Конспект лекций по судоустройству

СУДОУСТРОЙСТВО

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Минск 2011

Конспект лекций по судоустройству

Тема 1

ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СУДОУСТРОЙСТВО»

1.1. Предмет, система и значение курса «Судоустройство». Его соотношение с другими юридическими дисциплинами.

1.2. Правоохранительная деятельность: понятие, признаки и основные направления (функции).

1.3. Суд, правоохранительные органы и органы юстиции.

1.4. Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь.

1.5. Правовые источники курса «Судоустройство».

1.1. Предмет, система и значение курса «Судоустройство». Его соотношение с другими юридическими дисциплинами

Обеспечение законности и правопорядка в стране, борьба с преступлениями и другими правонарушениями, охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных организаций, общественных объединений и иных участников правоотношений составляет одну из главных функций государства (правоохранительную функцию). Правоохранительная функция в Республике Беларусь, как и в любом другом государстве, реализуется посредством деятельности судов и правоохранительных органов.

Система, состав, структура, порядок образования, история учреждения судов и правоохранительных органов Республики Беларусь, а также ряда государств ближнего и дальнего зарубежья, правовые основы их организации и деятельности, задачи, функции, компетенция, формы и методы работы, правовой статус работников соответствующих органов освещаются в курсе (дисциплине) «Судоустройство». Приведенные компоненты составляют предмет курса «Судоустройство,).

Таким образом, дисциплина «Судоустройство» - это учебный курс, изучающий теорию судебной и правоохранительной деятельности государства, организацию, компетенцию и деятельность судов и правоохранительных органов Республики Беларусь и зарубежных государств.

Система курса «Судоустройство» традиционно подразделяется на три части: общую, особенную и специальную. В общей части приводятся сведения об основополагающих вопросах и понятиях курса (о предмете и системе курса «Судоустройство», О правовых источниках курса, о правоохранительной деятельности, о суде и судебной власти, о правоохранительных органах и органах юстиции, о правосудии, о конституционных основах судебной власти и т.д.). В особенной части подробно, в виде отдельных тем излагается современная организация и деятельность суда и конкретных правоохранительных органов Республики Беларусь, а также история их образования и развития. Специальная часть посвящена вопросам устройства судов и правоохранительных органов зарубежных государств.

Основное значение дисциплины «Судоустройство» проявляется в том, что она является необходимым вводным курсом, предваряющим изучение студентами других юридических наук (гражданский процесс, уголовный процесс, прокурорский надзор и др.). Во-вторых, дисциплина «Судоустройство» способствует овладению юридическим языком и юридической терминологией. В-третьих, - прививает навыки работы с нормативными правовыми актами.

«Судоустройство», являясь частью общей системы подготовки юридических кадров, находится в тесной связи и взаимодействии с другими учебными дисциплинами. Прежде всего это относится к дисциплине «Конституционное право», которая наряду с другими вопросами освещает место и роль судебной власти, суда и правоохранительных органов в системе государственной власти и государственного аппарата.

Связь курса «Судоустройство» с курсом «Административное право» определяется тем, что последний изучает исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти государства. К этим органам относится и часть правоохранительных органов (Министерство юстиции, Министерство внутренних дел и др.).

Весьма тесна связь курса «Судоустройство» с дисциплинами «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Хозяйственный процесс», «Прокурорский надзор». Эти дисциплины объединяет прежде всего предмет изучения - правовые нормы, регулирующие деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного расследования и других правоохранительных органов при предварительном расследовании уголовных дел и их рассмотрении и разрешении в суде, при рассмотрении и разрешении гражданских и хозяйственных дел, при осуществлении прокурорского надзора.

Определенная связь существует между курсом «Судоустройство» и курсами «Общая теория государства и права», «История государства и права Беларуси». Это обусловлено тем, что изучение многих вопросов организации и деятельности суда и правоохранительных ор­ганов, истории их становления и развития требует от студентов общетеоретических и исторических знаний.

Тема 2

Понятие судебной власти

Формирование понятия судебной власти тесно связано с длительным процессом разработки концепции разделения государственной власти в обществе на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Элементы данной теории встречаются уже в работах Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и др. В классическом же виде теория разделения власти полностью сформировалась в 18 столетии. У ее истоков стоял Д. Локк - английский философ и политический деятель. Д. Локк не выделял в качестве самостоятельной ветви судебную ветвь власти и считал, что существует законодательная, исполнительная и федеративная власти. Первым на три общепризнанных вида власти (законодательную, исполнительную и судебную) указал французский просветитель, правовед и философ Ш.Л. Монтескье. Концепция разделения власти получила закрепление в конституциях большинства современных государств.

На белорусских землях термин «судебная власть» был введен статутами Великого княжества Литовского в 16 веке. Затем он применялся в Судебных уставах 1864 г. и широко употреблялся в дореволюционном законодательстве и юридической литературе. В советский период идея разделения власти была отвергнута. И лишь в перестроечные годы начало проявляться более серьезное отношение к концепции разделения власти.

В современном белорусском законодательстве термин «судебная власть» впервые появился в Декларации от 27 июня 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» (ст. 7) и Законе от 27 февраля 1991 г. «Об основных принципах народовластия» (ст.7).

На конституционном уровне норма о разделении властей была закреплена в ст. 6 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. Такое же правило содержится и в действующей редакции Конституции Республики Беларусь (ст. 6).

Термин «судебная власть» используется во многих действующих нормативных правовых источниках. В частности, в ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей значится, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом. Она осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Однако в законодательстве отсутствует легальное его определение. В учебной и научной литературе по этому поводу представлены различные суждения и подходы. Большинство авторов определяют данное понятие через категории «суд», «правосудие», «судебная система».

При даче определения судебной власти следует исходить из содержания и субъектов судебной власти. Представителями судебной власти являются только суды. Содержание судебной власти составляют такие элементы, как:

1) осуществление судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве;

2) деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебном заседании правовых конфликтов (правосудие);

3) обеспечение исполнения судебных решений (в частности, в форме деятельности судебных исполнителей);

4) разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

5) участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества в их деятельности;

6) аналитическая и организационная работа;

7) осуществление иных функций, входящих в компетенцию суда.

С учетом изложенного, судебную власть можно определить как совокупность предоставленных судам полномочий по осуществлению правосудия и возложенных законодательством на суды иных функций.

Символы суде6нон власти

Символами судебной власти являются Государственный герб Республики Беларусь, Государственный флаг Республики Беларусь и судейские мантии. На зданиях Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, в служебных кабинетах судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, в помещениях заседаний Конституционного Суда Республики Беларусь, в залах судебных заседаний общих и хозяйственных судов Рес­публики Беларусь устанавливается Государственный флаг Республики Беларусь, а также помещается изображение Государственного герба Республики Беларусь (ст. 15 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

Тема 3

Презумпция невиновности

Принцип презумпции невиновности в той или иной мере находит свое проявление во всех видах правосудия. Однако наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом, лицо считается невиновным в совершении преступления до того момента, пока его вина не будет в предусмотренном порядке доказана и установлена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда (ст. 26 Конституции). В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений (орга­нам уголовного преследования запрещается перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности; не устраненные сомнения в виновности обвиняемого трактуются в пользу его невиновности и т.д.).

Тема 4

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

Кандидаты на должность судей должны соответствовать ряду общих и специальных требований. Общие требования установлены ст.ст. 24 и 33 Закона от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» (отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей и др.).

Специальные требования содержатся в законодательстве о судоустройстве (Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей - ст.ст. 91, 94, 95).

Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначено (избрано) лицо, отвечающее следующим требованиям:

- должно иметь гражданство Республики Беларусь;

- должно владеть белорусским и русским языками;

- должно иметь высшее юридическое образование;

- должно являться высококвалифицированным специалистом в области права;

- как правило, иметь ученую степень;

- обладать высокими моральными качествами.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь - 70 лет. Судьи Конституционного Суда Республики Бе­ларусь назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок.

Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь:

- достигший 25-летнего возраста;

- владеющий белорусским и русским языками;

- имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист»;

- имеющий стаж работы по специальности не менее трех лет;

- не совершивший порочащих его поступков;

- сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Кроме того, кандидат на должность:

- судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

- судьи Верховного Суда Республики Беларусь (за исключением судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь не имеющего юридического образования) и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет; Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

- судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначается из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

- председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

- председателя, заместителя .председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

На должность судьи не может быть назначено (ст. 94 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей):

~ лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

- лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

- лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются:

- при Верховном Суде Республики Беларусь - для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей общих судов;

- при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь - для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей хозяйственных судов.

Персональный состав экзаменационных комиссий, порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов утверждаются соответственно Председателем Верховного Суда Республики Беларусь, Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Председателями экзаменационных комиссий являются соответственно один из заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а заместителями председателей экзаменационных комиссий - представители Министерства юстиции Республики Беларусь.

Подбор лиц, претендующих на занятие должности судей общих и хозяйственных судов, представление их кандидатур экзаменационным комиссиям осуществляются соответственно Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, Министерством юстиции Республики Беларусь.

Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение двух лет с момента его сдачи.

Заявление лица о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к кандидату в судьи, направляется в соответствующую квалификационную коллегию судей и рассматривается ею в течение одного месяца с момента подачи заявления на заседании квалификационной коллегии судей с участием лица, обратившегося с таким заявлением.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации в качестве кандидата в судьи или об отказе в регистрации в качестве кандидата в судьи, которое объявляется заявителю.

При наличии в суде вакантной должности судьи, квалификационная коллегия судей рекомендует зарегистрированного ею кандидата в судьи для назначения на вакантную должность судьи и прохождения специальной подготовки, о чем информирует Министерство юстиции Республики Беларусь.

Министерство юстиции Республики Беларусь направляет кандидата в судьи, рекомендованного квалификационной коллегией судей, для прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда. Специальная подготовка на должность судьи общего или хозяйственного суда включает обучение до одного года в специализированном учреждении образования с совмещенной стажировкой в одном из судов республики под руководством судьи, назначенного соответственно Председателем Верховного Суда Республики Беларусь или Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Условия и порядок прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда, а также ее программа определяются Министерством юстиции Республики Беларусь совместно соответственно с Верховным Судом Республики Беларусь или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь (см. к примеру, постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 11 мая 2007 г. № 32 «О специальной подготовке на должность судьи общего суда Республики Беларусь» ).

Судьи избираются (назначаются) на должность Президентом Республики Беларусь и Парламентом (см. пункт 3.10 темы 3). Впервые назначенные на должность судьи приносят присягу.

Права и обязанности судей

Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами (Уголовно-процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом, Хозяйственным процессу­альным кодексом и др.).

Судья также имеет право:

- требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

- запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан;

- судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь вправе присутствовать на открытых (по приглашениям - и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны:

- неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты; обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности; быть справедливыми и беспристрастными, строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

Неприкосновенность судей

Одной из гарантий независимости судей и народных заседателей является их неприкосновенность (ст. 87 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы:

- судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы;

- производство по уголовным делам в отношении судей и народных заседателей осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, за следующими исключениями:

• решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц, или же по факту совершенного преступления, принимается Генеральным прокурором Республики Беларусь или лицом, исполняющим его обязанности, с предварительного согласия должностного лица, назначившего судью (государственного органа, избравшего его);

• те же решения в отношении народного заседателя в период исполнения им своих обязанностей в суде, принимаются прокурором с предварительного согласия должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей;

• судьи, должность которых включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, не могут быть задержаны и иным образом лишены личной свободы без предварительного согласия Президента Республики Беларусь, за исключением случаев совершения измены государству либо задержания на месте совершения преступления;

• остальные судьи, а также народные заседатели не могут быть задержаны и иным образом лишены личной свободы без предварительного согласия соответственно должностного лица, назначившего судью (государственного органа, избравшего его), должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей, за исключением случаев совершения измены государству, иного особо тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления;

• о задержании судьи, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, немедленно сообщается Президенту Республики Беларусь;

• о задержании судьи Конституционного Суда Республики Беларусь сообщается Председателю Конституционного Суда Республики Беларусь или его заместителю;

• о задержании судей общих и хозяйственных судов сообщается соответственно Председателю Верховного Суда Республики Беларусь или Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а также в соответствующую квалификационную коллегию судей и Министерство юстиции Республики Беларусь;

• о задержании народного заседателя сообщается должностному лицу (органу), утвердившему списки народных заседателей;

- большинство оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей могут проводиться только с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности (при условии, если уголовное дело в отношении судьи не было возбуждено или судья не был привлечен в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления);

- судьи, народные заседатели не могут быть подвергнуты административному задержанию. В случае их задержания за совершение административного правонарушения и доставки в орган, ведущий административный процесс, они должны быть немедленно освобождены после установления личности.

Дисциплинарная ответственность судей

Основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности изложены в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (гл. 11 «Дисциплинарная ответственность судей общих и хозяйственных судов»).

В соответствии с Кодексом, судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:

- за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

- за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь;

- за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.

По общему правилу, отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления. Исключением являются случаи, когда судьей было преднамеренно вынесено незаконное судебное постановление.

Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее двух месяцев со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни и пребывания в отпуске) и не позднее шести месяцев со дня его совершения. Дисциплинарное производство в отношении судей возбуждается Президентом Республики Беларусь, председателями судов, Министром юстиции и руководителями органов юстиции.

К судье могут быть применены такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев, освобождение от должности.

Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь за совершение ими дисциплинарных проступков, за исключением проступков, выразившихся в несоблюдении судьями правил внутреннего трудового распорядка, осуществляется квалификационными коллегиями судей. Дисциплинарное производство за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка осуществляется председателями соответствующих судов в соответствии с Законодательством Республики Беларусь о труде.

По результатом рассмотрения дисциплинарного производства квалификационная коллегия судей принимает заключение, имеющее рекомендательный характер, о наличии оснований для:

- наложения дисциплинарного взыскания (в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии).

В этом случае материалы по результатам дисциплинарного производства направляются квалификационными коллегиями судей с их заключениями для принятия окончательного решения председателям соответствующих судов;

- понижения в квалификационном классе на срок до шести месяцев;

- освобождения судьи от должности.

При принятии подобного и вышеназванного решения соответствующая квалификационная коллегия судей направляет его вместе с материалами дисциплинарного производства лицам, уполномоченным вносить соответствующее представление Президенту Республики Беларусь о применении данных мер взыскания;

- прекращения дисциплинарного производства. По поступившим из квалификационных коллегий судей материалам о дисциплинарных производствах, председатели соответствующих судов принимают окончательное решение:

- о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии;

- о прекращении дисциплинарного производства.

Решение о наложении дисциплинарных взысканий в виде понижения судьи в квалификационном классе на срок до шести месяцев и освобождении судьи от должности принимается Президентом Республики Беларусь.

В течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания, судья является привлеченным к дисциплинарной ответственности. Возможно и досрочное снятие с судьи дисциплинарного взыскания.

Народные заседатели

Граждане принимают непосредственное участие в рассмотрении судами первой инстанции отдельных категорий уголовных дел в качестве народных заседателей. В таких случаях правосудие осуществляется коллегиально - в составе судьи и двух народных заседателей. Правовой статус народных заседателей регламентирован главой 15 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25-летнего возраста и владеющие белорусским и русским языками.

Не привлекаются к осуществлению правосудия лица:

- в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

- состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах;

- депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и органов государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления;

- священнослужители.

Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется соответствующими исполнительными комитетами сроком на пять лет. Списки составляются на основании списков граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Включение граждан Республики Беларусь в названные списки про­изводится с их согласия.

Народный заседатель привлекается к осуществлению правосудия на срок не более 21 дня в году. При исполнении обязанностей по осуществлению правосудия, народным заседателям предоставляются равные с профессиональными судьями права и обязанности.

Тема 5

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

5.1. Понятие судебной системы, ее звена и судебной инстанции.

5.2. Принципы построения судебной системы. Виды судов.

5.3. Становление и развитие судебной системы в Республике Беларусь.

Тема 6

Военные суды

Военные суды входят в судебную систему Республики Беларусь. Они являются судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах и других воинских формированиях государства.

Подсистему военных судов составляют межгарнизонные военные суды (низшее звено), Белорусский военный суд (среднее звено) и Военная коллегия Верховного Суда.

Военным судам подсудны:

- гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы (споры о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения и др.);

- уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего. Рассмотрение военными судами уголовных дел в отношении других лиц (за некоторыми исключениями) не допускается.

Межгарнизонные военные суды образуются не по территориальному принципу, а в зависимости от численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил и других воинских формирований. Военные суды учреждает Президент Республики Беларусь. В целом, состав и полномочия межгарнизонных военных судов полностью совпадают с составом и полномочиями районных (городских) судов.

Белорусский военный суд по своему правовому положению приравнен к областным (Минскому городскому) судам. Белорусский военный суд:

- рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела;

- может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке; осуществляет надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, оказывает им помощь в применении законодательства;

- изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Состав и структура Белорусского военного суда аналогичен составу областного (Минского городского) суда.

Подсистема военных судов замыкается на Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственные суды

Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений. Система хозяйственных судов двухзвенная. Ее составляют Высший Хозяйственный Суд и хозяйственные суды областей (хозяйственный суд г. Минска). В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.

Возглавляет систему хозяйственных судов Высший Хозяйственный Суд. Высший Хозяйственный Суд является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Высший Хозяйственный Суд:

- рассматривает в пределах своей компетенции дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений о конституционности нормативных правовых актов;

- изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

- осуществляет контроль за исполнением хозяйственными судами постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда;

- оказывает судьям хозяйственных судов помощь по применению законодательства;

- разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы, совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь осуществляет проверки хозяйственных судов в части их кадрового обеспечения;

- ведет и анализирует судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах;

- осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь - по их кадровому обеспечению и самостоятельно - по другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами;

- решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Высший Хозяйственный Суд состоит из председателя суда, первого заместителя и заместителей председателя, судей суда. Председатель суда назначается Президентом из числа судей Высшего Хозяйственного Суда с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на 5 лет. Первый заместитель и заместители председателя суда назначаются по представлению председателя суда Президентом из числа судей Высшего Хозяйственного Суда сроком на 5 лет.

В структурном плане суд действует в составе Пленума суда, Президиума суда, Кассационной коллегии суда, судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции, судебной коллегии по банкротству, судебной коллегии по налоговым спорам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда в Выс

Наши рекомендации