Развитие выразительности и воображения

«Лисичка подслушивает» (3—4 года)

Лисичка сидит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, что они говорят.

Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед.

Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.

«Кузнечик» (4—5 лет)

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого, зеле­ного кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения: шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить впе­ред, ступать на пальцы.

Сочини сказку

Детям дают две-три игрушки и предлагают придумать сказку с их участием. Ведущий тоже берет игрушку и сочиняет вместе с детьми.

В царстве Снежной королевы

Предлагаем детям с помощью волшебного пера Жар-птицы перенестись в царство Снежной королевы. Дети, вспомнив ощущение холодного колючего снега, бьющего в лицо ветра, непроизвольно сжимаются в комочек, закрывают лицо руками.

Баю-бай

(Русская народная песня)

Ведущая:

Баю-баю, баю-бай!

Спи, мой мишка, засыпай.

Ты скорей закрой глазок,

Ты поспи, поспи часок.

Баю-бай, баю-бай!

Спи, мой мишка, засыпай!

(Выразительные движения: шея вытянута вперед к мишке, плавное покачивание игрушкой в ритме песни.)

На двери висит замок

(Русская народная потешка)

Ведущая:

На двери висит замок.

Дети сцепили руки в замок.

Кто его открыть бы мог?

Дети стараются разъединить сцепленные руки.

Повернули, покрутили...

Выполняют вращательное движение руками.

Постучали и открыли.

Стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки.

Сорока-сорока

(Русская народная прибаутка)

Ведущая:

Сорока-сорока, где была?

Ребенок: Далеко.

(Машет рукой.)

Кашку варила,

(Выходит лиса: голова приподнята вверх, гордая улыбка.)

Лиса:

Всему свету я краса!

Ведущая:

Похвалялся зайка...

(Выходит зайка: плечи расправлены, голова поднята вверх, руки за спиной.)

Зайка:

Поди, догоняй-ка!

Ведущая: Похвалялися ежи...

(Выходят, показывают свои шубы, хвалятся.)

Е ж и:

У нас шубы хороши!

Ведущая:

Похвалялся медведь...

(Выходит медведь: тяжелая походка, гордо поднятая голова.)

Медведь:

Могу песни я петь!

Ведущая:

Похвалялася коза...

(Выходит коза: свирепый взгляд, опущена голова.)

Коза: Всем вам выколю глаза!

(Пытается «забодать» детей.)

Упражнения на развитие внимания

(Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»).

Внимание является необходимым условием творческой работы. Предлагаемые этюды помогают детям длительное время концентрироваться на определенных предметах и действиях.

РЕКОМЕНДОВАНО ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО, ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЗРОСЛЫХ

Не будем скучать

Педагог предлагает детям перечислить различные занятия, например, они называют рассматривание рисунков, отгадывание загадок, игру на детских музыкальных инструментах, чтение стихов и тому подобное.

По указанию педагога малыши быстро переходят от одного названного вида деятельности к другому. Следует обращать их внимание на то, чтобы переходы были настоящим переключением внимания с одного действия на другое.

Будь внимателен

Детям предлагают в короткий срок заметить как можно больше подробностей в чьем-либо костюме, в картинке и т.д. Такая задача требует большого напряжения внимания, и в этом заключается ее смысл.

Сочини сказку

Педагог предлагает ребенку сосредоточить внимание на глиняных игрушках (самостоятельно вылепленных на занятиях по лепке) и сочинить про них в уме сказку. В это время окружающие рассматривают ребенка, делают на его счет замечания, смешат и т.д.

Чтобы выполнить задание, требуется быть очень внимательным.

Упражнение на развитие внимания и памяти

(Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»).

Предлагаем детям рассмотреть иллюстрацию из детской книги, затем книгу закрываем и просим описать то, что было изображено.

Или даем ребенку игрушку: некоторое время он ее разглядывает, затем вещь убираем и просим описать ее.

Раскладываем на столе пять мелких игрушек, предлагаем детям внимательно рассмотреть их, подержать в руках. Затем накрываем игрушки плотной тканью и незаметно убираем одну, после чего просим детей определить, какой недостает.

Художник

Детям предлагают выполнить рисунок, состоящий из каких-либо геометрических фигур — кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников (количество фигур ребенок выбирает для рисунка самостоятельно).

После выполнения задания педагог собирает работы и проводит подвижную игру, а затем предлагает детям вспомнить, какие фигуры они нарисовали и в каком количестве.

Если ребенок не может вспомнить, то следует попросить его нарисовать на чистом листе то, что было на первом рисунке.

Придумай сказку

Дети рассматривают игрушки, разложенные на столе, и сочиня­ют сказку с их участием, которую сразу же разыгрывают.

Затем педагог убирает одну из игрушек и просит определить, какой именно недостает.

Более сложный вариант задания: после того как игрушки убраны, надо все их вспомнить в последовательности, в которой они выходили на «сцену», ориентируясь только на текст сочиненной детьми сказки.

Запомни позу

Педагог предлагает трем детям исполнить танцевальную импро­визацию на хорошо знакомую музыку, а по окончании замереть в каком-либо положении.

Остальные дети должны запомнить и суметь скопировать позу любого из трех танцевавших детей.

Наши рекомендации