Методы овладения оптимальным концертным состоянием

Помимо физической готовности к концертному выступлению важное значение имеет умственная и эмоциональная подготовка. В психологической адаптации к ситуации публичного выступления можно выделить два основных этапа. Первый этап – погружение исполнителя в аутогенное состояние, расслабление мышц. В этом состоянии способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается. Второй этап – прорабатывается образная картина концертного выступления, игра перед воображаемой аудиторией, обыгрывание, ролевая подготовка.

Глубокое погружение в исполнение образует тот самый малый круг внимания, который К.С.Станиславский рекомендовал актерам, склонным к сильному волнению на сцене. Представления, что кроме тебя и музыки никого на сцене нет, сосредоточение только на стихии звуков и есть объектно-центрированное отношение, при котором музыкант становится жрецом искусства.

«Есть два типа артистов. Одни, чтобы раскрыться по-настоящему, в полную меру, нуждаются в изначальном расположении, благожелательности, отзывчивости, одобрении слушателей; без этого они ссыхаются, вянут как цветы без поливки: играют скованно, сухо, порой так плохо, что могут показаться чуть ли не бездарными. Таковы были Шопен, Скрябин, Софроницкий. Другим такая тепличная атмосфера отнюдь не необходима… Они даже особенно расцветают, бросаются в бой – и побеждают. Таковы были Лист, Шаляпин» (Коган Г. Работа пианиста. М., 1968, с.54.).

Настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, выдержка и самообладание, смелость и решительность - эти черты волевого поведения по-разному претворяются в деятельности музыканта. Умение затормозить нежелательные импульсы и усилить те, которые представляются желательными, составляют суть волевого поведения.

Методы овладения оптимальным концертным состоянием включает в себя аутогенное погружение, вживание в образ успешно действующего исполнителя, объектно-центрированный подход к исполнению произведения. (Далее приводятся тесты по книге: Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997).

РАЗДЕЛ V. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Темперамент

Музыкальное искусство в присущих только для него своеобразных видах и формах выражает мысли, чувства, стремления, эмоции человека, а также отражает в музыкально-художественных жанрах, образах различие человеческих темпераментов. Эти различия зависят от жанра, формы, видов музыкальной деятельности, содержания музыкального произведения.

Индивидуальную особенность динамических проявлений психики мы называем - темпераментом.

Скорость протекания психических процессов выражается в темпераменте человека. Различие темпераментов можно характеризовать качеством протекания этих процессов.

В истории древнегреческой медицины /Гиппократ – Vв. до н.э./ считалось, что состояние организма зависит от количественного соотношения жидкостей в организме /кровь, лимфа, желчь/. Надлежащее соотношение частей – называлось по латински temperamentum.

Отсюда и произошло название различных темпераментов.

Сангвиник /«сангвис» - кровь/ - человек с заметной психической активностью. В физиологии соответствует сильному уравновешенному быстрому типу нервной деятельности.

Флегматик /«флегма» - лимфа/ - человек невозмутимый. В физиологии соответствует сильному уравновешенному медленному типу нервной деятельности.

Холерик /«холе» - желчь/ - человек очень энергичный. В физиологии соответствует сильному неуравновешенному типу нервной деятельности.

Меланхолик /«мелайна холе» - черная желчь/ - человек с низкой психической активностью. В физиологии соответствует слабому типу нервной деятельности.

Объяснение античной наукой органической основы темперамента представляет лишь исторический интерес, но типологическая структура темперамента верна и действует до сегодняшнего времени.

В музыкальном искусстве сочетание различных темпов, динамики, характера, как в самом произведении, так и в момент его исполнения придает ему особую красочность, колоритность. В музыке очень важно темпераментное исполнение произведения, что значительно активизирует слушательское восприятие. Характер произведения во многом зависит от темперамента композитора и исполнителя, от их душевного состояния.

Знание психологических особенностей, темпераментов учащихся дает возможность педагогу правильно строить учебный процесс, верно подбирать необходимый музыкальный учебный репертуар.

Различие темпераментов, подбор по этим признакам участников в коллективном исполнительстве /оркестре, хоре, ансамбле/ также имеет большое значение для слаженной, совместной работы.

Характер

Характер – индивидуальная особенность личности, проявляющаяся в особенностях поведения и отношения к чему-либо.

Слово «характер» в переводе с греческого означает «чеканка, примета», т.е. отличительная черта, признак.

Индивидуальные особенности, образующие характер человека (мягкий, уступчивый или жесткий, нетерпеливый; веселый или грустный, уверенный или робкий, уживчивый или неуживчивый; вежливый, доброжелательный или грубый, бесцеремонный) относятся в первую очередь к воле (например, решительность или неуверенность, боязливость), к чувствам (жизнерадостность, угнетенность) и к уму (легкомыслие, вдумчивость).

Проявления характера являются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаются делению их по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных качеств (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.).

Характер человека – в большинстве своем многогранен. Он проявляется в отношении к людям, к себе, к делу и к вещам.

Темперамент и характер

Если темперамент подчеркивает природные особенности человека в его отношении к различным событиям, то характер выявляет собственно социальное начало в человеке в его отношении к жизни. Если про темперамент говорят, что он может быть бурным, вялым, то характер определяют как решительный, добрый, настойчивый и т.д. Общим моментом в темпераменте и характере является то, что ни тот, ни другой не говорят о социальной ценности человека. Неуживчивый холерик может бороться за высокие общезначимые цели, а мягкий нерешительный меланхолик может оказаться подлецом.

Каждый тип темперамента имеет свои сильные и слабые стороны. В процессе воспитания, опираясь на сильные стороны темперамента и нейтрализуя слабые, формируется социально ценный характер, находящий свое место в жизни. Таким образом, характер имеет особенность развиваться и совершенствоваться.

Типичный характер развивается на основе типического темперамента, но содержание характера шире содержания темперамента.

Все черты и особенности личностных свойств находят свое специальное преломление в жизни и творчестве различных музыкантов. Еще Антон Рубинштейн говорил о том, что не может быть у двух одинаково хороших, но с различным темпераментом музыкантов одинакового мнения относительно исполнения и понимания музыкального произведения. Темперамент и развивающийся на его основе характер неминуемым образом накладывает свой отпечаток не только на повседневное поведение музыканта, но и на все его творчество, включая создание, интерпретацию и восприятие музыки.

Рассмотрим это на примере жизни и творчества двух выдающихся представителей эпохи Романтизма – Шопена и Листа.

Шопен и Лист

Нетрудно догадаться, что Шопен был музыкантом интровертированного (обращенный внутрь, в себя) склада, а Лист – экстравертированного (обращенный во вне). В течение длительного периода времени Шопен и Лист были близкими друзьями. Каждый из них находил в другом недостающие в себе качества.

По воспоминаниям современников Шопен был очень чувствителен, хрупок и раним. Своих слушателей он подкупал тонкостью и поэтичностью исполнения, мягкостью звучания инструмента. Шопен был склонен к меланхолии, и это свойство его характера проявлялось во многих его сочинениях – мазурках, балладах, ноктюрнах. Не любящий больших, многолюдных аудиторий, Шопен в полной мере раскрывался, только играя перед небольшим количеством близких друзей. «Большие залы парализуют меня», - признавался он в одном из своих писем.

Однажды на одном из вечеров, где Шопен и Лист играли вместе, Лист сыграл один из ноктюрнов Шопена. Последнему исполнение не очень понравилось и он высказался примерно в том духе, что чем так играть его сочинения, так лучше их совсем не играть. Тут же Лист играет один из виртуозных этюдов Шопена, чем приводит всех присутствующих, в том числе и самого Шопена, в полное восхищение. «Я не гожусь для того, чтобы давать концерты, - говорил Шопен Листу. – Но вы, вы к этому призваны, ибо в случае если вы не завоюете благосклонности публики, у вас хватит сил поразить ее, потрясти, покорить и повести за собой» (Александров В., Мейлах Е. Лист. - Л.,1968, с.44).

Лист поражал воображение современников неистовой мощью своей игры. Друг Листа, знаменитый немецкий поэт Г.Гейне, упрекал его в том, что его пальцы нередко «слишком бешено носятся по клавишам». Гейне называл Листа «Аттилой» - именем одного из предводителей воинственного племени гуннов, «божьим бичом всех эраровских роялей, которые трепетали при одной вести о его прибытии, а в настоящую минуту снова дрожат, истекают кровью и визжат под его пальцами, так что за них можно было бы вступиться Обществу покровительства животных».

Другой критик так отзывался о концертах Листа: «После концерта он стоит словно победитель на поле сражения… покоренные фортепиано лежат вокруг него, порванные струны развиваются как… флаги побежденных, запуганные инструменты боязливо прячутся в дальних углах» (Коган Г. Работа пианиста. М., 1963,с.137).

Лист был гениален в своем реформаторстве пианизма. Тем не менее, Гейне как-то раз обронил по поводу его игры, что он либо играет гениально, либо гремит как пустой котел. «Грозы – моя специальность», - признавался Лист. И если Лист покорял слушателей мощью своего исполнения, то Шопен – тонким лиризмом, своим неподражаемым звучанием piano. Шопен требовал от своих учеников, чтобы в их игре была «энергия без грубости». При этом резкий звук был для него невыносим. В своей известной книге о Шопене Лист говорил про него: «Он отвергал неистовую и необузданную сторону романтизма, ему были невыносимы ошеломляющие эффекты и безумные излишества» (Лист Ф. Шопен. М.,1956,с.266 .). Оба – Лист и Шопен – были гениальными музыкантами, но каждый был гениален по-своему, каждый вносил свой неповторимый вклад в мировую культуру, идя своим собственным путем. Поэтому бессмысленно ставить вопрос: какой тип темперамента наиболее отвечает творческой профессии музыканта? Ответ здесь может быть таков, каким бы темпераментом от природы ни обладал музыкант, величина его вклада не зависит от этого темперамента. В истории музыки было много творцов, обладавших самыми разными темпераментами.

Способности

Способности – индивидуальные особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности – это не знания, умения и навыки, а динамика их приобретения. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Способности – это возможность, которая проявляется в деятельности. Нельзя, например, говорить о музыкальных способностях человека, если его не пытались обучать музыке, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для музыкальной деятельности.

Приведем пример из практики: двум ученикам одного класса учитель задает один и тот же этюд Черни. Однако, один ученик уже через неделю играет этот этюд бегло и без ошибок, а другой через месяц работы делает в нем ошибки. Разницу в достижениях любой педагог в подобных случаях отнесет за счет различия в способностях. Значит, под способностями понимаются психологические особенности человека, помогающие ему успешно приобретать требуемые умения, навыки и использовать их в практике.

Несмотря на ясность вышеизложенных теоретических положений и практических примеров, проблема способностей, их развития, является одним из самых сложных вопросов психологии и педагогики. Сложность здесь заключается в том, что способности развиваются на основе природных задатков, одаренности, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных, физических и умственных процессов, а также под воздействием внешней и социальной среды. О начале музыкального обучения, развитии музыкальных способностей Г.Г.Нейгауз говорил, что «прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся – будь то ребенок или взрослый – должен уже духовно владеть какой-то музыкой, так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом. Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу музыка уже живет полной жизнью раньше, чем он в первый раз прикоснется к клавише или проведет смычком по струне» (Нейгауз Г.Г. О искусстве фортепианной игры. М., 1987, с.11).

Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант – это сочетание способностей, природных задатков, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Ещё в народе о таланте говорят, что это «Божья искра». В свою очередь наличие природных задатков, способностей, таланта в сочетании с необходимым жизненным, профессиональным опытом и большим трудом – формирует мастерство. Если высшее проявление способностей называются талантом, то высшее проявление таланта – гениальность. Гениальность – это наивысшая степень проявления творческих сил человека. Немецкий философ Шопенгауэр говорил об этом так: «Стрелок, попадающий в цель, в которую никто не может попасть – талант, стрелок, попадающий в цель, которую никто не видит - гений».

«О сколько нам открытий чудесных

Готовит просвещенья дух.

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг». (А.С.Пушкин)

Наши рекомендации