Система работы по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условие восприятия окружающего мира».
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий.
Программа «Кроха» под редакцией Г.Г.Григорьевой, в которой представлена новая модель развития детей раннего возраста, предлагает лишь рекомендации по организации этой деятельности. Конкретное планирование наблюдений и опытнической деятельности отсутствует, поэтому и возникла необходимость в его разработке.
Данной проблемой занимались многие отечественные педагоги и ученые (А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, Б.Л.Теплов, В.П.Сохина), которые уделяли большое значение развитию восприятия, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В «Психологии» А.А.Смирнова определяется процесс наблюдения, «как целенаправленного восприятия человеком предметов и явлений окружающего мира». При этом восприятие рассматривается, как « основной, констатирующий элемент наблюдения» (Л.В.Занков).
Проблема приобрела актуальность еще и в связи с тем, что предъявляются высокие требования к уровню развития личности, к уровню подготовки ребенка к школе.
Разработка предложенной мною методики базируется на принципах развивающего обучения, исходя из целей и задач программы «Кроха» под редакцией Г.Г.Григорьевой.
Отдельные стороны системной работы с детьми по формированию у них обследовательских действий раскрыты в рекомендациях С.Н.Николаевой, М.Л.Коробовой, Л.Ю.Посылкиной, Е.Ф.Терентьевой,
которые использовались при разработке практического материала.
При создании предметно-развивающей среды использованы принципы ее построения, исложенные в концепции С.Л.Новоселовой.
Наиболее эффективными методами приобщения ребенка к природе являются постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями живой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями с использованием художественной литературой.
Разработанный материал представляет тематическое перспективное планирование по ознакомлению детей с миром природы, где основное внимание уделяется обучению их обследовательским действиям.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Они разделены по временным отрезкам – зима, весна, лето, осень. Некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года.
Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.
Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира.
Формирование обследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации была создана нестандартная предметно – развивающая среда.
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно со взрослыми выполняют некоторые обследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Данный материал позволяет вести целенаправленную работу по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия окружающего мира. Он может быть использован воспитателями групп раннего возраста.
Тематическое перспективное планирование по ознакомлению детей с миром природы
Цель опыта, наблюдения. | Содержание опыта, наблюдений |
ОСЕНЬ | |
Наблюдения за цветущими растениями на осенней клумбе. Развивать у детей представления о растениях, способствовать чувствовать красоту. | Показать на клумбе цветы (2-3), сказать, как они называются, какого цвета листья, цветки. Подвести к выводу: у всех цветов листья зеленого цвета. В последующих наблюдениях даются задания: «Отыщи на полянке синие цветы, а теперь желтые, белые; назови белый цветок ( ромашка). Отыщи на клумбе анютины глазки. Какого они цвета? А где еще анютины глазки? |
«ЛИСТОПАД» Развивать у детей способность к наблюдению листопада. | При легком ветерке с клена медленно летят круглые, ярко раскрашенные листья. Они кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Легкие. Проверим: положим, лист на стол и продуем на него. |
Развивать у детей сенсорное восприятие и эмоциональный отклик. | Дети собирают пестрые осенние листья в букеты, составляют из них узоры, чередуя по величине, цвету. Из листьев мастерятся шапочки, пояса, сумочки, скрепляя черенки листьев между собой. |
«Раз, два, три к дереву беги». Уточнить представления детей об основных частях дерева, куста. | Рассмотреть чем отличаются дерево от куста. У куста ветки и листья совсем рядом, можно потрогать. А у дерева высокий ствол, ветки и листья видны, а не достать. Стволы деревьев бывают толстые и тонкие. Тонкий ствол обхватит один человек, а толстое дерево 2-3. Раз, два, три к дереву беги. Раз, два, три к кусту беги. Прятки «Ау»? ищите нас. Мы спрятались за деревом, кустом и т.д. |
Желуди, шишки. Развивать тактильные ощущения, учить детей сравнивать. Развивать глазомер и мелкую моторику. | Рассмотреть шишки и желуди. Дать детям понятия гладкий, шероховатый. Учить сравнивать: шишка как ежик, у желудя шляпка как у человека. Игры с природным материалом: выкладывание разных фигур по нарисованному на асфальте, песке, контуру. |
Небо, облака. Развивать у детей элементарные представления ( облака летят высоко, высоко, облака большие могут менять форму, цвет. | В теплый, ласковый осенний день обратить внимание на легкие белые облачка, яркую синеву неба, ласковое солнышко, желто-красное убранство растительного мира и все это золотая осень. Осень желтого цвета. |
Дождь Продолжать развивать у детей представления об осеннем небе (облака могут укутать все небо, быть такими большими, что даже солнышко не видно). | Хмурая осень, дождливая, холодная. Небо серое, солнышко не видно и тучи огромные черные. Птицы спрятались. Люди идут под зонтами, на ногах резиновые сапоги. Для чего сапоги и зонты? А у птиц нет сапог и зонтов, поэтому они спрятались. |
Развивать у детей представления о дожде (дождик может быть мелкий, тихий, сильный, частый, дождик льется из тучки). Побуждать замечать связь между погодой и одеждой. | Во время следующих наблюдений за непогодой: Зачем надеваем плащи, резиновые сапоги? Холодно идет дождь. Какие тучи, почему не видно птиц, солнышко? Можно послушать как завывает ветер и подражать ему «в в в! у у у!» Обратить внимание как ветер срывает последние листья. Дождик, дождик не дожди! Дождик, дождик подожди! Дай дойти до дому Дедушке седому. Скучная картина Тучи без конца Дождик так и льется Лужи у крыльца. |
Песок Дать детям представления о сухом и влажном песке: сухой сыплется, влажный лепится. | Детям даются трубочки, сито, сухой песок пропускаем через трубочку, воронку, сито в пластиковую бутылочку. Из мокрого песка можно спечь пирожки, домики, холмики. |
Вода Познакомить детей со свойствами воды.( чистая, теплая, холодная, прозрачная). | Игры с водой. Кружка, воронка, ситечко, чашка, бутылочка. Ребенок переливает воду из одной емкости в другую, открывает назначения воронки, сита. Можно предположить игру на знание цвета, величины предметов. «Вылови ситечком шарики синего цвета, потом красного, потом желтого и т.д.» «вылови все маленькие м т.д.». |
Дать детям представления о свойствах деревянных предметов – плавает не тонет. | Ванна с водой. Дощечки или щепочки. Раздать деревяшки. Это наши кораблики. Сейчас мы будем пускать их в наше озеро. Кораблики плавают, а не тонут, потому что они деревянные. Далее дети берут кораблики и выходят на улицу. |
Дать детям представления о свойствах бумаги ( рвется, мнется, легкая). | У каждого малыша листок бумаги. Нужно выполнить действие на слова: Листочек взлетел, листочек кружится Листочек кружится под ноги ложится Листочек рвется, рвется, рвется Листочек мнется, мнется, мнется Дети рвут бумагу, все обрывки собрать в кучку и смять чтобы получилось что-то вроде бумажного шарика. Рассматривание мать-и-мачехи одуванчиков, отыскиваем самые крупные цветки. Прикасаясь ладошкой к соцветию, дети учатся новому понятию «пушистый». |
ВЕТЕР Показать детям, как можно «найти».»увидеть» ветер. Развивать познавательную активность, учить замечать ветер по косвенным проявлениям. | Показать как бегут по земле листочки, колеблются от ветра веточки. Кто в листочках зашуршал Кто по веткам побежал? Крутит в воздухе бумажки, Дует мне за воротник Он веселый и не страшный Ветер, ветер, озорник! Игры с вертушками. |
СНЕГ Познакомить со свойством снега (в теплых руках снег тает и превращается в воду). | На столе две чашки с водой и снегом, подносы. Дети берут снег в руки и держат над подносом. Воспитатель берет снег, читает стихотворение. У моей Маринки две красивые снежинки Вам хотела показать Глядь снежинок не видать. Дети открывают ладошки снега нет, куда исчез снег? Растаял превратился в воду. Почему? Ладошки теплые. |
Познакомить со свойствами мокрого снега (мягкий, лепится). Предложить надеть варежки и полепить из снега в тазу. | Петрушка показывает детям, как можно лепить из снега колобок. |
Познакомить со свойствами скользкий, гладкий ( на дорожке) мягкий, рассыпается ( на нерасчищенном участке). | На прогулке катаем куклу Катю по расчищенной дорожке. Санки едут легко, снег здесь твердый, предложить потрогать. Воспитатель берет ребенка под руки и везет по снегу (сапожки скользят очень хорошо). Как легко скользит Сема по снегу! Значит снег гладкий , скользкий. Попробуем провести куклу по нерасчищенному участку. Санки зарываются в снег. Воспитатель обращается к детям «дети, потрогайте снежок». Снежок мягкий? (мягкий, рассыпается). Воспитатель взмахивает рукой, касаясь снега, снежок легко летит, а на дорожке он не рассыпается там он твердый. |
ДЕРЕВЬЯ Знакомить с деревьями. Учить детей сравнивать деревья по внешнему виду, величине. | Воспитатель сажает зайку под березку и просит отыскать его, дети отыскивают березу, под которой он сидит. Береза беленькая, а веточки у нее тонкие-тонкие. Потом воспитатель предлагает найти мишку, который сидит под елочкой зеленой, колючей. |
Наблюдение за ростом стрелок зеленого лука. Развивать у детей элементарное представление это растение живое нуждается в воде. Познакомить с частями растения (маленькие стрелки лука, корни в воде). | Дети наблюдают за одной пророщенной в воде луковицей. Это наблюдение проводится периодически. Дети должны видеть как увеличиваются в размерах побеги, стрелки, корни луковицы). |
Развивать у детей сенсорное восприятие. Познакомит со свойствами камней (твердые, тяжелые, не бьются). | Дети берут ведерки подходят к камешкам ( камешки лежат на ковре. Вот один, другой и третий. Собирайте их дети. А теперь идем на ковер и покажем всем какие у нас камушки (рассматриваем по цвету, величине и т.д.) Дети возьмите в одну руку большой камешек, а в другую я вам дам губку. Что легче. Воспитатель предлагает опустить в воду камень и губку. Куда упал камень? Дети: «На дно». Воспитатель: «А губка»? Дети: Плавает. Камни тяжелые, твердые, не бьются. Дети стучат камень о камень. Сжимают в ладошке не сжимается. В руки камешки мы взяли Друг о друга постучали Наши камешки стучат Вот так, вот так Не разбить нам их никак. Дети стучат, кладут на дорожку и топают ногой. Вот так, вот так не разбить нам их никак. |
Солнышко пригревает. Учить детей наблюдать, сравнивать. Развивать чувственный опыт при общении с природой. | Дети вышли на прогулку. Посмотрите как у нас сегодня красиво. Солнышко улыбается, все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огоньками: желтые, красные, зеленые. А поднимите снег на лопатку – он тяжелый, мокрый. Это солнце постаралось, пригрело, что снег потихоньку стал таять. Скоро весна придет. Солнце греет все сильнее. Пощупайте скамейку –теплая? А теперь свою шубку? (рукав у шубки теплый) А теперь ствол дерева с солнечной стороны, с теневой стороны, где теплее и почему? Солнышко трудится греет, зовет весну. |
Развивать у детей способность к наблюдению за таянием сосулек, капелью. | С подоконника свешиваются сосульки. Дети отмечают какие они длинные, короткие, толстые, тонкие. Солнышко пригревает и сосульки тают, поют свою песенку кап-кап. (подставить пустое ведро, чтобы было лучше слышно, как поют сосульки песенку зовут весну). Наклонить ветку кустика с крупными почками. Это домик листочка- называется почка. Лучик стучится в домик: -«Эй, листик, хватит спать, просыпайся»! Весна пришла- тепло принесла. Услышал листок, выглянул, и впрямь весна. А лучик стучится, то в один домик- почку, то в другой. |
Развитие тактильных ощущений. Задание на температурные явления. Закрепить знания свойств снега и льда (тает получается вода). | Один мяч лежит на столике, другой в пакете. Какой из них теплее? Почему? Положить снег на асфальт и понаблюдать как он темнеет, становится серым, скоро побежит от него ручеек. Положить на асфальт снег и кусочек льда, что растает быстрее? Почему? |
БАБОЧКИ Учить различать насекомых по внешнему виду, отмечать яркие особенности (цвет, размер), их движения. | Воспитатель предлагает посмотреть, что делают бабочки. Бабочка опускается на цветок, сидит на нем немножко и перелетает на другой. Бабочка пьет сладкий цветочный сок. Она маленькая, сама похожа на цветок. Белая с черными пятнышками – эту бабочку зовут Белянка. А эта желтая лимонница с крохотными пятнышками в самых уголках крыльев. |
СТРЕКОЗА | Показать детям стрекозу, которая зависла над листком, настоящий веселый вертолетик. Как быстро и легко она летит, осторожно рассмотрим необычный вид насекомого- длинное, сухое тельце. Мощные прозрачные крылья, тонкие маленькие ножки и громадные глаза. Можно выложить стрекозу из палочек. |
Предлагаем вашему вниманию примерные занятия с использованием элементарных опытов.
Занятие №1
Задача: Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит; нужна всем — и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления детей, подчеркнуть целительные свойства воды.
В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры, раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого.
Материал: репродукция к потешке «Водичка-водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу детей). Кукла (резиновая), тазик (игрушечный).
Ход занятия: Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Дети рассматривают ее 2—3 минуты. Отвечают на вопросы: «Кто изображен на картинке? Что делает? Затем взрослый читает потешку.
Водичка-водичка!
Умой Тане (наше) личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щечки алели,
чтобы смеялся роток,
чтобы кусался зубок.
Затем взрослый обращается к каждому ребенку с вопросом, какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если дети затрудняются с ответом, сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т. п.
Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Взрослый медленно льет воду, давая детям возможность прочувствовать слова: «Водичка, водичка, умой мое личико». В конце занятия взрослый разливает воду из кувшина по стаканчикам, сопровождая действия словами.
Предлагает детям попить.
Занятие № 2
Задача: Использовать игровую ситуацию для ознакомления . детей с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например, при рисовании кистью).
Материал: Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; .6елая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей (1 8x1 5 см) (на каждого ребенка).
Ход занятия. Взрослый обращает внимание детей на то, что у них в стаканчиках прозрачная вода, предлагает нарисовать «воздушные шарики». Каждый ребенок получает листок белой бумаги и одну краску (зеленая, красная, синяя и т. п.). Дети рисуют — на белой бумаге появляются «пятна» определенного цвета. При мытье кисточки вода окрашивается в цвет смываемой краски. Взрослый предлагает оставить листы сушиться на столе, обращает внимание на воду в стаканах. Собирает их на поднос, дети рассаживаются вокруг взрослого. Он спрашивает о том, что дети делали, кто какой краской рисовал, называет цвет воды н стаканчиках и т. д. Подчеркивает: у воды есть свойство — окрашиваться.
Далее взрослый привлекает внимание детей к их работам, собирает их в стопку, вкладывает ее в пакет, на котором вырезано изображение, воздушного шарика (трафарет) темной ниточкой. Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свой цвет: «Чей красный? Чей желтый шарик ?».
Игра переходит в непринужденный разговор о том, кому из детей покупали воздушные шарики, как они играли с ними.
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый, красный шар.
«Какой же шарик?— Разноцветный!»
Занятие № 3
Задача: Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый; красного и желтого — оранжевый; красного и синего — фиолетовый (сиреневый); красного и черного— коричневый и т.п. "
Материал. Гуашь, кисти (по количеству детей); 4—5 пустых прозрачных стакана.
Ход занятия. Каждый ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать (рисование по замыслу); моет кисточку в стакане, таким образом у каждого образуется своя «цветная водичка». Рисунки детей раскладывают на столах для просушивания. Взрослый ставит все стаканы с цветной водой на один поднос. Собирает вокруг себя детей и предлагает посмотреть «фокус».
Взрослый наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку («Кто рисовал красной краской? — Оля. Это ее цвет!») и туда же добавляет желтую воду («Чья желтая водичка?— Полина!») «Что у нас получилось? Какой цвет водички?— Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т.д.
Примечание: Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Именно при их соединении получаются все другие цвета спектра. Оттенки (голубой, розовый, салатовый и т.п.) получают при соединении основных цветов с белилами.
В конце занятия дети рассматривают свои рисунки, рассказывают, кто и что нарисовал.
Занятие 4
Задача: В процессе экспериментирования показать детям, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).
Материал. Полиэтиленовые формочки доля игр с песком. (15-20 штук); коробка из-под шоколадных конфет; кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках.
Примечание: данное занятие может стать логическим завершением игровой ситуации, описанной в занятиях 2 и 3.
Ход занятия: взрослый беседует с детьми о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем вместе с вами льдинки». Предлагает расставить формочки на столе, На глазах у детей наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие – цветную. «Когда пойдем гулять, мы вынесем на мороз и посмотрим, что у нас получиться?».
Во второй части занятия используется коробка из-под конфет для изготовления «бус». В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки.
На прогулке взрослый предлагает детям посмотреть, что произошло с водой, когда вода замерзнет, он в присутствии детей вынимает цветные нитки бус, украшая ими елочку на участке детского сада.
Занятие № 5
Задача: используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на свойства снега (тает, превращается в воду в тепле; снег и снежинки –это капельки воды, которые зимой в воздухе превращаются в снежинки); рассмотреть снежинку на ладошке (на варежке) во время прогулки; подчеркнуть, что снег это много-много снежинок. Провести в присутствии детей эксперимент со снегом, показать, что снег может быть сыпучим или липким: из липкого можно лепить фигурки делать пирожки. В помещении, в тепле, снег обязательно растает и превратиться в воду.
Материал: Полиэтиленовые формочки для песка и совочки на кажлдого ребенка 2-3 формочки и один совок, Подносы для формовки. Невысокие, широкие емкости для снега.
Ход занятия. Взрослый вносит в группу емкости со снегом, собирает вокруг себя детей. Показывает снег, говорит, что он белый, холодный, в помещении начинает таять — становится липким. Далее совочком раскладывает снег в формочки для песка. Делает из снега на подносе снежные куличи-ки («рыбка», «цветочек», «бабочка», «птичка» и т.п.).
Во второй части занятия взрослый предлагает детям формовать из снега фигурки; поясняет, что снег руками брать нельзя, надо использовать совочек.
Примечание. Перед занятием полиэтиленовые или пластмассовые формочка желательно, нагреть (в воде или на радиаторе отопления).
Взрослый следит за тем, чтобы каждый ребенок использовал совочек, самостоятельно переворачивал наполненные снегом формочки на поднос. Каждый ребенок делает две—три снежные фигурки. Подносы устанавливаются на общий стол. Дети наблюдают, как снежные фигурки постепенно превращаются в воду.
«Не грустите о том, что снежные фигурки растаяли. В следующий раз мы сделаем их из песка. Песочные „пирожки" не тают», — поясняет взрослый.
Занятие № 6
Задача: Аналогична цели занятия 5.
Материал. Вылепленные взрослым из снега кролик, зайчик или Снеговик (высота 40—4.4см); ведро на голову последнего (10—12см в диаметре), ленточки, сухие веточки, уголечки (пуговички для глаз), морковка (красный колпачок от фломастера) для носа и т.п.
Ход занятия. Снеговика, ставят в высокую металлическую тарелку или эмалированную миску (для устойчивости и сохранения температуры). Взрослый обыгрывает приход Снеговика. Дети рассматривают его. Взрослый предлагает подарить Снеговику «шляпу» (игрушечное ведерко), украсить ее цветными ленточками, подарить метелочку из веток.
Примечание. Если есть дидактический столик на вращающейся основе, следует его использовать: он дает возможность обозревать фигурку со всех сторон; кроме того, возникает впечатление, что Снеговик «танцует».
Во второй части занятия дети предлагают угостить Снеговика льдинками, снежными «пирожками» (заготовленными заранее)-
В третьей части занятия дети украшают Снеговика цветными льдинками, ледяными «бусами» (выполнены заранее, хранятся в морозилке холодильника). Взрослый предлагает спеть для Снеговика какую-нибудь зимнюю песенку.
В четвертой части занятия обращает внимание на то, что Снеговик начинает подтаивать: «Ему в доме жарко». Цветные, льдинки, подтаивая, «расписывают» наряд Снеговика, что делает всю композицию еще более красочной. Далее Снеговик приглашает детей на прогулку. Перед уходом он угощает их морковками. «Они не ледяные, а настоящие, потому что малышам нельзя есть снег и сосульки», — поясняет гость.
Занятие продолжается на участке.
Можно использовать следующие четверостишия, относящиеся к зимнему времени года.
Снеговик
Два блестящих уголька —
Глазки у Снеговика,
Яркий нос, в руках — метла,
Веселится детвора!
Л. Павлова
Снег
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
А. Барто.
Снежный кролик
Мы лепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас,
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и головой!
За усы .
Не тяни —
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
Загадки
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Зайчик)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Зимой спит —
Летом ульи ворошит. (Медведь)
Занятие № 7
Цель. Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) — тонут (экспериментирование).
Материал. Набор предметов .из различных материалов; щепочка (деревянная лодочка), пластмассовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой.
Ход занятия. Взрослый предлагает детям сесть вокруг стола, на котором стоят блюдо с водой, а также ведерко с игрушками. Дети рассматривают их. Каждый достает одну из них. Взрослый спрашивает каждого ребенка, что он выбрал, как называется этот предмет.
Затем по предложению взрослого дети по очереди опускают предметы на воду, взрослый комментирует происходящее.
В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые,— они тонут. Взрослый предлагает детям подуть на воду по очереди, чтобы каждый из них смог направить плавающие игрушки к кому-либо из товарищей.
В конце занятия взрослый предлагает «испытать» бумажные лодочки: в присутствии детей складывает из бумаги (оригами) 1—2 лодочки, опускает их на воду, предлагает поиграть лодочками в бассейне.
Занятие № 8
Цель. Используя ситуацию экспериментирования, организовать игру с машинками одного размера и одинаковой конструкции, но разного цвета («Чья машинка уедет дальше»).
Материал. Цветные машинки (по количеству детей). Доска (скат) шириной .80—100 см, укрепленная с одного края на высоту 40—50см (зимой в группе, летом на участке детского сада).
Ход занятия. Взрослый раздает детям машинки. Они рассматривают их, называют. «А чья машинка уедет дальше?» — спрашивает взрослый, побуждая тем самым детей к экспериментированию.
Во второй части занятия дети распределяются по 2—3 и, встав у приподнятого края ската, по сигналу взрослого пускают машинки «под горку», сообщив им начальную скорость.
Взрослый отмечает, чья машинка уехала дальше, и поясняет: «Сережа, по всей вероятности, сильнее толкнул машинку и колесики быстрее завертелисъ—машина уехала далеко-далеко».
Так ребенок опытным путем знакомится с предметами, которые перемещаются с помощью колес, а также с тем, что скорость их передвижения зависит от силы толчка.
Затем каждый малыш испытывает свою машинку. Дети отмечают, какого цвета машинка уехала дальше. Если в игре возникает неоднократный повтор, то взрослый учит детей делать первые умозаключения: например, красные машинки ездят быстрее, чем желтые или зеленые.
Варианты. На повторных занятиях в кузов машинок можно укладывать различные грузы и определять связь скорости и веса перевозимых предметов и их количества. Аналогичную игру можно провести, с шариками, мячами, обручами и т. п.
Занятие 9
Цель. Используя ситуацию экспериментирования, познакомить со свойством магнита (притягивает металлические предметы); организовать игру на основе сюжета «Ловись, рыбка, большая и маленькая!»
Материал. Магнитные «удочки» (3—4 штуки) (палочки длиной 30—40см, в сечении 5—6см, на них засечки для закрепления суровой нитки длиной 30—35 см; на конце нитки крепится магнит).
Примечание: Магниты можно взять из пособия «Магнитная азбука (алфавит)». Вместо палочек - два одноцветных высохших фломастера, которые склеивают широкими концами.
Разноцветные рыбки из картона, (с укрепленными на них металлическими скобками или канцелярскими скрепками, которые хорошо притягиваются к магниту).
Большое блюдо или круглая красивая коробка с приподнятыми краями (озеро).
Ход занятия. Взрослый ставит на стол коробку или блюдо с рыбками: «Это озеро, в нем живут разноцветные рыбки. А мы попробуем их поймать с помощью удочек». Демонстрирует удочки, отмечает, что на каждой вместо крючка имеется магнит (рыбки будут «клевать» на него и «приклеиваться» к нему); показывает игровое действие. Далее дети самостоятельно ловят рыбок. Взрослый отмечает, у кого какая рыбка
. (цвет, величина).
Если многим детям одновременно хочется \ действовать с удочками, взрослый устанавливает очередность.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Содержание работы по музыкально-ритмическому