Конспект лекций по структуре музыкального языка. Преподаватель Шитикова Раиса Григорьевна.
Конспект лекций по структуре музыкального языка. Преподаватель Шитикова Раиса Григорьевна.
1. Понятие музыкального языка и структуры……………………………..стр.1
2. Понятие музыкальная форма…………………………………………….стр.4
3. Стиль………………………………………………………………………стр.5
4. Форма организации музыкальной ткани (склад и фактура)…………...стр.6
5. Жанр……………………………………………………………………….стр.8
6. Метроритмическая организация………………………………………....стр.8
7. Мелодия (звуковысотная организация музыки)…………………….....стр.10
8. Система логической организации музыки (лад, тональность)……......стр.13
9. Вертикальная организация музыки (аккорд)……………………….......стр.15
К экзамену:
Анализ.
1. Стилистическая принадлежность, жанр, контуры формы, её грани.
2. Исходный тематический комплекс (жанровые истоки темы, определить её склад и фактуру, охарактеризовать её особенности – ритм, аккорды).
3. Подтвердить свою аналитическую идею.
Секвенции:
1. II7-VII65-V34-I (начало-II43;II2;II65);
2. II7-V43-I / II7-V65-I / VII65-V43-I;
3. I-VI-IV-II-V;
4. V9-VI;
Играть по тональностям I степени родства «вверх» и « вниз», на заданный интервал.
Список литературы:
1. Анализ вокальных произведений. Л.,1988.
2. Берштадская. Нетрадиционные формы письменных работ по гармонии в консерватории,2-е изд.,2003.
3. Теория музыки / под редакцией Т.С. Бетшадской, СПб.,2003.
4. Мазель Л.А., Вопросы анализа музыки, М.,1978.(Анализ этюдов).
5. Мазель Л.А., Цуккерман, Анализ музыкальных произведений: элементы музыи и методика анализа малых форм, М., 1967. (Анализ этюдов).
6. Холопова В.Н., Музыка как вид искусства, СПб.,2000.
7. Холопова В.Н., Теория музыки, СПб.,2002.
8. Цуккерман, Анализ музыкальных произведений. Общие принципы и образования. Простые формы, М.,1980.
I. Понятие музыкального языка и структуры
Список литературы:
1. Денисов А.В., Музыкальный язык: структура и функции, СПб.,2003.
2. Кон Ю.Г., Избранные статьи о музыкальном языке, СПБ., 1994.
3. Кон Ю.Г., К вопросу о понятии музыкальный язык // От Люли до наших дней, М., 1967.
4. Очертовская Н.Л., об отражении действий в музыке: к вопросу содержания и формы в музыке, Л., 1979.
5. Гой Перштейн, Музыкальный язык, М., 1974.
6. Мазель Л.А., Вопросы анализа музыки,1 глава, М.,1978.
7. Бонфельд, Музыка: язык, речь, мышление, СПб., 2002.
Содержание искусства
В филосовско-эстетическом смысле содержание – это основа явления или процесса, определяющее его сущность.
В искусствесодержанием называется то, о чем повествуется, о чем излагается.
Содержание произведения искусства – это заключающееся в нем духовное наполнение, духовный смысл, духовная информация. Материальное воплощение этой информации (в слове, цвете и т.д...) обозначается понятием – форма.
Содержание произведения заключается в нем самом, есть смысл его формы.
Точки зрения - что является содержанием в музыке:
1. Содержание –отражение реальной действительности идей, чувств, настроений в муз.произведении, в его художественных звуковых образах.
2. Содержание –художественно интонационные образы, т.е. запечатленные в осмысленных звучаниях (интонационных), результаты отражения, преобразования и эстетической оценки объективной реальности в сознании музыканта.
3. Музыка – (всецело интонационное искусство) искусство интонирования смысла. Содержанием будет вся звучащая ткань произведения. (Асафьев).
Холопова выделяет 8 уровней содержания в музыке:
1. Содержание музыки в целом.
2. Содержание идей исторической эпохи (передает идеи эпохи).
3. Содержание идей национальной художественной школы (франц.,русск., и т.д.…)
4. Уровень жанра и муз.формы.
5. Индивидуальное композиторское творчество.
6. Индивидуальный замысел композитора и его художественная идея.
7. исполнительская трактовка произведения, его трактовка в музыковедческом анализе
8. произведение в индивидуально-слушательном восприятии
В содержании есть эмоции и технологические моменты.
Образ
В философии под образомпонимается результат познавательной деятельности субъекта.
Два уровня:
1) на чувственной ступени познания образами являются: ощущения, восприятие, представления.
2) на уровне мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Образ объективен по своему источнику и субъективен по форме, по способу существования.
Специфической формой являетсяхудожественный образ – это обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.
Худ. образ является всеобщей категорией художественного творчества. Худ.образ уникален и не повторим, то есть одна и та же тема и проблема могут быть воплощены разными образами, и результат будет разным. Внутренне строение художественного образа существенно различается в разных видах искусства, в зависимости от материала дифференцируется словесный, звуковой, пластический и пантомимический образ. С точки зрения пространственно-временной характеристики выделяютстатический и динамический образ.
Проблемой образа занимается наука семиотика (о знаках и системах). Образ рассматривается в качестве знака. Образы, которые содержат изобразительные черты (иконические) – художественное творчество; образы, создающие эмоциональное напряжение – музыкальное творчество.
Музыкальный образ специфичен – музыка не в состоянии воспроизводить конкретные понятия. Музыкальный образ передает те чувства, которые вызваны какими-либо событиями. Образ передает эмоциональное состояние (пасифик 231 Онегера).
Язык
Язык – это система знаков, которая служит средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира и, он является специфическим социальным средством хранения и передачи информации.
Существуют разные точки зрения возникновения языка. Академическая – язык возник одновременно с появлением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Биологическими предпосылками являлись сложные звуковые формы сигнализации, которые существуют у высших животных. Лишь с появлением труда появляется вторая речевая сигнальная система. К этому времени относятся зарождение музыкального языка.
Ряд ученых пытается доказать, что язык существует и у животных.
Язык, в том числе и музыкальный, тесно связан с мышлением, то есть мышление развивается на базе языка.
Основу вербального (словесного) языка составляет грамматический строй языка и основной словарный фонд (весь запас слов и сочетание слов).
Единицы вербального языка – слова, сочетания слов, морфемы, фонема и др.…Единица музыкального языка – мелодический рисунок, звуковысотность мелодий, склад, фактура, гармония, полифония, тембр, регистр, динамика, исполнительские штрихи, темп, ритм.
Единица языка различается по объему:
1) Динамика и тембр – простейшие элементы;
2)Мелодический рисунок и фактура – более сложные явления;
3) Лад и склад, монодия, гармония, полифония – высоко-организованная система.
Структура
Структура (с латинского «расположение, порядок, связь») – это прочная относительно устойчивая связь элементов сторон какого-либо явления. Всегда остается устойчивой.
В литературе:
- система – все множество проявлений объекта;
- структура – то, что остается неизменным при различных преобразованиях системы.
- организация – включает в себя и структурные и динамические характеристики.
В музыкальных текстах структура отождествляется с формой.
II.ФОРМА
Список литературы:
- Асафьев «Музыкальная форма как процесс»;
- Бобровский «Функциональные основы музыкальной формы»;
- Мазель «Строение музыкальных произведений»;
- Ручьевская «Функции музыкальной темы»;
- Соколов «Музыкальная композиция XX века, диалектика творчества»;
- Соколов «Введение в музыкальную композицию XX века».
- Тюлин, Берштатская и другие «Музыкальная форма»;
- Холопова «Музыкальный тематизм»
- Холопова «Музыка, как вид искусства».
Форма(от лат. вид, фигура, красота, облик, образ, очертание ). В философии, эстетики и искусстве форма - способ существования и выражения содержания. Термин «форма» употребляется для обозначения внутренней организации содержания.
Отношение содержания и формы характеризуется единством, при этом содержание представляет подвижную динамическую сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предметов.
В музыке термин форма применяется в различных значениях:
1. Тип композиций, определяющий композиционный план произведения;
2. Звуковая реализация содержания, целостная организация элементов музыки, то есть то, как и чем выражается содержание музыки. В данном значении форма – это стилистически и жанрово детерминированный комплекс музыки, определенное их сочетание и их взаимодействие;
3. Понятие «форма» - означает эстетический порядок в музыкальной композиции.
Каждая муз. форма имеет две стороны:
1. Архитектоническая или кристаллическая (то есть незыблемое конструкция, устойчивое образование, каркас формы);
2. Процессуально динамическая (следим за формой как за развивающимся организмом, процесс развития (Курт, Асафьев));
Процесс развития или то, что происходит в муз. произведении обозначается понятием – формообразования.Основополагающим является тождество и контраст.
Три формообразующих принципа:
1. Cопоставление – предполагает наличие самостоятельных уравновешенных в тональном и структурном отношении структурно замкнутых разделов. Между разделами нет связок или переходов;
2. Cвязанное развитие – предполагает наличие связки, перехода к новому материалу, характеризуется неуравновешенностью, разомкнутостью построения, тональной неустойчивостью;
3. Динамическое сопряжение (термин Тюллина) – означает связанное развитие, усиленное до той степени, когда возникают новые качества соотношения материала и разделов формы (сонатная форма).
По образному значению роли в формообразовании различают рельефный и фоновый музыкальный материал:
1. Рельефом служит индивидуализированный, обращающий на себя внимание, запоминающийся тематический материал. Всегда выступает на первый план в процессе развития;
2. Фономслужат общие формы движения. Он всегда на втором плане и имеет вспомогательное значение.
Соотношение рельефа и фона двоякое: 1) вертикальное – то есть одновременно . 2) горизонтальное – то есть последование.
Функции материала формообразования:
1. Основной.Имеет ведущее выразительное значение, наделен яркой индивидуальной образностью;
2. Подготовляющий. Вызывает ожидание нового материала. Предвещает его появление и готовит для него почву.
3. Завершающий. Подводят итог развития, утверждает и закрепляет его в тональном соотношении.
Основной материал, как правило, является музыкальной темой.
Музыкальная тема -элемент структуры текста, репрезентирующий данное представление и являющийся объектом развития.
Типы развития тематизма:
- Экспозиционный. Первоначально показывает тематический материал, характерно сдержанное, экономное использование выразительных средств.
- Продолженное развитие.Новая фраза высказывания, преобразования музыкальной мысли может идти несколькими путями: 1) переизложение (отличается деталями); 2) тема идет по новому пути при связи с исходным материалом; 3) разработочное развитие (существенное преобразование тематического материала): дробление, вычленение, секвенционное, ладотональное, имитационное проведение, контрапунктическое сочетание тем, полифоническое усложнение тематизма.
III.СТИЛЬ
Список литературы:
1. Лобанова «муз. стиль и жанр. История и современность».
2. Михайлов «стиль в музыке», «этюды о стиле в музыке»
3. Назайкинский «Стиль и жанр в музыке»;
4. Скребков «Художественные принципы в муз. стиле».
Стиль – (от франц., греч. палочка для письма) – совокупность признаков, характерных искусству определенного времени, направления или индивидуальной манеры или стиль художественный в отношении содержаний формы.
Современная наука рассматривает стиль в соотнесении процессов восприятия и творчества, и определяют его как относительно устойчивую систему норм мышления. Стиль внутренне противоречив, с одной стороны нормы, которые характеризуют стилевую систему - относительно устойчивы, но при этом допускают значительное многообразие их частных реализаций в творчестве. С другой стороны, потенциал этого многообразия не безграничен, ибо закономерности, определяющие единство целостности стилевой системе создают некоторые ограничения даже для наиболее новаторских устремлений композитора. При этом надо помнить, что устойчивость целевых норм тоже относительна, поскольку стиль находится в движении, в развитии, то есть частичное нарушение этих норм в отдельном произведении подтачивают целостность стилевой системы, количество ненормативных элементов возрастает, и появляется качественно новая система.
Стиль отражает закономерности мышления, и они фиксируют стилевые признаки (это общие закономерности и нормы, лежащие в основе музыкального мышления коллективного и индивидуального).
Стилистические признаки в муз. явлении:
- Система логической организации муз. материала(с использованием модальных тех. (лады народной музыки , кластеры …));
- Склад и фактура;
- Принципы развития муз. материала и закономерности формообразования;
- Ритм, метр, динамика, тембр, жанр;
Типовые закономерности зачина и завершение муз. произведения. Стиль не является однородным. Разные уровни:
- Индивидуальный стиль;
- Стиль направления, течения, школы;
- Исторический эпохальный;
- Национальный;
V.ЖАНР
Список литературы:
- Лобанова «Муз. стиль и жанр. История и современность»
- Назайкинский «Стиль и жанр в музыке»
- Соколов «Морфологическая система музыки и ее жудожественные жанры»
- Сохар Эстетическая природа жанра в музыке
- Цуккерман «Муз. жанры и основы муз. форм»
Жанр(от фран.и лат «вид» и «род»).
Жанр характеризует исторически роды и виды произведения искусства в связи с их происхождением, жизненным назначением, способом и условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержаний и формы.
Жанры различаются по способу исполнения:
- Вокальные(сольные, хоровые, acapella);
- Вокально-инструментальные(камерные, крупные);
- Инструментальные(сольные, оркестровые);
Различают синтетический жанр – муз.театр (опера и балет)
По направлению содержания бывают драматические, лирические, эпические.
I. Внемузыкальные прообразы:
1. Звукоизобразительность (пение птиц, пейзажи моря, шелест листьев);
2. Имитация различных движений;
3. Речевая интонация;
4. Национальные особенности речи;
5. Особенности характера речи в голосе;
6. Пространственные ассоциации (приближение, растаивание);
7. Ритмический эффект периодичности;
II. Музпрообразы:
- Интонационные прообразы (ходы на различные интервалы, фанфары);
- Жанровые прообразы: а) первичные –сформировались и функционируют в быту (песни, танцы – вальс Мазурка, Полька; сюиты - буре, пассакалия, жига, сарабанда; гавот, полонез, болеро, сицилиана, тарантелла); б) вторичные -сформировались в композиторском творчестве (прелюдия, ноктюрн, баркарола);
Структура мелодии
Мелодия – сложное комплексное средство, кот-е вбирает в себя ладогармонические явления (лад, тональность, интервал, метр, ритм, синтаксис, жанр, динамика, штрихи, тембровая окраска, особенно фактура). Эти элементы принадлежат мелодии и представляют собой отдельные образования. Только звуковысотная линия принадлежит к мелодии. В анализе структуры необходимо обращать внимание на речевые подъемы и спады.
Единство и определенность приводит к притяжению звукового потока к четко фиксированной опорной точки – мелодическая тоника. В мелодии несколько устоев. Специфическое средство мелодии – ход секунд, обр, мелодический строй. Древнейшей моделью мелодии является нисходящая линия (первичная – Шепкер, ведущая опорная ).
Мелодия – украшение (Мелизматика, движение по аккордам).
Эволюция мелодии
Совпадает с основными этапами истории музыки:
1. Первая типологическая модель формируется в народном творчестве + в фольклоре (диатоника, поступенное движение). В русской мелодии ход по звукам аккордов, квадратность, четкая, мотивное членение;
2. В древнем Востоке опирается на принцип лада модели. Лад – модель многократно повторяемый структурный остов. Это звукоряд нисходящий, кот-й является моделью для построения композиции.
В индии – «рага», «макам, мукам, мугам» - в арабо-персидской культуре;
3. Мелодия античности. Базируется на богатейшей ладовой культуре. Существует понятие рода: 1) хроматический (1/2 тона и 2 полутона); 2) диатонический (тон – тон - полутон); 3) гармонический (два тона –два ¼ тона).
Количество интервалов неизменное. Линия имеет нисходящую направленность. Мелодия зависит от слова и телодвижения. Большую роль играет ритм, кот-й регулирует порядок временных отношений.
- Григорианский хорал. Христианско-литургическое назначение. Мелодия противопоставляется античной мелодии. Имеет предельное отречение от телесно-двигательных элементов, сосредоточенность на смысле слова, погружение в созерцание. Отсутствует действенное начало. Ладовая основа – церковные тоны (лады народной музыки). Линия мелодии имеет уравновешенный характер, часто встречаются аркообразные построения. Ритмика не фиксируется , ибо зависит от текстового ритма. Соотношение текста и музыки: 1) речитация, псалмодирование; 2) пение
- Мелодика полифонических школ эпохи Возрождения. Связанна с григор. хоралом, но отличается образным содержанием, обусловленным эстетикой гуманизма. Живет в условиях многоголосиях. Ладовой основной являются те же 8 церковных тонов + эолийский, ионийский. Мелодия опирается на диатонику. Вводнотоновость. Мелодия миниатюрна, не нуждается в гармонической опоре, допускается любые контрапункты, общий контур мелодий – парящий, волнообразный, без экспрессивных нагнетаний, безкульминационный. Стабильная ритмическая организация. Запрещаются повторения. Главная цель – разнообразие, следовательно, непрерывное обновление исключает метрическую и структурную симметрию, периодичность, квадратность.
- Мелодика древнерусского певческого искусства. Ладовой основой является обиходный звукоряд. Ряд – G-A-H-C-D-E-F-G-B-C1-R2- не октавный, а квартовый. Состоит из 4-х согласий, одинаковой структуры. (Четыре ионийских тетрахорда, соединенных слитным способом, нижний звук верхнего становится верхним). Мелодии классифицируются по принадлежности по одному из 8 гласов. Глас– совокупность определенных попевок (погласиц). Обычно их несколько десятков в каждом гласе и группируются по две, по три попевки (вокруг мелодической тоники). Мелодия характеризуется плавностью, преобладают поступенное движение, избегаются скачки, хотя иногда встречаются ходы на четыре, три. Мелодика вокально одноголосна. Музыкальный ритм определяется текстом. Мелодия в целом – вариантная разработка попевок, характерен принцип неповторности.
- Европейская мелодика XVII+XIII живет в условиях многоголосной ткани. Ладовая основа – мажоро-минорная система. В анализе различают структурные уровни: 1)линиарноэнергетический –подъемы и спады, конструктивный секундный остов; 2) метро-ритмический – синтаксис, расчлененность мелодии; 3) ладовый – мелодия основывается на тональнофункциональных связях. Тесно связана с гармонией. Мелодия – горизонтальная проекция гармонии. Мелодика этого типа прошла ряд историко-стилистических стадий: 1) барокко; 2) рококо; 3) венский классицизм; 4) романтизм.
Общность представлена:
1. связь интонации с бытовой сферой народной музыки;
2. значение ритма, танца и марша;
3. формообразующая роль метра и ритма;
4. сложная метро-ритмическая организация;
5. метро-ритмическая повторность;
6. квадратность как строение как структурный ориентир.
7. появление в мелодии гармонических функиций
8. Мелодия XX-XXI века. Отличается необычной разнообразностью. В качестве истока: 1) архаические слои народной музыки; 2) мелодическая внеевропейской музыкальной культуры.; 3) джаз; 4) массовые жанры.
В качестве ладовой основы:
1. современная тональность;
2. новомодальность (возрождение модальной музыки эпохи Средневековья);
3. сериальная (серийная основа, 12ти тоновая); Серия – ряд неповторяемых звуков. Если этих звуков 12, то имеем додекафонию.ю 4. нет общих признаков
5. не можем говорить о мелодии в традиционном понимании.
Лад. Тональность.
Литература:
1. Дьячкова «Гармония в музыке XX века»
2. Милка «теоретические» основы функциональности в музыке;
3. Паисов «политональность в творчестве в советских и зарубежных композиторах»;
4. тиуау3Ретий «Тональность в современной музыки»;
5. такТттт Тараканов «Новая тональность в музыке XX веке»;
Лад –в эстетическом смысле приятная для слуха ррррррсогласованность между звуками высотной системы.
В музыкально-теоритическом смысле лад - системность высотных связей, объединенных центральным звуком или звучанием, а также конкретная звуковая система обычно в виде звукоряда.
Иногда понятие лада употребляется не совсем корректно (лад мажорного наклонения). Иногда употребляется вместо звукоряда.
Три аспекта сущности лада:
1. эстетический(обеспечивает слажанность и красоту);
2. логический (обеспечивает упорядочение звукового материала, связь между звуками системы. Именно он фиксирует внимание на тяготении неустоя в устой).
3. звуковой или интонационный. Весьма подробно разрабатывается в «интонации» Асафьева. Он исходит из того, что звуковой материал определяет конкретные исторические условия бытования музыки, ее содержания, форма музицирования. Трактует ладовые формы как отражение исторически детерминированного сознания музыки.
Лад – интонационный комплекс, связанный с мировоззрением своего времени. Так средневековые лада отражают сознание эпохи (замкнутость, застылось) система мажор/минор выражает динамизм. Музыкальное сознание нового времени. Согласно Астафьеву лад фиксирует, обобщает, свойственный каждому периоду интонационный словарь эпохи. Интонационный словарь – сумма музыки, прочно осевшей в сознании.
Кризис – обновление звукового материала и общей структуры лада.
Астафьев анализирует два интонационных кризиса:
- Рубеж 16-17 столетия (на смену полифонии приходит гармония), кризис модальности.
- Рубеж 19-20 века
Этапы эволюции ладообразования
Явление лада – различают устой и неустой.
Исторические типы лада:
- Опевание тона – устой, притягивающий звуковой поток, этнич.гр.
- Моногический лад – с развитым и определенным и мелодическим звукорядом. Сложная и модальная система с ней связана средне европейский хорал, древнерусская певческое искусство
- Гармоническая тональность европейской музыки Нового времени.
- XX век – возраждая все предыдущие исторические типы рождает и новые, отличные от предыдущих, проявляются в серийной электронной сонорной музыке.
Классификация ладов
- Экмелика (внемелодичность) – система, в которой звуки не имеют определенной высоты , используются как прием в более развитых систем.
- Классификация по признаку наличия или отсутствия полутоновых тяготений:
Ангемитоника –лады без полутоновых тяготений (целотоновый звукоряд, трихорды, пентатоника). Связаны с древней культурой Азии, Африки и Европы.
Гемиотика – лады с полутоновыми тяготениями (звукоряды, в которых ступени не образуют с тоникой в уменьшенных и увеличенных интервалах. Звукоряды, в которых ступени образуют с тоникой уменьшенные или увеличенные интервалы);
- Различают диатонику, хроматику, микрохроматику.
Диатоника – семиступенная система, в которой тоны могут быть расположены по чистым квинтам. Образцы диатоники – древнегреческие лады, церковные лады, лады европейской музыки эпохи возрождения, лады народной музыки, лады мажоро-минорной системы безхроматизации.
Диатоника: 1) неполная (меньше семи ступеней, шести ступенный гексахорд); 2) полная;3) состовная(русский обиход); 4)условная(включает лады с увеличенными секундами); 5)в современной теории музыки определяется диатоника из функции. Диатонический звукоряд состоит из тонов , каждый из которых представляет собой самостоятельную ступень лада. Совокупность основных ступеней лада. Диатонический звукоряд может включать различное количество тонов, отстоящих друг от друга на любой интервал.
Хроматика– имеет в качестве специфического признака последовательность двух или более полутонов подряд. Используется и в мелодическом и гармоническом контексте. Микрохроматика– связана с применением интервалов неравных полутонам.
- По объему (равен или не совпадает): 1) монотоникальные (одна тоника) – мелодические лады; 2) октавные (звукоряд и функциональное значение ладов полностью повторяется во всех октавах). Эти лады используются в инструментальной музыке.
Стабильные монодические лады: гиполад– тоника в середине звукоряда
Тональность – иерархически централизованная система функциоанльно-дифференцированных высотных связей. Единство лада и тональности – ладотональность. В более узком специфическом смысле – это система функ.диффер. высотных связей иерархически централизованных на основе консонизирующих трезвучий, т.е. гарм. тон. кот. хар. для классикогармонических тональностей XII-IX века.
(Знать параллельные однотерцовые тональности).
Классический вид тональности (признаки):
1) центром является консонированное трезвучие;
2) ладовая основа – мажор/минор;
3) структура лада на трех функциях T,S,Д.
4) смена гармонии внутри тональности на основе тяготения к тонике.
5) крупные формы строются на основе модуляционной технике.
Аккорд
Аккорд - одновременное сочетание нескольких звуков. Вертикальный комплекс, кот-й состоит из не менее трех звуков. Выдающиеся признаки: 1) одновременность; 2) терцовое строение; 3) трехзвучный минимум.
Традиционная структура исходит из форм признаков.
Аккорд –комплекс тонов, представляет собой логическую дифференцированную конструктивную целостную единицу музыкальной ткани ( Берштатская). Важный признак – целостность, отчлененность от основных аккордов муз.ткани (реальная или подразумевающаяся).
Аккорд –элемент многоголосия состоит не мене из 2 двух звуков. Интервальная система может быть различной. Терцовость – частный случай строения аккорда. Основой учения об аккордах послужило открытие обертонового ряда (Рамо «трактат о гармонии»).
Наиболее активное воздействие на формализацию аккордового мышления оказала нижняя наиболее слышимая часть ряда. Поэтому с 1-го по 6-й - конструктивные обертона, а верхние – окрашивающие. Целый ряд закономерности гармонии обусловлен строением обертонового лада, а именно: 1) 4-х голосие; 2) тенденции изложения голосов вверх и от смещения баса. 3) удвоение основных и квинтовых тонов.
Именно структура нижней части ряда дает нам терцовую вертикаль. Эволюция музыкального языка совпадает с усвоением обертонового ряда. Первоначальная форма одноголосия с октавным удвоением.
По структуре выделяется два вида аккорда:
1) аккорд терцового строения;
2) аккорд нетерцового строения:
а) образуется за счет видоизменения аккорда терцовой структуры (пропуски тонов, включение в аккорды чуждых ему тонов – побочные тоны:
1) замененные побочные тоны, включающиеся вместо пропущенного тона терцовой структуры;
2) внедрение побочного тона;
б) собственно нетерцовые аккорды:
1) вертикаль по принципу избранного удержания интервалики;
2) тематическая или мелодическая гармония (тоны в мелодической структуры определяются интервалами мелодическими линиями).
3)аккорд организуется по принципу симметрии.
Кластер - от анг. Гроздь, пучок.
Ладовая функция
2. Фоническая функция. Фонизм – звуковая окраска, тембр аккорда. Фонизмом обладает каждый аккорд, ибо фон.эфект обусловлен интервальной, формой изложения, расположением, удвоениями, регистром, динамикой.
3. Красочность. Не всякий аккрод обладает красочностью. Соотношение ладовой и фонической функцией подчиняется обратной в обратно пропорциональной зависимости, чем ярче активнее ладовая роль аккорда, тем меньше фиксируется внимание на его фонической стороне, и наоборот. Тенденция развития муз. мышления связана с постепенным усилением тембральной стороны гармонии и ослаблением ладово-функциональный тяготений.
Конспект лекций по структуре музыкального языка. Преподаватель Шитикова Раиса Григорьевна.
1. Понятие музыкального языка и структуры……………………………..стр.1
2. Понятие музыкальная форма…………………………………………….стр.4
3. Стиль………………………………………………………………………стр.5
4. Форма организации музыкальной ткани (склад и фактура)…………...стр.6
5. Жанр……………………………………………………………………….стр.8
6. Метроритмическая организация………………………………………....стр.8
7. Мелодия (звуковысотная организация музыки)…………………….....стр.10
8. Система логической организации музыки (лад, тональность)……......стр.13
9. Вертикальная организация музыки (аккорд)……………………….......стр.15
К экзамену:
Анализ.
1. Стилистическая принадлежность, жанр, контуры формы, её грани.
2. Исходный тематический комплекс (жанровые истоки темы, определить её склад и фактуру, охарактеризовать её особенности – ритм, аккорды).
3. Подтвердить свою аналитическую идею.
Секвенции:
1. II7-VII65-V34-I (начало-II43;II2;II65);
2. II7-V43-I / II7-V65-I / VII65-V43-I;
3. I-VI-IV-II-V;
4. V9-VI;
Играть по тональностям I степени родства «вверх» и « вниз», на заданный интервал.
Список литературы:
1. Анализ вокальных произведений. Л.,1988.
2. Берштадская. Нетрадиционные формы письменных работ по гармонии в консерватории,2-е изд.,2003.
3. Теория музыки / под редакцией Т.С. Бетшадской, СПб.,2003.
4. Мазель Л.А., Вопросы анализа музыки, М.,1978.(Анализ этюдов).
5. Мазель Л.А., Цуккерман, Анализ музыкальных произведений: элементы музыи и методика анализа малых форм, М., 1967. (Анализ этюдов).
6. Холопова В.Н., Музыка как вид искусства, СПб.,2000.
7. Холопова В.Н., Теория музыки, СПб.,2002.
8. Цуккерман, Анализ музыкальных произведений. Общие принципы и образования. Простые формы, М.,1980.