Глава 1. «гармония мира» в опере п.хиндемита
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.01Педагогическое образование
профиля подготовки «Художественное образование»
профилизации «Музыкально-компьютерные технологии »
Екатеринбург
РГППУ
Задания и методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «История зарубежной музыки». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 24 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.
Авторы: | канд.искусствоведения, доц. | Л.В.Кордюкова |
канд. пед. наук, доцент | Н.И.Буторина | |
Рецензент: | засл. деятель иск-в РФ, проф. | Л.А.Серебрякова |
Одобрена на заседании кафедры музыкально-компьютерных технологий. Протокол от 21.04.2011 № 8
Заведующая кафедрой музыкально-компьютерных технологий | Е.Ю.Глазырина |
Рекомендована к печати методической комиссией отделения музыкально-компьютерных технологий РГППУ. Протокол от 21.04.2011 № 8
Председатель методической комиссии отделения музыкально-компьютерных технологий РГППУ | Е.Ю.Глазырина | |
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | С. В. Пеннер | |
Заведующая отделением музыкально-компьютерных технологий | Е.Ю.Глазырина |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
©Буторина Н.И.; Кордюкова Л.В., 2011 |
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемые методические указания к выполнению курсовой работы составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления 050100.62 Педагогическое образование для квалификации – бакалавр педагогического образования и учебным планом профиля «Художественное образование» профилизации «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» и содержанием рабочей программы дисциплины «История зарубежной музыки».
Учебная дисциплина «История зарубежной музыки» входит в в музыкально-теоретический модуль вариативной части профессионального цикла ФГОС и содержательно интегрирует музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания, эстетические и нравственно-этические проблемы человечества, культурологические и философские концепции и теории, религиозные и духовные искания выдающихся представителей мирового сообщества.
Цель курсовой работы: формирование навыков самостоятельного овладения теоретическими знаниями и практическими умениями по дисциплине «История зарубежной музыки», формирование умений и навыков использования музыкально-компьютерных технологий для оформления и предъявления результатов собственной учебно-познавательной деятельности.
В процессе разработки темы курсовой работы студент должен обнаружить следующие навыки и умения:
— собрать наиболее полную информацию по теме;
— систематизировать и обобщить отобранный материал;
— осуществить его самостоятельный критический анализ.
Курсовая работа должна содержать обоснование избранной темы, аналитический обзор изученной литературы, логически аргументированную авторскую позицию по исследуемому вопросу.
Выполненная и грамотно оформленная курсовая работапредъявляется* не позднее, чем за две недели до экзамена по дисциплине «История зарубежной музыки», где студент защищает данную работу и отвечает на вопросы по экзаменационному билету.
Вовремя сданная и положительно оцененная преподавателем курсовая работа является допуском к экзамену по дисциплине «История зарубежной и русской музыки».
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ
Структура и содержание курсовой работы определяются поставленными целями и задачами. Курсовая работа включает в себя: титульный лист, содержание, введение, основную часть (структурированную по главам, параграфам или разделам), заключение, список использованной литературы, приложение.
На титульном листе указывается название министерства, университета, отделения, кафедры (обучающей по данной дисциплине),
фамилия и инициалы студента, номер группы, шифр направления и профиля, шифр зачетной книжки, фамилия преподавателя, название города (где обучается студент), год написания работы. Титульный лист выполняется в соответствии со стандартами: в нем не ставятся точки в конце слов и не делаются переносы слов (см. Приложение 1).
В разделе Оглавление должен бытьпредставлен перечень структурных элементов работы с указанием номеров страниц введения, глав, параграфов или разделов, заключения, списка литературы и приложений (см. Приложение 2).
Во введении обосновывается выбранная тема, формулируются цель и задачи работы, проводится обзор изученной литературы, описывается и __________________________________________________________________
*Курсовая работа сдается методисту отделения музыкально-компьютерных технологий.
обосновывается структура работы. При определении цели рекомендуется пользоваться терминами «исследовать», «выявить существенные особенности и место», при формулировке задач работы – «ознакомиться», «определить», «изучить», «осмыслить», «осознать».
Основная часть курсовой работы делится на главы, параграфы или разделы. Каждая из структурных единиц является самостоятельным законченным фрагментом работы, логически связанным с другими главами, параграфами или разделами. В основной части (содержащей не менее 2-х глав или 3-4 разделов) раскрывается материал по теме, решаются поставленные задачи. К тексту основной части предъявляются следующие требования:
· четкость и корректность понятийно-терминологического аппарата;
· точность, лаконизм и достоверность теоретического материала;
· композиционная целостность и логика изложения;
· обязательное включение подробного аналитического разбора музыкальных произведений или их фрагментов, стилевые обобщения творчества композитора;
· включение нотных фрагментов, иллюстрирующих текстовой материал:
· нотные фрагменты должны быть либо аккуратно и грамотно написаны на нотных листах, отсканированы и введены в текст контрольной работы, либо набраны на компьютере с помощью специальной программы записи нотного текста и аналогично помещены в основные разделы работы. Обязательно следует указывать: a) справа, вверху – автора, названия произведения или его частей (тем); б) слева, вверху – музыкальные термины, характеризующие звучание; в) сверху, над тактами – их номера (если это необходимо для ссылок при анализе музыкальной партитуры);
· для написания курсовой работы рекомендуется использовать учебную, научную, научно-популярную, учебно-методическую, монографическую, нотную литературу и электронные источники;
· наличие критической авторской оценки.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются обобщающие выводы, к которым пришел автор в процессе решения поставленных во введении задач, раскрывается научное и практическое значение темы исследования.
В списке литературы библиографическое описание источников информации осуществляется с учетом ГОСТ в алфавитном порядке по первым элементам – фамилии и инициалам автора или по основным заглавиям – в сборниках трудов, коллективных монографиях (см. раздел «Библиографический список» данных «Методических указаний…»). Литературные источники нумеруются, в тексте на них обязательно должны быть ссылки с указанием цитируемых страниц. Электронные источники указываются после библиографических.
В приложении 1 необходимо представить:
репродукции декораций, костюмов, мизансцен из опер; фотографии композиторов, таблицы периодизации их творчества, нотные тексты музыкальных произведений;
В приложении 2:
· электронную презентацию (ключевых слов, понятий, наиболее важных цитат, иллюстраций, нотных примеров из работы и музыкальных фрагментов в виде звукового сопровождения) и ее распечатку в бумажном варианте;
· фрагменты музыкальных произведений на CD-диске в формате аудио или mp3 (не менее 5-ти музыкальных фрагментов, записанных в соответствии с логикой и последовательностью изложения текстовой части основного раздела)
Приложение 3 должно содержать весь текст курсовой работы на CD-диске.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Общий объем работы зависит от выбранной темы и должен составлять не менее 20 и не более 30-35 страниц машинописного текста.
Текст должен быть напечатан на стандартном листе писчей бумаги формата А-4 с полями: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм. Шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25 (1,27) см.
Введение, главы, параграфы (разделы) основной части, заключение, список литературы, приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок прописными буквами. Расстояние между заголовком и текстом должно быть не менее 3 – 4 интервалов.
Все страницы нумеруются сквозной нумерацией. Титульный лист является первой страницей, на нем номер не ставится.
Обязательно наличие ссылок в тексте с точным указанием источника информации.
Пример оформления ссылки:
Цитата переписывается с оригинала, и ставится в кавычки. В квадратных скобках проставляется номер, который обозначается в библиографическом списке, и номер страницы (или страниц). Например: «Важнейшая, на наш взгляд, причина неприятия современниками Малера-композитора кроется в том, что обычно его оценивали сточки зрения о прекрасном в музыке, сложившегося во времена венского классицизма» [10, с.11].
В библиографическом списке:
10. Барсова И. Симфонии Густава Малера. – М.: «Советский композитор», 2002. 356 с.
Если мысль автора высказывается студентом своими словами, то кавычки не ставятся, но и в этом случае ссылка на автора обязательна.
Образец подобной ссылки: И.Барсова считает, что непонимание творчества Малера современниками основывалось на оценке его музыки с точки зрения канонов венского классицизма [10, с. 11].
При ссылке на ряд источников с указанием страниц между ними ставят точку с запятой [6, с.25; 10, с.18].
Текст курсовой работы оформляется в специальную папку.
ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ»
Вариант 1.Музыкальные жанры западноевропейского Средневековья и их роль в последующем развитии музыкальной культуры.
Вариант 2.Развитие теории музыкив эпоху Возрождения.
Вариант 3.Трактовка мадригала в творчестве композиторов эпохи Возрождения Дж. Палестрины, Л. Маренцио, Я. Аркадельта.
Вариант 4.Идея гармонии человека и мира в творчестве Дж. Палестрины.
Вариант 5.Музыка французского Ренессанса: истоки, авторы, традиции.
Вариант 6.Национально-освободительное движение в Чехии и песни Яна Гуса.
Вариант 7. Период Реформации первой половины XVI века в Германии и развитие немецкой музыки.
Вариант 8.Возникновение оперного музыкального жанра в XVII веке и первые оперные школы Италии.
Вариант 9.Инструментальный концерт в творчестве А. Корелли.
Вариант 10.Трактовка жанра инструментального концерта в творчестве А. Вивальди.
Вариант 11.Особенности французской классической оперы в творчестве Ж.Б. Люлли.
Вариант 12.Музыкальные образы клавесинной музыки Ж.Ф. Рамо и Ф. Куперена.
Вариант 13.Значение реформаторской деятельности К.В. Глюка.
Вариант 14.Стилевые черты творчества Й. Гайдна.
Вариант 15.Оперные жанры XVIII в. и их особенности (buffa, зингшпиль). Вариант 16.Характеристика оперного творчества В.А. Моцарта.
Вариант 17.Особенности инструментальной музыки В.А. Моцарта.
Вариант 18.Характеристика инструментального творчества Л.В. Бетховена.
Вариант 19.Романтизм в музыке и творческий облик Ф. Шуберта.
Вариант 20.Истоки, образы и выразительные приемы вокальной лирики и инструментальной музыки Ф. Шуберта.
Вариант 21. Первая немецкая народно-национальная опера К. М. Вебера «Вольный стрелок»: истоки и новаторство.
Вариант 22.Жанр фортепианной миниатюры в творчестве Ф. Мендельсона («Песни без слов»).
Вариант 23.Романтические образы концертных увертюр Ф. Мендельсона.
Вариант 24.Основные темы, образы и музыкальный язык фортепианной и вокальной музыки Р. Шумана.
Вариант 25.Характеристика творчества Ф. Шопена: жанры и особенности музыкального стиля.
Вариант 26. Творчество Р. Вагнера: музыкальный язык, темы, образы.
Вариант 27.Новаторство Ф. Листа в области фортепианного концерта.
Вариант 28.Программные симфонии Ф. Листа («Данте», «Фауст»).
Вариант 29. Театральное мышление К. Орфа.
Вариант 30. Принципы музыкального театра и черты стиля К. Орфа.
Вариант 31.Достижения музыкальной культуры в Англии XVI – начала XVII в.в.
Вариант 32.Достижения музыкальной культуры в Германии XVI – начала XVII вв.
Вариант 33.Органное творчество И.С. Баха.
Вариант 34.Стилистика инструментальной и вокальной музыки И.Б. Баха.
Вариант 35. Национальная природа, истоки и стиль ораториального творчества Г.Ф. Генделя.
Вариант 36.Сонатно-симфонический цикл в музыке XVIII века.
Вариант 37.Л.В. Бетховен и его время.
Вариант 38.Революционное движение в Италии в I-ой половине XIX века и романтические идеалы в искусстве (литературе и музыке).
Вариант 39.Расцвет национальной польской школы в первой половине XIX века.
Вариант 40.Тема любви в творчестве Р. Шумана.
Вариант 41.Новаторство и традиции в операх Дж. Россини «Севильский цирюльник», «Вильгельм Телль».
Вариант 42.Национальные и революционные черты в программном симфонизме Г. Берлиоза.
Вариант 43. Принципы оперной реформы Р. Вагнера.
Вариант 44.Творчество и черты стиля И. Брамса.
Вариант 45. Бытовая танцевальная музыка И. Штрауса.
Вариант 46.Творческий облик Дж. Верди.
Вариант 47.Романтическая драматургия и метод реализма в операх Дж. Верди.
Вариант 48.Героическое и комическое в оперном творчестве Б. Сметаны.
Вариант 49.Творческий облик классика чешской музыки А. Дворжака.
Вариант 50.Норвежская народная музыка и творчество Э. Грига.
Вариант 51.Художественные тенденции на рубеже XIX – ХХ веков и их влияние на музыкальное искусство.
Вариант 52.Фольклорные традиции в творчестве Б. Бартока и особенности его музыкального стиля.
Вариант 53.Образы и музыкальный язык французских композиторов-импрессионистов.
Вариант 54.Экспрессионизм нововенской школы.
Вариант 55.Творчество Дж. Пуччини, его роль в развитии итальянской оперы.
Вариант 56.Симфоническое творчество и черты стиля Г. Малера.
Вариант 57.Реализм в музыке Б. Бриттена.
Вариант 58.Музыкальный язык австрийских композиторов первой половины XX века: А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна.
Вариант 59.Эстетика и особенности стиля П. Хиндемита.
Вариант 60.Творчество композиторов французской «Шестерки».
ПРИМЕР ИЗЛОЖЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Тема: «Гармония мира» в творчестве П. Хиндемита*
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. «ГАРМОНИЯ МИРА» В ОПЕРЕ П. ХИНДЕМИТА
1.1. Философско-эстетическая концепция оперы
1.2. Анализ содержания и музыкально-выразительных средств оперы
2. ТРАКТОВКА «ГАРМОНИИ МИРА» В СИМФОНИИ П. ХИНДЕМИТА
2.1. Особенности симфонического творчества П. Хиндемита
2.2. Анализ симфонии «Гармония мира»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во введении курсовой работы необходимо кратко обрисовать облик Пауля Хиндемита как композитора и человека.
Введение
Пауль Хиндемит (1895—1963) — одна из крупнейших фигур в музыке XX столетия. Универсализм его личности уникален. Выдающийся ___________________________
* В данном примере изложения курсовой работы использован материал из «Истории зарубежной музыки» под ред. В.В. Смирнова [2, с.424-439].
композитор, произведения которого по праву относятся к современной классике, он был также видным музыкально-общественным деятелем, педагогом, публицистом, оставившим интереснейшее литературное наследие. Наряду с этим, он пользовался широкой известностью как исполнитель – скрипач, альтист, дирижер, владел множеством музыкальных инструментов, включая старинные.
Универсализм Хиндемита выражался не только в многогранности музыкального профессионализма. Жизнерадостный, обаятельный и скромный человек, он был мыслителем-гуманистом, пришедшим к созданию собственной философско-этической и музыкально-теоретической концепции. Эта концепция, основанная на глубоком изучении духовной культуры прошлого и вместе с тем обращенная к современности, послужила фундаментом для его собственного творчества.
Таким образом, все сферы деятельности Хиндемита предстают в органичном единстве, и лишь совокупное их рассмотрение может дать представление об огромном вкладе немецкого художника в историю мировой музыкальной культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В поисках «гармонии мира» Хиндемит приходит к пониманию музыки как единственной нравственной константы, примиряющей противоречащие друг другу концепции мыслителей разных эпох. Не находя гармонии и возможности ее достижения в земной жизни, Хиндемит видит особую роль музыки в соединении непознаваемости религии и точности науки. Подобный дуализм во многом обусловлен мировоззрением протестантизма (вера в Провидение и одновременно здравый практицизм в реальной, земной жизни). Но в первую очередь он порожден практической деятельностью самого композитора и его осмыслением закономерностей истории музыки.
Музыкальными средствами П. Хиндемит призывает слушателя к нравственному совершенствованию, стремлению к творчеству через поэзию поиска, мечту и веру в конечное торжество добра. При этом композитор подчеркивает особую миссию подлинного мастера, способного довести художественно-этические идеи до подлинного совершенства. Именно в значимости этических идей и нравственных категорий П. Хиндемит видит незыблемую сущность истинного искусства.
Утверждая собственный идеал в музыке через борьбу с додекафонией Шёнберга и его последователей, Хиндемит остается последовательным сторонником тональной музыки и убежденным противником атонализма. Активно используя полифонизм как основополагающий принцип инструментального мышления, композитор настаивает на верности гуманистическим традициям И.С. Баха в музыкальном искусстве. В симфонической и оперной трактовке «Гармонии мира» Хиндемит утверждает активную коммуникативность музыки, способную приблизить человечество к подлинному совершенству.
Далее следует библиографический список и приложения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература:
1. Кадцын Л.М. Бытовые и концертные жанры музыкального искусства от Возрождения до наших дней: Учебное пособие. Екатеринбург: ИП Лисицина, 2010. 264 с.
Дополнительная литература:
1. Друскин М.С. История зарубежной музыки: Учебное пособие для консерваторий и музыкальных вузов. Вып. 4. М.: Музыка, 2002. 528 с.
2. История зарубежной музыки: учебник для музыкальных вузов. Вып. 6 /Под ред. В.В. Смирнова. С-Пб.: Композитор, 2001. 631 с.
4. Конен В.Д. История зарубежной музыки. Вып. 3. М: Музыка, 1976. 536 с.
5. Левик Б.В. История зарубежной музыки. Вып. 2. М.: Музыка, 1980. 278 с.
6. Музыкальная литература зарубежных стран /Сост. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина, Б.С. Ионин. Вып.1. М.: Музыка, 2002. 354 с.
7. Музыкальная литература зарубежных стран /Сост. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина, Б.С. Ионин. Вып 2. М.: Музыка, 2002. 414 с.
8. Музыкальная литература зарубежных стран /Сост. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина, Б.С. Ионин. Вып. 3. М.: Музыка, 2002. 590 с.
9. Музыкальная литература зарубежных стран /Сост. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина, Б.С. Ионин. Вып. 4. М.: Музыка, 2002. 479 с.
10. Музыкальная литература зарубежных стран /Сост. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина, Б.С. Ионин. Вып. 5. М.: Музыка, 2002. 392 с.
11. Музыкальная литература зарубежных стран /Сост. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина, Б.С. Ионин. Вып. 6. М.: Музыка, 2002. 478 с.
12. Музыкальная литература зарубежных стран /Сост. И.А. Гивенталь, Л.Д. Щукина, Б.С. Ионин. Вып. 7. М.: Музыка, 2002. 448 с.
13. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. Вып I. М.: Музыка, 1978. 544 с.
Приложение 1
Пример оформления титульного листа курсовой работы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Отделение музыкально-компьютерных технологий
Кафедра музыкально-компьютерных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История зарубежной музыки»
на тему: «Творческий облик Дж. Верди»
Выполнил
студент группы….. С.В. Астанин
Зачетная книжка №……
Проверил
канд.искусствоведения, доцент Л.В.Кордюкова
Екатеринбург 20__
Приложение 2
Пример оформления листа «Оглавление»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ (цели и задачи курсовой работы)…………….….………..……...3
ГЛАВА1.ФОРМУЛИРОВКА..........................……………………..…………6
1.1. Формулировка…………………………………………………………….….6
1.2. Формулировка……………………………...……………………………......11
ГЛАВА2. ФОРМУЛИРОВКА……………………………………………….16
2.1.Формулировка………………….……………………………………...……..21
2.2. Формулировка………………………………………………………...…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
Список использованных источников…................…………………………..32
Приложение 1.Перечень материалов Приложения……………………..…....35
Приложение 2.Перечень материалов Приложения ...…………………...…...37
Приложение 3. Электронный вариант курсовой работы..……………............39
Задания и методические указания
к выполнению курсовой работы по дисциплине
«История зарубежной музыки»
Подписано в печать _______. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.___. Тираж ___ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.01Педагогическое образование
профиля подготовки «Художественное образование»
профилизации «Музыкально-компьютерные технологии »
Екатеринбург
РГППУ
Задания и методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «История зарубежной музыки». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 24 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.
Авторы: | канд.искусствоведения, доц. | Л.В.Кордюкова |
канд. пед. наук, доцент | Н.И.Буторина | |
Рецензент: | засл. деятель иск-в РФ, проф. | Л.А.Серебрякова |
Одобрена на заседании кафедры музыкально-компьютерных технологий. Протокол от 21.04.2011 № 8
Заведующая кафедрой музыкально-компьютерных технологий | Е.Ю.Глазырина |
Рекомендована к печати методической комиссией отделения музыкально-компьютерных технологий РГППУ. Протокол от 21.04.2011 № 8
Председатель методической комиссии отделения музыкально-компьютерных технологий РГППУ | Е.Ю.Глазырина | |
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | С. В. Пеннер | |
Заведующая отделением музыкально-компьютерных технологий | Е.Ю.Глазырина |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011
©Буторина Н.И.; Кордюкова Л.В., 2011 |
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемые методические указания к выполнению курсовой работы составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления 050100.62 Педагогическое образование для квалификации – бакалавр педагогического образования и учебным планом профиля «Художественное образование» профилизации «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» и содержанием рабочей программы дисциплины «История зарубежной музыки».
Учебная дисциплина «История зарубежной музыки» входит в в музыкально-теоретический модуль вариативной части профессионального цикла ФГОС и содержательно интегрирует музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания, эстетические и нравственно-этические проблемы человечества, культурологические и философские концепции и теории, религиозные и духовные искания выдающихся представителей мирового сообщества.
Цель курсовой работы: формирование навыков самостоятельного овладения теоретическими знаниями и практическими умениями по дисциплине «История зарубежной музыки», формирование умений и навыков использования музыкально-компьютерных технологий для оформления и предъявления результатов собственной учебно-познавательной деятельности.
В процессе разработки темы курсовой работы студент должен обнаружить следующие навыки и умения:
— собрать наиболее полную информацию по теме;
— систематизировать и обобщить отобранный материал;
— осуществить его самостоятельный критический анализ.
Курсовая работа должна содержать обоснование избранной темы, аналитический обзор изученной литературы, логически аргументированную авторскую позицию по исследуемому вопросу.
Выполненная и грамотно оформленная курсовая работапредъявляется* не позднее, чем за две недели до экзамена по дисциплине «История зарубежной музыки», где студент защищает данную работу и отвечает на вопросы по экзаменационному билету.
Вовремя сданная и положительно оцененная преподавателем курсовая работа является допуском к экзамену по дисциплине «История зарубежной и русской музыки».
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ
Структура и содержание курсовой работы определяются поставленными целями и задачами. Курсовая работа включает в себя: титульный лист, содержание, введение, основную часть (структурированную по главам, параграфам или разделам), заключение, список использованной литературы, приложение.
На титульном листе указывается название министерства, университета, отделения, кафедры (обучающей по данной дисциплине),
фамилия и инициалы студента, номер группы, шифр направления и профиля, шифр зачетной книжки, фамилия преподавателя, название города (где обучается студент), год написания работы. Титульный лист выполняется в соответствии со стандартами: в нем не ставятся точки в конце слов и не делаются переносы слов (см. Приложение 1).
В разделе Оглавление должен бытьпредставлен перечень структурных элементов работы с указанием номеров страниц введения, глав, параграфов или разделов, заключения, списка литературы и приложений (см. Приложение 2).
Во введении обосновывается выбранная тема, формулируются цель и задачи работы, проводится обзор изученной литературы, описывается и __________________________________________________________________
*Курсовая работа сдается методисту отделения музыкально-компьютерных технологий.
обосновывается структура работы. При определении цели рекомендуется пользоваться терминами «исследовать», «выявить существенные особенности и место», при формулировке задач работы – «ознакомиться», «определить», «изучить», «осмыслить», «осознать».
Основная часть курсовой работы делится на главы, параграфы или разделы. Каждая из структурных единиц является самостоятельным законченным фрагментом работы, логически связанным с другими главами, параграфами или разделами. В основной части (содержащей не менее 2-х глав или 3-4 разделов) раскрывается материал по теме, решаются поставленные задачи. К тексту основной части предъявляются следующие требования:
· четкость и корректность понятийно-терминологического аппарата;
· точность, лаконизм и достоверность теоретического материала;
· композиционная целостность и логика изложения;
· обязательное включение подробного аналитического разбора музыкальных произведений или их фрагментов, стилевые обобщения творчества композитора;
· включение нотных фрагментов, иллюстрирующих текстовой материал:
· нотные фрагменты должны быть либо аккуратно и грамотно написаны на нотных листах, отсканированы и введены в текст контрольной работы, либо набраны на компьютере с помощью специальной программы записи нотного текста и аналогично помещены в основные разделы работы. Обязательно следует указывать: a) справа, вверху – автора, названия произведения или его частей (тем); б) слева, вверху – музыкальные термины, характеризующие звучание; в) сверху, над тактами – их номера (если это необходимо для ссылок при анализе музыкальной партитуры);
· для написания курсовой работы рекомендуется использовать учебную, научную, научно-популярную, учебно-методическую, монографическую, нотную литературу и электронные источники;
· наличие критической авторской оценки.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются обобщающие выводы, к которым пришел автор в процессе решения поставленных во введении задач, раскрывается научное и практическое значение темы исследования.
В списке литературы библиографическое описание источников информации осуществляется с учетом ГОСТ в алфавитном порядке по первым элементам – фамилии и инициалам автора или по основным заглавиям – в сборниках трудов, коллективных монографиях (см. раздел «Библиографический список» данных «Методических указаний…»). Литературные источники нумеруются, в тексте на них обязательно должны быть ссылки с указанием цитируемых страниц. Электронные источники указываются после библиографических.
В приложении 1 необходимо представить:
репродукции декораций, костюмов, мизансцен из опер; фотографии композиторов, таблицы периодизации их творчества, нотные тексты музыкальных произведений;
В приложении 2:
· электронную презентацию (ключевых слов, понятий, наиболее важных цитат, иллюстраций, нотных примеров из работы и музыкальных фрагментов в виде звукового сопровождения) и ее распечатку в бумажном варианте;
· фрагменты музыкальных произведений на CD-диске в формате аудио или mp3 (не менее 5-ти музыкальных фрагментов, записанных в соответствии с логикой и последовательностью изложения текстовой части основного раздела)
Приложение 3 должно содержать весь текст курсовой работы на CD-диске.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Общий объем работы зависит от выбранной темы и должен составлять не менее 20 и не более 30-35 страниц машинописного текста.
Текст должен быть напечатан на стандартном листе писчей бумаги формата А-4 с полями: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм. Шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25 (1,27) см.
Введение, главы, параграфы (разделы) основной части, заключение, список литературы, приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок прописными буквами. Расстояние между заголовком и текстом должно быть не менее 3 – 4 интервалов.
Все страницы нумеруются сквозной нумерацией. Титульный лист является первой страницей, на нем номер не ставится.
Обязательно наличие ссылок в тексте с точным указанием источника информации.
Пример оформления ссылки:
Цитата переписывается с оригинала, и ставится в кавычки. В квадратных скобках проставляется номер, который обозначается в библиографическом списке, и номер страницы (или страниц). Например: «Важнейшая, на наш взгляд, причина неприятия современниками Малера-композитора кроется в том, что обычно его оценивали сточки зрения о прекрасном в музыке, сложившегося во времена венского классицизма» [10, с.11].
В библиографическом списке:
10. Барсова И. Симфонии Густава Малера. – М.: «Советский композитор», 2002. 356 с.
Если мысль автора высказывается студентом своими словами, то кавычки не ставятся, но и в этом случае ссылка на автора обязательна.
Образец подобной ссылки: И.Барсова считает, что непонимание творчества Малера современниками основывалось на оценке его музыки с точки зрения канонов венского классицизма [10, с. 11].
При ссылке на ряд источников с указанием страниц между ними ставят точку с запятой [6, с.25; 10, с.18].
Текст курсовой работы оформляется в специальную папку.
ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ»
Вариант 1.Музыкальные жанры западноевропейского Средневековья и их роль в последующем развитии музыкальной культуры.
Вариант 2.Развитие теории музыкив эпоху Возрождения.
Вариант 3.Трактовка мадригала в творчестве композиторов эпохи Возрождения Дж. Палестрины, Л. Маренцио, Я. Аркадельта.
Вариант 4.Идея гармонии человека и мира в творчестве Дж. Палестрины.
Вариант 5.Музыка французского Ренессанса: истоки, авторы, традиции.
Вариант 6.Национально-освободительное движение в Чехии и песни Яна Гуса.
Вариант 7. Период Реформации первой половины XVI века в Германии и развитие немецкой музыки.
Вариант 8.Возникновение оперного музыкального жанра в XVII веке и первые оперные школы Италии.
Вариант 9.Инструментальный концерт в творчестве А. Корелли.
Вариант 10.Трактовка жанра инструментального концерта в творчестве А. Вивальди.
Вариант 11.Особенности французской классической оперы в творчестве Ж.Б. Люлли.
Вариант 12.Музыкальные образы клавесинной музыки Ж.Ф. Рамо и Ф. Куперена.
Вариант 13.Значение реформаторской деятельности К.В. Глюка.
Вариант 14.Стилевые черты творчества Й. Гайдна.
Вариант 15.Оперные жанры XVIII в. и их особенности (buffa, зингшпиль). Вариант 16.Характеристика оперного творчества В.А. Моцарта.
Вариант 17.Особенности инструментальной музыки В.А. Моцарта.
Вариант 18.Характеристика инструментального творчества Л.В. Бетховена.
Вариант 19.Романтизм в музыке и творческий облик Ф. Шуберта.
Вариант 20.Истоки, образы и выразител