Основные этапы духовного развития и творчества Герцена

1812 – 1870гг.

В предисловии к БД Герцен писал, что его художественная автобиография представляет отражение истории в человеке, случайно попавшемся на её дороге.

Жизнь Герцена сложилась т.о., что он часто оказывался на трудных и решающих поворотах истории.

В Герцене гармонически сочеталось то, чем он так восхищается в своих современниках – это прежде всего блестящий аналитический ум учёного.

У колыбели его разума стояли 2 очень важные фигуры: один француз Бушо – участник первой французской революции, иммигрирующий в Россию, хранивший огонь лучших традиций. Второй воспитатель – русский семинарист Протопопов.

Самое дорогое – атмосфера дома.

Герцен постоянно чувствует себя незаконнорождённым, поэтому ему было трудно встать на сторону крепостничества из-за своего положения, мучительного комплекса, который сделал его чрезвычайно чутким к простому народу.

В доме отца Герцен познакомился с литературой: в детстве он прочитал практически всю западноевропейскую лит-ру от юношеских драм Шиллера до комедий Бомарше. Начиная с 25 года, Герцен начал находить отдельными книжками ЕО Пушкина, 1ю главу его носил с собой в кармане и выучил наизусть. Пушкина он считал лучшим писателем.

Огромную роль в духовной жизни Герцена сыграло восстание декабристов (Герцену было 13). В последствии он называл декабристов великими предшественниками нашими. «Мы от них считали наше духовное рождение» (Герцен). Декабристы – пример героизма, который Герцен пронесёт через всю жизнь.

Герцен присутствовал на короновании Николая I.

Сознание Герцена формировалось под воздействием тех влияний, как шло формирование и Пушкина, и декабристов, но нужно сказать, что всё это способствовало в условии 30х годов закладыванию основ идеалистических и романтических представлений.

Герцен глубоко дружил с Н.П. Огарёвым – именно с ним шло формирование идей русского социализма. «Мы смотрели на себя как на сосуды избранные» (Герцен)

Герцен поступает в 1829г. в МГУ на физико-математическое отделение, не свойственное ему.

Университетские годы – время быстрого интеллектуального роста. Герцен переходит к накоплению действительно значимых многосторонних знаний и их систематизации. Особое значение для него играли лекции профессоров Кочановского и Павлова, говорил Герцен. Особенно он выделял Павлова, предмет которого называл «Физика и сельское хозяйство». «Физике было мудрено научиться на его занятиях, а сельхоз-ву просто невозможно». Павлов задавал вопросы: «Ты хочешь знать природу? Но что такое природа?» «Что такое знать?» - он преподавал проблемы философские.

«Ответом на эти вопросы Павлов излагал нам учение Шеллинга с поразительной пластической ясностью» (Герцен).

В 1832 г. Герцен пишет первую самостоятельную работу «О месте человека в природе».

Скептицизм после восстания декабристов спровоцировал побег в туманную месту, в кружок, в дружбу от мерзкой действительности – подъём романтизма. Позиция Герцена такова: с одной стороны он исповедует идеализм, романтизм всех духовных ценностей, но с другой стороны у него никогда не исчезает интерес к общественным вопросам. Романтическому мировоззрению Герцена 30х годов присуща своя печать политических интересов – это была гражданская экзальтация. И её свидетельством становится то, что он организует кружок в МГУ (1835г.) среди своих друзей ещё до кружка Станкевиче. В основе этого кружка – интерес к Сенсимону. Участники: Герцен, Огарёв, Сазонов, Кетчер, … Кружок существовал ещё некоторое время до окончания университета. В БД Герцен так определяет интересы кружка: «Мы проповедовали…декабристов, французскую революцию, конституцию, республику, чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе». Как итог: «Но пуще всего мы проповедовали ненависть ко всякому насилью, ко всякому правительственному произволу».

Ему самому и кружку чудесно подходил Сенсимон – возможность небесного рая на земле, о возможности равенства в этой жизни, равноправие в том числе и женщин.

Это был политический кружок, который пропагандировал идеи французского утописта.

В начале 1834г. по мере развития кружка была предпринята первая попытка практического дела – журнала, историко-философско-литературного. Но 3 июля сначала был арестован Огарёв, а 21 июля – сам Герцен. Арестовали из-за пирушки, на которой они распевали частушки антиправительственного содержания, хотя Герцена и Огарёва в этот день там не было, все их бумаги были опечатаны. Следствие тянулось 9 месяцев, и про Герцена было написано: «Смелый вольнодумец, весьма опасный для общества». Он был отправлен на север Урала в Пермскую область. Огарёв – в Пензинскую. Ссылка была своеобразная: они должны быть определены чиновниками и чиновниками служить. Эта ссылка была для Герцена тяжёлой жизненной школой. Он писал, что именно в ссылке у него произошёл перелом между годами студенчества и настоящей жизнью. Герцен, определённый чиновником по статистике края (через его руки проходили бумаги по положению государственных крестьян), столкнулся со страшной деспотической системой, разнузданностью чиновничества.

Явление русского надлома: Герцен встречается с другими ссыльными – с музыкантами, художниками…

Герцен пишет Кетчеру: «Единственная польза, которую я приобрёл, - это опыт. Полученного опыт не выжечь огнём».

Благодаря Жуковскому, Герцену удалось перевестись во Владимир, куда его влекла Москва – в Москве начинается его любовь к Наталье Захарьевой. В начале 40го года Герцен возвращается из ссылки, начинается новый этап.

Итоги ссылки: с одной стороны Герцен во многом остаётся ещё романтически настроенным, об этом говорят и его литературные опыты, но он не случайно так много говорит об опыте – романтизм теснится реалиями жизни. И это состояние готовности к движению к чему-то новому определила его встреча с Белинским. Она имела исключительное значение не только для обоих, но и для развития русской передовой мысли. Герцен возвращается из ссылки как противник самодержавия, и Белинский, исповедующий Гегелевский объективизм (всё сущее разумно, всё разумное существует), видит разумное в существующем состоянии русской жизни. Между ними сразу возникли жаркие политические споры.

Именно в 40е годы у Герцена начинается выработка мировоззрения, в основе которого – материализм, реализм и социализм.

Герцен вынужден был «сесть за Гегеля». В БиД есть встреча Герцена с кружком Станкевича – с гегельянцами. Герцен называет искусственный язык кружка – язык попов науки (латинские слова переводились как они есть и прибавляли русские падежные окончания).

«Он проповедовал индийский покой созерцания и теоретическое изучение места борьбы» (о Белинском).

После знакомства с Гегелем (параллельно – с материалистической философией Фейербаха) путь Герцена становится самостоятельным. Именно в 40е годы он создаёт свои важнейшие произведения.

В мае 40го года Герцен переезжает в Петербург из Москвы. Быт и атмосфера петербургской жизни дали много материала для Герцена. Герцен в восприятии Петербурга очень близок к Белинскому, который в 42г. написал очерк «Москва и Петербург», Питер – это жёсткость требований жизни, буржуазность развития.

Герцен был западником, П. с его статусом, окном в Европу наиболее подходил Герцену. Но из П. он был выслан в Новгород вместе с семьёй. Повод – посылки писем отцу из Питера, и в одном из писем Герцен написал отцу о случае, как будочник, полицейский присматривал хорошо одетых прохожих и тем пополнял свой кошелёк. И Герцен заметил – вот каковы нравы.

В Новгороде он пробыл год, где вдали от столичной суеты он пишет массу произведений: первую большую философскую работу «Дилетантизм в науке» (поход против идеализма).

Вернулся он в Москву в июле 1842г., и одно за другим появляются его произведения: в 41г. под подписью «Искандер» (Александр на восточном языке) в «Отечественных записках» он печатает записки одного молодого человека; в 41 – 46гг. появляется роман «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Доктор Крупов». В 45 – 46гг. он пишет и печатает в «Отечественных записках» «Письма об изучении природы», где предметом его исследования становится не только Гегель, но и Фейербах.

Уже в первом письме он ставит и отвечает на вопрос о соотношении бытия и сознания – говорит о принципах познания мира. Здесь он проявил себя как ученик Гегеля, оговорив и оставив в стороне все его слабости, он говорит о важности гегелевской диалектики. Отдав должное материализму Фейербаха, его антропологической концепции человека (что в центре всего бытия стоит сам человек) Герце, может быть первый в России, указал на слабость и ограниченность этой точки зрения, её метафизический характер. Соотнеся эти 2 системы, Герцен практически определил основы и своеобразие русского философского сознания, которое, вырастая на таких основах, утверждает принципы материалистические и принципы познания мира диалектические. Эти «Письма» явились развитием нашего сознания. Т.о., Герцен вплотную подошёл к диалектическому материализму и остановился перед историческим. Эта остановка вызвала в 48г. духовный кризис Герцена, связанный с его размышлениями над революцией 1846г.

У Герцена было бесспорно обострённое чувство, как камертон, где сейчас собирается действие, реакция какая-то, и он чувствовал, что собирается во Франции, и он требует, чтобы его отпустили за границу с семьёй, и в январе 1847г. он получил разрешение на 6 месяцев. Указанная цель поездки – лечение его жены. Европа 47г., куда приехал Герцен, бурлила в предчувствии общественных потрясений. Сначала Герцен поселился в Париже, где он встретился с Бакуниным, Сазоновым, и Герцен с увлечением (западник наконец-то дорвался) погрузился в европейскую жизнь. И здесь его постигает разочарование настолько сильное, что он уезжает в Италию. Когда он столкнулся с чиновниками, бытом, присмотрелся к формам жизни, Герцен, воспитанный на французской литературе Руссо, Бомарше, он глубоко разочаровывается. Италия же очень много дала Герцену.

В феврале 48г. он получает известие о том, что в Париже началась революция. В первых числах мая он был уже в Марселе на территории французской республики. По своей позиции Герцен оставался социалистическим утопистом, причём его утопизм – одна из разновидностей буржуазного и мелкобуржуазного социализма. Ситуация такая: он уезжает из России, подавленной 25 годом, во Францию, где в это время у власти остаётся т.н. июльская монархия. Дело в том, что в 1830г. французская буржуазия покончила с режимом реставрации, и с 1830 по 1848г. у власти стояла крупная буржуазия, промышленная – то, что мы сегодня называем олигархами, а народ – не у власти. А находящиеся не у власти всегда оппозиционно настроены. Революционность средней, мелкой, народной, городской буржуазии и была той основой, которая питала идею революции – в том числе и у Герцена. В России – молчащее крестьянство, нет этой основы, поэтому Герцен уехал за границу. Но значение Фр. революции 48 года в том и состоит, что впервые в истории мирового развития выявилась классовая природа крупной буржуазии и той части, которая связана с народом – выявилось классовое противоречие и относительность той и другой революционности. И все надежды Герцена были связаны с франц. буржуазией.

Как только средняя буржуазия взяла власть, то неудовлетворённая мелкая и народ поняли, что провозглашённые свободы и законы новой власти их не удовлетворяют – произошёл раскол между буржуазными и пролетарскими интересами. Подавление дошло до баррикад: рабочие стали выстраивать баррикады, а новая власть (ещё вчера союзник пролетариата) приказала расстреливать баррикады рабочих. И Герцен явился свидетелем того, как расстреливалась революция.

Июньские события окончательно потрясли и положили неизгладимый отпечаток на Герцена и вызвали кризис. В июне рабочие строили самые большие баррикады на улицах Парижа, и артиллерия стала прямо в упор расстреливать эти баррикады. Даже Тургенев напишет второй финал романа «Рудин», где главный герой погибнет именно на этих баррикадах.

Герцен пишет и о событиях во Франции, говоря, что это никогда не прощается, и главное – он констатирует факт начавшегося кризиса, который продлится до 52 года. Герцен разочаровался в идеях буржуазной революционности. Этот кризис отразил в себе общеисторический момент, когда революционность буржуазии в Европе умирала, а о революционности в России ещё не могло быть и речи.

В 48 году во время шторма погибают на корабле мать Герцена и его любимый сын. Затем погибает и его любимая жена, увлёкшись другим мужчиной (её испепеляет эта страсть, и она умирает). Всё это усугубляет кризис Герцена.

С 52 года в Лондоне Герцен, переселившись в Лондон, стал эмигрантом. Герцен основывает первую русскую бесцензурную типографию. Здесь начинается переориентация Герцена на славянство. 2 важных издания: «Полярная звезда» (журнал или альманах, который выходит с 53 года, и самим оформлением барельефами и прочим Герцен говорит: «Я поднимаю традицию декабристов») и газета «Колокол» («Это конец рабьего молчания»)

«Я снова принимаюсь за родную речь» (Герцен, открывая «Полярную звезду»).

В начале 50х годов в эмиграции в Лондоне был К.Маркс, и между ним и Герценом не сложились отношения. Герцен несколько презрительно называл кружок Маркса марксидами. Но после смерти Маркс ознакомился с философскими трудами Герцена, и его отношение и оценка кардинально изменились.

Позиция Герцена в этот период противоречива: рядом с революционностью откровенно видны склонности к либерализму.

Его шаги в сторону либерализма дали повод для глубокого недовольства входящей в силу разночинной демократии в России. Значение Герцена и его книг было так велико, что демократы не могли не отреагировать.

В это время во второй половине 50х годов нарастает революционная ситуация (в 59г. – кульминация). Герцен на страницах своих журналов защищал либералов, своих друзей от нападок демократов.

Статья в «Колоколе» «Very dangerous», в которой Герцен разгромил демократов. Чернышевский после визита к Герцену вернулся в Россию очень недовольным. И после этой встречи Герцен приостановился, и 61г. положил конец колебаниям Герцена – начинается его переход с позиций революционности дворянской и буржуазной на позиции демократии. Этот год стал переломным. Герцена потрясло и порадовало то, что в корреспонденциям перечислялись массовые случаи крестьянских волнений – противление крестьян своей зависимости. Второе – характер самой реформы 1861г. Но эта реформа оказалась экономически очень ограниченной: лучшие части земли, права и главное – выкуп – остался помещику, он не был государственным. Экономически мужик считался временно обязанным. Либералы ликовали, когда произошла эта реформа, журналы, писатели были в восторге. Демократическая печать, некрасовская печать, промолчала. А дальше начались странные заметки – эзоповы намёки на фальшивую реформу. И лишь один человек мог сказать об этом свободно (т.к. был заграницей): Герцен назвал это освобождение всекаемым. «Маски, маски долой» - обращаясь к либеральным журналам.

Другой вопрос, который говорит, что в 61 г. Герцен полностью переходит на сторону демократов, – польский вопрос. Польское восстание и его жестокое подавление. Заставить русских осмыслить, что Польше нужно дать свободу – единственный выход.

Герцен вырабатывает теорию общинного крестьянского народного социализма.

Важнейшее свидетельство эволюции Герцена в сторону демократов – его работа «Письма старому товарищу» (М.А. Бакунину, анархисту, противнику Маркса). Герцен говорит в них о значении экономики.

Герцен умер за 2 месяца до парижской коммуны. Т.о., жизнь Герцена позволяет хотя бы через его судьбу определить очень важные вехи в развитии европейской жизни:

1789 – 1793гг.

1812г.

1825г.

1848г.

1861г.

1870г. – год его смерти.

Герцен оказался на самых переломных этапах русской и европейской жизни.

Наши рекомендации