Развитие выразительности и воображения
«Лисичка подслушивает» (3—4 года)
Лисичка сидит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, что они говорят.
Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед.
Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.
«Кузнечик» (4—5 лет)
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого, зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.
Выразительные движения: шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.
Сочини сказку
Детям дают две-три игрушки и предлагают придумать сказку с их участием. Ведущий тоже берет игрушку и сочиняет вместе с детьми.
В царстве Снежной королевы
Предлагаем детям с помощью волшебного пера Жар-птицы перенестись в царство Снежной королевы. Дети, вспомнив ощущение холодного колючего снега, бьющего в лицо ветра, непроизвольно сжимаются в комочек, закрывают лицо руками.
Баю-бай
(Русская народная песня)
Ведущая:
Баю-баю, баю-бай!
Спи, мой мишка, засыпай.
Ты скорей закрой глазок,
Ты поспи, поспи часок.
Баю-бай, баю-бай!
Спи, мой мишка, засыпай!
(Выразительные движения: шея вытянута вперед к мишке, плавное покачивание игрушкой в ритме песни.)
На двери висит замок
(Русская народная потешка)
Ведущая:
На двери висит замок.
Дети сцепили руки в замок.
Кто его открыть бы мог?
Дети стараются разъединить сцепленные руки.
Повернули, покрутили...
Выполняют вращательное движение руками.
Постучали и открыли.
Стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки.
Сорока-сорока
(Русская народная прибаутка)
Ведущая:
Сорока-сорока, где была?
Ребенок: Далеко.
(Машет рукой.)
Кашку варила,
(Выходит лиса: голова приподнята вверх, гордая улыбка.)
Лиса:
Всему свету я краса!
Ведущая:
Похвалялся зайка...
(Выходит зайка: плечи расправлены, голова поднята вверх, руки за спиной.)
Зайка:
Поди, догоняй-ка!
Ведущая: Похвалялися ежи...
(Выходят, показывают свои шубы, хвалятся.)
Е ж и:
У нас шубы хороши!
Ведущая:
Похвалялся медведь...
(Выходит медведь: тяжелая походка, гордо поднятая голова.)
Медведь:
Могу песни я петь!
Ведущая:
Похвалялася коза...
(Выходит коза: свирепый взгляд, опущена голова.)
Коза: Всем вам выколю глаза!
(Пытается «забодать» детей.)
Упражнения на развитие внимания
(Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»).
Внимание является необходимым условием творческой работы. Предлагаемые этюды помогают детям длительное время концентрироваться на определенных предметах и действиях.
РЕКОМЕНДОВАНО ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО, ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЗРОСЛЫХ
Не будем скучать
Педагог предлагает детям перечислить различные занятия, например, они называют рассматривание рисунков, отгадывание загадок, игру на детских музыкальных инструментах, чтение стихов и тому подобное.
По указанию педагога малыши быстро переходят от одного названного вида деятельности к другому. Следует обращать их внимание на то, чтобы переходы были настоящим переключением внимания с одного действия на другое.
Будь внимателен
Детям предлагают в короткий срок заметить как можно больше подробностей в чьем-либо костюме, в картинке и т.д. Такая задача требует большого напряжения внимания, и в этом заключается ее смысл.
Сочини сказку
Педагог предлагает ребенку сосредоточить внимание на глиняных игрушках (самостоятельно вылепленных на занятиях по лепке) и сочинить про них в уме сказку. В это время окружающие рассматривают ребенка, делают на его счет замечания, смешат и т.д.
Чтобы выполнить задание, требуется быть очень внимательным.
Упражнение на развитие внимания и памяти
(Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»).
Предлагаем детям рассмотреть иллюстрацию из детской книги, затем книгу закрываем и просим описать то, что было изображено.
Или даем ребенку игрушку: некоторое время он ее разглядывает, затем вещь убираем и просим описать ее.
Раскладываем на столе пять мелких игрушек, предлагаем детям внимательно рассмотреть их, подержать в руках. Затем накрываем игрушки плотной тканью и незаметно убираем одну, после чего просим детей определить, какой недостает.
Художник
Детям предлагают выполнить рисунок, состоящий из каких-либо геометрических фигур — кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников (количество фигур ребенок выбирает для рисунка самостоятельно).
После выполнения задания педагог собирает работы и проводит подвижную игру, а затем предлагает детям вспомнить, какие фигуры они нарисовали и в каком количестве.
Если ребенок не может вспомнить, то следует попросить его нарисовать на чистом листе то, что было на первом рисунке.
Придумай сказку
Дети рассматривают игрушки, разложенные на столе, и сочиняют сказку с их участием, которую сразу же разыгрывают.
Затем педагог убирает одну из игрушек и просит определить, какой именно недостает.
Более сложный вариант задания: после того как игрушки убраны, надо все их вспомнить в последовательности, в которой они выходили на «сцену», ориентируясь только на текст сочиненной детьми сказки.
Запомни позу
Педагог предлагает трем детям исполнить танцевальную импровизацию на хорошо знакомую музыку, а по окончании замереть в каком-либо положении.
Остальные дети должны запомнить и суметь скопировать позу любого из трех танцевавших детей.