Адекватность пения психолого – возрастным особенностям младших школьников, и в частности их стремлению к адекватным формам освоения искусства

Особая доступность для восприятия в силу синтеза слова и музыки

Значимость воспитания чувств человеческой общности в современном мире.

Хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

-в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;

- участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие;

-работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и хора;

-хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

-в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников;

-в хоровом пении успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; участники самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей, а ни лишь благодаря его природным данным.

Репертуар детского хора формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению детских голосов. Умело подобранный, высокохудожественный, он обеспечивает творчески активную жизнь хорового коллектива, повышает музыкальную культуру детей. Сомнительные эксперименты с применением непосильного репертуара чаще всего кончаются плохо как для поющих детей, так, естественно, и для руководителя.

Вокально-хоровой репертуар в хоровом воспитании младших школьников составляется на основе следующих критериев:

- соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей;

- высокий уровень художественных достоинств;

- небольшие объемы;

- адекватность психическим особенностям учащихся, в частности их сенсорно-перцептивной потребности;

- воспитательная направленность.

Основные вокальные навыки и методика их развития у младших школьников.

Вокальные навыки – это взаимодействие певческой установки, звукообразования, дикции и певческого дыхания.

Певческая установка

Для правильной работы голосового аппарата является необходимым соблюдение правил певческой установки. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении. Одним из требований является то, что при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслаблено. Необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Звукообразование

Главное требование к звукообразованию – петь естественным голосом, без напряжения, звонко, легко и напевно. Работая над правильным звукообразованием, учитель должен показать детям, как добиться качественного звучания. Для этого необходимо объяснять детям, что надо хорошо "выпевать" гласные звуки "а, о, э, и", т.к. это помогает достигать напевности звучания.

Дикция. Дикция – это манера произнесения слов. Она способствует правилбному формированию певческого звука. Приемы развития дикции во многом диктуются литературным текстом. Учитель привлекает внимание детей к сложным для произношения словам, объясняет особенности их исполнения. Важной особенностью певческой дикции является "перенесение" последнего согласного звука в слоге к началу следующего за ним, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. Согласные при этом произносятся очень быстро. Окончания на "ся " меняются на "са" В прилагательных, оканчивающихся на "ий, ый" при пении надо произносить звук "и" ближе к "а" или "ы": редкый, глубокый.

При исполнении детских песен необходимо обращать внимание детей на чѐткое исполнение согласных в конце слова после распевания гласных: "по-крыт", "сто-ит". Согласные "б, в, г, д, з" в конце слова произносятся как "п, ф, к, т, с" и т.д.

Певческое дыхание. В вокальной практике наиболее целесообразно использовать нижнереберно- диафрагматическое дыхание, т.е. смешанный тип, при котором поднимаются и расширяются нижние ребра, а верхняя часть грудной клетки почти неподвижна, диафрагма и мышцы брюшной полости активны.

Наши рекомендации