Музыкально-композиционная деятельность

Ведущим направлением в организации музыкально-композиционной деятельности детей является развитие музыкального слуха и творческих способностей учащихся. Различают два типа заданий: развитие заданного тематизма; сочинение собственного тематизма1.

С целью воспитания ладовых ощущений детям предлагается закончить на тонике пропеваемую учителем фразу. Текст выбирается учителем произвольно. Позитивность подобного приема определяется тем, что он сочетает в себе черты коллективного и индивидуального творчества. Мелодическая импровизация в форме музыкального диалога может предполагать завершение несложного мотива, пропеваемого детям учителем (см. пример 13).

Музыкально-композиционная деятельность - student2.ru

Г. С. Ригина рекомендует перед тем, как предложить сочинение «Ласковой песенки» младшим школьникам, спросить: если бы дети были композиторами, то какую бы песню сочинили для своей мамы? (Ласковую, певучую, нежную и т.д.) Какой должна быть мелодия песенки? Как ее надо исполня

_______________

1 Классификация Б.Р. Иофиса.

Задания для музыкально-композиционной деятельности могут быть и с текстом (см. пример 14)

Музыкально-композиционная деятельность - student2.ru

Авторы-составители программ советуют использовать в работе по организации музыкально-композиционной деятельности пьесы, с которыми дети знакомятся в процессе музыкально-слушательской деятельности.

Так, напомнив детям «Сказочку» Прокофьева, можно дать задание: каждому сочинить свою музыкальную сказочку. «Начало нашей «Сказочки» будет таким же, как у Прокофьева, а продолжение нужно придумать самим». Сочинение может проходить цепочкой: из нескольких вариантов выбирается наиболее удачный интонационный оборот, который продолжает развивать следующий ребенок. Получившуюся таким образом мелодию учитель играет на фортепиано1.

Следующим этапом может явиться сочинение варианта напева, восполнение напева подголосками, импровизация мелодии на предлагаемые слова.

Если возникает необходимость, учитель может помочь ученику развить незаконченную интонацию, показывая возможности мелодического варьирования. При этом очень важна творческая атмосфера, что есть сложение свободы, удивления и поиска. Во многом способствует созданию подобного состояния в искусстве художественный текст, предлагаемый для импровизации.

Например, учитель поет (см. пример 15):

Музыкально-композиционная деятельность - student2.ru

Музыкально-композиционная деятельность - student2.ru

Пропедевтическими упражнениями могут быть задания детям в зависимости от конкретного персонажа (лиса, медведь, волк и т.д.) продумать характер исполнения той или иной попевки («Дон-дон», «Уж как шла лиса» и т.д.). Предлагая такое задание учащимся, А.В. Заруба отмечает, что в зависимости от персонажа меняется характер исполнения. Соответственно дети осознанно в дальнейшем будут пользоваться в собственной музыкально-композиционной деятельности средствами музыкальной выразительности — темпом, штрихами, динамикой, регистрами и т.д. Следующим этапом могут явиться задания сочинить небольшие мелодии в стиле марша, песни, танца.

Используя метод сочинения сочиненного, Заруба предлагает также учащимся на уроках сочинить мелодию о богатырях, стоящих дозором на границах русской земли (перед прослушиванием 1-й части Симфонии № 2 А.П. Бородина) или, например, Вальс Метели (перед слушанием «Вальса» Свиридова из музыки к драме «Метель») и т.д. Такие задания потребуют от детей предварительного осмысления. Так, Заруба, будучи сам композитором, выстраивает с учащимися драматургию исполнительского плана — завязку, развитие, кульминацию, финал, что опять же в итоге способствует осознанному отношению детей к значимости формы музыкального произведения.

Не менее интересными являются задания детям составить коллекцию песен, подобрать различные музыкальные интонации к словам: «Что я сделаю для Родины», к поговорке «Родимая сторона — мать, чужая — мачеха», сочинить мелодии, характеризующие портреты мамы, папы, бабушки и др.1.

______________

1 Методика Н.А.Терентьевой и Р. Г. Шитиковой.

Безусловно, любое задание творческого порядка, предполагает четкое понимание учителем алгоритма действий. Так, например, Заруба с целью сочинения учащимися музыки в стиле определенного композитора предлагает следующую методику:

— под руководством учителя дети вспоминают и напевают известные им мелодии знакомого композитора;

— вычленяют и пропевают наиболее характерные интонационные обороты композитора;

— пытаются ввести в свою вокальную импровизацию характерные мелодические обороты композитора;

— повторяют варианты мелодий всем классом;

— выбирают мелодии, наиболее соответствующие интонационному строю данного композитора.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Прокомментируйте профессиональную позицию Л. В. Школяр: «Критерием творчества выступает не обязательно что-то законченное(например, заключительная фраза попевки), а та предуготованность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Результат может выразиться иногда всего в одной интонации, в одной поэтической фразе, движении, линии, а может поначалу даже и не проявиться вообще. Смысл предуготованности к творчеству в том, что внутри школьника может звучать музыка, что он может иметь четкое представление о том, какая это должна быть музыка, однако его музыкальные мысли могут пока не материализоваться в четкой форме, в конкретной мелодии. Именно эта внутренняя работа ученика, процесс мысленного экспериментирования с выразительными средствами для нас гораздо важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку»1.

2. Подберите для импровизации детей несложные стихотворные тексты с выразительным образно-эмоциональным содержанием. При желании вы можете обратиться к стихотворениям, предлагаемым учебной программой по литературному чтению.

3. Прокомментируйте задание из учебника по музыке и творчеству Е.И. Юдиной:

Отгадай загадку, которую сочинила для тебя А. Рождественская:

_____________

1 Школяр Л. В. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике школы//Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е. Д. Критская, В.О.Усачева, В. В.Медушевский, В.А. Школяр.Теория и методика музыкального образования детей. - М., 1998. - С. 77.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился ввысь и улетел.

Разыграй маленький спектакль, изображая все то, о чем говорится в загадке. А теперь возьми металлофон и расскажи обо всем звуками. Особо позаботься, чтобы звуки получились нежными: ведь бабочки, как и цветы, такие беззащитные!

Поучись новому приему игры под названием глиссандо (скольжение). Быстро-быстро проведи молоточком по всем пластинам вверх. Подходит ли это к словам «взвился ввысь и улетел»? Импровизируй, находя различные варианты1.

4. Прокомментируйте методические рекомендации Б. Р. Иофиса, советующего педагогу принять эстафету от детей и посредством собственной импровизации придать результату их деятельности развитую и законченную художественную форму. Авторитет учителя, как отмечает Иофис, в этом случае возрастает.

МИКРОПРАКТИКУМ

1. Распространенный вариант подготовительных упражнений в музыкально-композиционной деятельности — мелодизация отдельных слов. Проведите ролевую игру с сокурсниками «Учимся сочинять». В роли учителя сочините мелодию на предлагаемый текст2, задача «детей» сводится к завершению предложения, мелодически заданного вами.

Почему киты молчат, ничего не говорят, Ведь имеют киты вот такие...

(Импровизация детей. Возможные варианты — животы, хвосты. Правильный — рты!)

Потому что киты в рот набрали...

— Воды! (импровизация детей).

2. «Оживите» героев сказок, придумав свои варианты мелодий, которые поют герои сказки, когда:

— им весело;

— они чего-то страшатся;

— они шалят;

— побеждают недобрых героев3.

____________

1 Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития / Серия: У тебя получится. — М., 1997. — С. 63.

2 Мазнин И. Почему киты молчат?

Есаян Т. С. Учусь творчеству: Тетрадь по музыке для учащихся 1 класса общеобразовательной школы. — Ростов-н/Д., 1994.

3. Б.Р. Иофис рекомендует учителю попробовать самому выполнить то задание, которое будет предложено детям, чтобы заранее предвидеть возможные затруднения. С этой целью выполните самостоятельно ряд заданий, которые в дальнейшем вы используете непосредственно в педагогической деятельности по организации музыкально-композиционной деятельности учащихся:

- попробуй сочинить гимн своей семьи, спортивной команды или свой личный гимн;

- сочини темы в моцартовском духе:

«весело, непринужденно»; «внезапно, с мрачной энергией»; «созерцательно, отрешенно»; «энергично, с юмором»;

- сочини тему, в которой ощущается борьба двух начал1.

4. А. В. Заруба советует учителю музыки при выполнении учащимся 3 класса задания сочинить лирическую мелодию в стиле П.И.Чайковского, следующий алгоритм действий:

- вспомнить известные мелодии Чайковского; (Ученики вспоминают и напевают мелодии из пьес «Детского альбома», тему Первого концерта для фортепиано с оркестром, тему 2 части Четвертой симфонии, темы вальса и феи Сирени из балета «Спящая красавица».);

- вычленить наиболее характерные интонационные «зерна» и пропеть их. (Для лирических мелодий Чайковского таковыми являются «опевания», «вращения», «движение мелодии по кругу».);

- сочинить мелодии, пытаясь вплести в свою вокальную импровизацию характерные мелодические обороты, вычлененные на предыдущем этапе. После каждого удачного исполнения все ученики повторяют вариант получившейся мелодии;

- из сочиненных мелодий выбрать одну-две наиболее соответствующие, по их мнению, интонационному строю Чайковского;

- в завершение послушать «Мелодию» Чайковского, обратив внимание детей на характерные мелодические образования этого произведения, и сравнить их с собственными вариантами2.

Проанализировав данный алгоритм, проведите с сокурсниками фрагмент урока по организации музыкально-композиционной деятельности в стиле Бетховена.

5. Используя метод сочинения сочиненного, в роли учителя предложите детям (своим сокурсникам) перед слушанием пьесы «Шествие кузнечиков» Прокофьева (из цикла «Детская музыка»)3 попробовать

______________

1 Усачева В. О., Школяр Л. В., Кузьмина О. В. Музыкальное искусство: Записная книжка музыканта: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М., 2004.

2 Заруба А. В. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» / Учебник на уроке искусства. Научно-методические рекомендации для учителей музыки. — М,

самим сочинить мелодию. В организации музыкально-композиционной деятельности используйте следующий алгоритм:

— учитель «погружает» учащихся в конкретную ситуацию, соответствующую названию и программному содержанию музыкального произведения, и предлагает передать в своей мелодии соответствующее настроение;

— «композитор» поет свою импровизацию. Учитель предлагает ему еще раз повторить ее для того, чтобы мелодия зафиксировалась, а не была все время разной;

— класс повторяет эту мелодию;

— учитель предлагает нотную запись и уточняет рисунок этой мелодии вместе с ребенком, который ее сочинил;

— звучит другая мелодия, которую сочинил еще один «композитор». Сравнив оба варианта, учитель показывает ребятам разные подходы к решению этой задачи;

— наконец, когда ребята войдут в образный мир произведения, учитель предлагает им послушать музыку композиторскую, авторскую1.

Наши рекомендации