Упражнения по изменению формы слова
Н.А. Сорокина
КОРРЕКЦИОННЫЕ РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ,
УПРАЖНЕНИЯ И СЦЕНКИ
Тел. 8 903 251 81 05
Наталья Анатольевна
ПРЕДИСЛОВИЕ
Речевые нарушения у детей и взрослых, возникающие по самым различным причинам, требуют специальной коррекционной работы по их устранению. Она, в свою очередь, невозможна без использования упражнений, дифференцированных в соответствии с задачами развития или исправления речи на различных этапах специального воздействия. В рамках коррекционной педагогики, в частности логопедии, имеется значительное число пособий для практической работы. Прежде всего, в них преследуются цели преодоления тяжелых речевых расстройств, к которым у детей относятся грубые задержки речевого развития, алалии, неразборчивость речи (дизартрии). Гораздо менее учтены задачи устранения нарушений речи, выраженных негрубо, но в существенной мере препятствующих возвращению к нормативной речи взрослых людей, перенесших инсульт или травму мозга, а также осложняющих обучение и речевое общение детей. Эти негрубые затруднения в речи чаще всего связаны с тем, что после заболеваний, связанных с патологией головного мозга, долгое время стойко держатся расстройства протекания процессов нейродинамики: замедленность и неточность речевых актов, наличие дискоординаций между отдельными компонентами высказывания.
К числу наиболее значимых нарушений протекания процессов нейродинамики относятся персеверации и антиципации.
Персеверации (от лат…..) - это застревания на каком-фрагменте действия, в т. ч. и речевого, неспособность плавно перейти к следующему фрагменту. В их основе лежит замедленность, инертность динамических процессов, протекающих в мозге. Антиципации (от лат. …..) – это, напротив, опережение, забегание вперед, переход к последующему фрагменту, минуя предыдущий. В основе лежит также слабость процессов нейродинамики, однако не инертность, а импульсивность их протекания.
В обоих случаях необходимо выработать правильную стратегию деятельности, способность отслеживать последовательность действий и контроль над объемом их выполнения.
Персеверации более характерны для больных с «передними» поражениями мозга, в частности для больных с динамической и эфферентной моторной афазией, антиципации – для больных с сенсорной афазией. Персеверации «вписываются» в общую картину снижения речевой инициативы у больных с динамической афазией, вязкость их речемыслительной деятельности. Антиципации чаще возникают при «задних» очагах поражения, и, следовательно, при сенсорной, акустико-мнестической, амнестической афазиях. Они согласуются с тенденцией убыстрения темпа, множественностью вариантов поиска нужного звука, слова и фразы. Вместе с тем и при тех, и при других формах могут быть и те, и другие симптомы.
Персеверации и антиципации могут наблюдаться и при глубоких очагах поражения головного мозга. Особенно часто они встречаются у детей, т.к. именно «глубина» мозга (подкорковые и стволовые структуры) наиболее уязвимы к внутриутробным и родовым осложнениям.
В тех случаях, когда персеверации и антиципации выражены грубо, коррекционную работу по их устранению рекомендуется начинать с неречевых видов деятельности: воспроизведения разнообразных серий поз рук, пальцев; выполнения, сложносоставных бытовых, трудовых и других действий. Если же степень грубости этих симптомов не столь груба, то работа может проводиться преимущественно на текстовом материале.
В настоящем пособии предлагаются текстовые упражнения, которые подобраны в помощь специалистам, занимающимся восстановлением речи у взрослых больных, а также коррекцией ее у детей дошкольного и школьного возраста (преимущественно среднего и старшего школьного возраста). Большая часть упражнений будет полезна также и детям так называемой нормы. Последнее обусловлено тем, что среди детей, посещающих массовые дошкольные и школьные учреждения много таких, у которых речь развита недостаточно, как с точки зрения владения языковыми средствами, так и в произносительном отношении.
В блоке I основное внимание уделяется суффиксам и окончаниям слов (преодоление персевераций), в упражнениях блока II акцент сделан на начало слова - приставки и правописание предлогов (преодоление антиципаций). Упражнения также могут быть рекомендованы для коррекции дислексии и дисграфии (нарушений письменной речи – чтения и письма), дизорфографии (особой категории стойких, специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил ).
В блоке III представлены игры, упражнения и сценки для коррекции скандированности речи (например, при подкорковой дизартрии) и так называемой инфантильной детской речи (речи, свойственной ребёнку более раннего возраста).
Объем используемых на занятии заданий определяется в соответствии с состоянием больного, этапом заболевания.
Автором пособия продела огромная поисковая работа по выбору текстов, которые были бы эффективны в решении нелегкой задачи – устранения нарушений сложных форм речевой деятельности. Такая «ювелирная огранка» приобретенных речевых навыков предполагает в качестве одного из основных направлений коррекции преодоления тенденций к персеверациям и антиципациям, скандированности и инфантильности детской речи.
Пособие не имеет полных аналогов и поэтому будет не в высшей степени полезным всем, кто хочет вернуть речь взрослым, потерявшим ее, или помочь детям развить способность говорить красиво, содержательно и гладко. Предполагается также и активное участие родственников больных и родителей детей в процессе обучения. В связи с этим предлагаемые упражнения оформлены соответствующим образом.
Книга может быть востребована широким кругом заинтересованных лиц. Большого ей Пути!
Т. Г. Визель
Блок III настоящего пособия посвящен приемам арт-терапии. Необходимость их использования обусловлена тем, что традиционные коррекционные воздействия в ряде случаев оказываются малоэффективными или неэффективными вообще.
В настоящее время, к сожалению, всё чаще и чаще можно встретить детей и взрослых со скандированным произнесением слов, указывающим на глубинные поражения структур головного мозга (преимущественно подкорковых), возникающих в период внутриутробного развития или после воздействия неблагоприятных факторов в постнатальном периоде. К этому контингенту относятся также дети с инфантильной речью (свойственной ребёнку более раннего возраста), или же обусловленной неправильным типом воспитания (сюсюканьем, ярко выраженной опекой и ограничением в различных сферах жизнедеятельности детей). Специалистам приходится искать обходные пути коррекционно-педагогического процесса, и арт-терапия при данной патологии является прекрасным инструментом для гармонизации речевого оркестра детей и взрослых.
Перевоплощаясь, человек раскрепощается, забывает о своих трудностях и с помощью правильно подобранного образа преодолевает проблемы. Например, при «рубленной», скандированной речи необходимо представить себя, гибкой, пластичной кошечкой или котом, и не только говорить, но и двигаться также плавно и пластично, как и кошка. При инфантильной речи можно обернуться могучим богатырём или витязем, стать серьёзным отцом семейства или полководцем! Но следует помнить, что полного перевоплощения не достигается, если не использовать соответствующие костюмы и другие предметы театрализованной деятельности. Желательно создать в кабинете пусть небольшой, но серьёзный коррекционный театр. Успехов Вам!
Н.А. Сорокина
Блок I
Наш Полкан попал в капкан.
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
Слова для больших карточек
I. 1. Касательная 2. Водолаз 3. Трудящийся 4. Гористый 5. Делаю 6. Письмо
II. 1. Выращу 2. Заводь 3. Трудовой 4. Горец 5. Чтение 6. Подыскать III. 1. Ищейка 2. Полагать 3. Земля 4. Деловой 5. Горнорабочий 6. Подвода
IV. 1. Земной 2. Вырастать 3. Подводный 4. Горнопрудный 5. Прикоснуться 6. Трудодень
V. 1.Соприкосновение 2. Расписка 3. Предположение 4. Слет 5. Переделать 6. Безводный
VI. 1. Делитель 2. Переносица 3. Всенародный 4. Учительница 5. Мирный 6. Водянистый
VII. 1. Книжный 2. Промокательная 3. Водитель 4. Пловец 5. Заносы 6. Летчик
VIII. 1. Поднос 2. Плавучий 3. Полет 4. Росток 5. Озаренный 6. Дело
IX. 1. Загорать 2. Выросла 3. Делить 4. Заскочить 5. Подрасти 6. Пешеход
X. 1. Поплавок 2. Выходить 3. Выносить 4. Наклонение
5. Обмакнуть 6. Переводить
XI. 1. Подскакивать 2. Ноша 3. Зоревать 4. Замирать 5. Земляной 6. Прочитать
XII. 1. Носик 2. Поделом 3. Замереть 4. Заземлять
5. Половодье 6. Запереть.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
К игре «Найдите корень» (римские цифры показывают номера больших карточек, арабские – номера слов на этих карточках)
1. Коснуться – касательная(I,1), прикоснуться(IV,5), соприкосновение (V, 1).
2. Надводный – водолаз(I,2), подводный(IV,3), заводь (II,2), безводный(V,6), водянистый (VI,6), половодье (XII,5).
3. Потрудиться – трудящийся (I,3), трудовой (II,3), трудодень (IV,6).
4. Горный – гористый(I,4), горец(II,4), горнорабочий(III,5), горнорудный (IV,4).
5. Сделанный – делаю(I,5), деловой(III,4), переделать(V,5), дело (VIII,6), поделом (XII,2).
6. Подписаться – письмо(I,6), расписка (V,2).
7. Зарастать – выращу (II,1), вырастать (IV,2), росток (VIII,4), подрасти (IX,5), выросла (IX,2).
8. Приводить – подвода (III,6), водитель (VII,3), переводить(X,6).
9. Читка – чтение (II,5), прочитать (XI,6).
10. Поиски – ищейка (III,1), подыскать (II,6).
11. Предложить – полагать(III,2), предположение(V,3).
12. Подземный – земля (III,3), земной(IV,1), земляной (XI,5), заземлять (XII,4).
13. Прилететь – слет (V,4), летчик (VII,6), полет (VIII,4).
14. Деление – делитель (VI,1), делить (IX,3).
15. Носовой – переносица (VI,2), носик (XII,1).
16. Сносить – заносы(VII,5), поднос(VIII,1), выносить(X,3), ноша(XI,2).
17. Народовластие – всенародный (VI,3).
18. Выучить – учительница (VI,4).
19. Мириться – мирный (VI,5), замирать (XI,4), замереть (XII,3).
20. Книги – книжный (VII,1).
21. Непромокаемый – промокательная (VII,2), обмакнуть(X,5).
22. Плавник – пловец (VII,4), плавучий (VIII,2), поплавок (X,1).
23. Заря – озаренный (VIII,5), зоревать (XI,3).
24. Загар – загорать (IX,1). 25. Скачок – заскочить(IX,4), подскакивать (XI,1).
26. Подпирать – запереть(XII,6). 27. Кланяться – наклонение (X,4). 28. Хождение – пешеход(IX,6), выходить(X,2).
13. а) Специалист называет первый слог одной из лежащих перед ним картинок, ученик добавляет второй слог и указывает названную картинку. Потом ученик называет первый слог по картинке, а логопед добавляет второй слог.
Теннисист, боксер, каменщик, экскаваторщик, пловец, инженер, архитектор, художник, фигурист, сапожник, лыжник, фехтовальщик, каратист, машинист, тракторист.
б) Составьте слова из слогов. Разберите их по составу. Составьте предложения.
учи прави выключа тель сея нов бел изна крут | гон молод иждевен ец бежен бо кладов носиль экскаватор щик кранов |
в) Сравните парные слова
Возит - возить Чинит – чинить Сушит – сушить Лечит – лечить Спит – спать Бежит – бежать Любит - любить | Ходит – ходить Моет – мыть Ловит – ловить Видит – видеть Знает - знать |
Контрольный лист
I1)Блеснуть – блеск 2)Вкусный – вкус 3)Властный – власть 4)Древесный – дерево, древесина
II 1) Громоздкий – громоздить 2)Гигантский – гигант 3)Запасной – запас
4) Горестный – горесть, горе и т.д.
27.Перепишите данные словосочетания, ставя заключенные в скобки слова в нужном падеже. Предлоги и окончания выделить выделить.
Образец: Скучать породному городу
Скучать по (родной город), бродить по (парки и роща), взбираться по (лестница), приехать по (окончание института), возвратиться по (завершение строительства), справиться по (прибытие в столицу), рассказать по (возвращение из командировки), Отчитаться по (окончание экспедиции), заплатить по (триста восемь рублей), купить по (двадцать три) тетради, поступить наперекор (желание), действовать вопреки (совет), уезжать согласно (предписание), добиться хорошего урожая благодаря (правильная обработка полей), выйти навстречу (участники пробега), петь подобно (соловей).
28. Перепишите, обозначив суффиксы тех существительных, в которых вставите буквы. Объясните (устно) правописание. Среди существительных п. II укажите профессиональные слова.
I. 1) Он перевоз..ика зовёт, и перевоз..ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везёт. (П.) 2) Встаёт купец, идёт разнос..ик, на биржу тянется извоз..ик. (П.) 3) Барабан..ики яростно колотили в барабаны. (Степ.) 4) Побывав у заказ..иков, Лука Александрович зашёл на минутку к сестре, от сестры пошёл он к знакомому перплёт..ику. (Ч.) 5) В Нижнем буфет..ик рассчитал меня. (М. Г.) 6) По ночам вокруг дома ходили караул..ики и трещали в трещотки. (А. Н. Т) 7) Обман..ики обманывают, а легковерные верят. (С.-Щ.) 8) На валу камен..ики таскали кирпич и чинили стену. (П.) 9) Два красиль..ика несли ведро краски. (Л. Т.) 10) От судов по колеблющимс мосткам сновали груз..ики. (Купр.)
II. 1) На стройках кипела работа. Неутомимо трудились бетон..ики, камен..ики, кровел..ики, арматур..ики. 2) На каждой шахте появились свои герои, и уже не только забой..ики, но и машинисты, проход..ики, крепил..ики. (Горб.) 3) В мастрерских перевыполнили план бригады мотористов, токарей, электриков, свар..иков, вулканизатор..иков. (Рыб.) 4) В цеху остались только убор..ики, смывавшие с помощью шлангов гарь. (Пол.) 5) Рабочии кончили работу, передавали смен..икам станки, уходили. (Рыб.) 6) На велосипеде Виктор Степанович ездил отлично, в стиле настоящего гон..ика. (Фед.) 7) Двери мастерских были распахнуты настежь, жестян..ики, седел..ики, красил..ики работали на глазах у всей улицы. (Горб.)
29. Подберите прилагательные к картинкам с изображением разных предметов (ответьте на вопросы : какой по цвету? по форме? по величине? по вкусу?).
Лимон, яблоко, конфета, арбуз, апельсин, дыня, клубника.
30. Спишите, вставляя суффиксы с неизменяющейся гласной (-чив-, -лив-, -ическ- и другие).
Расчёт..ый, опромет..ый, задум..ый, разговор..ый, услуж..ый, оруд..ый, устой..ый, забот..ый, привет..ый, придир..ый, оптимист..ий, причуд..ый, полит..ий, пропаганд..ий, предприим..ый.
31. Образуйте прилагательные с помощью суффиксов; суффикс подчеркните.
Образец: Дерево–деревянный.
Басня, полотно, солома, песня, ремесло, павлин, пена, линия, интеллигент, морковь, лазурь, полынь, лагерь, фасон, лимон, колокол, ядро, ружье, государь, государство, барсук, кристалл, искусство, чувство.
32. От следующих слов образуйте с помощью суффиксов прилагательные; суффикс выделите.
Образец: Каменщик – каменный, традиция – традиционный.
Дворник, босяк, бурлак, горняк, купец, заговорщик, турки, тюрки. Комиссия, композиция, провокация, реакция, дивизия, диверсия, эксплуатация, экспедиция, кульминация. Мысль, огонь, клятва, чувство, друг, величество, отечество, отец, беда. Копировать, дубить, сушить, почить, точить, сверлить, убирать, шлифовать, прясть, морозить, копировать.
33. Рядом с прилагательными напишите слово или слова, от которых оно образовано. Корень выделите.
Образец: Безветренный – ветер, соломенный–солома.
Беспошлинный, безжалостный, диковинный, артиллерийский, беспричинный, бензинный, будничный, именной, временной, болезненный, юный, бесстрашный, суконный.
34. От слов гвардия, компания (друзей) армия, милиция, кампания (посевная), судья образуйте прилагательные с суффиксом -ск- и употребите их в сочетании с существительным (помните, что в основе будет чередование и/е).
Образец: житие – житей-ск-ий. Житейская мудрость.
35. К каждому прилагательному подберите из скобок соответствующие существительные (помните, что прилагательные с суффиксом –ск-(-еск-) показывают отношение к целой группе лиц, к их профессии или к организации, а суффиксом -н- - отношение к одному лицу (часто имеют оттенок качественности).
Комический – комичный (положение, актер, ситуация, роль, поступок). Интеллигентный – интеллигентский (нравы, обычаи, саботаж, человек). Практичный – практический ( дело, костюм, человек, предложение, план, сапоги). Фантастический – фантастичный (союз, костюм, привет, комната). Козлиный – козий (ножка, упрямство, крик, рога, лоб, молоко).
36. Прочитайте. Скажите, какие буквы пропущены в словах. Перепишите, слова разберите по составу.
Интелл..гент – интелл..гентный, интелл..гентский, интелл..генция; б..гровый – б..грянец, поб..гроветь; чу..ство – чу..ствительный – чу..ствовать; к..рабль – к..рабельный, к..рабл..строение; че..твовать – че..твование; уча..твовать; пр..оритет; прив..легия – прив..л..гированный; энтуз..зм – энтуз..аст; эл..ктрический – электр..фикация, электр..фицировать, электр..станция.
37. Перепишите, согласуя, прилагательные и местоимения с существительными. После каждого существительного укажите в скобках его род и склонение. Несклоняемые существительные подчеркните.
Зн..менит.. фамилия, изб..ратен.. бюллетень, яблочн.. повидло, грузов.. такси, ст..ринн.. рояль, заказн.. бандероль, запасн.. путь, горяч.. кофе, авторитетн.. ж..ри, прост.. имя, военн.. атташе, известн.. маэстро, черн.. лебедь, полев.. мышь, ш..лков.. кашне, вкусн.. студень.
38. Перепишите примеры. К именам прилагательным ставьте в скобках вопрос, на который они отвечают. Окончания подчеркните.
Образец: В синем (каком?) небе звёзды блещут.
1) Летн.. день что зимн.. неделя. 2) Хорош.. дело два века живет. 3) Вчерашн..дня не воротишь. 4) В согласн.. стаде волк нестрашен. 5) Худ.. сетью рыбы не наловишь. 6) Бездонн.. бочку водой не наполнишь. 7) На остр.. косу много покосу. 8) В летн.. ночь заря с зарёю сходится. 9) В колюч.. кустарнике не спрячешься.
39. Подберите к словам антонимы. Составьте с ними словосочетания, выделяя окончания прилагательных.
Образец: Добрый – злой; доборе дело – злая мысль.
Длинный -… Худой - … Маленький - … Низкий – … Высокий -… Широкий - …. Белый -… Старый - … Новый - … Грязный -… Горячий - … Соленый - … Веселый -… Твердый -… Здоровый - … Умный -… | Хороший - … Острый - … Быстрый - … Легкий - … Глубокий - … Гладкий - … |
40. Имя прилагательное. Чайнворд. Цель решения этого чайнворда – повторить правописание прилагательных. Почти все слова в чайнворде являются именами прилагательными. Какие это слова?
1. Краткая форма прилагательного, являющаяся омографом существительного едок.
2. Прилагательное женского рода, образованное от существительного казак.
3. Прилагательное среднего рода, образованное от существительного на -нь, которое обозначает хлебный злак.
4. Окончание прилагательных женского рода с мягкой основой в творительном падеже единственного числа.
5. Относительное прилагательное мужского рода с основой на н, являющееся синонимом прилагательного молодой в родительном падеже.
6. Одно из трех относительных прилагательных мужского рода с суффиксом -янн- (с двумя н) в дательном падеже единственного числа.
7. Полное прилагательное с корнем клон, клан, с приставкой у- и суффиксом -чив- в творительном падеже множественного числа.
8. Относительное прилагательное с приставкой ис, корнем кус, суффиксами -ств- и -енн- в именительном падеже множественного числа.
9. Прилагательное мужского рода, образованное от существительного еж, в творительном падеже единственного числа.
10. Прилагательное среднего рода с суффиксом -ен-, образованное от глагола морозить; употребляется большей частью в роли существительного среднего рода.
41. Кроссворд «Непроизносимые согласные»
Решение этого кроссворда поможет закрепить навыки правописания слов с непроизносимыми согласными.
По горизонтали
3. Относительное прилагательное мужского рода, образованное от имени существительного женского рода, третьего склонения, обозначающего часть страны, территории.
6. Сложное имя существительное мужского рода, второго склонения, название большой морской птицы.
9. Относительное прилагательное мужского рода, антоним прилагательного письменный.
11. Качественное полное прилагательное мужского рода, синоним к слову добросовестный.
12. Имя существительное среднего рода, второго склонения, название центрального органа кровообращения.
16. Сложное количественное имя числительное с непроизносимой согласной т.
18. Качественное полное прилагательное мужского рода, синоним к слову справедливый.
19. Наречие образа действия, антоним слова письменно.
По вертикали
1. Качественное полное прилагательное мужского рода, синоним к слову смелый.
2. Качественное полное прилагательное мужского рода, равнозначное причастному обороту любящий повелевать.
4. Имя существительное среднего рода, второго склонения, обозначающее способность ощущать, воспринимать.
5. Качественное полное прилагательное мужского рода, с приставкой бес- , синоним слова честный.
7. Качественное полное прилагательное мужского рода, синоним слова знаменитый.
8. Качественное полное прилагательное мужского рода, с приставкой без-, антоним к слову знаменитый.
10. Качественное полное прилагательное мужского рода, синоним к слову радостный.
13. Качественное полное прилагательное мужского рода, синоним к слову счастливый.
14. Глагол несовершенного вида, равнозначный выражению быть здоровым и употребляющееся как приветствие при встрече, во втором лице единственного числа повелительного наклонения.
15. Относительное прилагательное мужского рода, синоним к слову отдельный.
17. Имя существительное среднего рода, второго склонения, название небесного светила.
42. Замените выделенные словосочетания одним словом.
Образец: Молодежь, которая учится – учащаяся молодежь.
1) Речка, которая журчит; 2) Корова, которая мычит; 3) Ветка, которая торчит; 4) Бабушка, которая ворчит.
43. Найдите и подчеркните в словах сочетания ча, ща и чу, щу.
Трепещущая рыбка, вращающаяся юля, хорошо чувствующий, учащающаяся стрельба, удручающая картина, участвующая в походе группа, в решающую минуту, сгущающаяся туча.
44. Подберите соответствующие глаголы к словам. Выделите окончания.
Образец: кукушка – кукует.
Лошадь - …
Собака - …
Корова - …
Коза - …
Овца - …
Медведь - …
Свинья - …
Кошка - …
Тигр - …
Лягушка - …
Волк - …
Змея - …
Утка - …
Жук - …
Голубь - …
Соловей - …
Комар - …
Ворона - …
45. Образуйте от глаголов причастия.
Образец: Прыгать – прыгающий.
1) Стучать - …; 2) ночевать - …; 3) кочевать - …; 4) плакать - …; 5) обучать - …; 6) ощупывать - …; 7) отвечать - …;
8) стесняться - …; 9) кричать - …; 10) смеяться - … .
46. Составление предложений по картинкам. Выполнение морфологического разбора каждого слова в предложении, выделение предлога.
(На выбор специалиста)
47. Игра «Составь предложение»
В новогодних игрушках (шариках) написаны слова. Прочитайте их внимательно. Составьте из этих слов предложение и запишите его. Разберите слова по составу.
Примеры предложений
(У Оли пропал щенок. У рощи на лугу дети собирали щавель. Таня зашла в рощу. В кормушку прилетели синицы и снегири. Вова построил конуру для своей собаки. Нина и Наташа побежали в лес по ягоды. Шляпа лежала на комоде. Вол целый день работал в поле. После чая я уходил на охоту.)
48. Для коррекции персевераций можно использовать методику
В.Б. Эдигея «Новое чтение. Механические навыки чтения»
Например: 1) Поменять слоги или буквы местами так, чтобы получилось слово:
ПАТАЛО – ЛОПАТА ЛОТОЗО – МАГАБУ – | ЗЕКАМЕЛЬ – НЫЙЧУД – СИЙЛИ – ЧИКОШКА – | ЗИКГЛА – |
2) Прочитать оба предложения. Определить недостающее второму предложению слово.
На полях лежит ЛЕБЫЙ снег.
… снег лежит на полях.
На РУДУП плавали гуси.
Гуси … на пруду.
3) Прочитать оба текста. Определить недостающие второму тексту слова.
Марина ЛИНАЛА молоко в миску. Мурка лакала локомо. Шкако Мурка сыта.
В миску Марина… молоко. …лакала Мурка. Сыта … Мурка.
4) Прочитать текст.
а) У кире либы рыно и лижи кира
Не рибе кара за шею, а рибе за гино.
б) На ннихутре и червенних ряхзо все ныелес тежили ютпо и ютаигр, кто на ёмч еетум. Кизвомин, тычими салогоми поют близяки, лосовьи, здыдро. Рабанят тлыдя. Хочетхо васо. Хаует линфи. Жатжжу мешли и лычпё. Чатур и каквают гукишля.
49. Упражнение «Дорожки». Инструкция: Выполните по образцу, или Дорисуйте дорожку (специалист предлагает пациенту дорисовать «дорожки» разной сложности)
50. Выполнение упражнений кулак-кольцо; кулак-ребро-ладонь, кулак-ладонь (кулак – пр.рука; ладонь – лев. рука – попеременно)
Блок II
Упражнения на изменение формы слова (совершения словоизменительных операций) в зависимости от смыслового контекста или задания.
Разные формулировки словосочетаний (контексты) предполагают скоррегировать (устранить или сгладить) тенденцию к опережению, переходу к последующему фрагменту, минуя предыдущий.
РЕКОМЕНДОВАНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО, ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЗРОСЛЫХ
1. Закончите строфы в стихотворениях.
1) Парашютисты Из шариков …ИСТЫХ Над пестрым летним лугом Летят …ШУТИСТЫ Вдогонку друг за … Едва земли …НУТЬСЯ - Уснут, как на диване А по весне …НУТЬСЯ И будут – ОД…КАМИ ! (И. Токмакова) 3) Джумбо Я лепить никогда не …ЧИЛСЯ. Но слон у меня …ЛУЧИЛСЯ. И я назвал его Джумбо. И он быстро так …РУЧИЛСЯ! (И. Токмакова) 5) Дождик Дождик, дождик, капелька, Водяная сабелька. Лужу резал, лужу …ЗАЛ, Резал, резал, не …РЕЗАЛ, И Р…СТАЛ, И П…СТАЛ. (И. Токмакова) | 2) Поиграем: На лошадке …ХАЛ, До угла …ХАЛ Сели на МА… , Налили БЕН… . На машине …ХАЛ, До реки …ХАЛ . Трр! Стоп! Разворот. На реке – ...ОХОД. Пароходом ехали, До горы …ХАЛИ. Пароход не везет, Надо сесть в С…ЛЁТ. Самолет …ИТ, В нем мотор …ДИТ! У-у-у! (И. Токмакова) 4) Тили-тили Тили-тили-тили- тили, Мы по воду не Х…ИЛИ, Приходил Егорка, Приносил ведерко. Мыли-мыли-мыли-мыли, Бело-набело …МЫЛИ. Лишь головка одна Все черным-черна! (И. Токмакова) 6) Улитка Улитка - улита, Калитка …КРЫТА. Приоткрой …МНОЖКО, Покажи нам рожки! Сходи на …ЧЕЙ, Водицы …ПЕЙ. Чистой - в канаве, Мутной - в Дунае, Соленой - в морях, Студеной - в горах. Когда …ПЬЁШЬСЯ, На бочку ВЗ….РЁШЬСЯ, Закусишь пореем, Заешь сельдереем, Капусту под лкой Сжуешь втихомолку, А съешь чеснока - Покажешь …ГА. (И. Токмакова) |
2. Выучите скороговорки.
По горизонтали
3. Существительное мужского рода, II склонения, обозначающее твердую обложку.
4. Относительное прилагательное мужского рода, равнозначное причастному обороту находящийся около берега (по-украински).
5. Качественное прилагательное мужского рода, равнозначное словосочетанию обладающий глубокой мудростью.
7. Существительное мужского рода, II склонения, синоним к слову распоряжение.
9. Глагол совершенного вида, синоним к слову прекратить.
10. Существительное мужского рода, II склонения, синоним к слову изложение.
11. Существительное мужского рода, II склонения, синоним к слову учитель.
12. Глагол совершенного вида, синоним к слову приподняться.
14. Глагол совершенного вида, близкий по значению глаголу задуматься.
15. Глагол совершенного вида, равнозначный выражению чуть открыть.
17. Глагол совершенного вида, равнозначный выражению сыграть заново.
18. Существительное мужского рода, II склонения, обозначающее письменный знак, который ставится вместе раздела слова при перенесении на другую строку.
19. Существительное мужского рода, II склонения, обозначающее реку, впадающую в другую реку.
20. Существительное среднего рода, II склонения, обозначает класс животных, к которому принадлежат змеи.
По вертикали
1. Глагол совершенного вида, синоним к глаголу доставить, в единственном числе прошедшего времени, мужского рода (по-украински).
2. Существительное женского рода, I склонения, обозначающее перерыв между уроками.
3. Существительное мужского рода, II склонения, синоним к слову преимущество.
4. Краткое страдательное причастие женского рода от глагола совершенного вида, равнозначного выражению представить на обсуждение.
5. Глагол совершенного вида, синоним к слову начать.
6. Глагол совершенного вида, равнозначный выражению заранее сказать, что произойдет в будущем.
7. Глагол совершенного вида, синоним к глаголу переслать.
8. Существительное мужского рода, II склонения, название одной из служебных частей речи.
13. Глагол совершенного вида, равнозначный выражению неплотно затворить.
14. Существительное мужского рода, II склонения, обозначающее лицо, которое представляет чьи-нибудь интересы (по-украински).
15. Существительное среднего рода, II склонения, синоним к слову легенда.
16. Существительное мужского рода, II склонения, синоним к слову искривление (по-украински).
49. Допишите к глаголам пропущенные приставки и объясните смысловое значение этих приставок.
(Обратите внимание на одинаковость приставок в каждой паре существительных и глаголов).
а) Различные приставки при разных по значению словах (обратите внимание взрослого или ребёнка на сходство значений, которое придают приставки каждой паре глаголов и существительных, например: ОТверткой- ОТвёртывают)
ОТвёрткой РАСчёской РАСсказы ВЫпечку НАсыпь ПРИправой | …вёртывают …чёсывают …сказывают …пекают …сыпают …правляют |
б). Одинаковые приставки при разных по значению словах.
К ПРИстани К ПРИчалу ЗАслонкой ЗАдвижку ЗАщёлку ЗАколкой ЗАстёжку ЗАвязку ЗАварку ЗАпеканку ЗАпасы ЗАгадку ЗАкваской ПОДстилку ПОДкову ПОДвеску ПОДпоркой ПОДсветкой ПРОрезь ПРОрубь Скрепкой Сцепкой | ПРИстают …чаливают …слоняют …двигают …щёлкивают …калывают …стёгивают …ввязывают …вваривают …пекают …пасают …гадывают …квашивают …стилают …ковывают …вешивают …пирают …свечивают …резают …рубают …крепляют …цепляют |
в). Различные приставки при одном корне слова (обратите внимание взрослого или ребенка на изменение значений слов в зависимости от добавления к ним различных приставок).
ЗАкладку ПОДкладку ПРОкладку Укладку ПОДставку ПРИставку НАДставку Вставку Смазкой ЗАмазкой НАшивку ПОДшивку ВЫшивку | ЗАкладывают …кладывают …кладывают …кладывают …ставляют …ставляют …ставляют …ставляют …мазывают …мазывают …шивают …шивают …шивают |
50. Вместо точек допишите к глаголам подходящие по смыслу приставки. При выборе приставки нужно ориентироваться, в возможных случаях, на стоящий перед именем существительным предлог (если «К дому», то ПОДходят, а если «ИЗ дома», то ВЫходят и т.д.).
К дому …ходят,
От дома …ходят,
В дом …ходят,
Из дома …ходят.
Дом строители строили,
Над домом этаж …строили,
К дому веранду …строили,
Потом все вновь …строили.
Марку к конверту …клеили.
К стенке картинку …били.
Сшитое платье …мерили.
К платью отделку …шили.
Нечаянно чашку …били.
Дырку в стене …били.
Гвоздь прямо в стенку …били.
У чайника ручку …били.
Разбитую чашку мы …клеили.
Отбитую ручку …клеили.
Почтовую марку …клеили.
Пятно на обоях …клеили.
51. а) Устно подберите к приведенным ниже существительным однокоренные глаголы с такими же приставками.
Образец: РАЗведчик РАЗведывает.
б) Выборочно запишите эти глаголы в тетрадь. Не забывайте о слитности написания приставок. Подчеркните одинаковые приставки в существительных и глаголах.
ПРОигрыватель ПРОигрывает
ПРОявитель - … РАСтворитель - … РАСширитель - … РАСпылитель - … РАСпределител ь - … РАСсказчик - … РАЗбрызгиватель - … РАЗведчик - … РАЗметчик - … РАЗносчик - … ЗАкрепитель - … ЗАявитель - … ЗАхватчик - … ЗАступник - … ЗАказчик - … Выпрямитель - … ВЫключатель - … | ПЕРЕключатель - … ПЕРЕдетчик - … ПЕРЕводчик - … ПЕРЕвозчик - … НАгреватель - … ПРИёмник - … ПРИказчик - … Исполнитель - … Исцелитель - … Истребитель - … ИСпытатель - … ИСследователь - … Охладитель - … ОТбеливатель - … ИЗлучатель - … ПОгонщик - … ПОДжигатель - … |
52. а) Обратите внимание на изменение смыслового значения каждого из помещенных в соответствующих столбиках слов в зависимости от добавления различных приставок к одной и т ой же основе. Объясните смысловое значение каждого слова или устно придумайте предложение с этим словом. Образец: УСТУПАЮЩИЙ кому-то УСТУПАЕТ место или дорогу; ВЫСТУПАЮЩИЙ где-то ВЫСТУПАЕТ и т.п.
б) К данным причастиям допишите глаголы с такими же приставками. Подчеркните одинаковые приставки в причастиях и глаголах.
НАступающий - НАступить ОТступающий - … ВЫступающий - … ОБступающий - … ПРИступающий - … ПЕРЕступающий - … Уступающий - … Вступающий - … ПРОступающий - … ДОверяющий - … ПРОверяющий - … Уверяющий - … РАЗУверяющий - … ЗАверяющий - … Сверяющий - … | ПОказывающий - … ЗАказывающий - … Наказывающий - … ОТказывающий - … Указывающий - … ДОказывающий - … ПРИказывающий - … ДОгоняющий - … ОБгоняющий - … ОТгоняющий - … ЗАгоняющий - … НАгоняющий - … ПОгоняющий - … ПЕРЕгоняющий - … Угоняющий - … Сгоняющий - … ПРОгоняющий - … РАЗгоняющий - … Вгоняющий - … |
53. а) К приведённым ниже причастиям подберите соответствующие глаголы с теми же самыми приставками. Обратите внимание на то, что одинаковые приставки придают различным глаголам одно и то же смысловое значение. Образец: приставка ПРИ- означает п