Методы овладения знаниями и умениями

Методы обучения русскому языку

Лекция № 2

Составитель Н.М. Ротанова

В педагогической литературе методами обучения называют определенные «способы взаимодействия учителя и учащихся (при руководящей роли учителя), направленные на достижение целей обучения»·. Основная цель учителя – обучая, развивать и воспитывать, поэтому ведущей функцией метода обучения является образовательная, с ней тесно связаны развивающая и воспитательная функции.

Существует несколько классификаций методов обучения русскому языку, что обусловлено различными подходами к основанию, которое избирается для классификации.

Наиболее приемлемой на сегодняшний день мы считаем классификацию М.Т. Баранова. Он дает такое определение метода обучения: «Метод обучения – это способ совместной деятельности учителя и учащихся, который направлен на решение учебной и/или воспитательной задачи»·. Проф. Баранов не пользуется термином «прием обучения», считая, что метод и прием по сути одно и то же, их определения совпадают, разница только в том, что прием может входить в какой-либо метод как его составляющая, как более частное явление по сравнению с методом. Например, в обучении русскому языку очень часто используется метод диктанта, но существует много разновидностей этого метода: предупредительный диктант, объяснительный диктант, графический диктант, творческий диктант, диктант «Проверяю себя» и т.д. М.Т. Баранов справедливо считает, что любой из диктантов можно назвать методом, это не противоречит определению понятия «метод».

Все методы обучения русскому языку М.Т. Баранов делит на две группы – методы овладения знаниями и умениями и методы отчёта об овладении знаниями и умениями (т.е. методы контроля). Методы овладения знаниями и умениями он также делит на две группы – познавательные и практические методы. Скажем об этом подробнее.

Методы овладения знаниями и умениями

I. Виды познавательных методов.

1. Объяснительные методы (при дедуктивном пути получения знаний):

а) сообщение учителя (в некоторых случаях школьная лекция – не более 20 мин.);

б) самостоятельное чтение параграфа учебника.

2. Эвристические методы (при индуктивном пути получения знаний):

а) беседа;

б) анализ материалов для наблюдения по вопросам (в учебнике).

II. Виды практическихметодов.

1. Методы закрепления знаний:

а) составление плана изучаемого материала;

б) ответ (с обоснованием) на вопрос по воспринятому материалу;

в) воспроизведение (краткий пересказ) воспринятого материала;

г) сопоставление с ранее изученным.

2. Методы формирования умений и навыков:

а) методы формирования учебно-языковых умений:

- нахождение языкового явления в тексте («назовите…», «подчеркните…»);

- подбор примеров;

- выборочное или выборочно-распределительное списывание (группировка языковых фактов по определенному признаку);

- обучающие диктанты (кроме орфографических и пунктуационных)·;

- языковой разбор (полный и частичный);

- конструирование слов, словосочетаний, предложений;

- переконструирование предложений;

б) методы формирования правописных умений:

- нахождение орфограмм и пунктограмм (формирование орфографической и пунктуационной зоркости);

- подбор слов с указанной орфограммой/пунктограммой;

- орфографический/ пунктуационный разбор (устный или письменный);

- осложненное списывание (со вставкой букв, раскрытием скобок, расстановкой знаков препинания);

- неосложненное списывание (фотографическое переписывание готового текста);

- обучающие орфографические/пунктуационные диктанты;

- конструирование предложений с заданной пунктограммой;

- переконструирование предложений с целью изменения условий выбора пунктограммы;

- обучающие письменные сочинения и изложения (как вспомогательные методы формирования правописных умений);

в) методы формирования речевых умений:

  некоммуникативных речевых умений: -имитация (подражание интонации образца), -образование форм слов (в ситуации норма/не норма), -редактирование предложения: (с целью исправления грамматических ошибок, подбор синонимов для более точного выражения мысли); - конструирование словосочетаний и предложений с семантизированным словом (с новым для детей словом); - подбор грамматических синонимов.   (Эти умения связаны с работой по культуре речи и   обогащением словарного запаса и грамматического строя речи школьников).       коммуникативных речевых умений: - озаглавливание готового текста, определение основной мысли текста; - составление плана готового текста; -анализ абзацного членения готового текста; - определение типа речи, стиля текста; -полный стилистический анализ готового текста; - редактирование (чужого) текста;   - подбор и систематизация материала на заданную тему; - конкретизация темы будущего текста, формулирование основной мысли; - определение стиля и жанра будущего текста через анализ речевой ситуации; - диктант с продолжением; - свободный диктант; - восстановленный диктант; - изложение; - сочинение; - моделирование высказывания в заданных условиях речи.     (Эти умения связаны с обучением школьников производить структурно-стилистический анализ текста и создавать собственное высказывание).

г) методы формирования умений пользоваться справочными пособиями:

- подбор примеров по словарю;

- толкование лексического значения слова (в том числе стилистического) по словарю (частичный и полный лексический анализ с использование словарей);

- диктант с самопроверкой;

- списывание с самопроверкой;

- диктант «Проверяю себя» со словарем;

- правка текста (с использованием различных справочников и словарей).

Наши рекомендации