Основные этапы творчества Уэббера
Биография – замечательно, но надо выделить и охарактеризовать этапы творчества композитора. Иначе задача не выполнена!!!
Историю современного музыкального театра невозможно себе представить без имени британского композитора Эндрю Ллойда Уэббера, автора таких произведений, как «Иисус Христос Суперзвезда», «Призрак оперы», «Кошки», «Бульвар Сансет», «Звездный экспресс», «Прекрасная игра», «Грезы Бомбея»; «Реквием»; кантата «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов» и еще несколько других успешных работ. Э.Л. Уэббер лауреат многочисленных наград, в том числе «Оскара» и «Грэмми» [61, с. 114].
«Некоронованный король на международной музыкальной арене», «самый удачливый композитор современности», «баловень американского шоу-бизнеса» так музыкальные критики именуют самого, пожалуй, знаменитого композитора наших дней Эндрю Ллойд Уэббера. Легко восприняв новые веяния в музыке, «баловень шоу бизнеса» создал собственный театр, который вполне можно было бы назвать его именем.
В своих ярких, зрелищных, с запоминающимися мелодиями и напряженным действием мюзиклах Уэббер сумел синтезировать такие несхожие жанры, как рок-н-ролл, традиционный английский мюзикхолл и оперу, что в итоге придало музыке удивительно современное звучание. Собственно, это и определило невероятную популярность уэбберовских мелодий во всем мире.
Эндрю Ллойд Уэббер родился 22 марта 1948 г. в пригороде Лондоне (южном Кенсингтоне), его родители были профессиональными музыкантами. Отец, Вильям Ллойд Уэббер, преподавал теорию музыки и композицию в Королевском музыкальном колледже и также был директором Лондонского музыкального колледжа. Вильям Ллойд Уэббер сочинял музыку для органа.
Мать будущего автора знаменитых мюзиклов, Джин Ллойд Уэббер, преподавала скрипку и фортепиано. Младший брат Джулиан играл на виолончели и впоследствии заслужил мировую известность как виолончелист [61, с. 114].
Эндрю в раннем детстве начал учиться играть на скрипке, а также на фортепиано и валторне. В возрасте девяти лет впервые был опубликован его музыкальный опус «Сюита для игрушечного театра», в музыкальном журнале под названием «Учитель музыки».
На творчество юного композитора оказали влияние разные музыкальные стили как классические, так и современные. Но наиболее сильное впечатление на него произвели музыкальные спектакли, и в частности «Моя прекрасная леди». Дома у Ллойд Уэбберов постоянно звучала музыка как классическая, так и популярная, поэтому на творчество юного композитора оказывали влияние совершенно различные музыкальные стили ему нравились Прокофьев, Шостакович, Дворжак и Мендельсон, что однако не мешало ему быть ярым поклонником короля рок-н-ролла, идола 60-ых Элвиса Пресли, Литл Ричарда и знаменитых Братьев Эверли. Моцарт, Бетховен и Бриттен мирно соседствовали с Роджерсом и Хаммерстайном.
В 1956-ом году Эндрю поступил в Вестминстерскую школу одну из самых старых и уважаемых школ в Лондоне. В школе Ллойд Уэббер серьезно увлекался средневековой историей и архитектурой. Успешно закончив Вестминстер, он поступил в Магдален Колледж, Оксфорд, на историческое отделение, намереваясь стать ученым-медиевистом, специалистом по архитектуре. Но судьба распорядилась иначе.
21 апреля 1965-ого года Эндрю Ллойд Уэббер получил письмо от Тимоти Майлза Биндона Райса (ныне известного широкой публике как Тим Райс) молодого поэта, в то время работавшего в юридической фирме и страстно хотевшего стать рок-звездой. Прослышав о том, что юному композитору требуется соавтор, умеющий писать стихи, Тим предлагал встретиться и обсудить возможность совместной работы. Последовавшая за этим историческая встреча двух молодых людей положила начало одному из самых талантливых и успешных творческих дуэтов в истории музыкального театра. Уэббер взял академический отпуск, чтобы начать работать над первый совместным мюзиклом Ллойд Уэббера Райса. Мюзикл назывался «Такие, как мы» («The Likes of Us») и рассказывал об известном английском филантропе, докторе Томасе Барнардо, учредившем сиротские дома для бездомных детей [61, с. 117].
Однако он так и не был поставлен. Тем не менее, Эндрю принял решение не возвращаться в Оксфорд, а полностью сосредоточиться на совместной работе с Тимом Райсом и на музыкальной карьере. Для этой цели он прослушал курс оркестровки в музыкальной школе Гилдхол, а также курс композиции и дирижерования в Королевском Музыкальном Колледже.
У следующей работы Ллойд Уэббера Райса, кантаты «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов» («Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat»), написанной ими в 1968-ом году для детского хора на основе библейской истории об Иосифе и его братьях и затем поставленной в школе Колет Корт, судьба была более счастливая.
«Иосиф» был записан и выпущен на пластинке, и молодых авторов заметили продюсеры Дэвид Лэнд и Сефтон Майерс предложили Ллойд Уэбберу и Райсу контракт, открывший им дорогу в настоящий шоу-бизнес. В 1969-ом году Эндрю и Тим написали мюзикл об английском короле Ричарде Львиное Сердце он назывался «Come Back, Richard, Your Country Needs You» («Вернись, Ричард, ты нужен своей стране»), но дело ограничилось лишь выпуском сингла, не имевшего успеха.
Мировую известность Э. Л. Уэббер получил после выхода в свет в 1970-ом году их четвертого с Т. Райсом совместного произведения рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда». Рок-опера о последних днях жизни Иисуса Христа вызвала множество разговоров и споров и стала культовым произведением для целого поколения, не потеряв своей актуальности и в наши дни. «Иисус Христос Суперзвезда» был новым словом в музыкальном театре. Соединение рок-музыки с классическими мотивами, использование современной лексики в текстах, их высокое качество, так называемый принцип «sung-through» (вся история рассказывается исключительно посредством песен, без использования не поющихся диалогов) все это сделало «Иисуса Христа Суперзвезду» настоящим хитом [61, с. 117].
Критик Уильям Бендер писал: «Что бы ни говорили об Иисусе, Уэббера и Райс сумели сплавить воедино слова и музыку, найти такой убедительный язык, что после них рок никогда уже не будет прежним... Уэббер и Райс не превзошли «Биттлз» или «Роллинг Стоунз», Прокофьева, Орфа, Стравинского или любого другого музыканта, чье влияние заметно в их рок-опере. Но им удалось органично соединить все заимствования и создать свое собственное, серьезное и значительное, произведение». Сходное суждение высказал тогда же и Дмитрий Дмитриевич Шостакович, посмотревший спектакль в Лондоне: «Наверное, и таким путем надо идти» [19, с. 204].
В 1976-ом году Ллойд Уэббер воссоединяется со своим прежним соавтором Тимом Райсом, и они вместе создают рок-оперу «Эвита» о жене аргентинского президента Хуана Перона, Эве Перон. «Эвита» к сожалению, стала последним детищем Эндрю и Тима, (если не считать мини-мюзикла «Крикет», написанного ими в 1986-ом году специально для английской королевы). После ее постановки этот плодотворный творческий союз распался.
В 1978-ом году выходят «Вариации» произведение для виолончели с рок-оркестром, написанное композитором специально для своего брата Джулиана Ллойда Уэббера известного классического виолончелиста. Позже, в 1982-ом году «Вариации» были включены в качестве второй, балетной части в мюзикл «Песня и танец» («Song and Dance»). Первая часть представляла собой цикл песен о судьбе английской девушки в Америке и называлась «Скажи мне в воскресенье» («Tell Me On A Sunday») эту вещь Эндрю написал вместе с поэтом Доном Блэком еще в 1979-ом году.
В 1980-ом году произошла вторая «историческая встреча» Эндрю познакомился с продюсером Камероном Макинтошем. Вдвоем они открыли новую эпоху в истории музыкального театра эпоху дорогостоящих, роскошных, высокотехнологичных, масштабных постановок с развитой индустрией продажи сопутствующих сувениров.
«Кошки» («Cats», 1981-ый год), «Звездный экспресс» («Starlight Express», 1984-ый год, либреттист Ричард Стилго), «Призрак оперы» («The Phantom Of The Opera», 1986-ой год, либреттист Чарльз Харт) были не только яркими, красивыми и оригинальными шоу с замечательной музыкой, но и тщательно спланированными, хорошо продуманными коммерческими проектами. Большая ставка делалась на технические «чудеса» в «Призраке оперы», например, на зрителей падала люстра, а в «Звездном экспрессе» все актеры были поставлены на ролики. «Призрак оперы», в основе которого лежит сентиментальный роман Гастона Леру, особенно полюбился зрителям и породил огромную волну «фантомомании» по всему миру [22, с. 87].
«Кошки» самое знаменитое произведение для театра Э. Л. Уэббера. Оно буквально завоевало весь мир. После премьеры в Лондоне (1981) и Нью-Йорке (1982) «Кошки» исполнялись практически во всех развитых странах, а в виде миллионов проданных кассет и пластинок «кошачья лихорадка» распространилась буквально на весь свет.
Благодаря гастролям театра «Ан дер Вин» советская публика смогла увидеть и услышать «Кошек», так сказать, наяву. Четырнадцать триумфально прошедших спектаклей в здании Московского театра оперетты дали возможность москвичам впервые познакомиться с тем, что называется «бродвейским шоу», жанром, известным у нас скорее понаслышке и по некоторым кинолентам.
Произведение появилось на свет благодаря восхищению Э. Л. Уэббера знаменитой «Книгой старого Опоссума о кошках», написанной великим английским поэтом, лауреатом Нобелевской премии Т. С. Элиотом. Эта книга одна из любимых книг английской детворы, а персонажей Макавити, Мистофелиса или Рам-Там Таджера можно по популярности сравнить с нашими Мухой-Цокотухой или Доктором Айболитом.
Композитор довольно долго работал над литературным текстом этого сочинения. Начал он, по его собственному признанию, в 1977 году (в год окончания мюзикла «Эвита»), и работа продолжалась вплоть до премьеры четыре года.
Сюжет «Кошек», говоря коротко, сводится к следующему. Ночью на окраине Лондона ежегодно устраивается «кошачий бал». И кошки со всего города и породистые, и беспородные, и домашние, и беспризорные приходят, чтобы посоревноваться и поспорить кто из них достоин главного приза. А главный приз это получение возможности прожить жизнь еще раз. Все кошки активно борются за столь прекрасный приз, а исход борьбы должен объявить в конце старый Дойтеронимус.
Сей незамысловатый сюжет дает возможность каждой кошке рассказать свою то комическую, то грустную, а то и трагическую историю. Время от времени бал прерывается ожиданием «кошачьего дьявола» Макавити, который в конце концов появляется (причем в спектакле очень эффектно сделано это его появление как бы одновременно в разных концах зала). И вот когда борьба подходит к концу, выясняется, что главный приз достается самой «драной кошке» Гризабелле [61, с. 114].
Все поражены этим выбором, но зрители всем сердцем на стороне победительницы. Ибо именно Гризабелла лирический центр спектакля, именно ей отданы самые прекрасные стихи и мелодии, именно она поет в конце 1-го и 2-го актов знаменитую «Мемори». Музыка «Кошек» необыкновенно разнообразна, вместе с тем она производит впечатление большой цельности. В этом нет никакого противоречия. Все произведение построено в виде гигантской сюиты, где многие музыкальные номера, появившись единожды, уже больше не повторяются. Это, например, «Бустофер Джонс», «Рам-Там Таджер», «Макавити», «Мангоджерри и Румпелтизер». Есть номера, имеющие в дальнейшем некий отзвук (такие, как «Гус, театральный кот», «Песня Гризабеллы»). И наконец, номера, играющие роль драматических скреп или арок: это прежде всего тема «Мемори», тема Старого Дойтеронимуса и тема Железных котов. Отметим мастерство композитора, применяющего разные виды техники для разработки разного типа «музык». Так первая тема («Желейных котов») лежит в сфере современной симфонической музыки, и здесь вполне уместны кластеры, диссонансы, мелодические ходы на тритон, септиму и нону. Такие номера, как «Рам-Там Таджер» и «Макавити», ближе к року (вернее к джаз-року), и в них соответствующая куплетная форма, квадратные построения. «Мистофелис», «Гумби» и «Скаймбл» типичные номера бродвейского мюзикла, развитые, с блестяще отделанной вариационной фактурой, с большим количеством остановок, сбивок, брейков и т. д., то есть всего того, что дает возможность каждому из них становиться шлягером и неизбежно вызывать после себя «шквал аплодисментов». А вот тема Старого Дойтеронимуса явно носит следы прокофьевского влияния ведь Прокофьев один из его любимых композиторов. Можно указать на отдаленное сходство ее, скажем, с темой любовного дуэта из «Обручения в монастыре» или побочной темой из 1 -и части Седьмой симфонии [39, с. 28].
Тема же Гризабеллы лежит скорей всего в сфере баховско-генделевских пассакалий, причем стилизация сделана весьма уверенной рукой. При самом кратком описании невозможно не упомянуть о блистательной пародии на итальянскую оперу в сцене с пиратами («Последний бой Гроултигера»). Есть еще и ранний джаз. и рок-музыка, и наконец Пуччини.
О влиянии Пуччини на мелодику Э. Л. Уэббера писали многие, это действительно заметно невооруженным глазом. «Мемори» из «Кошек» выглядит как реминисценция из Пуччини, более того «будто недоношенный фрагмент из мюзикла, который писали вместе Пуччини и Леонкавалло и который назывался бы, скажем, «Богема», пишет американский критик Джон Рокуэлл. «Каждый скажет, что это в стиле Пуччини, язвительно замечает сам Э. Л. Уэббер, поскольку это так и есть».
В 1985-ом году Уэббер пишет «Реквием», посвященный смерти его отца. Эта вещь продемонстрировала, что композитор может успешно работать и в не очень привычной для себя сфере сфере классической, «серьезной» музыки. За свой «Реквием», великолепно исполненный Плаcидо Доминго и Сарой Брайтман, Эндрю был удостоен в 1986-ом году награды «Грэмми» в номинации «Лучшая современная классическая композиция».
1986 г «Призрак оперы». Помимо восхитительной музыки, спектакль отличала удивительная режиссерская работа: когда перед зрителями открывалась сцена в лодке, им казалось, что перед ними настоящая подземная река, а в финале гигантская хрустальная люстра падала с потолка на пол. После исполнения Сарой Брайтман женской партии в «Призраке оперы» журналисты назвали певицу «ангелом музыки» так в опере называл свою возлюбленную безумный композитор-призрак.
В 1989-ом году выходят «Аспекты любви» мюзикл о запутанных любовных отношениях, написанный по роману Дэвида Гарнетта. Либреттистами на этот раз выступили Дон Блэк и Чарльз Харт. В 1993-ем году Эндрю вместе с Доном Блэком и Кристофером Хэмптоном пишут мюзикл «Бульвар Сансет» («Sunset Boulevard»), тетральную адаптацию фильма Билли Уайлдера о стареющей звезде немого кино.
В 1993 г. появился новый мюзикл Уэббера «Бульвар Сансет» по мотивам классического фильма Билли Уайлдера о жизни стареющей, всеми забытой звезды немого кино и ее связи с молодым проходимцем-киносценаристом. Через два года «Бульвар Сансет» получил премию «Тони» за лучший мюзикл.
В 1998-ом году Л. Уэббер вновь возвращается к року и к теме Иисуса Христа человек, которого принимают за Спасителя, становится главным героем его рок-мюзикла «Свистни по ветру» («Whistle Down The Wind»), созданного вместе с Джимом Стейнманом, знаменитым автором песен Мит Лоуфа и Бонни Тайлер.
Последняя работа Л. Уэббера мюзикл «Прекрасная игра» («The Beautiful Game»), написанный им в соавторстве с известным британским драматургом Беном Элтоном (2000-ый год) стал отходом от традиций «большого, дорогостоящего шоу», прощание с эпохой «Кошек» и «Призрака оперы. В поисках новых форм композитор вновь обращается к камерной, более индивидуальной, личностной манере постановки спектакля. В «Прекрасной игре» нет большого оркестра и сложных декораций, нет технических «наворотов». Критики по достоинству оценили музыку и сюжет «Прекрасной игры» (мюзикл, действие которого разворачивается в Северной Ирландии, посвящен проблеме межнациональных и межконфессиональных конфликтов), признав спектакль «Лучшим мюзиклом 2000-ого года». Композитор не собирается останавливаться на достигнутом сейчас он работает над идеями для своего следующего мюзикла [39, с. 29].
Гениальность Э. Л. Уэббера проявляется в его удивительной способности свободно обращаться с различными музыкальными стилями: он соединяет рок и классику, с одинаковой легкостью пародирует оперетту, рок-н-ролл и даже новомодный рэп, он всегда современен и при этом обладает собственным оригинальным стилем. Его дар талантливого мелодиста дополняется умением самостоятельно создавать сложнейшие оркестровки для своих вещей (чем в наше время может похвастаться редкий композитор), а также уникальным театральным «чутьем».
И хотя западная критика относится к композитору далеко не однозначно, каждое его новое произведение вызывает массовый интерес публики. Это можно объяснить тем, что Уэббер всегда идет своим путем, в каждом своем сочинении предлагает что-то свежее, новое и необычное. Что же касается количества успешных спектаклей, то в этом отношении Л. Уэббер давно уже превзошел всех своих современников.
Эндрю Ллойд Уэббер живет в своем поместье Сидмонтон, в Хэмпшире. С 1976-ого года он проводит в Сидмонтоне ежегодные фестивали, на которых представляет на суд общественности свои новые произведения перед тем как ставить их в театре.
Вывод по первой главе:
1.Мюзикл как жанр сформировася в 1920-1930 гг. 20 века в США. Расцвет приходится на 1940-1960 гг. Его формированию способствовало 6 факторов:
1. (1900-1910-е гг.) активное взаимодействие различных элементов «легкожанрового» музыкального театра, утверждением таких специфических черт мюзикла, как злободневность содержания, «американизация» сюжета и литературной стилистики, опора на разговорную речь и музыкальный язык современной городской песни.
2. (1920-1930-е гг.) ознаменован впечатляющим «прорывом» в области развлекательной индустрии, утверждением фундаментальных принципов шоу-бизнеса и порождаемого им коммерческого музыкально-театрального искусства.
3. 1940-е гг.) определяется многообразием творческих поисков, благодаря которым возрастают масштабы синтезирующих процессов, свойственных мюзиклу его взаимодействием с народной музыкальной драмой обуславливается рождение «народной оперы», ассимиляцией жанровых черт камерной лирико-психологической драмы, комической и большой романтической оперы XIX в. оперы - социальной драмы первой трети XX столетия - возникновение соответствующих «легкожанровых» аналогов.
4. (1950-1960-е гг.) является «золотым веком» мюзикла, временем создания классических образцов жанра Экспансия мюзикла простирается во владения «высокой» литературы, вплоть до трагедии или философской притчи.
5. (конец 1960-х—1970-е гг.) отмечен доминирующей ролью кризисных черт и оппозицией «авангардного» и «традиционалистского» направлений в рассматриваемом жанре Наследие «авангарда», декларировавшего необходимость отображения актуальных проблем молодежи и взаимодействия с новейшими течениями массовой музыкальной культуры (рок- и поп-музыкой), в целом не выдержало проверки временем.
6. (1980-1990-е гг.) характеризуется всемирной экспансией мюзикла (включая страны Азии и Африки), формированием самобытных национальных «ответвлений» жанра (СССР, Франция, Швеция, Польша, Индия), утверждением эффективных бизнес-технологий в «легкожанровом» музыкальном театре. Зачем? Если надо говорить о предпосылках и этапах творчества???
2. Э. Л. Уэббер свободно обращается к различными музыкальными стилями: он соединяет рок и классику, с одинаковой легкостью пародирует оперетту, рок-н-ролл и даже новомодный рэп, он всегда современен и при этом обладает собственным оригинальным стилем. Его дар мелодиста дополняется умением самостоятельно создавать сложнейшие оркестровки для своих вещей (чем в наше время может похвастаться редкий композитор), а также уникальным театральным «чутьем». Это уместно во 2 главе. Здесь д.б. этапы!!!
Глава 2.