Специфические особенности хоровой музыки.
Все хоровые коллективы можно разделить на профессиональные, любительские, бытовые.
ü Бытовые хоры, как правило, организовывались по принципу совместной трудовой деятельности или места жительства. Так, например, в деревнях старой России во время полевых работ или отдыха возникал хор. Среди работающих находился талантливый запевала, который начинал песню и вёл её до конца. Все остальные, внимательно слушая ведущий голос, подстраивались к нему, украшая его своим мелодическим узором и лилась песня, исполненная великой любви к жизни. Такой самодеятельный, как принято теперь называть, хор существовал практически в каждой деревне, в каждом селе.
ü Любительские хоры - это коллективы, состоящие из певцов, для которых пение в хоре не является профессией. Они возникли во многих странах в связи с организацией специальных хоровых обществ. Многие любительские хоры достигают высокого уровня исполнительства, и нередко композиторы доверяют им исполнять свои сочинения впервые. В СССР любительское хоровое искусство получило необычайный размах.
Хоровые коллективы были в университетах, институтах, средних специальных учебных заведениях и школах.
Первый русский профессиональный хор был основан в XV веке - хор государственных певчих дьяков. В начале XVIII века на его основе в Петербурге была создана Придворная певческая капелла. Этот коллектив, а также Синодальный хор в Москве сыграли значительную роль в развитии хорового искусства России. В XIX веке появляются и светские капеллы - хоры Ю.Н.Голицына, А.А.Архангельского, Д.А.Агренева-Славянского. В 1910 году М.Е.Пятницкий организовал народный хор, который стал первым народным профессиональным музыкальным коллективом. Участники академических профессиональных коллективов специально обучаются пению, их голоса звучат ровно на всех участках диапазона; диапазон может достигать двух октав. Они владеют певческим дыханием, дикцией, динамикой и другими вокальными навыками.
Тип Хора определяется в зависимости от количества хоровых партий и состава его участников.
Xор может состоять из одной партии, двух, трех, четырех и более. В зависимости от состава участников классифицируется на:
ü однородный мужской(тенор, бас) – Хор, состоящий только из мужских голосов; бывает:двухголосный (тенора и басы), трехголосный (1-е, 2-е тенора и басы или 1-е тенора, 1-е и 2-е басы), четырехголосный (1-е, 2-е тенора, 1-е, 2-е басы);
ü однородный женский(сопрано, альты) – Хор, состоящий из женских голосов; бывает: двухголосный (1 и 2 сопрано), трехголосный (1 и 2 сопрано, альты), четырехголосный (1 и 2 сопрано, 1 и 2 альты);
ü смешанный - Хор, состоящий из женских и мужских голосов (двух, трех,четырех - голосный и более). Выбор голосов для смешанного Xора зависит от намерений композитора. Излюбленный прием композиторов - соединять голоса, сильно отличающиеся как по объему, так и по звуковой области, например сопрано и бас. Из смешанных Хоров наиболее употребляем четырехголосный (сопрано, альт, тенор, бас). Если в смешанном Хоре разделить одну из партий на две, то образуется пятиголосный Xор, при делении двух партий — шестиголосный, трех — семиголосный, четырех — восьмиголосный;
ü детский.
Объем хорового голоса ограниченнее объема голоса солиста. Каждая хоровая партия имеет свой диапазон. Каждый голос по мере приближения к верхнему регистру звучит сильнее, а по мере приближения к нижнему — слабее; поэтому не следует писать для Хора низко, в особенности в forte, так как в последнем случае желаемая звуковая сила не получится. Расположение голосов в Хоре (должно быть равномерное, т. е. каждый голос от своего соседа не должен отстоять более чем на сексту. Чем более сжата хоровая масса и чем более голоса находятся в звучных регистрах, тем более Хор становится звучным и сильным. При широком расположении, Хор звучит мягче. При делении партии в Хоре например при шести или восьмиголосное сочетание, Хор звучит сочно, но не сильно. Партия одного голоса не должна заходить за другой, например альты не должны петь выше сопрано. Главный принцип пения в Xоре - каждая группа голосов должна быть одинаково слышна и не один голос не должен заглушал другого.
Деление Хора на группы придает Хору прозрачность и разные звуковые краски. Xоровая партитура пишется гармоническими аккордами, с преобладающею мелодией в одном голосе, или полифонически, когда, каждому голосу дается мелодический рисунок.
Гармония придает полноту и большую звучность; полифония придает ощущение широты, но менее сильна по звучанию. Упорное преследование в Хоре только одного из этих эффектов производит монотонность. Лучше менять приемы, переходя от гармонии к полифонии и обратно. При хоровом пении следует обращать особое внимание на правильность произношения текста, т.е. ставить слова так, чтобы слоги с акцентами приходились на сильные доли такта.
Для Хора используются стихи, преимущественно рифмованные, с лирическим содержанием. Текст, должен быть прост, ясен и отличаться определенным настроением. Фразы стихов должны быть короткими. Хоры бывают духовные и светские; применяются в ораториях, кантатах, операх и в виде самостоятельных концертных номеров. Пишутся Xоры с аккомпанементом и без него (a cappella).
Минимальный состав Хора – 12 человек, максимальный – 100-120 человек. Иногда несколько коллективов объединяются в сводный Хор(от 200 – 800 человек). Сводные Хоры выступают на больших праздничных концертах, на праздниках песни.
Лекция «Камерные жанры»