О музыке. Немного для вдохновения.

ТЕОРИЯ

Сознание исполнителя

Традиционно музыканты считаются принадлежащими к касте шудр, что определялось отнюдь не кастовой системой, а качествами человека. Рассмотрим их.

Шудра — это личность, взаимодействующая с грубой материей, он делает что-то руками с мертвыми материальными элементами, не проявляющими признаки жизни.

Вайшья (торговцы, и сельхозработники) — взаимодействует с растениями и животными, то есть уже с живыми элементами, проявляющими признаки жизни. Это более высокое сознание и более высокая ответственность. Если не полить вовремя железо или кусок глины оно не засохнет и не умрет, а если не полить вовремя растение, или не покормить корову, будут проблемы.

Ключевой момент — это способность человека брать определенный уровеньответственности. Именно это определяет его варну.

Кшатрий (правитель) — взаимодействует и управляет людьми.

Брахман — взаимодействует с сознанием людей. Брахманы — это высший слой общества, с высшей степенью ответственности, проявленной в поддержании идеологии общества, посредством личного примера и обучения. Самый тонкий материальный элемент — это звук. Кто манипулирует этим элементом при помощи рук? Правильно, шудра. Но, если музыкант играет музыку в знании, не ради чувственного наслаждения и похвалы, а для удовлетворения Бога, и ради возвышения сознания людей, этот мотив автоматически переносит его в сферу брахманической деятельности, и даже выше. В противоположность этому сознание шудры таково: «Как я сыграл, как я сделал, как я смастерил и т.д.» Не деятельность определяет сознание, а сознание деятельность.

В конечном счете, по настоящему люди привлекаются лишь бхакти, но если представить им бхакти в красивой оболочке, то это поможет им проще воспринять ее. Нам, как проповедникам, это всегда будет на руку. Ведь у нас проповедническое движение. Но, повторюсь еще раз: главное — это преданность, чистота нашего сознания. Если мы хотим чтобы люди привлеклись святым именем, а не тем как мы его поем, мы должны быть смиренными слугами вайшнавов и своего духовного учителя, и не ожидать ничего взамен за наш киртан.

В книге «Прабхупада», Сатсварупамахарадж описывает интересный момент, на эту тему. Когда ШрилаПрабхупада отправлял будущего Мукунду махараджа, матаджиЯмуну и еще четверых преданных проповедовать в Англию, он хотел, чтобы они перед поездкой побыли какое-то время с ним, чтобы научиться у него искусству ведения киртана. Сатсварупамахарадж говорит в этой книге, что хотя это и не суть, но при хорошем исполнении киртана, людям будет проще привлечься сознанием Кришны. Именно для этого ШрилаПрабхупада и хотел обучить их.

Музыка и ритм подобны одежде для Божеств. Исполняя разные мелодии и ритмы, мы по-разному украшаем Божества. Шастры говорят, что святое имя — это сам Кришна. Он Сам по Себе прекрасен, а музыка и ритм — лишь одежда, дополняющая Его красоту, и тем не менее Кришна всегда прекрасно одет. Наша игра на музыкальных инструментах — это служение святому имени. Мы украшаем Божество святого имени в прекрасные одежды из мелодий и ритмов.

Рага

Писания описывают, что Раги низошли непосредственно с духовной платформы: «Сангита-сара» утверждает:

«Существует столько же музыкальных раг, сколько существует видов жизни (8.400.000)». Среди них 16 тысяч являются главными, и все они были проявлены гопи (близкими спутницами Господа), девушками — пастушками Вриндавана». «ШримадБхагаватам» описывает это так:

«Когда Господь Кришна играет на своей флейте, 16.000 гопи отзываются на звук флейты своим пением, выражая тем самым свою особую, индивидуальную любовь к Нему. Так проявляются 16.000 раг. В последствии эти раги распространились по всей вселенной и стали основными».

Таким образом, рага — это духовные эмоции (раса), проявленные в любовном взаимообмене (в отношениях) с Господом, запечатленные в звуке. Суть этой эмоции — разнообразная, вечно обновляющаяся, экстатическая любовь к Богу. Это самое важное, что можно сказать о раге. В этом сокровенный смысл и тайна раги. Рага окрашивает сердце не только в музыкальном, но и в философском смысле, поскольку пробуждает в личности определенные желания. Это наука подробным образом описана мудрецом БхаратойМуни в «Натья-шастре».

Все это описывается также в «Бхакти-ратнакаре». Она же говорит: «Просто слушай раги в исполнении махаджанаШивы, Сам Господь Вишну, поддерживающий все вселенную, плавится в экстазе духовной любви. Он наслаждается, переживая эмоции сокрытые в рагах».

Чтобы правильнымобразомисполнятьраги, нужно учесть множество факторов. В соответствии с писаниями восемь временных промежутков соответствуют различным играм Господа - ашта-калия-лила. Музыкант учитывает прахару, настроение Господа, сезон года, состояние природы, и эмоции переживаемые Господом в этих играх. Есть раги, которые можно играть в любое время суток. Таким образом, на протяжении всего дня музыкант может полностью погружаться в размышления о Боге и одухотворять свое сознание.

Талы

Что касается ритма, то в ведической музыке есть уникальные по сложности и ритмической изысканности талы. Тал (по-европейски размер)- это циклический ритмический рисунок с фиксированным количеством долей(матр), выражающий определенную эмоцию (расу).

Есть талы, которые исполняются в редких случаях наиболее выдающимися музыкантами, и при их первом прослушивании (а иногда и при втором и даже при третьем) составляет сложность определить где у них начало и где конец, не говоря уже о том, чтобы петь и играть под эти ритмы.

В наиболее известных талах бывает следующее количество долей: 6 — Дадра тал, 7 — Рупак тал, 8 — Кахарва тал, 10 — Джап тал, 12 — Эк тал, 14 — Дхамар и 16 — Тин тал. Также есть комбинации из 9, 11, 13, 15, 17 и 19 долей, которые исполняются в редких случаях наиболее выдающимися мастерами. Европейские ритмы, как правило, более квадратны и имеют четное количество долей 4, 8, 16. Хотя бывает и 3 и 6, но чаще всего, особенно в популярной музыке, используются только квадратные ритмы.

Как правило, нашему сознанию привычна и понятна квадратная музыка. В этом можно убедиться на собственном опыте, пытаясь проникнуть в глубины ведической музыки. Она кажется нам слишком сложной. Но, чем тоньше сознание человека, тем тоньше выражение этого сознания вовне, в разных аспектах жизни. Ведическая музыка — это музыка тонкого духовного сознания, а не грубого материального тела.

Древние музыкальные тексты утверждают, что существует 108 разных тал, которые имеют от 3 до 108 долей. Современные индийские музыканты используют около 20 тал. Остальные талы очень сложны для восприятия даже профессионалов.

В Греции до сих пор при исполнении народной музыки поют и танцуют на 7 и 9-дольные талы:

/ раз два / раз два / раз два три /;

/ раз два / раз два / раз два / раз два три /.

В народной музыке Турции также сохранились ритмы с нечетным количеством долей. Важный момент: талы с одинаковым количеством долей различаются внутренним делением и акцентами. Например, Дхамар тал состоит из 14 ударов, сгруппированных следующим образом:/5/5/4/;

АдиЧаутал состоит из того же количества ударов, но они разделены иначе:/2/4/4/4/;

Чанчар тал, разделен так:/3/4/3/4/;

Кахарва тал группируется как:/4/4/;

Натья тал так:/2/2/4/.

Что касается различия в акцентах, мы подробно разберем этот момент позже.

При продолжительном звучании один и тот же ритм действует на слушателя гипнотически, вводя его в определенное эмоциональное состояние. Разные талы несут в себе разное настроение (расу). Приведем несколько примеров.

1) гарба тал — || 2 | 2 | 2 || — праздничный, танцевальный, воодушевляющий ритм. Не случайно знаменитый «Гимн Советского союза» и многие хиты коммунистических времен, исполнялись именно на этот тал. Например, знаменитый хит: «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет!»

2) Дадра тал — || 3 | 3 || — лиричный, медитативный ритм (вальс). Большинство лиричных и молитвенных песен в ведической музыке исполняется именно на этот тал. Ритм биения человеческого сердца это — дадра тал ||1 - 3 ||.

3) Кахарва тал (+ д-Кахарва)— || 4 | 4 || — ритм шага, самый распространенный тал. Подавляющее большинство всей существующей музыки играется именно на него. В каком-то смысле он универсален, все зависит от скорости, в которой вы его играете. Он очень удобен для танцев и уличных церемоний.

4) Натья тал — || 2 | 2 | 4 || — натья означает танец. Его название говорит само за себя. На этот ритм играется современный рэп, хип-хоп и фьюжен. Очень знаменитый в современной музыке тал.

В зависимости от настроения, которое мы хотим передать, мы можем использовать разные талы. Интересный момент, одну и ту же мелодию можно сыграть на разные талы, и от этого она будет приобретать разную эмоциональную окраску. Чтобы научиться погружать слушателей в настроение каждого тала, необходимо слушание и общение с профессиональными музыкантами. Именно в таком слушании и общении перенимается вкус или стиль исполнения тала. С технической точки зрения, при игре тала нужно использовать следующие эллементы: акценты, синкопы, различия в динамики ударов, разнообразные звуки, извлекаемые из инструмента. Но, в конечном счете, самое главное — это бхава — настроение музыканта.

В 5-й волне «Бхакти-ратнакары» упоминается, по крайней мере, имена 89 талов (2.964 — 2.968)

Таким образом, палитра эмоций выражаемых ведическими музыкантами с помощью тала очень обширна, и ее суть состоит в передачи разнообразных чувств, испытываемых душой по отношению к Господу. Как утверждает «Бхакти-ратнакара» — все олицетворенные талы в своей личностной форме вечно существуют и служат в играх Господа.

Полный цикл тала называется авартан и обозначается двумя параллельным линиями по краям тала.
|| Авартан ||

Авартан делится на анги, и количество анг в одном авартане будет различаться в зависимости от того какой тал мы играем. Например:

кахарва тал 4/4 || анга | анга ||

гарба тал 2/2/2 || анга | анга | анга ||

Каждая анга делится на матры, и в зависимости от тала количество матр в анге, будет отличаться. Например:

дадра тал 3/3 || матраматраматра | матраматраматра ||

гарба тал 2/2/2 || матраматра | матраматра | матраматра ||

Письменные обозначения при записи мантр:

1. Сам - самый сильный удар в тале - ярко выделенный звук:те (жирный шрифт).

2. Придыхательные звуки:

• в 2 раза более короткий звук: (те) (двойные скобки);

• в 4 раза более короткий звук ((те)) (четверные скобки).

3. Кхали (пустой) — слабая или пропущенная доля. обозначаем "-" (дефис)

Мриданга-брахма-рупая

Лаванам раса-мадхури

Сахасра-гуна-самьюктам

Мридангаянамонамах

Мриданга- мриданга, брахма- трансцендентный, рупайа- форма, лаванам- привлекательная, раса- нектар, мадхури- очень сладкая, сахасра- тысячи, гуна- качеств, самьюктам- наполнена, мридангаянамонамах- я предлагаю свои почтительные поклоны мриданге.

«Я с почтением склоняюсь перед Мридангой, проявленной в своей духовной форме. Она очень привлекательна, исполнена сладчайших вкусов и обладает тысячами замечательных качеств».

В шастрах говорится, что мриданга — лучший из инструментов анаддха (барабанов). Она почитается как священный инструмент, ей также проводят пуджу. Мриданга представляет собой барабан из глины, обладающий совершенной акустикой. «mrida = глина + анга = тело». Этот инструмент специально предназначен для прославления Господа.

Самое древнее упоминание о Мриданге встречается задолго до начала нашей эры. В «Натья-шастре» он описан самым подробнейшим образом. Описано даже то, как готовить и накладывать речную глину на мембраны Мриданги. Само название "Мриданга" является нарицательным для всех основных барабанов.

История появления мриданги в этом мире такова: Господь Кришна, никогда не расстающийся со своей флейтой, решил низойти на Землю в облике Шри ЧайтаньиМахапрабху, чтобы научить людей петь Святое Имя Бога. Когда флейта узнала об этом, она стала плакать: «О Господь, я никогда не расставалась с Тобой. Почему же Ты хочешь бросить меня сейчас?» Кришна ответил: «Не волнуйся, Я возьму тебя с Собой, но в другом виде». Так флейта Кришны превратилась в Мридангу. Играя на флейте, Кришна выражает свою любовь ко всем живым существам, поэтому звук мриданги так притягателен.

В гаура-лиле Господь Чайтанья поручил ШривасуТхакуру и АдвайтаАчарье сделать мридангу для того, чтобы аккомпанировать преданным на киртанах в шривасангаме.. Затем Господь Чайтанья обучил гададхараПандита играть на ней.

Еще в детстве ШрилаПрабхупада научился играть на мриданге, и очень любил ее и ценил. Он очень обрадовался, получив известие о прибытии первой мриданги в ИСККОН. Он отложил все свои дела в сторону и поспешил на встречу к ней.

Существует определенная символика: сладкий высокий звук представляет женскую энергию, или Радху, а низкий - мужскую энергию, Шьямасундару, безграничную силу и мощь Господа. Практически говоря, это очень динамичный барабан. Хотя мриданга имеет только две стороны, из нее можно извлечь много различных звуков, около 108. Она может играть очень тихо и сладко с большим количеством сложных ритмов, а так же очень громко, с полной силой. Вы можете сидеть с ней, танцевать с ней, ходить и т.д. Мриданга - сердце киртана.

Когда мы слышим мридангу, этот звук попадает в человеческий эфир. В человеческом теле есть эфирные каналы. И этот эфир начинает колебаться, и таким образом звук мриданги начинает устранять ложное эго. Поэтому на улице некоторые люди могут говорить, а ну-ка замолчите! В барабаны барабаните с утра до ночи. А другой говорит, нет, без мриданги что-то не то. Особенно сладки глубокие «булькающие» звуки на большой стороне. Эти звуки воздействуют на воздушные потоки в теле и радуют сердце.

Традиционно игре на мриданге обучали с раннего детства у гуру. Порой ученики жили с ним несколько лет, пока не становились квалифицированными в глазах гуру, чтобы идти дальше, играть на публике, обучать других. В настоящее время преданные по-разному обучаются игре: у гуру, на слух, наблюдая, изучая мантры (самый эффективный способ) от других преданных, которые их знают.

Мриданга есть и в духовном мире. Правда, я не знаю, из чего их там делают, поскольку там коровы никогда не умирают, но, так или иначе.

Адимридангист. РупаГосвами в «Радха Кришна ганодеша-дипике» описывает, что каждая из восьми главных гопиВриндавана играет на одном из божественных музыкальных инструментов. Подруги ШриматиРадхарани, Вишакха и Тунгавидья играют на мриданге в танце раса. Можно просить благословений у Вишакхи, например, предлагая ей поклоны. Например, поставить изображение Вишакхи и для Ее удовлетворения сделать какую-то аскезу маленькую. Двадцать дандаватов, например. И после этого попросить. И тогда Она не сможет отказать. А если просто попросить, то Она может откажет, а может нет. Если действительно для служения, Она даст, чего Ей стоит? Она милостива.

В Шри Сангита-дамодара («Книга о музыке» Шри СварупаДамодарыГосвами) сказано:

мадхйадешемридангасья брахмавасатисарвада йатхатиштханти тал-локе дева атраписамстхитах сарва-дева-майойасман мридангахсарва-мангалах мриданга-нирманавадйа-бхедадилакшана вивидхапракареварнесангитагья-гана . «Господь Брахма всегда пребывает в средней части мриданги. Полубоги, живущие на планете Брахмы, также пребывают здесь. Из-за того, что все полубоги находятся внутри нее, мриданга считается всеблагоприятной».   «Ученые музыканты говорят, что мриданга и другие музыкальные инструменты были созданы из букв алфавита».

СампрадайиМриданги.

Существуют три авторитетных сампрадайимриданги:

1. Гаранхати - НароттамадасаТхакур.

2. МанохараШой (Манохара-сахи) - Шринивасачарйа.

3. Ренети - Бхавананда и ШьяманандаТхакур.

4. Мандарини - она состоит в основном на спекуляциях, и не принята нашими ачарьями.

Если вы научитесь совершенному методу, то Кришна будет счастлив. Но если вы научитесь спекулятивному методу в Вашем преданном служении, то Кришна и Прабхупада не будут Вами довольны. Прабхупада в совершенстве играл гаудия музыку на Мриданге, он не играл спекулятивных мантр.

Устройство Мриданги

Если смотреть на Панча-таттву лицом, то корпус мриданги — это Господь Чайтанья; левая сторона — это Господь Нитьянанда — Баларама (Он придает киртану силу); а правая (сладкая сторона) — ГададхарПандит. Также существуют вариации корпус – Господь Чайтанья, Адвайта – маленькая сторона и Гададхар большая, либо Кришна большая, а Радхарани маленькая. Все Они соединены между собой слогами Харе Кришна мантры (у мриданги 32 ремешка, соединяющих ее стороны и символизирующих слоги мантры). Если один ремешок рассмотреть внутри и снаружи обода, на который он натягивается то их насчитывается 64, что означает 64 маханты или ближайших спутников Господа Чайтаньи. Таким образом, в мриданге воплотились: Шри Кришна Чайтанья, Нитьянандапрабху, ГададхарПандит и святое имя Радхи и Кришны, для совместного участия в ХаринамаСанкиртане.

О музыке. Немного для вдохновения. - student2.ru

Мембраны мриданги и ремешки сделаны из кожи коров, умерших естественной смертью. Хотя Кали-юга прогрессирует, многие делают их из кожи убитых коров, так практичней. Поэтому нужно знать, где покупать мриданги. Для лучшего резонанса на каждую мембрану наносится специальная смесь (масала) из глины, риса и металлического порошка, хотя производители мриданг часто имеют свой собственный «семейный» рецепт.

Корпуса мриданг делают в классическом варианте из глины. Слаще всего звучит мриданга сделанная из земли. Благодаря глиняному корпусу она имеет особый резонанс.

Для легкости, прочности и практичности делают корпуса из пластика, стекловолокна. Когда мридангу делают из дерева, ее называют кхол. Существует также латунные мриданги. Но, конечно, в отличие от глиняной они теряют в качестве и бхаве извлекаемого звука.

Глиняная мриданга достаточно хрупкая, с ней нужно быть очень осторожным. Поэтому для прочности их сверху обматывают веревкой и красят. Глиняные мриданги очень реагируют на погоду, сухую и влажную. Если играть под дождём, они могут даже подпортиться, поэтому нужно быть очень осторожным. В сухую погоду кожа мриданг сама по себе натягивается.

Выбор Мриданг

Это не такая простая вещь, ибо существует множество нюансов при выборе инструмента. Лучше всего, попросить о помощи какого-то опытного вайшнава, но если его нет, приведу несколько рекомендаций, которые могут помочь при выборе инструмента:

1 Кожа должна быть светлая и эластичная - это коровья. На ней много пятен и меньше волос. А буйволиная - толстая, грубая, более однородная и волосатая.

2 Объем корпуса - от толщины корпуса мриданги значительно зависит ее звук: он более глубокий и тактичный. Бывают очень длинные мриданги «Бангладеш», но это вопрос удобства и вкусов музыканта.

3 Материал корпуса — лучший вариант это глина, потом все остальные (дерево, пластик, железо).

4 Форма 2х сторон:

Маленькая сторона - Ободок на ней должен быть чуть-чуть выше мембраны (~3мм), иначе если еще выше, то вы просто будете разбивать себе пальцы. Бывает, что маленькая сторона мриданги имеет очень внушительные размеры (широкая), это удобно для того чтобы попадать в неё, но и значительно понижает высоту извлекаемого звука.

Большая сторона - Ободок должен быть на одном уровне с мембраной. Внутренний ободок из кожи (в накладку на мембрану) по толщине не должен быть слишком тонким, это влияет на качество звука. Внутри него должен быть небольшой шнурок. Для удобства игры и качества звука ободок должен быть ~ 2—2,5 см. Сама кожа мембраны не должна быть слишком тонкой. Внимательно осмотрите мембрану, чтобы на ней не было, пусть даже заклеенных, дырок. Иногда предприимчивые торговцы собирают «новую мридангу» из нескольких старых. В этом случае мы можем увидеть, что напыление на мембране было сделано еще раз, в накладку на старое. Не редко корпус такой «новой мриданги» обтягивают ремешками (иногда даже разноцветными) от старых мриданг. Будьте внимательны! Ширина мембраны, после внутреннего ободка, должна бы как минимум на длину вашей ладони: от начала до кончика вашего указательного пальца. В противном случае вам будет сложно извлекать некоторые звуки и технические приемы на этой стороне мриданги.

5 Трещины — аккуратно возьмите мридангу и потрясите ее влево и вправо. Если внутри вы услышите даже маленький перемещающийся осколок глины или что-то типа песка, значит в мриданге трещина. Не приобретайте такой «новый» инструмент. Если вы приобретаете подержанный инструмент и это его единственный недостаток, вы можете его заклеить — это не так важно. Все зависит от степени поломки.

6 Сам звук— это самый важный фактор, но непростой для большой мембраны. Если мриданга уже настроена (это важно, иначе вы не определите) и если она не находится на улице в сухую жаркую погоду, то большая мембрана должна звучать глубоко без дребезжаний, долго и красиво, звук не должен быть поверхностный. Мой опыт показал, что звук большой и маленькой мембраны после удара по одной из них не должен быстро поглощаться, то есть не должен быть поверхностным, ватным, коротким, чем больше продолжительность звука, тем лучше. Но это только один из критериев выбора. Также на маленькой мембране звук должен быть максимально звонкий и высокий, без дребезжаний, достаточно ясный, четкий. Зачастую на 10 мриданг можно найти одну с действительно хорошим звуком на маленькой мембране. Поэтому не ленитесь, потратьте время и выберите лучшую мридангу. Не всегда продавцы дадут самое лучшее. На удивление, оказывается, можно найти с хорошими характеристиками и пластиковую мридангу, мне однажды попалась такая, прямо как глина. Так что ищите и найдете:)

7 Материал. Всё зависит от условий, в которых вы будете чаще ее использовать. Если вы играете в помещениях, храме, «сухой» улице - лучше брать глиняную мридангу, звук лучше, и она себя ведет в таких условиях хорошо. Если же вам приходится играть в условиях с большой влажностью или в дождливую погоду, то лучше брать пластиковые мриданги или мриданги из стекловолокна. На последних можно играть при любой погоде, в любых условиях, однако звукоизвлечение уступает.

Где купить? Кого я знаю. Мастер Панкадж - магазин Ahimsa в Маяпуре, на дороге вдоль побережья ганги). Карттик - магазин во Вриндаване по дороге из КБМ на лой базар). Также есть мастер Патита-павана в Навадвипе. В Маяпуре делают вайшнавы под лейблом «Ahimsa».

Уход за Мридангой и этикет.

То, что Чханд Кази разбил мридангу, очень возмутило преданных, поскольку мриданга - это священный предмет. Для последователей Господа Чайтаньи она может быть, не настолько священна, как крест у христиан, но что-то в этом роде. Это религиозный символ. Поэтому в очень консервативных, традиционных храмах вы не увидите мридангу такой, как здесь. Мы немного небрежны. Ее не ставят на большую мембрану - это лицо мриданги. И не кладут на пол. Обычно мридангу ставят на особую подставку или на крайний случай можно подстелить чадар, обертывают в ткань, обращаются с ней очень аккуратно, ибо это священный атрибут Господа Чайтаньи. Господь Баларама, проявлением которого является мриданга, должен всегда быть одет - поэтому используется ткань или чехол. Сшейте для мриданги красивый чехол, или просто оберните ее тканью, но принцип в том, что она должна быть одета (как Туласидеви).

Мридангу нужно оберегать от прямого попадания солнечных лучей, не хранить вблизи батарей (высохнет и быстро порвется), а также избегать излишней сырости, не хранить на балконе (начнет отлетать масала). Так она может испортиться. Поэтому ее можно хранить в специальном чехле. Неплохо регулярно чистить мембраны, в особенности, если вы разбили руки в кровь, это нужно сделать сразу. Очищать ее можно кусочком ваты и водой. Я понимаю, что эго не очень саттвичный способ, но лучше всего мембраны очищает тройной одеколон или спирт. Делать это или нет — решайте сами. Традиционно мембраны чистятся молоком. Регулярно стирайте чехол и ремешок, на котором держится мриданга.

Очень важно правильно переносить инструмент. В большинстве случаев мриданги разбиваются так: вы вешаете мридангу на плечо и не вписываетесь в один из углов. Поэтому переносить инструмент нужно впереди себя, как своего ребенка.

Высота звука — большая сторона мриданги очень чувствительна, и реагируя на климат, может пересыхать или отсыревать.

•Для повышения высоты мембраны:

а) Нужна киянка. И потихоньку начать подстукивать крайний обод. Не переусердствуйте корпус хрупкий;

б) Положить мридангу на солнце или направить на нее тепловую пушку. Сделать так, чтобы что-то высушило мридангу. Или подержать ее над газовой плитой. Но будьте осторожны, держите на безопасном расстоянии и не пересушивайте инструмент, так он быстрей портится! Аккуратно подсушивайте мембрану, параллельно проверяя высоту ее звучания.

•Если мембрана пересохла, и вы хотите понизить ее звук, потребуется немного воды. Нужно нанести небольшое количество воды на мембрану, между внутренним ободком и масалой и равномерно распределить её пальцем по всей поверхности. Либо используйте для этого ватку. Не заливайте воду под внутренний ободок, он может со временем деформироваться. Не смачивайте водой масалу, иначе со временем начнет разваливаться. Не торопитесь, звук понизится не сразу. Нанеся слой воды, подождите пока кожа впитает его, и лишь потом наносите следующий. Говорят что лучше смачивать мридангу молоком. Но моя попытка сделать это показала, что мриданга через день начинает жутко пахнуть от того что молоко в мриданге испортилось:) Может у кого-то есть другой опыт, можете попробовать сами. Но как минимум это позволяет мриданге дольше звучать низко.

Меры предохранения — очень важно в местах соединения несущего ремешка с мридангой, переделать изначальные кожаные крепления на веревку. Несколько раз я видел, как кожаные ремешки рвались прямо во время киртана и инструмент падал на пол, иногда получая серьезные травмы.

Важный момент!

Если вы хотите сберечь мридангу, то необходимо:

• правильно носить;

• правильно хранить;

• не размачивать большую мембрану слишком часто;

• детям не давать!

Если у вас треснул корпус; порвалась мебрана; отлетела или стёрлась масала; давно мридангу никто не подтягивал и ремни расслабились, - не спешите «выкидывать» мридангу. В большинстве случаев её можно восстановить. Не откладывайте, сразу же лечите инструмент.

Если ваша мридангадребезжит, возьмите шнур, диаметром ~брахманского. Если вы посмотрите, то плоскость на которую нанесена масала по краям уходит под другую плоскость. И от их соприкосновения друг с другом мриданга дребезжит. Просто вставьте по всей траектории круговыми движениями каратал этот шнур.

Философия.

Мриданга - представитель Господа Баларамы (все предметы, которые мы используем в служении Кришне (параферналии, алтарь, другие музыкальные инструменты) являются проявлением Господа Баларамы); играя на Мриданге и таким образом удовлетворяя Господа Балараму и НитйанандуПрабху, можно очень легко заслужить милость Господа Чайтаньи.

Первое и основное правило игре на Мриданге - это то, что вы должны быть смиренны, потому что иногда можно увидеть, ты научился играть на мриданге и естественным образом начинаешь привлекать внимание, все смотрят на тебя и твое эго растет-растет-растет пока вокруг не остается свободного места для членов киртана. И ты начинаешь думать: «о, я самый великий игрок всех времен». На самом деле это очень сильное препятствие для киртана, потому что если ты играешь с эго, оно будет просачиваться сквозь твою игру на Мриданге и люди просто не будут привлечены. А наша цель - привлечь людей к сладкому звуку киртана, воспеванию святых имен.

Игра на мриданге предназначена для аккомпанемирования ведущему киртана, не для того, чтобы вести киртан. Никогда не играйте громче, чем ведущий поет, и всегда пытайтесь следовать ему и старайтесь передать то настроение, которое он задает. И если у вас получиться сделать это в смиренном состоянии служения, это увеличит энергию киртана и принесет настоящий вкус от воспевания.

О музыке. Немного для вдохновения. - student2.ru Через киртан и игру на мриданге мы служим Господу. На Мриданге должны играть преданные, которые знают, как на ней играть. Если вы не знаете, как играть на ней, то играйте на караталах. Если караталы для вас трудны, хлопайте в ладоши, хлопок является источником всех ритмов. Если все инструменты играют слаженно, то киртан будет сладким и приятным. Когда вы научитесь играть на Мриданге с чувством, ваша игра будет рождать преданность в сердцах людей.

Карта киртана: в киртане святому имени служит киртания. Мридангист (ведущий) служит киртание, он тоже служит святому имени, но в какой-то степени он про это должен забыть и полностью погрузиться в служение киртании. Так же и караталист (ведущий) служит мридангисту. Важно! не киртание, а мридангисту! он должен смотреть на него не моргая и играть максимально точно. Все остальные играют согласно схеме.

О важности правильного отношения к инструменту. Помимо того, что мриданга — это личность (вечная спутница Господа), вайшнавы Бенгалии, проводят ей пуджу. Эго авторитетная практика. Можно возносить Ей молитвы и приносить поклоны, предлагать благовония, и в знак почтения обходить вокруг, тогда Она постепенно начнет нам открываться. Поэтому, если мы изменим к ней свое отношение, к нам может прийти множество откровений, и мы сильно продвинемся в своей игре. Повторюсь, мриданга — это флейта Кришны. Его близкая, вечная спутница, а поклонение Своим преданным, Кришна ценит даже выше служения Себе. И если мы правильно, смиренно к ней отнесемся, Она может пролить на нас свою милость.

Практичные вещи

Более успешные игроки должны учить других преданных.

Если вы что-то сами пробовали играть на мриданге или вам показывали немножко, забудьте и начните всё с белого листа. Вы не должны играть никаких спекуляций, не должны придумывать свои ритмы. Если вы будете этому следовать, тогда у вас есть шансы научиться играть. Нужно запастись очень большим терпением, не ожидайте, что с первых ритмов у вас всё пойдет как по маслу, сам прошел эту школу терпения. Если вы хотите добиться быстрых и стабильных результатов, практикуйтесь каждый день не меньше получаса. Конечно, у вас может быть множество других обязанностей, времени остается мало. Но если вы не будете практиковаться вообще, то не надейтесь, что научитесь играть.

Секрет игры на мриданге. Я наблюдал за всеми кто занимается и понял, что начинают реально играть не талантливые, не вдохновленные, не с огромным желанием, не решительные, ни еще какие то потому что были все из вариантов и больше. А играть начинают только терпеливые. Т.е. играть начинают только те кто продолжает. Потому что вдохновение, решимость, желание уходят на первую неделю или первый месяц. А талант не помогает. Поэтому все что нужно что бы научиться играть на миданге это просто - ПРОДОЛЖАТЬ.

Есть два типа учеников - бхавики и логики.

Бхавики - талантливые люди. Хорошие стороны: быстро воспринимают материал, быстро учаться, легко применяют материал, легко играют в киртане. Плохие стороны: 3x ленивые, гордые, не любят вникать в материал, играют на слух, а не по мантрам. Что им нужно: регулярные занятия, заставлять себя во все вникать, играть медленно под метроном.

Логики: Хорошие стороны: во все вникают и все понимают, играют по мантрам, трудолюбивые, упорные. Плохие стороны: медленно воспринимают информацию, медленно учатся, тяжело применяют материал, сложно вставить мантры в киртан. Что им нужно: больше практики, много слушать киртаны (мридангу). Эти два вида, делятся еще на 4 вида: Ленивые и трудолюбивые логики и бхавики.

Раннее утро - это очень хорошее время для практики. Так ваша рука разовьется очень быстро, тогда как если вы практикуетесь в другое время в течение дня, то вам потребуется минимум в два раза больше времени.

Поза, в которой играют. Одна нога выдвигается вперед, под большую сторону. Маленькая сторона остается на колене.

Мриданга одевается на правое плечо, под левую руку.

Постановкарук. Когда мы сели и одну из двух предложенных поз, локти не должны прижиматься к телу. Не нужно поднимать их слишком высоко, но в тоже время не прижимайте их, потому что это зажимает и сковывает руки во время игры. Принцип игры для левой и правой руки один и тот же. Берем левую кисть и немного сгибаем ее по направлению к полу, получается флажок. Не играйте всей рукой от плеча, рука должна быть чуть-чуть загнута (флажок), и нужно бить кистью, а не рукой. Хотя правая рука не должна быть загнута так сильно как левая, все равно должна играть кисть. Естественно, если вам надо играть громче, можно добавить немного плеча. Общий принцип состоит в том, что надо играть расслабленными кистями, а не руками, тогда это позволит играть очень долго и можно набирать невообразимые скорости.

Праваярука (маленькая мембрана). Бьем соединением между первыми и вторыми фалангами пальцев. Указательный палец тянется вперед. Не сгибайте его. Другие два или три пальца, начиная со среднего и до мизинца, соединяются вместе. Так звук получается более чистым. Бейте посередине мембраны или в верхнюю часть. Леваярука (большая мембрана). Бьем посередине кисти, где находятся суставы наших пальцев.

С самого начала нужно обращать внимание на качествоизвлекаемого нами звука. Он не должен быть слишком грубым или смазанным. Один звук должен плавно переходить в другой, без резких рывков. То есть, при правильном извлечении звука на мриданге, должно возникать чувство цельности в разнообразии. Избегайте грязной, шоркающей техники. Как? Занимайтесь медленно и осознанно.

Темп - важнейшая составляющая ритм группы. Четкий темп может - погрузить, раскачать, заставить смеяться или плакать слушателей. Все заметили что кто то ускоряет а кто то замедляет? А вы знаете почему? На самом деле все и ускоряют и замедляют. Дело в том что у нас есть то темповое пространство, в котором нам удобнее всего. Это пространство можно назвать «привычная зона» это где то от 95 - 130 ударов в минуту. И так что происходит: вот киртан начинается и начальный его темп: 70 ударов в минуту. Это как видите ниже «привычной зоны». И для человека, не удобно играть в такой скорости. Он подсознательно хочет вернуться в удобную зону и начинает ускорять. И теперь, например конец киртана: 150 ударов в минуту. Опять не «привычная зона». Следовательно, он начинает замедлять. Что делать? Все очень просто - расширять «привычную зону»! Как? Метроном! Все просто! Есть правило у музыкантов: «сможешь сыграть медленно, сможешь и быстро» Т.е. нужно вашу «комфортную зону» увеличивать вниз (медленно) и она автоматически будет увеличиваться в

Наши рекомендации