Тема 1.2 Античная философия: гармония мира, человека и разума

Основные понятия и термины

Апейрон-первоначало(Анаксимандр)-это нечто материальное,беспредельное,безграничное, неопределенное.

Атом-материальная неделимая частица,первооснова мира,причина и сущность всегосуществующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур).

Диалектика-учение о развитии;учение о наиболее общих закономерных связях встановлении, развитии бытия и познания.

Мифология(с греч.-слово,понятие,учение)-способ понимания природной и социальнойдействительности на ранних стадиях общественного развития.

Первоначало(или«архе»)-это основа,мельчайшая единица мира(вода,огонь,атом,монада

и др.).

Природа с т. з. древнегреческой философии -это то,что не очевидно,что нужно выявить,найти, что не совпадает с нашим непосредственным опытом (учение о природе - «фюсис» - физика).

Противоположности -стороны единого целого,которые отрицают друг друга и в то жевремя предполагают друг друга.

Апейрон—первоначало(Анаксимандр) —это нечто материальное,беспредельное,безграничное, неопределенное.

Атом—материальная неделимая частица,первооснова мира,причина и сущность всегосуществующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур).

Гилозоизм(греч.hule—вещество,zol—жизнь) —философское учение,приписывающееспособность ощущения и мышления всем формам материи.

Даосизм—религиозно-философское учение Китая,основоположник—Лао-Цзы.

Дхаммапада—древнеиндийская книга,в которой отражены основные положения буддизма.

Натурфилософия —философское учение о природе.

Первоначало (или «архе»)—это основа,мельчайшая единица мира(вода,огонь,атом,монада и др.).

Вопросы для самоконтроля

1.В чем отличие философии от мифологии?

2.С постановки каких проблем начинается философия?

3.Назовите известные Вам древнегреческие школы и направления.

4. В чем различие натурфилософии и антропологической философии?

5. Какая философская проблема была поставлена представителями Милетской школы?

6. Какой вопрос был центральным в учении античных философов до Сократа?

7.В чем главная особенность классической философии?

8. Что Вы можете сказать о диалектике Гераклита?

9. Что такое бытие в философии Парменида?

10. Выразите суть апорий Зенона.

11. Что, на Ваш взгляд, позволяет понять в «устройстве» мира принцип атомизма?

12. Кто такие софисты? Что характерно для их взглядов?

13. Почему с именем Сократа связывают поворотный пункт в древнегреческой философии?

14. В чем суть теории идей Платона?

15. Чем определяется сущность вещи с точки зрения Аристотеля?

16. Назовите основные философские школы периода эллинизма.

17. Кто такие киники? Каковы их взгляды?

18. Кто такие стоики? В чем суть их этического учения?

Каким Вам представляется место античной мысли в мировой философской культуре

Упражнения и задачи

1. Заполните пропуски. Назовите основные периоды развития Античной философии.

1 период …………………… (Философия Древней Греции).

2 период …………..в.до н.э. –…….в н.э. (Философия Древнего Рима).

2. Что является первоосновой мира?

Что принимали за первоначало («архе») следующие философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит, Пифагор?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Решитезадачу:навопрос,сколькоу Пифагораучеников,мыслительответилтак:«Половина моихучеников изучаетматематику,одна четвертая– природу,одна седьмая проводитвремяв молчаливомразмышлении, остальную часть составляюттридевы».

Сколькоучеников былоу Пифагора?

4. Впишите представителей указанных школ

Милетская школа-

………………………………………………………………........................................................................

Элейская школа

……………………….. …………………………………....................................................................

Эфесская школа ----

…………………………….. ..............................................................................................................

4. определите авторов и прокомментируйте слова философов:

«Многознание уму не научит»___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«все течет, все изменяется»_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой».____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Глупым лучше повиноваться, чем повелевать»._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости»._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не из друзей врагами»__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Заполните таблицу «Античная философия»

Этап Основной философский интерес  
   
     
  Материальная субстанция (………… и др.)  
  Атомы + пустота (…….и др.)  
…………………. Числа (…………………………и др.)  
     
  Идеи (………………особенно Платон и др.)  
  Форма (…………………и др.)  
Интеллектуализм    
     
  Самодостаточность человека (…………)  
  Счастье человека как наслаждение (………………)  
…………………… Человек и его космическая судьба (…………….)  
  Мудрое молчание (………………………)  
     
  Иерархия:  
  Единое – ………… – Мировой Ум – …………... - Материя  
Неоплатонизм    

Наши рекомендации