известный нынешнему молодому поколению, зато в середине-конце восьмидесятых его творчество было знакомо каждому, кто более или менее интересовался делами Ленинградского Рок-клуба. Основатель и лидер "буратин" Олег Эльтиков в свое время вместе со Святославом Задерием стоял у истоков АЛИСЫ, а сейчас вот с большой заинтересованностью взялся за дело, когда его группе предложили спеть зенитовские гимны для питерских фанатов. Музыканты группы также оказались отличными ребятами, и большую часть времени на репетициях уделяли фэн-темам. По предложению Эльтикова, в репетиционный процесс в качестве вокалистов были втянуты Сабонис и Виалли. Работа шла полным ходом, а наиболее напряженные моменты заканчивались совместным распитием традиционных в таких случаях алкcредств. В пятницу 21 ноября станция метро "Новочеркасская" напоминала "Спортивную". Несмотря на то, что начало сэйшена была запланировано на 18.30, уже в полдень как непосредственно в метро, так и на ближайших подступах можно было увидеть достаточно многочисленные группы молодых людей в пестрых сине- бело-голубых шапочках и шарфиках, темно-синих бомберах и тяжелых ботинках. В то время как молодые люди пытались выяснить у одних местных старожилов, где тут магазин, пивбар и клуб "Малая Охта", другие местные старожилы пытались выяснить, как это так они живут здесь много лет, а где в их районе стадион — не знают. К вечеру все близлежащие к "Малой Охте" злачные заведения уже оглашались громогласными здравицами в честь великого и могучего петербургского ЗЕНИТА, а имевшееся в них пиво и более крепкие напитки быстро утекали в жаждущие праздника организмы болельщиков. Подготовка к мероприятию прошла на пять с плюсом, однако впереди было еще пять часов музыкально-алкогольного марафона, который, скажем забегая вперед, выдержали далеко не все. В общей сложности сэйшен собрал около 800 человек. Это если считать всех, кто прошел по билетам плюс друзей музыкантов, журналистов, гостей, а также тех, кто, по обыкновению, вписался на халяву. У администрации клуба возникли вполне справедливые подозрения по поводу сохранности вверенной ей недвижимости, на что представители НФ ответили, что все будет пучком. С первыми аккордами, выданными в зал группой КЛОК, у сцены образовалась внушительная тусовка наиболее "подготовленной" публики. По мере развития событий поведение народа у сцены плавно перерастало в беспредел, и в этом немалая заслуга участников группы. Коллектив, планировавшийся на разогрев, своей жесткой и откровенной музыкой, а также шизовками типа "Спартак" — большой фак!" довел зрителей до экстаза, и к концу его выступления толпа перед сценой увеличилась примерно втрое. Ситуацию усугубили выступавшие следом ЧЕРТОВЫ КУКЛЫ. Это был просто п…дец! Звучание группы — истинно панковское: "легкая" несыгранность, "немного" ненастроенные гитары и пронзительный вокал, довольно сильно отвлеченный от того, что играли эти самые гитары — все это оглушительной лавиной обрушилось на барабанные перепонки беснующихся болельщиков. Полный оргазм наступил, когда девчонки в своей эксклюзивной обработке исполнили "Оле-оле!"
Когда на сцену вышел Свинья, публика зашлась в истерике. Отец российского панк-рока был практически трезв, что позволило ему великолепно отработать свою программу несмотря на то, что аппарат оказался довольно хреновым. В один из моментов выступления на сцене (в конце выступления) А.В.Панов любовно достал из кармана заранее припасенный малек и со словами: "А сейчас я хочу выпить за ЗЕНИТ," — откупорил его, но успел отпить только половину, так как забрался лидер элитной группировки "Невские жабы" Андрей Фокин и попросил Свина от имени всех зенитовских "стариков" спеть песню "Мясо". Предложение было поддержано зенитовской молодежью, и ко всеобщему восторгу песня была исполнена, после чего зал сотряс громогласный заряд "Где же мясо?" В вышеупомянутый лидер "жаб" вновь оказался на сцене и неуловимым движением… обул Свина на оставшиеся полмалька. С грустью в глазах смотрел тот на утекающие в фокинскую утробу остатки былой роскоши, но особого расстройства не выказал, и к залу апеллировать не стал. Но, как говорится — где-то потеряешь, а где-то найдешь. Не долго думая, другой яростный поклонник творчества АУ — Молчун — также выскочил на сцену и подарил Свинье зенитовскую розетку. В сентиментальных настроениях покидал сцену Андрей Панов: "Спасибо ребята, несколько лет не было такого приема. "ЗЕНИТ — чемпион!" — сказал он на прощание, и публика проводила его овацией.
Но обламываться по поводу ухода Свиньи пришлось не долго. Следующими на сцену вышли музыканты группы НОМ. Для затравки Иван Турист рассказал пару историй, приключившихся с молодым человеком по фамилии Ливер, затем шизовку "ЗЕНИТ победит!", а тем временем и в самом концертном зале, и на подступах к нему посуды скопились целые горы. Большого труда стоило организаторам концерта уговорить музыкантов все-таки выйти в народ. Все опасения последних оказались, мягко говоря, беспочвенными. Ни на такой уровень подготовленности публики, ни на такой прием они, судя по всему, просто не рассчитывали, и отыграли с таким подъемом, какой трудно было предположить, глядя на их озадаченные лица перед выходом на сцену. Выступление увенчал "Говнорок", вызвавший очередной экстаз в зале, несмотря на то, что платоновская обработка заметно разнилась с классической версией, имеющей место быть на альбоме "Полундра". В заключение праздничного мероприятия на сцену пожаловали ребята из БУРАТИНО БЭНД, Сыграв три своих темы, они завели "Город над вольной Невой", и тут уже все смешалось. Сцена наводнилась людьми в сине-бело-голубом, и такие хиты как "Мы в такие шагали дали", "Идет фанат по городу", "Не может ни Киев, ни Минск, ни Москва", "Go West" исполнялись уже в атмосфере абсолютнейшего угара, причем о каком-то единении сцены и зала говорить даже не приходится, так как граница между ними была стерта напрочь. Вдоволь побесновавшись и зарядив напоследок "Во всем!", глубоко удовлетворенный народ стал расходиться. Но на этом сэйшен не закончился. Кое-кто желал продолжить веселье, и выказывал явное неодобрение всвязи с предложениями администрации освободить помещение, кто-то может и рад бы был это проделать, но либо не осознавал этого, либо просто физически не мог сдвинуться с места по причине явно некондиционного состояния. В конце концов был достигнут компромисс с администрацией, и наиболее настойчивые из тех, кто жаждал продолжения банкета, осели в пресс-баре, куда также были перекантованы тела, непригодные для серьезной транспортировки. Опустевший клуб "Малая Охта" представлял собой душераздирающее зрелище. Тысячи (!) разбитых и просто валяющихся пивных и водочных бутылок, обилие луж, представляющих собой, извините за пикантность, не успевшее перевариться содержимое желудка и… пожалуй, все. В остальном, как говорится, все было хорошо. Ожидаемого администрацией разрушения клуба не произошло, если не считать одного (!) сломанного стула потом началось супершоу Королей-Петербурга. В эти минуты все кто находился в зале, в пресс-баре и прочих интимных местах, сгрудились у сцены и устроили полноценный оттяг. Не мог прыгать только Оптимист. Познакомившись подробно с творчеством НОМа только в 97-м году, он тут же превратился в самого фанатичного поклонника коллектива и теперь вот валялся, распираемый приступами здорового неудержимого смеха. Пик выступления группы случился, когда на сцене внезапно появился саксофон, и Алексей Рахов завел старую тему из репертуара АВИА — "Весеннюю массовую". Припев данной песни "Йо-хо-хо-хо!" по совместительству является одной из самых популярных зенитовских шизовок, так что можно себе представить, что творилось в зале во время его исполнения. Но и это было еще не все. Следом за НОМом вышел БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД, и отдохнуть публике не пришлось. Перед сценой творился наизлобнейший слэм периодически совершали прыжки со сцены в толпу новые и новые ультрас, короче наблюдался полнейший беспередел. Девочки, поющие в "Подряде" на бэк-вокале, должны были произвести сеанс стриптиза, но не стали этого делать. Когда по окончании выступления их спросили, почему они не решились оголиться, смысл ответа свелся к тому, что "мы и так-то обалдели, когда увидели такую публику, а если бы разделись, нас бы вообще разорвали на куски". За всем происходящим из-за кули