Фуга, ария, вариации и сонатно-симфоническая тема.

6. Фуга, ария, вариации и сонатно-симфоническая тема.Покуда генерал-бас вел свои аккордовые армии к победе тональной грамматики автономного музыкального языка, формы и жанры компо­зиции XVII - первой половины XVIII века совместно готовили лексику, фразеологию и типы высказываний, в которых новая грамматика могла проявиться наиболее полно. «Лексикой» стала инструментальная тема, «фразеологией» - способы ее экспонирования и разработки, а главны­ми «типами высказывания» - инструментальные формы сонаты и симфонии.

Если аккордовая логика генерал-баса всегда одинакова, как и полагается грамматике, то тема в новом, сонатно-симфоническом, смысле наделена индивидуальностью. Тема - это то, что отличает одно музыкальное высказывание от другого; то, что придает сочинению неповторимость.

Сонатно-симфоническая тема индивидуальна благодаря своей мо­тивной структуре. Мотивы - живые «клетки» темы. Мотивы характерис­тичны во всех отношениях - звуковысотном, ритмическом, гармоничес­ком, фактурном. При экспонировании темы (в начале сочинения или его части) дается некоторый исходный порядок мотивной работы: тема преобразуется в ходе перестановки мотивов, их изъятия, повторения, уменьшения, увеличения, сочленения в новую тему. Благодаря мотивной работе тема превращается в субъект развития.

Генерал-бас только задавал движению дорогу. Мелодически и ритмически пройти эту дорогу можно было более или менее как угодно. В сонатно-симфоническом тематизме различие между «доро­гой» и ее «прохождением» снимается. Аккордово-гармонические функции становятся аспектом темы, вместе с ритмом,

интонационным рельефом и фактурными особенностями определяя неповторимые «личностные черты» ее мотивной структуры и ее уникальную «жизнен­ную судьбу».

Тем самым преодолеваются последние следы полифонического мышления - мышления линиями и их конфигурациями. Генерал-бас тоже был отчасти линией, из которой, однако, прорастали аккордовые вертикали - «верстовые столбы», размечающие движение мелодии. В сонатно-симфонической теме горизонталь и вертикаль стали условны­ми измерениями единого живого организма, а сама тема - воплощен­ной жизнью, с ее ростом, метаморфозами, кульминациями и упадком сил.

Такая тема сложилась из разных элементов и начал. От фуги, тема которой похожа на микрокомету - у нее всегда есть острохарактерное мотивное ядро и длинный «хвост», в котором характерность мотива растворяется в общих формах движения, сонатно-симфоническая тема позаимствовала ориентацию на яркую лепку мотива. При этом мотив распространился за пределы одного голоса.

Экспансию мотива в пространство фактуры подсказал опыт инстру­ментальной музыки типа французских «куриц» и «кукушек» и итальян­ских «времен года». Создавая контраст между частями клавирной пьесы или внутри части concerto-grosso, композиторы прибегали к сопостав­лению густой и разреженной фактуры, сольного звучания и оркестро­вого. Тем самым единицами музыкального процесса становились фактурные комплексы. Сонатно-симфоническая тема взяла на вооружение фактуру, сделав ее способом выражения оригинальности

Особо следует сказать о влиянии на новый тип тематизма оперной и кантатной арии. Чтобы с темой можно было работать, вычленяя мотивы и сопрягая их по-новому, необходимо, чтобы слушатель сознавал расчлененность темы на элементы-мотивы. А для этого мотивы должны повторяться или разделяться паузами. Принцип повторения мотива, а также разделения значимых сегментов мело­дии паузами как раз и выработала ария, как оперная, так и кантатная. Обычное в оперных вопрошениях и призывах повторение, обычная в кантатах структура «тезис» - «пауза» - «развернутое высказывание» (начальные два-три слова фразы повторяются после паузы, с последующим развертыванием перешли в структуру новой темы, в которой мотивы и их комплексы непременно повторяются, и пауза

в процессе членораздельного артикулирования темы играет не последнюю роль.

Темы ранних сонат и симфоний (в первые десятилетия XVIII века сонаты сочиняли И Кунау, Б.Паскуини, Д.Парадизи, Ф Дуранте, сы­новья Баха В.Ф Бах, К Ф.Э.Бах; симфонии - Дж Б.Саммартини, К.Диттерсдорф, Ф Ж Госсек, еще два баховских сына - И.К.Ф Бах, И.Кр.Бах) еще как бы «не понимали» своего исторического предназна­чения. «Понять» собственные возможности сонатно-симфоническую тему заставил оркестровый переворот, совершенный руководителями знаменитой в 1740-70-х годах мангеймской капеллы (т.е. оркестра) -Я Стамицем, Ф К.Рихтером, А Фильцем, И.К.Канабихом, сыном Я.Стамица К Стамицем.

Наши рекомендации