Экзаменационные билеты по сольфеджио
Экзаменационные билеты по сольфеджио
МБОУ ДО ДШИ №7
Билет №1
Теория
1. Метроритм в музыке: ритм, ритмический рисунок, длительности нот (основные, производные). Пауза. Ритмические группы: пунктирный ритм, синкопа. Музыкальный пульс, сильные и слабые доли, относительно сильные доли, акцент, такт, затакт.
Практика (построить, спеть, сыграть)
2. Си минор гармонический вверх и вниз, устойчивые ступени.
3. Тритоны с разрешением в си миноре натуральном и гармоническом (ум. 5 на VII# и II, ув.4 на IV и VI).
4. В си миноре последовательность: t - D64 - t6 – s - D2 - t6 - D43 - t.
5. От звука «си» вверх: ч5, М53, ум.VII7 с разрешением через D65.
6. Спеть мелодию с дирижированием или сыграть с аккомпанементом.
Сделать краткий музыкальный анализ по плану:
§ тональность (отклонение, модуляция);
§ размер простой\сложный, длительности и ритмические особенности;
§ движение мелодии (волнообразное, скачки, секвенция,
восходящее/нисходящее, по звукам аккордов);
§ строение мелодии в форме периода (сколько фраз, предложений, повторения, кульминация).
Билет №2
Теория
1. Интервалы. Количественная и качественная величины в интервале. Простые, диатонические интервалы. Консонансы и диссонансы. Составные интервалы. Обращение интервалов.
Практика (построить, спеть, сыграть)
2. Соль минор мелодический вверх и вниз, вводные звуки.
3. Уменьшенные интервалы в соль миноре гармоническом от VII# (ум.7, ум.5, ум. 4) с разрешением.
4. В соль миноре последовательность: t - D6 - D65 – t – s – К64 (t64) - D7 – t.
5. От ноты «соль» вниз: м2, ч4, М6, D7 с разрешением.
6. Спеть мелодию с дирижированием или сыграть с аккомпанементом.
Сделать краткий музыкальный анализ по плану:
§ тональность (возможны отклонение, модуляция);
§ размер простой\сложный, длительности и ритмические особенности;
§ движение мелодии (волнообразное, скачки, секвенция,
восходящее/нисходящее, по звукам аккордов);
§ строение мелодии в форме периода (сколько фраз, предложений, повторы, кульминация).
Билет № 3
Теория
1. Мажорный лад. Название ступеней, устойчивые и неустойчивые ступени, главные. Три вида мажора. Минорный лад, три вида минора. Параллельные и одноименные тональности. Порядок диезов и бемолей при ключе. Квинтовый круг мажорных тональностей.
Практика (построить, спеть, сыграть)
2. Ре мажор гармонический вверх и вниз, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые (вверх цифрами, вниз нотами).
3. Увеличенные интервалы в гармоническом Ре мажоре от VIb (ув.2, ув.4, ув.5) с разрешением.
4. Последовательность в Ре мажоре: T- VII7 - ум.VII7 – D65 – T– S6 - D7 – T.
5. От ноты «ре» вверх: Б53, Б6, Б64, м7, D43 с разрешением.
6. Спеть мелодию с дирижированием или сыграть с аккомпанементом.
Сделать краткий музыкальный анализ по плану:
§ тональность (возможны отклонение, модуляция);
§ размер простой\сложный, длительности и ритмические особенности;
§ движение мелодии (волнообразное, скачки, секвенция,
восходящее/нисходящее, по звукам аккордов);
§ строение мелодии в форме периода (сколько фраз, предложений, повторы, кульминация).
Билет № 4
Теория
1. Тритоны: ув.4 и ум.5 на неустойчивых ступенях натуральных и гармонических ладов, разрешение. Характерные интервалы: ув.2 и ум.7, ув.5 и ум.4 в гармонических ладах, особенности разрешения.
Практика (построить, спеть, сыграть)
2. Си-бемоль мажор натуральный, вверх неустойчивые ступени VII-II-IV-VI, обратно устойчивые V-III-I.
3. В гармоническом Си-бемоль мажоре ув.2 и ум.7, ув.5 и ум.4 с разрешением.
4. Полный гармонический оборот Т-S64-D6-T в Си-бемоль мажоре и параллельном миноре.
5. От ноты «си-бемоль» вниз: м2, ч4; D7 c разрешением, ум.VII7 с разрешением.
6. Спеть мелодию с дирижированием или сыграть с аккомпанементом.
Сделать краткий музыкальный анализ по плану:
§ тональность (возможны отклонение, модуляция);
§ размер простой\сложный, длительности и ритмические особенности;
§ движение мелодии (волнообразное, скачки, секвенция,
восходящее/нисходящее, по звукам аккордов);
§ строение мелодии в форме периода (сколько фраз, предложений, повторы, кульминация).
Билет №5
Теория
1. Аккорд как созвучие. Виды аккордов: трезвучие, септаккорд, нонаккорд. Два Обращения трезвучия. Интервальный состав трехзвучных аккордов. Главные и побочные трезвучия в мажоре и миноре, Ув.53 и Ум.53.
Билет №6
Теория
1. Доминантсептаккорд D7: понятие септаккорда, принадлежность к доминантовой гармонии, названия звуков, ступеневый и интервальный состав, необходимость разрешения. Обращения D65, D43, D2.- расположение на ступенях лада, интервальное строение, особенности разрешения в тонические аккорды.
Билет №7
Теория
1. Вводные септаккорды: обозначение, понятие септаккорда, объяснение названия «вводный». Два вида - VII7 в натуральном мажоре и Ум.VII7 в гармонических ладах. Интервальное строение и два способа разрешения.
Билет №8
Теория
1. Отклонение. Модуляция. Сопоставление. Тональности первой степени родства. Правила определения 6 родственных тональностей для мажора и для минора.
Билет №9
Теория
1. Буквенные названия звуков. Энгармонизм звуков. Свойства звука: высота, длительность, громкость, тембр. Обозначения динамических оттенков. Транспозиция, три способа транспозиции.
Практика (построить, спеть, сыграть)
2. Ля мажор натуральный, мелодический.
3. В Ля мажоре натуральном простые диатонические интервалы от I ступени лада.
4. В Ля мажоре D7 и его обращения с разрешением.
5. От звука «ля» вверх: ч4, б6, М64, D65 с разрешением.
6. Спеть мелодию с дирижированием или сыграть с аккомпанементом.
Сделать краткий музыкальный анализ по плану:
§ тональность (возможны отклонение, модуляция);
§ размер простой\сложный, длительности и ритмические особенности;
§ движение мелодии (волнообразное, скачки, секвенция,
восходящее/нисходящее, по звукам аккордов);
§ строение мелодии в форме периода (сколько фраз, предложений, повторы, кульминация).
Билет №10
Теория
1. Метр, размер, 4 вида размеров. Два вида группировки длительностей – вокальная и инструментальная. Темп: обозначения медленных, умеренных и быстрых темпов.
Экзаменационные билеты по сольфеджио
МБОУ ДО ДШИ №7
Билет №1
Теория
1. Метроритм в музыке: ритм, ритмический рисунок, длительности нот (основные, производные). Пауза. Ритмические группы: пунктирный ритм, синкопа. Музыкальный пульс, сильные и слабые доли, относительно сильные доли, акцент, такт, затакт.