Для детей школьного возраста

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Фрагменты занятий с младшими школьниками с нарушением слуха

Составитель Е. 3. Яхнина

На занятиях аппараты глухих детей работают в режиме, определенном для постоянного ношения.

Фрагмент 1.

Цель: обучение восприятию темповых соотношений в музыке. Учени­ки слушают фрагмент из «Польки» (музыка М. Глинки) и «Адажио» (му­зыка Д. Штельбельта), видя клавиатуру фортепиано и учителя, исполняю­щего музыку.

Педагог предлагает учащимся: «Сядьте удобно. Будем слушать музыку, слушайте быструю музыку». После прослушивания он спрашивает: «Какая музыка?». Школьники отвечают: «Быстрая музыка». Аналогично они зна­комятся со звучанием медленной музыки. Затем учитель дает школьникам задание: «А теперь узнайте сами, какая музыка: быстрая или медленная». Дети слушают музыку в разном темпе — быстром и медленном — и отве­чают на вопрос.

Если учащиеся ошибаются, учитель предлагает им: «Проверьте себя. Придумайте движение под музыку». Ученики выполняют задание.

Фрагмент 2.

Цель: обучение восприятию метрических соотношений, моделирование хлопками сильной доли такта в музыке двудольного размера (музыка — русская народная мелодия «Полянка»).

Учитель сообщает школьникам: «Будем хлопать только на счет "раз" (громко), на "два" (тихо) опустите руки». Дети выполняют движения три-четыре раза под счет учителя без музыки. Хлопки выполняются в умерен­ном темпе. Затем школьники учатся фиксировать хлопком сильную долю такта под музыку двудольного метра.

ХУДОЖЕСТВЕННО-РУЧНОЙ ТРУД

Для младших школьников с нарушением речи, слуха, задержкой психического развития

Составитель 3. П. Панчук

Тема: «Декоративно-прикладное искусство»

Цель: воспитывать у учащихся любовь к народным мастерам, познако­мить с различными видами народно-прикладного искусства, расширять представления школьников о художественных особенностях каждого из них, учить сравнивать, вербально обозначать различие в элементах каждой техники изображения.

Материал. Набор цветных диапозитивов (хохломская роспись, дымковская игрушка, Городецкая роспись, вологдские кружева).

Педагог рассказывает о декоративно-прикладном искусстве, показывает изделия мастеров различных видов. Обсуждает с детьми их особенности, материал, из которого они изготовляются, обращает внимание на узор, его детали. Сравнивает с детьми разные узоры. Во второй части занятия учащимся предлагаются различные элементы узоров (хохломы, гжели). А также вырезанные их картона и нерасписанные изделия (вазу, солонку, чашку, салфетницу, миску, чайник, блюдце, тарелку). Учащиеся подбирают к ним узоры, комбинируют детали, подбирают краски.

Тема: «Хохломская роспись посуды». Занятие «Травный узор».

Цель: учить раскрашивать деревянную чашку «травным орнаментом» с использованием ранее изученных элементов, учить контролировать свои мышечные ощущения руки при работе с кистью.

В первой части занятия педагог показывает учащимся чашку, рас­писанную травным узором, обращает внимание на его элементы. Затем на­поминает приемы изображения элементов узора «Травка», демонстрируя их на большом листе. Во второй части занятия детям предлагаются полоски бумаги, где они пробуют изобразить ранее выученные элементы орнамента: «травинка», «капелька», «усики», «завиток», «кустики». После чего дети самостоятельно раскрашивают деревянную чашку травным ор­наментом.

РИТМИКА

Для младших школьников с нарушением речи, задержкой психическою развития, умственной отсталостью

Составитель М, Л. Афанасьева

Цель: овладевать выразительным «языком движений», умением пере­давать средства музыкальной выразительности (характер, метроритм, ди­намику, темп, форму музыкального произведения); формировать прост­ранственную ориентировку, развивать перцептивные и мнемические воз­можности; обеспечивать мышечную регуляцию, снятие напряжения, осо­знания телесной экспрессии как средства самовыражения; создавать, усло­вия для коррекции коммуникативной сферы.

1. Ритмическая разминка

Ритмическое приветствие: поклон девочек, поклон мальчиков («Вальс», музыка А. Дворжака).

«Ритмическое эхо» (прохлопывание ритмического рисунка педагогом и повторение детей движениями ног на месте).

2. Ритмическая гимнастика

Упражнение «Мягкие руки» («Вальс», музыка В. Ребикова).

При повторении дети выполняют его с закрытыми глазами, концеңтрируя внимание не только на музыке, но и на мышечных ощущениях.

Упражнение для ног «Скользящее движение» («Танец на площади», му­зыка В. Ребикова).

Энергичные прыжки и ходьба («Мячики», музыка Шитте).

3. Ритмический калейдоскоп

Упражнение на воображение («Бабочки», музыка В. Золотарева). Упражнение на слуховое внимание и память «Ритмический диктант» («Андантино», музыка А. Хачатуряна). Дети повторяют предложенные рит­мические фрагменты на ударных музыкальных инструментах, в ходьбе,

хлопках.

Упражнение на концентрацию внимания «Канон», передача его движе­ниями (русская народная мелодия «Как у наших у ворот»).

Современные танцевальные ритмы, ритмический контрапункт («Рег­тайм», музыка Джоплин).

4. Ритмическое прощание

Релаксация «Волшебство леса» (музыкальная запись, аудиокассета се­рии «Звуки живой природы»). Дети ложатся на ковер «солнышком» (но­ги к центру), слушая музыку, расслабляются, отдыхают.

Поклон девочек педагогу, поклон мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра).

План-конспект «театральная азбука»

Для младших школьников с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, умственной отсталостью

Составитель Н. Н. Юрина

Цель: способствовать развитию интереса к театральному искусству; обес­печивать процесс самопознания ребенка, раскрытие его творческих возмож­ностей; формировать основы сценической грамотности, проявляющейся в ре­чи, в движении при создании образа; учить действовать в условной театрали­зованной обстановке; овладевать навыками межличностного общения и со­трудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

1. Сценическая речь

Упражнение на развитие дыхания «Задуем свечу».

Упражнение на освобождение голоса и создание звукового образа «Джунгли». Детям предлагается тема «Зоопарк». Выбрав животное, дети издают характерные для него звуки, создавая звуковой его образ.

Артикуляционная гимнастика.

Дикционное упражнение, скороговорка.

Упражнение «Словесное действие», работа с литературным текстом. Используя текст знакомого стихотворения, ребенок должен совершить за­данное действие (убаюкать непослушных детей или отругать их).

2. Сценическое движение

Релаксация, снятие мышечных зажимов.

Упражнение «На балу у Золушки».

3. Ролевая разминка

Упражнение на запоминание физических действий «Стирка белья», «Мытье посуды», «Печатание на машинке», «Переход через ручей» и т.д.

«Калейдоскоп образов», упражнение на передачу различных образов «Я огонь», «Я животное» (по выбору), «Я предмет» и т.д.

Упражнение на передачу физического состояния «Иду по дороге в жар­кий день», «Иду под дождем», «Иду по горячему песку», при этом показать, куда и зачем идет,

4. Актерские «Маски»:изображение персонажей сказки во взаимо­действии с партнерами.

5. Анализ занятия. Поощрение детей. Установки на домашнее задание.

Наши рекомендации