Экзаменационные билеты по сольфеджио для выпускного класса.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ВЫПУСКНОГО КЛАССА.
БИЛЕТ № 1.
1. Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы.
2. Спеть G – dur ( гарм.), в ней: Т5/3, Т6, Т6/4, II7,
3. Спеть от звука g: вверх: б3, ч5; вниз: м3, ч5 , мж5/3
4. Спеть № 616
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 2.
1. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и
диссонирующие трезвучия.
2. Спеть D – dur, в ней: Т5/3- S 5/3- D5/3- Т5/3, МYII7- Ум YII7 с разр.
3. Спеть от звука d: вверх м3, м 6; вниз: б3
4. Спеть №
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 3.
1. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.
2. Спеть Е – dur, в ней: Т 5/3, D5/3, D7 -Т
3. Спеть от звука е: вверх ч4, ч8 ,мн5/3 разв.; вниз: ч4
4. Спеть №
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 4.
1. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени.
2. Спеть В – dur, в ней: Т5/3, ум5/3 (YII,II)
3. Спеть от звука b: вверх мж5/3, мн5/3 , ч5, ч8; вниз: ч4
4. Спеть № 164
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 5.
1. Мажор и минор, их разновидности. Параллельные, одноименные и энгармонически
равные тональности. Родственные тональности.
2. Спеть e – moll ( гарм.), в ней: t5/3, D7 – t, ум5/3(YII)
3. Спеть от звука е: вверх: м2, б2, м3, б3; вниз: мж5/3
4. Спеть № 138
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 6.
1. Знаки альтерации, порядок их появления. Квинтовый круг мажорных и минорных
тональностей. Альтерация в мажоре и миноре.
2. Спеть h – moll ( мелод.), в ней: Ум YII7 –Д6/5-Т, ум5/3(YII)
3. Спеть от звука h: вверх м2, б2, м3, б3, ч4, мн6/4
4. Спеть
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 7.
1. Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.
2. Спеть F – dur, в ней: Т5\3, Т6, Т6/4, II7,
3. Спеть от звука f:вверх б3, ч5, вниз: м3, ч5 , мж5/3
4. Спеть №
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 8.
1. Буквенные обозначения звуков и тональностей. Тритоны.
2. Спеть d – moll ( мелод.), в ней: t5/3- Ум YII7 –Д6/5- t, ум5/3(YII)
3. Спеть от звука d: вверх м3, ч5, мн5/3; вниз: ч4
4. Спеть №
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 9.
1. Модуляция и отклонение. Пентатоника. Построить от звука: d.
2. Спеть f– moll (гарм.), в ней: t5/3, D7 – t, ум5/3(YII)
3. Спеть от звука f: вверх м2,б2, м3,б3 - вниз: мж5/3
4. Спеть №
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 10.
1. Характерные интервалы. Энгармоническое равенство звуков, интервалов.
2. Спеть c – moll (мелод.), в ней: t5/3- Ум YII7 –Д6/5- t, ум5/3(YII)
3. Спеть от звука с: вверх м3, ч5, мн5/3; вниз: ч4
4. Спеть №
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ.
БИЛЕТ № 1.
БИЛЕТ № 2.
БИЛЕТ № 3.
Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.
Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по
терциям. Нижние три звука называются так же, как у трезвучия, а верхний - септимовый тон, так как с нижним звуком образует интервал септиму.
Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора. Но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд.
Доминантсептаккорд – это септаккорд, построенный на Y ступени натурального мажора и гармонического минора. ( Д 7 )
Д7 = б3+м3+м3
Разрешается в неполное тоническое трезвучие (с пропущенным квинтовым тоном и
утроенным основным тоном).
Обращением септаккорданазывается такой его вид, в котором нижним звуком
является терцовый, квинтовый или септимовый тон.
Д7 имеет три обращения:
YII ст. Квинтсекстаккорд : Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в Т 5/3 с удвоенным
основным тоном.
II ст. Терцквартаккорд: Д 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.
IY ст. Секундаккорд: Д 2 = б2+б3+м3 разрешается в Т 6 с удвоенным
основным тоном.
До мажор
Д7 Т Д6/5 Т 5/3 Д4/3 Т 5/3 Д2 Т 6
ля минор
Д7 t Д6/5 t 5/3 Д4/3 t 5/3 Д2 t 6
БИЛЕТ № 4.
БИЛЕТ № 5.
БИЛЕТ № 6.
Знаки альтерации, порядок их появления. Квинтовый круг мажорных и
БИЛЕТ № 7.
БИЛЕТ № 8.
До мажор ля минор
ув.4 ум.5 ув.4 ум.5
БИЛЕТ № 9.
Звука: d.
Отклонением называется временный переход в новую тональность.
Модуляция– переход в новую тональность и закрепление в ней музыкального
построения.
Модуляция и отклонение осуществляется с помощью аккордов доминантовой группы
новой тональности. Эти приемы вносят новые краски в гармонический план
музыкального произведения.
К ладам народной музыки относится пентатоника.
Пентатоникой называется пятиступенный лад. Это лад, состоящий из пяти звуков.
Пентатоника бывает мажорной и минорной.
Мажорная пентатоника отличается от натурального мажора отсутствием IY и YII ступеней
Минорная пентатоника отличается от натурального минора отсутствием II и YI ступеней.
Характерным признаком пентатоники служит отсутствие малых секунд (полутонов).
БИЛЕТ № 10.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ВЫПУСКНОГО КЛАССА.
БИЛЕТ № 1.
1. Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы.
2. Спеть G – dur ( гарм.), в ней: Т5/3, Т6, Т6/4, II7,
3. Спеть от звука g: вверх: б3, ч5; вниз: м3, ч5 , мж5/3
4. Спеть № 616
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 2.
1. Трезвучие. Обращение трезвучия. Главные трезвучия лада. Консонирующие и
диссонирующие трезвучия.
2. Спеть D – dur, в ней: Т5/3- S 5/3- D5/3- Т5/3, МYII7- Ум YII7 с разр.
3. Спеть от звука d: вверх м3, м 6; вниз: б3
4. Спеть №
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 3.
1. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.
2. Спеть Е – dur, в ней: Т 5/3, D5/3, D7 -Т
3. Спеть от звука е: вверх ч4, ч8 ,мн5/3 разв.; вниз: ч4
4. Спеть №
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 4.
1. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени.
2. Спеть В – dur, в ней: Т5/3, ум5/3 (YII,II)
3. Спеть от звука b: вверх мж5/3, мн5/3 , ч5, ч8; вниз: ч4
4. Спеть № 164
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 5.
1. Мажор и минор, их разновидности. Параллельные, одноименные и энгармонически
равные тональности. Родственные тональности.
2. Спеть e – moll ( гарм.), в ней: t5/3, D7 – t, ум5/3(YII)
3. Спеть от звука е: вверх: м2, б2, м3, б3; вниз: мж5/3
4. Спеть № 138
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 6.
1. Знаки альтерации, порядок их появления. Квинтовый круг мажорных и минорных
тональностей. Альтерация в мажоре и миноре.
2. Спеть h – moll ( мелод.), в ней: Ум YII7 –Д6/5-Т, ум5/3(YII)
3. Спеть от звука h: вверх м2, б2, м3, б3, ч4, мн6/4
4. Спеть
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 7.
1. Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.
2. Спеть F – dur, в ней: Т5\3, Т6, Т6/4, II7,
3. Спеть от звука f:вверх б3, ч5, вниз: м3, ч5 , мж5/3
4. Спеть №
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 8.
1. Буквенные обозначения звуков и тональностей. Тритоны.
2. Спеть d – moll ( мелод.), в ней: t5/3- Ум YII7 –Д6/5- t, ум5/3(YII)
3. Спеть от звука d: вверх м3, ч5, мн5/3; вниз: ч4
4. Спеть №
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 9.
1. Модуляция и отклонение. Пентатоника. Построить от звука: d.
2. Спеть f– moll (гарм.), в ней: t5/3, D7 – t, ум5/3(YII)
3. Спеть от звука f: вверх м2,б2, м3,б3 - вниз: мж5/3
4. Спеть №
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
БИЛЕТ № 10.
1. Характерные интервалы. Энгармоническое равенство звуков, интервалов.
2. Спеть c – moll (мелод.), в ней: t5/3- Ум YII7 –Д6/5- t, ум5/3(YII)
3. Спеть от звука с: вверх м3, ч5, мн5/3; вниз: ч4
4. Спеть №
5. Определение на слух.
6. Чтение с листа.
7. Диктант
ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ.
БИЛЕТ № 1.