Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности.
Пояснительная записка.
Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности.
1. Задачи, формы работы, принципы организации, прогноз конечных результатов в театрализованной деятельности дошкольников.
2. Схемы взаимодействия педагогов МДОУ при организации театрализованной деятельности.
3. Планы взаимосвязи специалистов ДОУ.
4. Диагностические карты.
Модель организации театральной студии в группе.
1. Цели, задачи и содержание работы с детьми по возрастам.
2. Перспективное планирование работы на год по возрастам.
3. Основы кукловедения.
4. Конспекты занятий.
5. Театральные игры (игры-превращения, сказки с заместителями, этюды психогимнастики).
6. Взаимодействие с родителями (план работы, консультации).
7. Практическое приложение (рассказы из истории театра, правила поведения в театре, виды театров).
Задачи в семье
* Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
* Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
* Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
* Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.
* Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.
* Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
* По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.
Задачи в дошкольном образовательном учреждении
* Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
* Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.
* Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
* Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).
* Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
* Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
* Познакомить детей с историей театра марионеток и театра теней.
* Научить управлению простейшей куклой-марионеткой - с применением разнообразных движений (поворот туловища, ходьба), согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Используемые программы
1. Комплексные:
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
2. Парциальные:
М.Л.Лазарев «Здравствуй!» (программа формирования здоровья детей дошкольного возраста) – реализуется в оздоровительных группах для детей с аллергопатологией через организацию специальных занятий по музыкально-речевому тренингу, которые направлены на оздоровление детей, развитие вокальных данных
Инновационные технологии:
· Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович «Театр – творчество – дети»,
· М.Д.Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»,
· А.Н.Стрельникова «Дыхательная гимнастика»,
· А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»,
· Т.Д.Зинкевич, А.М.Михайлов «Теория и практика сказкотерапии»,
· М.Чистякова «Психогимнастика»,
· Э.Г.Чурилова «Арт – фантазия».
Инновационные технологии художественно-эстетического направления помогают педагогам методически грамотно организовывать работу по театрализованной деятельности в детском саду, позволяют интегрировать деятельность различных специалистов ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя-логопеда) в едином ключе.
Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности
Принципы организации театрализованной игры
Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты
2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
4. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Прогноз конечных результатов
1. Формирование самостоятельности в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли.
2. Повышение речевой активности детей, совершенствование диалогической и монологической формы речи.
3. Формирование певческого голоса, развитие навыков движения под музыку.
4. Приобщение детей к прекрасному через знакомство с театральным искусством, развитие эстетического отношения к окружающему.
Задачи блока «Театрализованная деятельность»
1. Познакомить с искусством театра, с театральными профессиями (режиссер, актер). Воспитывать любовь к театру.
2. Развивать желание участвовать в драматизации сказок и литературных произведений.
3. Учить передавать характер героя и его переживания мимикой, голосом, движениями.
4. Упражнять в выразительном, эмоциональном чтении и рассказывании.
5. Обучать работать с разными видами театра (теневой, пальчиковый, кукольный и др.)
6. Учить совместной работе над спектаклем.
Формы работы
· просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
· игры-драматизации
· подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок
· упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной)
· отдельные упражнения по этике, психогимнастике
· упражнения в целях социально-эмоционального развития детей
· посещение театра
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Взаимодействие педагогов в МДОУ при организации театрализованной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ
Форма мероприятия | Содержание | Дата |
Педагогическая диагностика | Оценка уровня музыкальности детей, диагностика первоначальных умений детей в драматизации | октябрь |
Педчас с учителем-логопедом | Планирование работы по проведению логоритмических занятий | октябрь |
Консультация для педагогов логопедической группы | Особенности организации театрализованной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи | ноябрь |
Встреча за круглым столом с педагогами групп АД | Дыхательная гимнастика и ее значение в оздоровлении детей с аллергопатологией, технология А.Н.Стрельниковой | ноябрь |
Педчас с воспитателями | Подготовка детей к драматизации на Новогоднем утреннике | декабрь |
Каникулы | Организация театрализованной деятельности с детьми в дни каникул | январь |
Педчас с инструктором по физвоспитанию | Коррекция планирования работы по ритмической пластике | февраль |
Тренинг с воспитателями | Развитие театральной компетентности педагогов, виды театров | февраль |
Педчас с учителем-логопедом | Помощь в подборе музыкального репертуара к занятиям по фольклору на логопункте | март |
Педсовет | Использование вокально-речевого тренинга в работе с дошкольниками | март |
Встреча за круглым столом с воспитателями выпускных групп | Подготовка детей к театрализованной деятельности на выпускных праздниках | апрель |
Педагогическая диагностика | Итоговая диагностика выпускников, оценка уровня музыкальности | апрель |
Консультация для педагогов | Организация театрализованной деятельности с детьми в летний период | май |
План взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и специалистами ДОУ
Форма мероприятия | Содержание | Дата |
Педагогическая диагностика | Оценка физических качеств детей, диагностика ритмических навыков | октябрь |
Встреча за круглым столом с воспитателями групп АД | Планирование утренних гимнастик с использованием элементов ритмической пластики | октябрь |
Консультация для педагогов логопедической группы | Роль ритмических упражнений для речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи | ноябрь |
Педчас с узкими специалистами | Разработка этапов индивидуального сопровождения детей с проблемами в развитии | ноябрь |
Педчас с воспитателями | Образные гимнастики-побудки после дневного сна | декабрь |
Каникулы | Организация театрализованной деятельности с детьми в дни каникул | январь |
Педчас с музыкальным руководителем | Коррекция планирования работы по ритмической пластике | февраль |
Конференция для родителей «По дороге к здоровью» | Подготовка с детьми комплекса открытой ритмической гимнастики | февраль |
Тренинг с воспитателями | Театральная ритмопластика | март |
Педсовет | Презентация «Организация работы по ритмической пластике с дошкольниками» | март |
Встреча за круглым столом с воспитателями и узкими специалистами | Итоги совместной деятельности педагогов ДОУ по организации театрализованной деятельности | апрель |
Педагогическая диагностика | Итоговая диагностика выпускников, оценка уровня физического развития | апрель |
Консультация для педагогов | Планирование элементов ритмической гимнастики с дошкольниками в летний период | май |
Карта диагностики уровня развития ребенка
в театрализованной деятельности
Цель диагностики:
выявление уровня музыкального, психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), уровня эмоциональности и выразительности.
Метод диагностики:
наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий, наблюдение в ходе инсценировок и драматизаций.
Параметры | Начало года | Середина года | Конец года |
1. Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности) | |||
2. Эмоциональная сфера | |||
3. Проявление некоторых характерологических особенностей ребенка (скованность – общительность, экстраверсия – интраверсия) | |||
4. Выразительность речи (эмоции, тембр, темп речи, сила голоса) | |||
5. Пластичность, гибкость (использование жестов, мимики) | |||
6. Кругозор (знание сказок, рассказов, стихов, умение отличить жанры) | |||
7. Развитие речи (умение пересказывать знакомые художественные произведения) | |||
8. Творческие проявления | |||
9. Внимание, память |
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога). Для каждого возраста педагог определяет разные критерии в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах. Оценка ставится по 5-ти бальной системе.
Для оценки детей 4-го года жизни:
5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать
и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на
каждую часть музыки,
4 – 2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп,
начало и конец музыкального произведения совпадают не
всегда,
0 – 1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с
темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
Для оценки детей 7-го года жизни:
5 баллов – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой
нюансировкой, фразами,
4 – 2 балла – передают только общий характер, темп и метроритм,
0 – 1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки,
ориентированы только на начало и конец звучания, а также
на счет и показ взрослого.
Вокально-хоровых навыков
Диагностическая методика разработана на основе методик
Н.А.Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»), К.В,Тарасовой (развитие звуковысотного слуха),
О.П.Радыновой (развитие музыкально-слуховых представлений), М.Л.Лазарева (уровень развития дыхания).
№ | Критерии | Показатели | Уровень | ||
низкий | средний | высокий | |||
1. | Особенности голоса | Сила звука | Голос слабый | Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко | Голос сильный |
2. | Особенности тембра | В голосе слышен хрип и сип, голос тусклый, невыразительный | Нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно | Голос звонкий, яркий | |
3. | Певческий диапазон | Диапазон в пределах 2-3 звуков | Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си) | Широкий диапазон по сравнению с нормой | |
4. | Развитие дыхания | Продолжительность дыхания (звуковая проба «м») | Менее 13 сек. | 13-15 сек. | Более 15 сек. |
5. | Задержка дыхания на вдохе (гипоксическая проба) | Менее 14 сек. | 14-16 сек. | Более 16 сек. | |
6. | Развитие звуко-высотного слуха | Музыкально-слуховые представления | Пение знакомой мелодии с поддержкой голосом педагога. Невозможность воспроизведения хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне | Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Воспроизведение знакомой попевки с небольшими ошибками. | Пение знакомой мелодии самостоятельно. |
7. | Точность интонирования | Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, проговаривает слова песни в ее ритме | Возможно чистое интонирование 2-3 звуков | Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии | |
8. | Различение звуков по высоте | Не различает | Различение в пределах октавы и септимы | Различение в пределах сексты и квинты | |
9. | Вокально-хоровые навыки | Певческая установка | Поза расслабленная, плечи опущены | Удерживает правильную позу при пении непродолжительное время | Удерживает длительное время без напоминания взрослого |
10. | Звуковедение | Пение отрывистое, крикливое | Пение естественным голосом, но иногда переходит на крик | Пение без напряжения, протяжно, естественным голосом | |
11. | Дикция | Невнятное произношение, значительные речевые нарушения | Достаточно четкое произношение, но неумение правильно произносить при пении | Четкое произношение | |
12. | Дыхание | Дыхание берется непроизвольно | Не всегда берется между фразами | Берется между фразами | |
13. | Умение петь в ансамбле | Не слушает товарищей | Стремится выделиться при хоровом исполнении | Начинает и заканчивает пение вместе с товарищами | |
14. | Выразительность исполнения | Пение неэмоциональное | Старается петь эмоционально, но на лице мало эмоций | Поет выразительно, передавая характер песни голосом и мимикой |
Низкий уровень – 1 балл, средний – 2, высокий – 3.
При суммировании 14-22 балла – низкий уровень, 23-33 – средний, 34-44 – высокий.
Модель организации театральной студии в группе
Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:
от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Задачи и содержание работы
Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.
Ступени работы следующие:
*Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
*Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
*Игра-имитация образовхорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
*Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
*Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
*Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
*Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три .медведя»).
*Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
*Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая грyппa умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста
Основные направления развития театрализованной игры состоят:
в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;
от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;
от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
Задачи и содержание работы
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста.
Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются
*многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);
*игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
*постановка спектакля по произведению.
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).
Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - « артистов»).
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу – испугалась, увидела избушку – удивилась, придумала, как обмануть медведя, – обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.
Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.
Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:
от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;
от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;
от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Задачи и содержание работы
Первая – формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта
*за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры.
*Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений.
Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя «умного, доброго советчика».
Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения
Вторая младшая группа.
Содержание работы:
знакомство с театром пальчиковых кукол.
Задача:
Познакомить детей с видом театральных кукол «колечко на пальчике», продолжать обучать элементарным действиям с куклой.
Упражнения и этюды:
«Кукла идет», «Кукла прыг