Тема:Разработка композиционных решений костюма с использованием пропорции «золотое сечение»
Цель работы - формирование ПК 1.1-1.2, умения создавать целострую композицию в объеме и пространстве, применяя известные способы построения и формообразования, изучение пропорций как одного из важнейших средств композиции одежды.
Задание:
1. На прямоугольниках дать предложения членений по принципу «золотого сечения».
2. На основе отобранных предложений дать разработки эскизов моделей одежды.
Время выполнения:6 час.
Оборудование:бумага формата А4, карандаши, тушь, ручка перьевая, ручка гелиевая, кисти, гуашь, и др.
Источники информации:методический фонд, основная литература № 1, 2, дополнительная литература № 2,4 ; интернет-ресурсы: № 1,2
Методические рекомендации
Пропорцией называется определенное соотношение частей между собой и целым. Под словом «пропорциональный» подразумевается необходимое и важное условие целостности и гармоничности произведения. Пропорции есть равенство двух отношений. Отношением в моделировании одежды называется результат сравнения двух величин одного свойства, например линейных измерений, объемов и площадей поверхности частей одежды, цвета, фактуры, массы, линии.
В костюме пропорции имеют исключительно важное значение: от того, в каких отношениях находятся отдельные части костюма между собой и по отношению к фигуре человека в целом, зависит общий характер костюма и во многом внешний облик человека.
Пропорции следует поставить на первое место среди средств композиции как по степени важности, так и с точки зрения заключающихся в них возможностей организации формы. Размерные отношения элементов формы - это та основа, на которой строится вся композиция.
Существуют пропорции арифметические (модульные), когда взаимосвязь частей и целого слагается путем повторения единого заданного размера, модуля, например, пальто «три четверти», рукав «семь восьмых». Геометрические пропорции строятся на разности отношений и проявляются в геометрическом подобии отношений и форм. Образцом гармоничной пропорции, которая была известна уже в Древней Греции, является «золотое сечение». Это такое деление целого на части, когда большая часть относится к меньшей, как целое - к большей части. «Золотое сечение» выражается следующими соотношениями - 3:5, 5:8, 8:13 и т.д.
На первом этапе на прямоугольниках размером примерно 3 на 6-7 см, расположенных вертикально, выполняются различные варианты пропорции «золотого сечения», при работеиспользуютсятолько горизонтальные членения. Решения схематические.
Количество членений может быть различным - от одного до 4-5. Большее количество членений не позволяет выявить работу пропорций.Работа выполняется в черно-белой графике. Пропорции подчеркиваются графическим решением - чередованием черных и белых частей.
Затем преподаватель отбирает наиболее интересные решения. Следующие этап - разработка эскизов моделей одежды на основе отобранных схем. Работа выполняется на листе форматом А4, по две фигуры на листе в черно-белой графике.
Объем работы: 2 листа формата А4 схематических решений пропорции «золотое сечение» и 3 листа эскизов моделей.
Отчет по работе: 3 листа эскизов моделей одежды с использованием пропорции «золотое сечение»формата А4.
Критерий оценки:
Оценка «отлично» ставится за работу, выполненную в полном объеме, выразительно выполненные эскизы, правильно понятую тему.
Оценка «хорошо» ставится за работу, выполненную в полном объеме, грамотно выполненные эскизы, правильно понятую тему.
Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, выполненную не в полном объеме, или неправильно понятую тему или плохо выполненные эскизы.
Оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении работы.
Практическое занятие №21
Тема:Разработка эскизов моделей одежды с использованием различных видов отношений
Цель работы:формирование ПК 1.1-1.2, умения создавать целострую композицию в объеме и пространстве, применяя известные способы построения и формообразования, создавать цветовое единство в композиции по законам колористики.
Задание:
Разработать эскизы моделей одежды с использованием различных видов отношений элементов:
1) нюанс и контраст форм;
2) нюанс и контраст фактур;
3) нюанс и контраст цветов.
Время выполнения:10 час.
Оборудование:бумага формата А4, карандаши, тушь, ручка перьевая, ручка гелиевая, кисти, гуашь, акварель и др.
Источники информации:методический фонд, основная литература № 1, 2, 6, дополнительная литература № 2,4 ; интернет-ресурсы: № 1,2
Методические рекомендации
Наряду с пропорциями, важными средствами композиции, играющими большую роль в гармонизации формы, являются качественные отношения между элементами композиции и частями формы – контраст и нюанс.
Одним из наиболее широко используемых средств в руках художника всегда был контраст - противопоставление, борьба разных начал в композиции. Композиции, построенные на контрасте, воздействуют на зрителя очень активно и надолго удерживаются в памяти. Контраст распространяется на различные элементы композиции. В контрастных отношениях могут находиться части формы одежды (как по величине, так и по геометрическому виду), фактуры, линии, цвета.
Контраст неразрывно связан со своим антиподом в композиции - нюансом. Нюанс проявляется в костюме в тех же аспектах, что и контраст. Разница заключается в зрительном впечатлении и эмоциональном воздействиии, которые создаются с помощью нюансных отношений. Это ощущение покоя , сдержанности, мягкости.
Задание 1-нюанс и контраст форм - выполняется в черно-белой графике налисте формата А4, композиция из двух фигур. Подробная проработка деталей формы одежды не нужна, фигуры решаются условно. Все внимание необходимо обратить на передачу контрастности и нюанса форм, частей формы и линий.
Задание 2 – нюанс и контраст фактур- выполняется в цветной или черно-белой графике на листе формата А4, композиция из двух фигур. Фактура – это характер поверхности материала. Контраст и нюанс фактур - это отношения матового и блестящего, гладкого и фактурного и т.п. Прорабатывать костюм в деталях нет необходимости,фигура решается достаточно условно.
Задание 3 - контраст и нюанс цветов. Из цветоведения известно, что в цветовом круге существует три группы сочетаний цветов - контрастные, родственно-контрастные и родственные. Как видно из названия, контрастные цвета дают контрастные сочетания, родственные - нюансные. Сложнее обстоит дело с родственно-контрастными цветами, они, в зависимости от расположения в цветовом круге, могут находиться и в тех и других сочетаниях. Задание выполняется на листах плотной бумаги формата А4 в цвете – акварелью или гуашью. При выполнении задания не нужно детально прорабатывать форму и ее внутренние членения. Главное - обратить внимание на передачу гармоничных сочетаний цветов.
Отчет по работе: по первому и второму заданию – по 2 эскиза двухфигурных композиций на листе формата А4, по третьему- 4-6 эскизов двухфигурных композиций на листе формата А4, выполненных в цветной графике.
Критерий оценки:
Оценка «отлично» ставится за работу, выполненную в полном объеме, выразительно выполненные эскизы, правильно понятую тему.
Оценка «хорошо» ставится за работу, выполненную в полном объеме, грамотно выполненные эскизы, правильно понятую тему.
Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, выполненную не в полном объеме, или неправильно понятую тему или плохо выполненные эскизы.
Оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении работы.
Практическое занятие №22