Необходимость в альтернативной вайшнавской культуре.
Обычно, когда мы приходим в ИСККОН, мы не все сразу становимся чистыми преданными, и у нас по-прежнему остаются потребности в культуре, одним из аспектов которой является музыка. Поэтому мы должны удовлетворятьихправильнымобразом, в культуре сознания Кришны. Что же это за культура? Иногда мы можем слышать, как преданные поют киртан под мелодию «Регги на телеге» хип-хоп и т.д., и это может осквернять наш ум, навеивая нам прошлые самскары с нашего материального опыта. Музыка в тамасе и раджасе пробуждает в нас эти самскары. Бывает, что наше «трансцендентное пение и игра», по форме звучит как раджас и желание привлечь противоположный пол. Ведь реально у нас нет таких бурных эмоций к Кришне. «Хороший киртан» — это, когда я поплясал и вспотел, развлёкся, а не медитировал на святое имя. Лучше всего культивировать другую гуну. Но это не абсолютное правило, если у вас действительно есть чистый мотив при воспевании. Чайтанья-Нитай пример.
Поэтому лучше всего исполнять киртанывгунеблагости. Благость означает медитация. Существуют различные авторитетные раги, талы и правильная манера (стиль) исполнения. Каждая гуна оказывает на наш ум определенное влияние, поэтому, нужно учиться исполнять традиционные киртаны в гуне благости. Это тоже важный момент. Для этого в частности нужно слушать традиционное исполнение киртанов. Ведь мы не поклоняемся Божествам, как попало, есть определенный стандарт. Также и в музыке, должна быть авторитетная основа. Или другими словами — культура, школа или традиция. И если мы еще не чистые преданные, наша искренность должна проявиться также и в следовании ей, в особенности, если музыка является частью нашей обусловленной природы.
У каждой мелодии есть тонкая форма или образ. Этим обусловлен факт того, что одна и та же мелодия может нравиться, или не нравиться разным людям. Это означает, что внутреннее состояние человека резонирует, или не резонирует с тонким образом, посылаемым со звуками музыки. Каждый ритм и мелодия несут в себе определенную гуну — качество. Это качество, попадая в наше сознание, окрашивает его в определенный цвет и проявляет в нас определенные мысли, эмоции и желания. саттвараджастамас. Помимо этих трех качеств, музыка может нести в себе духовную энергию и духовный образ. В Ведах этот феномен именуется как нада брахман (духовная реальность, воплощенная в звуке). Поэтому, очень важно быть осторожным и понимать, что от того, что мы слушаем, будет зависеть то состояние сознание, которое мы в себе разовьем.
Звук, исходящий из нас, будет соответствовать нашему внутреннему образу, как реальному так и желаемому. Кто-то хочет быть похож на Вини Пуха, и будет говорить его голосом; кто-то на Арнольда Шварцнегера; а кто-то хочет походить на святого. Мужчины, для придания себе весомости, часто любят говорить басом (например, это ярко проявлено в армии). Люди в «блатных кругах», любят говорить с умудренной опытом хрипотцой. Но изначально, наш голос походит на «детский», ясный, чистый, и звонкий. Просто со временем мы обуславливаемся социальным давлением, и в своем голосе станови «грозным прапорщиком» или «блатным авторитетом», с прокуренным голосом. Более того, сознание настолько сильно сквозит сквозь звук, исходящий из нас, что у человека может различаться не только голос, но и звук, извлекаемый им из инструмента. Например, если дать двум разным музыкантам один и тот же саксофон, то звук из него, иногда может различаться как небо и земля.
ВишванатхаЧакравартиТхакур в «МадхурьяКадамбини» говорит, что существует два вида духовного вкуса:
1.Обусловленный внешней красотой (например, пышностью поклонения Божествам; кто как поет киртан; насколько красив голос; мелодии; хороша ли игра на инструментах и т.д.).
2.И вкус не обусловленный ничем. Просто экстаз от святого имени. Кто бы и как не играл, и не пел. И, похоже, что для многих из нас, актуальнее, по крайней мере, для меня уж точно, первый вариант.
Цитаты из Хари БхактиВиласы о музыке:
«Личность, которая всегда устраивает пение, танцы и музыку в храме Господа со звуками раковин и барабанов, особенно на восходе, в полдень и на закате, достигает исполнении всех своих желаний. Он получает силу принять любой желаемый облик». (8.255)
«О мудрец, личность, которая устраивает пение, танцы, музыку и драму, прославляющие Господа Вишну, является святой и чистой сердцем. Его дом находится вне этих трех миров». (8.257)
«Личность, которая поклоняется Господу посредством музыки, становится личным спутником Господа». (8.294)
«О царь, пожалуйста, слушай, я расскажу тебе какое благо получает личность, которая играет на караталах в храме Господа Вишну». (8.311)
«Он освобождается от всех грехов. Прославляемый гандхарвами, он оставляет этот мир в потоке сотен небесных кораблей. Он наслаждается с Господом Вишну». (8.312)