Игры на четкое проговаривание согласных звуков.
«Поезд с арбузами».Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а затем педагогу. «Погрузка» арбузов на поезд. Затем дети под круговые движения рук говорят: «Чу-чу-чу!» Поезд движется под музыку. С прекращением музыки движение заканчивается. Дети произносят: «Ш-ш-ш!» Начинается выгрузка арбузов с теми же движениями, что и при погрузке. И т. д.
Речевой материал подбирается логопедом в зависимости от того, какой звук надо ввести в речь. В процессе дифференциации используется разнообразный материал.
Проводятся игры на развитие фонематического слуха типа «Кто внимательный?». Дети под музыку идут по кругу, педагог называет звуки, дети хлопком в ладоши выделяют нужный звук. Педагог называет слоги, дети выделяют нужный слог, хлопают в ладоши два раза. На правильно выделенное слово из ряда других дети приседают.
Для развития дикции и закрепления звуков проводятся игры, включающие речевой материал с оппозиционными звуками.
«Трубочист».Дети стоят в кругу и говорят: «Вот веселый трубочист. Он трубы чистит, чистит. Руки ходят вверх и вниз и крепко сжаты кисти». При этом дети производят следующие движения: поднимают руки вверх, затем сгибают их в локтях, сжимают кисти в кулак и с силой опускают руки вниз.
«Болото».Дети образуют две группы: «журавли» и «лягушки». Посередине круг — это «болото». Лягушки поют: «Лягущечки-квакушечки по бережку гуляют. Комариков-судариков и мошек собирают». Им отвечает хор журавлей: «Журавлики-кораблики летят под небесами, все серые и белые и с длинными носами. Лягушечки-квакушечки, коль живы быть хотите, то поскорей от журавлей в болото уходите». Услышав пение журавлей, лягушки на корточках скачут в болото. По окончании пения журавли прыгают, размахивают крыльями — ловят тех лягушек, которые не успели прыгнуть в болото. Пойманные лягушки выходят из игры.
На этапе дифференциации звуков полезны игры-драматизации с музыкальным сопровождением и без него. Текст игр насыщается различаемыми звуками. Исполнение различных персонажей обогащает просодию речи.
В процессе логоритмической работы у детей с различными формами дислалии нормализуются общая моторика, речевое и произвольное поведение в деятельности (игровой, учебной, в общении).
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ЛЮДЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РИНОЛАЛИЕЙ
На этих занятиях средствами логоритмики следует развивать: 1) мимику лица; 2) общую моторику: тонус движений, координацию, переключаемость; 3) подвижность нёбной занавески; 4) речевую моторику; 5) преодолевать назализацию.
Для развития мимики лица используются уже известные ситуации: «Мы едим лимон» и т. д., подвижные игры с соответствующим текстом.
«Мы веселые ребята». Посреди комнаты проведены мелом две параллельные линии на расстоянии 15—20 шагов друг от друга (здесь находится водящий). За чертой стоят дети, по музыкальному сигналу они весело, бодро говорят: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!» Со смехом дети перебегают за противоположную черту. Водящий старается их догнать и коснуться в пределах своей зоны. Те, кого он коснется, выходят из игры, садятся на стулья, отдыхают и выполняют различные дыхательные упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания: дуют на пушинки, листики и т д. После 3—4 пробежек с одной линии на другую по сигналу педагога назначается новый водящий из числа отдохнувших.
Для развития общей моторики проводятся игры на переключаем ость движений.
«Не сбивай и поймай». Дети должны преодолеть несколько препятствий. Первое — скакалка, протянутая на высоте 60 см от пола, затем в 1 м от нее — скакалка на высоте 40 см от пола, через 1 м — следующая скакалка на высоте 5 см. Под разный характер музыки дети по очереди проходят первое препятствие походкой «мишки», т.е. на полусогнутых ногах, расставив и округлив руки; второе проползают «мышкой», т. е. на животе ползут до третьего препятствия; встают, перепрыгивают его и приседают «лягушкой», т. е. встают на четвереньки. После этого играющий должен выпрямиться, поймать мяч или обруч, брошенный логопедом, и отойти с ним в сторону. Когда все дети преодолеют препятствия, по сигналу логопеда «играйте!» они играют в мяч или обруч.
Для активизации нёбной занавески следует проводить упражнения с имитацией кашля, зевания, глотания, игры с пением и исполнение песен. Текст песен должен быть насыщен гласными звуками. Во время пения педагог следит за дыханием, дикцией, за достаточно широким раскрытием рта у занимающихся. Средствами пения можно снимать назализацию в речи. Начинать следует с пения гласных звуков в значимых ситуациях. Например, дети под музыку идут в ритме движущегося поезда, останавливаются, дают гудок: «Ууу!» Или педагог показывает различные картинки, дети восклицаниями реагируют на них; например, видят круглый, красный помидор и пропевают: «Ооо!» Ходят по лесу и перекликаются:
«Ау-ау-ау!» Изображают плачущую девочку: «Уа-уа-уа!» Звукоподражаниями изображают волка: «У!»; ослика: «Иа!»; собачку: «Ав!»; кошку: «Мяу!» и т.д. Полезно сочетать пропевание с движениями.
Логоритмические занятия с больными ринолалией строятся таким образом, чтобы все виды работы положительно влияли не только на речевую функцию, но и оказывали общеукрепляющее действие. Занятие начинается с бодрой музыки марша. Дети шагают: голова поднята, развернуты плечи. Шаг сопровождается энергичными взмахами рук. Дети показывают различные виды ходьбы. По согласованию с логопедом во время ходьбы в такт шагам можно проговаривать стихи.
Основная часть занятия включает комплекс движений, объединенных одной темой. Например:
«Пузырь*(для дошкольников и школьников). Дети становятся в круг под музыку. Педагог говорит: «Надули пузырь». Дети надувают щеки, как бы пузырь, произносят при этом: «Фу-у», и, взявшись за руки, идут от центра спиной, образуя большой круг. Педагог: «Лопнул пузырь». Дети бегут к центру круга со звуком ш. Педагог: «Надули пузырь». Снова повторяют первое движение. По сигналу «Пузыри полетели'» дети надувают щеки и, удерживая их в таком положении, бегут по кругу, округлив перед собой руки. Затем останавливаются и под музыку перестраиваются в круг, берут друг друга за руки, показывают движениями большой пузырь, который лопается. Дети роняют руки вдоль туловища, затем все садятся на стулья и исполняют песню «Мыльные пузырики» (музыка Кюна). Занятие оканчивается ходьбой под спокойную музыку. В занятие можно включать игру «Поезд». Стучат колеса паровоза, работают рычаги — руки, согнутые в локтевых суставах; проверяются колеса. Поезд пошел, выпускает пар, дает гудок и т. д.
«Гуси».Гуси (дети) машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т.д.
«Самолеты». Дети, имитируя проверку бензонасосов, произносят — ссс, мотора— ррр- Самолеты полетели, прилетели, посадка, летчики уходят.
Артикуляторные упражнения для развития речевой моторики с больными ринолалией проводятся так же, как с детьми, имеющими функциональные дислалии. По совету логопеда музыкальный руководитель включает в свое занятие подготовительные артикуляционные упражнения и постановочные, необходимые для формирования определенного артикуляторного уклада.
•