Организация вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальной школе

Музыкальное образование младших школьников направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, на то, чтобы дать им опорные ключевые знания, умения и навыки музыкальной деятельности в системе, обеспечивающей младшим школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкальным искусством, для самообразования и самовоспитания.

В течение уже сорока лет появлялись различные технологии и методики, многие из которых претендовали на исключительную истинность, но все эти методики, пройдя проверку временем, оказались объективно не совершенными, так как разные учителя, используя ту или иную методику, получали свой, зачастую совсем не тот, результат, которого ожидали. Ведь голос – инструмент общедоступный, поэтому вокально-хоровая работа является в представленном опыте стержнем всей работы [3, с. 53].

Таким образом, можно сказать, что хоровое пение – является важным средством музыкального развития младших школьников, а также музыкально-творческих способностей. Так как, хоровое пение или вокально-хоровое исполнительство на уроках музыки является групповым вид исполнительства, то оно воспитывает в учащихся чувство долга и ответственности за общий труд, дисциплинированность, желание продемонстрировать в пение приобретенные знания, умения и навыки в условиях совместной исполнительской деятельности.

Приобретение на уроках музыки необходимых вокально-хоровых знаний, умений, навыков младшими школьникам способствует формированию вокально-хоровой культуры, овладению певческим голосом, что, дает возможность, при исполнение песен эмоционально на них откликаться. Индивидуальное певческое развитие является основой хоровое воспитание, на которой строится любой хоровой коллектив.

Главное в вокально-хоровой работе на уроке музыке это эмоционально-эстетический настрой ученика, т.е. создание учителем комфортных условий, помогающих сочетать вокально-хоровую работу с интересным и увлекательным творчеством, что в свою очередь активизирует заинтересованность, любознательность детей и работоспособность. А задача учителя этот настрой поддерживать на протяжении всего урока. Следует отметить, что развитие музыкального слуха и накопление музыкально-слуховых представлений способствует правильному развитию певческого голоса учащихся начальной школы. Значит, вокально-хоровую работу с младшими школьниками следует строить на развитии, как музыкального, так и вокального слуха (мелодического, гармонического, полифонического ладового, динамического, тембрового).

Главным условием для правильного звукообразования при работе с младшими школьниками это мягкая атака, так как твердая атака для них недопустима. Твердая атака может иногда использоваться в редких случаях как изобразительный прием. Постоянное его применение как приема звукообразования может нарушить работу дыхания, а самое главное плохо влияет на голосовые связки.

Особое внимание следует уделять работе над качеством звучания детского голоса - развитию основных свойств певческого тембра: звонкости, полетности, вибрато, разборчивости, ровности. Важно помнить, что большой вред певческому голосу детей, приносит форсированное пение. Оно препятствует развитию основных его свойств, вызывает различные расстройства и заболевания голосового аппарата. Форсированное, крикливое пение идет вразрез с требованиями художественного исполнения [14, с. 38].

Индивидуальность в детских голосах в большинстве случаев выражена не ярко. И если их певческое развитие идет нормально, дети не поют форсированным звуком, в голосах нет носового или горлового призвука, то индивидуальность звучания не только не нарушает обще- хорового звучания, но и обогащает его. Уделяя большое внимание сохранению индивидуального тембра, следует требовать от участников хора слияния не по тембру, а только по звуковысотному интонированию. Сохранение индивидуальности звучания не мешает воспитанию в голосе свойств, объективно характерных для певческого голоса. Сохранение индивидуальности звучания здорового голоса - одно из обязательных условий его правильного формирования.

Суть работы над качеством звучания голоса учащегося в процессе организации вокально-хоровой работы, помимо сказанного выше, можно дополнить следующим:

1 постоянный показ вокального звучания основных певческих свойств (показ педагога или пример ученика);

2 формирование вокального тембрового слуха младших школьников на основе анализа индивидуальности тембров их голосов.

Безусловно, всю вокально-хоровую работу необходимо строить с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей учащихся. Также следует помнить, о певческом мутационном режиме, в котором нуждаются, как мальчики, так и девочки [25, с. 96].

Важную роль в развитии вокальных умений и навыков играет пение без сопровождения инструмента (а капелла), а также без поддержки голоса учителя. Именно, пение, а капелла, способствует развитию музыкального слуха. Следует донести до младших школьников важность постоянного контроля пения, как своего, так и товарищей. Это способствует развитию слухового внимания и вырабатывает слуховой самоконтроль. Оно обеспечивает более чистое и «острое» интонирование, способствует выработке единства в исполнении ритма, произношения литературного текста, учит детей понимать особую красоту чистого, совершенного звучания человеческих голосов, составляющих хор. Несмотря на то, что пение а капелла - это не только высшая форма хорового искусства, но и наиболее органичное, чистое, естественное его проявление, одновременно это и наиболее трудный вид хорового исполнительства.

Вокально-хоровое развитие происходит в основном в работе над музыкальными произведениями. При их восприятии и воспроизведении, в процессе разучивания закладывается фундамент певческой культуры младших школьников. Под влиянием самого произведения, характера работы над ним, в зависимости от личности преподавателя, его мастерства и других факторов формируются специальные способности, совершенствуется внимание, память и другие качества учащихся.

При вокально-хоровой работе не маловажную роль играют упражнения и тренировочный материал, которые направлены на развитие и закрепление любых качеств умений и навыков. Педагогу следует помнить, что они должны содержать «эстетическое зерно», не были бы «механистичны». Учебно-тренировочный материал и упражнения следует отбирать таким образом, чтобы он мог решать не только учебную задачу. Что касается упражнений, то в них входят и распевания, предназначенные для «разогревание» голосового аппарата, а также для вокального развития детей «в чистом виде».

При вокально-хоровой работе большое внимание уделяется не малое значение обучению младших школьников чтению нот, что помогает развивать память и умение быстро ориентироваться в произведении. Младший возраст для этого благоприятен. [13, c. 75].

Учителю музыки с первых уроков следует заинтересовать младших школьников музыкой, хоровым пением, коллективным творчеством. Для этого, безусловно, необходима творческая атмосфера в коллективе. Заинтересованность к разучиваемой песне, к ее создателям, к самому процессу совместного пения может этому способствовать. В этом случае задача учителя музыки - создать коллектив сопереживателей музыки (единомышленников).

В силу возрастных особенностей младших школьников вокально-хоровую работу следует всячески разнообразить. Например, исполнять не только программные песни, но и арии из детских опер, сюит, провести урок «музыкальный театр», тематическую музыкально-литературную композицию, устроить урок «музыкальный театр».

При, вокально-хоровой работе учитель музыки должен помнить о голосовом аппарате и голосе каждого ученика, так как каждый имеет свои особенности и педагогу следует об этом не забывать в своей работе. Детские голоса более «светлые», «серебристые».

Так как мы рассматриваем вокально-хоровую работу на уроках музыки в начальной школе, то педагогу надо помнить, что она имеет свою специфику. Данный возраст предполагает постоянное развитие, а, следовательно, изменение детского организма. Многолетняя практика показала, что пение вообще, а правильное особенно, этом возрасте очень полезно. Конечно, в данном случае, мы говорим о правильном пение в вокальном отношении, построенном на определенных принципах. Пение не только способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов, но и для физического и психического здоровья.

Приступая к вокально-хоровой работе учителю музыки, следует знать особенности голоса детей и конечно владеть методикой его развития. Ему также необходимо быть знакомым с азами вокально-хоровой работы, а также с опытом работы мастеров вокально-хорового искусства. Безусловно, учителю музыки необходимо обзавестись специальной литературой, которая поможет ему сравнивать разные точки зрения по этому вопросу и конечно накапливать собственный практический опыт, как педагога, певца хора, дирижера. Все это даст возможность учителю музыки, любя детей, понимая их проблемы уважительно к ним относиться руководить хором.

Прежде всего, при подборе методов вокально-хоровой работы с младшими школьниками учителю музыки следует в первую очередь обратиться к опыту прогрессивных методистов прошлого и настоящего. Среди них можно выделить такой распространенный и предпочтительный в практике вокально-хоровой работы известный метод, разработанный М.И. Глинкой, как концентрический. Данный метод помогает укреплять середину, средние звуки диапазона, а также верхние и нижние звуки диапозона. Полезны также рекомендации А.В. Варламова в его пособие «Полной школы пения», которые позволяют развивать серебристые, звонкие и нежные детские голоса, формировать естественное голосообразование при средней силе звука, ровное и свободное, от первой до последней ноты. Привлекает внимание и методика И.П. Пономарькова, которая строится на учете тембровых особенностей детского голоса. Это пропевание упражнений сверху вниз. Данное упражнение развивает естественное, звонкое детское звучание голоса у каждого поющего в хоре. Также интересна и важна дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, помогающая развивать певческие данные у детей начальных классов на уроках музыки [30, с. 87].

Таким образом, вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе, должна опираться на основные положения общей методики работы с хором. Ее значение определяется необходимостью развития у всех младших школьников правильных и единых умений и навыков певческого дыхания, звукообразования, культуры певческого звука. От качества вокальной работы зависят все элементы хоровой звучности и уровень художественного исполнения хоровых произведений.

Каждый учитель должен добиваться того, чтобы в процессе вокально-хоровой работы учащиеся начальной школы приобрели вполне определенные умения и навыки, а именно:

В первом классе учащимся необходимо развитие координации между слухом и голосом в процессе исполнения небольших песен; выработка унисона, мягкого спокойного вдоха в начале пения, распределение певческого дыхания на фразу, формирование навыков отчетливого и осмысленного произнесения текста песни; понимание дирижерских жестов учителя (внимание, одновременное начало и окончание пения); выразительное исполнение песен.

Во втором классе – это выработка унисона, широкого дыхания, кантилены, легкого, «полетного» звучания, устранение форсированного звучания, расширение певческого диапазона, четкой дикции и активной артикуляции, выполнение требований учителя, накопление песенного репертуара.

В третьем же классе – это обогащение эмоционально-образной реакции детей при исполнении песен, умение передать в исполнении разноплановый характер песни; совершенствование навыков пения без сопровождения и под аккомпанемент, не поддерживающий вокальную мелодию; формирование навыков пения хором, в качестве солистов; накопление песенного репертуара.

Видение класса, как хорового коллектива позволяет проводить вокально-хоровую работу с максимальным учетом всех особенностей их развития. Очень важно, чтобы учитель понимал, что вокально-хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ из всех видов музыкальной деятельности на уроках музыки, песенное начало лежит в основе самобытного склада русской национальной культуры, и в наше время действительно стоит возрождать традицию хорового пения [22, c. 59].

Основной задачей учителя на уроках музыки является обогащение духовного мира младших школьников. Педагог помогает им поверить в свои возможности не только как певцов, но и как организаторов, помощников. Опыт многих педагогов, показывает, что в младшем возрасте они в большей степени концентрируют свое внимание не на слуховых, а на зрительных впечатлениях, и поэтому плохо интонируют. Открытие ребенком своей способности правильно исполнять мелодию вместе с другими детьми меняет отношение школьников к пению в лучшую сторону.

Наши рекомендации