Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка.

Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука. Во время выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, т.е. зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. При пении подвижных песен вдох должен быть быстрым, похожим на внезапное удивление и восклицание "Ах".

Приемы работы с неточно интонирующими детьми.

Выразительность пения, развитие художественного вкуса, удовлетворенность от занятий музыкой во многом зависит от возможностей школьников правильно воспроизвести мелодию. Существуют различные причины неточного пения школьников. К таким причинам относятся:

-Недостаточное развитие музыкального слуха;

-Отсутствие координации между слухом и голосом;

-Недоразвитый и смешенный диапазон;

-Отсутствие певческих навыков;

-Отсутствие внимания и сосредоточенности;

-Отсутствие музыкальной среды;

-Пассивное отношение к пению, застенчивость;

-Неумение петь в коллективе;

-Болезни голосового аппарата.

Для выразительного чистого пения наибольшее значение имеет развитие способности воспринимать звуковысотные отношения в определенных ладовых взаимосвязях, а также развитие слухового самоконтроля, позволяющий услышать повышение и понижение мелодической линии и оценить правильность своего пения.

Если причиной неточного пения школьников является тихое, безразличное, очень вялое и пассивное пение, то в работе с детьми в таких случаях уместно петь веселые, интересные, подвижные песни и упражнения на слог «да», что активизирует артикуляционный аппарат и звук.

Методика разучивания песни

Намечая песню к разучиванию, учитель проводит тщательный разбор эмоционально-смыслового содержания, рассматривает возможности песни в раскрытии темы и задач урока; выявляет сложные для исполнения места и намечает методические приемы работы для преодоления этих трудностей, составляет исполнительский план песни и т.д.

Способы разучивания песни различны, но наиболее распространены следующие примерные этапы работы над новой песней:

- краткое вступительное слово учителя;

- показ песни учителем;

- беседа о песне;

- разучивание мелодии и стихотворного текста;

- итоговое исполнение песни. Краткое вступительное слово учителя

Цель - заинтересовать детей содержанием песни. Учитель сообщает сведения об авторах музыки и стихотворного текста, дает информацию об истории создания песни. В некоторых случаях необходимо объяснить непонятные слова. При этом важно создать творческую атмосферу и не рассказывать содержание песни, а лишь настроить детей на ее прослушивание и исполнение. Если песня яркая, то необходимость в продолжительном вступительном слове не возникает.

Показ песни. Важно эмоционально исполнить все куплеты песни на инструменте или использовать запись песни на диске. В процессе первого восприятия песни у детей активизируется чувство, которое называется «слухом исполнителя». Если песня нравится, то дети начинают про себя подпевать, ощущают типичные метроритмические ее особенности, запоминают мелодию.

Беседа о песне. Вначале задаются вопросы о содержании песни, чем отличаются куплеты, как изменяется содержание слов и музыки. Анализируются наиболее яркие средства выразительности, обсуждается, как песню нужно исполнять, чтобы выразить эмоциональное содержание, заложенное в ней.

Разучивание мелодии и текста. Художественный результат, эмоциональность исполнения музыки находятся в прямой зависимости от технического освоения песни: точного воспроизведения звуковысотной и метроритмической стороны мелодии, знания слов и их выразительного произношения, соблюдения динамических оттенков, исполнительских штрихов.

Песня в большинстве случаев разучивается по фразам: дети повторяют их за учителем, иногда на слоги «ле», «лю». Возможно разучивание по две фразы в их сравнении. Весь запев разучивается сразу, если песня совсем легкая. Затем учится припев. Для более точного исполнения звуковысотной линии мелодии используется показ рукой, для точного исполнения ритма – исполнение ритма хлопками (особенно в трудных местах). При этом необходимо использовать наглядные модели.

В процессе работы над выразительностью исполнения происходит анализ средств исполнительской выразительности. Дети осознанно и самостоятельно выбирают те средства, которые помогают более выразительно исполнить музыку.

Итоговое исполнение песни. Чаще песня исполняется стоя. Варьируется исполнение за счет инсценирования песни, использования аккомпанемента на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмических движений.

5. Музыкально-ритмические движения – это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в жесте, мимике, пластике тела. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, элементы танца и упражнения. Развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении лежит в основе музыкально-ритмического воспитания. Так как музыкально-ритмическое движение относится в целом к хореографическому искусству и главным образом к основам музыкально-ритмического воспитания, содержание программных умений по движению исходит из основ музыкально-ритмического воспитания - ритмики.

Музыкально-дидактические игры – музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Игра на детских музыкальных инструментах полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.

Каждое средство музыкального воспитания связано с развитием музыкального восприятия. Все вместе они воспитывают у школьников любовь к музыке, углубляют их восприятие и понимание окружающего, формируют музыкальный вкус. Каждое из средств музыкального воспитания имеет свою специфику, что находит отражение в методике обучения. В музыкальном воспитании детей все указанные средства находятся в диалектической взаимосвязи. Все три основные средства музыкального воспитания действуют в одном направлении – развития музыкальных способностей.

Музыкальное самообразование учащихся (по Ю.В. Величко). Многомерность современного музыкального пространства, появление которого связано с глобальной информатизацией общества и новыми способами функционирования музыкального искусства и культуры (кино, телевидение, видео, интернет), диктуют необходимость формирования готовности к самостоятельному взаимодействию школьников с различными информационными источниками. Специальная подготовка в области развития способностей самостоятельно организовать свою художественно-образовательную деятельность средствами экранной информации поможет подрастающему поколению противостоять социальному и моральному кризису общества, быть востребованными в условиях рыночных отношений.

Самообразование как вид деятельности характеризуется познавательным  интересом, такими качествами личности, как самостоятельность, организованность и другими; совокупностью  умений  и  навыков  мыслительных  операций добывать опыт в различных сферах науки, искусства и образования (А.И. Кочетов, Б.Ф. Райский и др.). Составляющие категории «самообразование» в общем значении относятся к любой сфере и ничем, кроме предметной области, в которой осуществляется деятельность личности по самообразованию, не отличаются. Поэтому данные компоненты можно отнести и к музыкальному самообразованию школьников. Музыкальное самообразование, как указывается в современной концепции музыкального воспитания Ю.Б. Алиева, должно осуществляться на всех этапах возрастного развития.

Перечисленные общеучебные умения при работе с различными информационными источниками выделила Л.С. Зазнобина в концепции интегрированного медиаобразования.

Литература

Наши рекомендации