Конспекты занятий с использованием средств

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ,

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ

ИСКУССТВА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

С РАЗЛИЧНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Для детей младенческого и раннего возраста

ИГРЫ, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Все эти игры и упражнения могут использоваться в работе с детьми с перинатальной энцефалопатией, а также с детьми, имеющими эмоциональ­ные нарушения в результате социальной или эмоциональной депривации. С небольшими модификациями эти занятия могут проводиться с детьми, имеющими сенсорные нарушения.

Игровые упражнения на основе малых фольклорных форм

Цель: активизация эмоциональной отзывчивости ребенка в общении со взрослым, развитие ситуативно-личностной (направленной на взрослого) и ситуативно-деловой (опосредованной предметами) форм общения, фор­мирование предпосылок к развитию речи ребенка (игры с руками), регу­ляция мышечного тонуса, активизация моторики, развитие ориентировки в пространстве.

Игры с ручками

1. «Пальчики» (для детей 3-5 мес.)

Взрослый, взяв ладошку ребенка мягкими движениями, поглаживая и разгибая пальчики, приговаривает:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — наш малыш, а зовут его ....* (имя).

2. «Тише, пальчик, не шуми» (для детей 5-6 мес.)

Взрослый, держа ладошку ребенка в своей руке, поочередно загибает его пальчики (с мизинца), приговаривает:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уже заснул,

Остается большой палец. Обращаясь к нему, взрослый говорит:

Тиши, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Затем разгибает все пальчики и поднимает ручки малыша вверх, весе­ло заканчивает:

Встали пальчики. Ура!

Нам гулять идти пора.

3. «Пальчик-мальчик» (для детей 6-8 мес.)

Взрослый, рассматривая вместе с ребенком его пальчики, говорит: «Это большой пальчик, а эти поменьше, а вот совсем маленький — мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья». После чего поочередно разги­бает пальчики ребенка (с большого пальца) и приговаривает потешку:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

В заключение взрослый поет песенку «Где же наши ручки?» (музыка и слова И. Планиды) и обыгрывает ее с ребенком:

Где же, где же наши ручки, (прячет руки ребенка за его спину)

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки? (разводит свои руки в стороны)

Нету наших ручек?

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки! (показывает ручки)

пляшут. пляшут наши ручки, (слегка вращает ими или хлопает)

Пляшут наши ручки.

4. «Ладушки» (для детей 8-12 мес.)

Взрослый, держа детскую ладошку в своих руках, учит ребенка хлопать в ритме потешки, согласовывая движения с текстом:

- Лады-лады-ладушки, (хлопает вместе с ребенком в ладоши)

Где были?

— У бабушки. Лады-лады-ладушки

Побыли у бабушки.

Попили, поели,

Шу, и полетели!(поднимает руки малыша к его голове)

На головку сели!

5. Игровое упражнение «Ладушки». Русская народная мелодия, слова

Н. Блумельфельд (для детей 6-12 мес.)

Игра проводится индивидуально с малышом в разных положениях его тела: лежа, затем сидя, стоя с движениями. Взрослый ласково улыбаясь, взяв ручки малыша в свои теплые руки, напевает песенку и выполняет вме­сте с ним движения.

1. Ладушки, ладошки,

Звонкие хлопошки.(хлопают в ладоши)

Хлопали в ладошки,

Хлопали немножко.

Да! Кулачки сложили,

2. Кулачки сложили,

Кулачками били,(стучат кулаками)

Тук, тук, тука-тук.

Да!

3. Ладушки плясали, (вращает слегка кистями рук)

Деток забавляли,

Ля-ля-ля-л, ля-ля-ля.

Да!

4Ладушки устали,(соединяют руки)

Ладушки поспали.

Баю-баю,баюшки,

Баю-баю, ладушки!

Да!

Игра с малышами, имеющими нарушения слуха, проводится с исполь­зованием индивидуального слухового аппарата.

Вариант игры (для детей 1 г. — 1г. 6 мес.)

Если ребенок сидит, стоит, ходит, взрослый активизирует эмоциональ­ную отзывчивость включением в игру образов-игрушек:

1. Ладушки, ладошки,

(взрослый вместе с ребенком хлопает в ладошки)

Звонкие хлопошки.

Хлопали в ладошки, Хлопали немножко.

Да!

2. Кашку варили,

(взрослый показывает игрушку — куклу, кошку)

Ложечкой мешали,

(делает круговые движения пальчиком по ладошке)

Куколку кормили,

(протягивает руку малыша к игрушкам, как будто кормит)

Кошечке давали.

Да!

2. Игра-шутка «Идет коза рогатая» (для детей 8-10 мес.). Русская на­родная мелодия, обработка А. Гречанинова, слова народные.

Ребенок, группа детей сидят или стоят у перил манежа. Взрослый в шутливой форме исполняет песенку, приближаясь к манежу, подняв над го­ловой два пальца в виде «рожек козы». На слова: «Кто каши не ест» и т. д., взрослый топает ногами, на слова: «забодаю, забодаю» — протягивает руки и приближает «рожки» то к одному, то к другому малышу. Игра повторя­ется несколько раз, вызывая оживление детей.

Идет коза рогатая,-

Идет коза бодатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Того забодает, забодает, забодает!

Мэ! Мэ! Мэ!

Вариант игры (для детей 1г. — 1 г. 6 мес.). Перед игрой дети рассмат­ривают картинку с изображением козы, или педагог надевает на руку кук­лу-козу (би-ба-бо). Дети стоят перед взрослым, лицом к нему. Воспита­тель, вытянув указательный палец и мизинец («козу»- би-ба-бо) идет к де­тям, приговаривая стихотворение речитативом. Дети убегают от козы, взрослый пытается догнать.

3. Игровое упражнение «Заинька» (для детей 2-3 лет). Музыка В. Вер-ховинца, слова И. Плакиды.

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Педагог показы­вает игрушечного зайца, обращает внимание на особенности его внешнего вида и движений: заяц длинноухий, и легко прыгает «прыг да скок» (заяц скачет).

Для детей с нарушением зрения подготовка к показу дополняется (ма­лыши по очереди берут зайку в руки, трогают длинные ушки, короткий хвостик, педагог обращает внимание, что зайка пушистый, показывает, как прыгает зайка, при этом ребенок должен держать его в руках, чтобы ощу­щать «подпрыгивание» зайки). Педагог обращает внимание детей, что зай­ка боится медведя, большого, мохнатого — он рычит. Предлагает детям по­рычать, как медведь, и прячет зайца за свою спину. После этого короткая пауза — заяц не появляется. Педагог предлагает детям его позвать: «Зай­ка, зайка!». Зайка выскакивает из-за спины. Педагог говорит детям, что споет ему песенку, и повторяет показ, сопровождая его пением.

1. Заинька-зайка,

Маленький зайка, (зайка прыгает, слегка продвигаясь вперед)

Беленький зайка

Прыг да скок!

Педагог предлагает детям порычать как мишка – заяц прячется.

3.Спрятался зайка, (прячется)

Маленький зайка,

Беленький зайка

Прыг да скок!

Дети зовут зайку, и повторяется первый куплет. При повторении игры педагог предлагает зайкой стать одному из детей, а образ медведя передается с помощью большой игрушки.

Музыкальная деятельность

2. «Медведь и пчелы» (для детей 4-5 лет).

Цель: учить передавать образно-игровые движения, автоматизировать поставленный звук «Ж», сочетать движение с текстом.

Педагог рассказывает детям о трудолюбивых пчелках, собирающих с цветов сладкий сок, который потом превращается в мед, и про медведя, ко­торый любит отнимать у маленьких пчелок мед. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

1. В ясный солнечный денек,

Весело порхая,

Собирает сок

Пчелка полевая.

2. У пчелы полно забот,

Над цветком пчела кружит,

Добывать ей надо мед.

Про дела свои жужжит,

Жу-жу, жу-жу, жу-жу!

3. Друг за другом полетели, ж-ж-ж,

(пчелки летают)

Дружно песенку запели, ж-ж-ж!

Я пчелка полевая, ж-ж-ж!

(дети поют)

Я устали не знаю, ж-ж-ж!

Среди цветов летаю, ж-ж-ж!

И мед там собираю, ж-ж-ж!

Воспитатель предупреждает пчелок:

Осторожно, пчелки!

Здесь медведь за елкой!

В ульи улетайте

И свой мед спасайте!

(пчелки улетают)

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ»

Для детей 6 ~ 7 лет

с нарушениями речи, задержкой психического развития

Составитель Н. Н. Юрина

Цель: способствовать овладению детьми в доступной им форме элемен­тами техники передачи и воплощения «сценического» образа и средства­ми интонационно-пластической выразительности, формировать умение действовать в условной театрализованной ситуации.

1. Речевые сценические игровые упражнения

Упражнение на развитие дыхания «Прокололи шину»

Дети делают легкий вдох, затем показывают, как медленно выходит воз­дух через прокол в шине со звуком «Ш».

Упражнение на «освобождение» голоса «Орган»

Детям предварительно дается представление об органе и они знакомят­ся с его звучанием. Расслабившись и закрыв глаза, дети сидят на стульях полукругом. Педагог, касаясь каждого, как бы открывая клапаны органных труб, дает сигнал для звучания каждой трубы на «да...а...а». Звучание закан­чивается после того, как педагог вновь дотрагивается до каждого ребенка. «Звучание органа» имитируется в тот момент, когда слышны голоса всех детей.

Артикуляционная гимнастика «Хрюша улыбается»

Детям предлагается изобразить поросенка Хрюшу ( губы собраны в плотный «пятачок», вытянуты вперед) и показать как, он улыбается (рас­тянуть губы, не обнажая зубы). По команде педагога дети меняют положение губ, темп слегка увеличивается.

Упражнение на развитие дикции «Звуковая цепочка»

Дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч по очереди каждому и предла­гает продолжить начатое им звукосочетание, добавляя свою букву в звуко­сочетание «птки-птке-птка-птку-пткы».

Упражнение на автоматизацию звука («Г») и четкое его произношение

в словах в форме игры в диалог «Словесное эхо»

Детям предлагается после прочтения всего текста педагогом поочеред­но построчно произносить четверостишие в диалоге:

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

(дети)

Едет по катку пикап,

(педагог)

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Окунька поймает кот,

Ка-ка-ка! Ка-ка-ка!

Дай котятам окунька,

Ку-кү-кү! КҮ-КҮ-КУ!

Бегут котята к окуньку.

Упражнение на формирование логики речи «Логическое ударение»

Детям предлагается предложение «Пьет какао Какаду у Никиты на ви­ду». Затем педагог повторяет предложение в вопросительной форме (об­ращаясь по очереди к каждому ребенку), делая ударение на определенном слове в предложении, постепенно переходя от первого к последнему сло­ву. Ребенок должен уловить это и ответить утвердительно, логическим уда­рением выделяя это слово.

П е р в ы й вариант: Педагог: «Маша, пьет какао Какаду у Никиты на виду?». Ответ ребенка: «Пьет какао Какаду у Никиты на виду».

Второй вариант: Педагог: «Сережа, пьет какао Какаду у Никиты на виду?». Ответ ребенка: «Пьет какао Какаду у Никиты на виду» и т.д.

Упражнение па интонационную выразительность речи «Краски голоса» (удивление, радость, огорчение)

Педагог произносит разные фразы («Мама дома», «Мама дома?», «Ще­нок нашелся», «Наташа пришла», «Опять каша», «Яблоко кислое», «На улице было тепло» и др.) с разной интонационной окрашенностью, давая образец. После чего предлагает детям повторить их, выражая интонацией заданные состояния.

2. Сценическое движение

Релаксация, снятие мышечных зажимов «Цветы на лугу»

Сидя на ковре, согнув ноги в коленях, обхватив их руками и опустив го­лову, дети изображают спящие цветы. Под музыку педагог предлагает «цве­там» раскрыться и подставить головки солнышку. Дети ложатся на ковер, раскинув руки, расслабляются, закрыв глаза, несколько минут спокойно от­дыхают.

Пальчиковый игротренинг «Дом на горе»

Сидя за столом, дети вместе с педагогом читают стихотворение, сопро­вождая содержание действиями с пальцами, руками.

На горе мы видим дом,

(кисти сложили в «домик»)

Много зелени кругом.

(поставили локти на стол)

Вот деревья, вот кусты,

(пальцы растопырили как «ветки»)

Вот душистые цветы,

{собрали пальцы, ладошки соединили в бутон и сра­зу «раскрыли цветок») Окружают все забор.

(указательным пальцем изображаем «забор»)

За забором — чистый двор.

(поглаживаем ладошками стол)

Мы ворота открываем,

(разводам ладони в стороны)

К дому быстро подбегаем,

фальцы «пробегают» по столу)

В дверь стучимся:

(стучат кулачками по столу)

«Тук-тук-тук!»

Кто-то к нам идет на стук.

(ладошку приставить к уху)

В гости к другу мы пришли

(руки вытянуть вперед

И гостинцы принесли.

(навстречу друг другу)

Упражнение «Свободное движение» (ориентировка в пространстве сценві)

Дети (4-5 чел.) свободно, не спеша ходят по сцене, не задевая друг друга, меняя направление, как бы изучая пространство вокруг. При этом слушают партнеров, думают о них, стараются избежать столкновений предчувствуют их. После остановки педагог предлагает повторить уп­ражнение с закрытыми глазами, сосредоточив внимание на своих ощу­щениях, звуках шагов товарища, перемещаться, не наталкиваясь друг на друга.

3, Ролевая гимнастика «Маски» (с куклами би-ба-бо)

Педагог учит передавать движениями образ «зайчика», «лисы», «мед ведя» и других персонажей. Работает над соединением движений руки > текстом персонажа (отрывок из знакомой сказки).

4. Итог занятия

Анализ работы детей, поощрение, положительная оценка.

РИТМИКА

План-конспект занятия

Для детей 6-7лет

с нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью

Составитель М. Л. Афанасьева

Цель: учить передавать средства музыкальной выразительности (метроритм, темп, форму, динамику) через движение; формировать ориенти­ровку в пространстве, произвольную двигательную активность, необхо­димую для функционирования всех психических процессов; обеспечивать регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, напряжения; развивать «чувствование» своего тела, осознание возможностей адекват­ной передачи своих чувств и переживаний через выразительные движения под музыку.

1. Ритмическая разминка

Поклон девочек, поклон мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра).

Ритмическое приветствие «Ритмическое эхо»: педагог прохлопывает 2-3 ритмических фрагмента; дети повторяют, как бы отвечая на приветствие.

Упражнение на организацию и концентрацию внимания («Март», му­зыка Б. Годара): ходьба по кругу с остановками.

2. Ритмическая гимнастика(«Марш», «Вальс», «Лендлер», «Экосез», музыка Ф. Шуберта)

Упражнения на коррекцию общей моторики, регуляцию мышечных ощущений, согласование движений с музыкой:

«Крепкие руки»;

«Ставим точки носочком ноги на полу»;

«Кто стоит сзади?» (повороты);

«Поднимем камушки» (наклоны);

«Мягкие прыжки».

3. Ритмический калейдоскоп

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса рук («Качели», музыка В. Золотарева).

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса ног («Вчера», музыка П. Маккартни).

Упражнение на переключение внимания в движении: танцевальные дви­жения, плавный хоровод со сменой направления движения и рук (русская народная мелодия» «Сударушка»).

Упражнение на воображение: сюжетно-образная, музыкально-ритми­ческая импровизация «Бегаем по горячему песку» (швейцарская народная мелодия); «Поплаваем» (музыка В. Золотарева).

4. Ритмическое прощание

Релаксация «Звенящий ручей» (аудиокассета «Наедине с природой»). Ритмическое «Эхо» (педагог прохлопывает ритмический фрагмент из

материала занятия — дети отвечают хлопками, повторяя заданный ритми­ческий рисунок).

Поклон девочек, затем мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра).

ХУДОЖЕСТВЕННО-РУЧНОЙ ТРУД

Для младших школьников с нарушением речи, слуха, задержкой психического развития

Составитель 3. П. Панчук

Тема: «Декоративно-прикладное искусство»

Цель: воспитывать у учащихся любовь к народным мастерам, познако­мить с различными видами народно-прикладного искусства, расширять представления школьников о художественных особенностях каждого из них, учить сравнивать, вербально обозначать различие в элементах каждой техники изображения.

Материал. Набор цветных диапозитивов (хохломская роспись, дымковская игрушка, Городецкая роспись, вологдские кружева).

Педагог рассказывает о декоративно-прикладном искусстве, показывает изделия мастеров различных видов. Обсуждает с детьми их особенности, материал, из которого они изготовляются, обращает внимание на узор, его детали. Сравнивает с детьми разные узоры. Во второй части занятия учащимся предлагаются различные элементы узоров (хохломы, гжели). А также вырезанные их картона и нерасписанные изделия (вазу, солонку, чашку, салфетницу, миску, чайник, блюдце, тарелку). Учащиеся подбирают к ним узоры, комбинируют детали, подбирают краски.

Тема: «Хохломская роспись посуды». Занятие «Травный узор».

Цель: учить раскрашивать деревянную чашку «травным орнаментом» с использованием ранее изученных элементов, учить контролировать свои мышечные ощущения руки при работе с кистью.

В первой части занятия педагог показывает учащимся чашку, рас­писанную травным узором, обращает внимание на его элементы. Затем на­поминает приемы изображения элементов узора «Травка», демонстрируя их на большом листе. Во второй части занятия детям предлагаются полоски бумаги, где они пробуют изобразить ранее выученные элементы орнамента: «травинка», «капелька», «усики», «завиток», «кустики». После чего дети самостоятельно раскрашивают деревянную чашку травным ор­наментом.

РИТМИКА

Для младших школьников с нарушением речи, задержкой психическою развития, умственной отсталостью

Составитель М, Л. Афанасьева

Цель: овладевать выразительным «языком движений», умением пере­давать средства музыкальной выразительности (характер, метроритм, ди­намику, темп, форму музыкального произведения); формировать прост­ранственную ориентировку, развивать перцептивные и мнемические воз­можности; обеспечивать мышечную регуляцию, снятие напряжения, осо­знания телесной экспрессии как средства самовыражения; создавать, усло­вия для коррекции коммуникативной сферы.

1. Ритмическая разминка

Ритмическое приветствие: поклон девочек, поклон мальчиков («Вальс», музыка А. Дворжака).

«Ритмическое эхо» (прохлопывание ритмического рисунка педагогом и повторение детей движениями ног на месте).

2. Ритмическая гимнастика

Упражнение «Мягкие руки» («Вальс», музыка В. Ребикова).

При повторении дети выполняют его с закрытыми глазами, концеңтрируя внимание не только на музыке, но и на мышечных ощущениях.

Упражнение для ног «Скользящее движение» («Танец на площади», му­зыка В. Ребикова).

Энергичные прыжки и ходьба («Мячики», музыка Шитте).

3. Ритмический калейдоскоп

Упражнение на воображение («Бабочки», музыка В. Золотарева). Упражнение на слуховое внимание и память «Ритмический диктант» («Андантино», музыка А. Хачатуряна). Дети повторяют предложенные рит­мические фрагменты на ударных музыкальных инструментах, в ходьбе,

хлопках.

Упражнение на концентрацию внимания «Канон», передача его движе­ниями (русская народная мелодия «Как у наших у ворот»).

Современные танцевальные ритмы, ритмический контрапункт («Рег­тайм», музыка Джоплин).

4. Ритмическое прощание

Релаксация «Волшебство леса» (музыкальная запись, аудиокассета се­рии «Звуки живой природы»). Дети ложатся на ковер «солнышком» (но­ги к центру), слушая музыку, расслабляются, отдыхают.

Поклон девочек педагогу, поклон мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра).

План-конспект «театральная азбука»

Для младших школьников с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, умственной отсталостью

Составитель Н. Н. Юрина

Цель: способствовать развитию интереса к театральному искусству; обес­печивать процесс самопознания ребенка, раскрытие его творческих возмож­ностей; формировать основы сценической грамотности, проявляющейся в ре­чи, в движении при создании образа; учить действовать в условной театрали­зованной обстановке; овладевать навыками межличностного общения и со­трудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

1. Сценическая речь

Упражнение на развитие дыхания «Задуем свечу».

Упражнение на освобождение голоса и создание звукового образа «Джунгли». Детям предлагается тема «Зоопарк». Выбрав животное, дети издают характерные для него звуки, создавая звуковой его образ.

Артикуляционная гимнастика.

Дикционное упражнение, скороговорка.

Упражнение «Словесное действие», работа с литературным текстом. Используя текст знакомого стихотворения, ребенок должен совершить за­данное действие (убаюкать непослушных детей или отругать их).

2. Сценическое движение

Релаксация, снятие мышечных зажимов.

Упражнение «На балу у Золушки».

3. Ролевая разминка

Упражнение на запоминание физических действий «Стирка белья», «Мытье посуды», «Печатание на машинке», «Переход через ручей» и т.д.

«Калейдоскоп образов», упражнение на передачу различных образов «Я огонь», «Я животное» (по выбору), «Я предмет» и т.д.

Упражнение на передачу физического состояния «Иду по дороге в жар­кий день», «Иду под дождем», «Иду по горячему песку», при этом показать, куда и зачем идет,

4. Актерские «Маски»:изображение персонажей сказки во взаимо­действии с партнерами.

5. Анализ занятия. Поощрение детей. Установки на домашнее задание.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

КИНЕЗИТЕРАПИЯ

Для дошкольников с задержкой психического развития, нарушениями речи, слуха

Ссоставитель Л. И. Анискина

Тема: «В гостях у морского царя» в форме игры-рассказа «Волшебный сон».

Занятие проводит психолог, используя музыкальные аудиозаписи, по­добранные по сюжету занятия. Специального обучения детей движениям на занятии не проводится, а используется двигательная импровизация или движения по подражанию действиям взрослого.

Предварительно у детей формируется представление о том, кто такой морской царь, где он живет, показываются иллюстрации, проводится бесе­да о морских обитателях (крабах, морских звездах, русалочках, раковинах и т.д.). Дети изображают их в рисунках, аппликации.

Цель занятия: коррекция психоэмоционального состояния, снятие мы­шечных зажимов, эмоционального напряжения, создание радостного наст­роения средствами свободного движения и воображения.

Первая часть. Игровые задания на регуляцию мышечного тонуса и релаксацию. Музыка «Морской бриз» из серии «Звуки живой природы».

«На берегу моря» (сидя на полу на коленях). Детям предлагается закрыть глаза и представить, что они сидят на берегу моря и слушают шум волн, крики чаек.

«Игра с волной» (сидя на полу). Психолог, продолжая свой рассказ, просит детей «поиграть» с волнами, наклоняясь вперед и возвращаясь на­зад, мягкими движениями рук «поласкать» волны.

«Отдыхаем на берегу» (лежа на спине). Дети ложатся на берегу, закры­вают глаза, свободно раскинув руки. Психолог дает установку на снятие на­пряжения, релаксацию и под мягкое звучание музыки вербально рисует образ детей, лежащих на берегу моря и расслабляющихся под лучами солн­ца, которое пронизывает каждую клеточку тела ребенка.

Вторая часть. Игровые задания на развитие целостного образа тела и воображения «Сон». Музыка «Прибой», «Шторм» из серии «Наедине с природой».

Дети лежат на спине. Психолог рассказывает историю о том, что детям приснился сон. Морской царь вышел на берег моря и пригласил их к себе в подводное царство на веселый праздник, а для того, чтобы они могли там находиться, превратил их на некоторое время в разных морских обитателей.

«Морские звезды». Аудиозапись, «Вальс», музыка И. Штрауса.

а) Дети сидят на полу, расставив ноги и руки в стороны. Им предлага­ют собрать тело в комочек, а затем вернуться в исходное положение.

б) Дети лежат на животе, раздвинув руки и ноги в стороны. Они долж­ны одновременно соединить руки над головой и ноги вместе. Упражнение повторяется несколько раз.

Третья часть. Игровые упражнения на овладение «языком вырази­тельных движений» и снятие мышечных зажимов.

«Русалки и крабы» (образно-танцевальные движения). Аудиозапись, музыка «Пасадена», «Босанова» из серии «Танцы для детей». Дети вместе с психологом по очереди импровизируют движения образов танцующих «русалок» (девочки) и «крабов» (мальчики). Во время танца психолог ак­центирует внимание детей на чувствовании тела, понимании телесной экс­прессии окружающих, возможности снятия мышечных зажимов в свобод­ном танце.

Четвертая часть. Игровое задание па развитие ориентировки в про­странстве (реальном и воображаемом).

«Катание на раковинах». Аудиозапись, «Вальс», музыка И.Штрауса. Дети стоят врассыпную, представляя себя в «раковинах», держа в руках во­ображаемые весла. Отталкиваясь то справа, то слева, они «плывут на рако­винах» и оказываются на берегу моря.

«На морском берегу». Аудиокассета, «Морской бриз» из серии «Звуки живой природы». Дети лежат на спине и, закрыв глаза, слушают музыку, расслабляясь под мягкие звуки голоса психолога, который постепенно воз­вращает их из «волшебного сна» в реальность.

После музыкального фрагмента психолог говорит, что сон закончился, все проснулись, и предлагает детям рассказать о своих ощущениях и мыс­лях, которые они испытывали в этом «сказочном путешествии».

ИЗОТЕРАПИЯ

План-конспект

Для детей 5-6 лет с нарушениями речи, задержкой психического развития

Составитель О. Ю. Соколова

«Создаем образ из пятен» (рисунок на влажной бумаге).

Цель: стимулировать потребность в изобразительной деятельности, раз­витие познавательных интересов, снятие эмоционального напряжения, формирование чувства личной безопасности, уверенности в себе.

Подгруппе детей (3-4 чел.) предлагается поиграть с красками. Они «волшебные»: с их помощью можно изобразить на бумаге необычные кар­тинки. Для этого надо поверхность бумаги с помощью кисточки сделать влажной, а затем разбрызгать на ней капли акварельными красками или сделать легкие движения кончиком мокрой кисти.

Во время экспериментирования с красками, их смешения арттерапевт общается с детьми, акцентируя внимание на их ощущениях, выясняя, что они испытывают, когда краски, как живые, «бегают» по мокрой бумаге, создавая фантастические образы.

После того, как рисунок высохнет, психолог помогает ребенку разгля­деть образы, которые получились на листе. Затем предлагает аккуратно об­вести их контуры гелевой ручкой. Полученные изображения обсуждают­ся с детьми. Затем из детских работ делается выставка.

ВОКАЛОТЕРАПИЯ

Индивидуальное занятие

Для младших школьников с нарушениями зрения, речи, задержкой психического развития

Составитель Т. В. Антонова

Цель занятия: коррекция психоэмоционального состояния средствами пения, создание положительного эмоционального фона, активизация рабо­ты внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диа­фрагмы, дыхания.

1. Пропедевтический этап.

Организация, установление эмоционального контакта с ребенком.

Релаксационная часть. Ребенку предлагается принять удобное положе­ние, сидя в удобном кресле, расслабиться и послушать в музыкальной запи­си композицию современных спокойных мелодий в исполнении на духовых инструментах (саксофоне, флейте и др.). Обращается внимание ребенка то, что звучание этих инструментов достигается за счет хорошего дыхания.

2. Основной этап.

Разогрев вокального аппарата.

Дыхательные упражнения. Упражнения с закрытым ртом на ом-м-м-м м, затем на ми-а-а, по полутонам в восходящем и нисходящем движении пределах квинты. Создание вибрационного эффекта. Чтобы ее ощущать ребенок кладет руку на часть грудной клетки. Дыхание берется после каж- дого такта.

Небольшие попевки в пределах квинты на гласный «О», «А».

Работа над вокальным формированием звука.

Пение на одной ноте различных слогов «ми», «ма», «мо», «му» для сгла- живания разницы в произношении гласных.

Упражнение на активизацию диафрагмы. Пение стаккато.

Оптимизация настроения:

исполнение вокального произведения, знакомой песни, создающей по ложительныйэмоциональный настрой.

3. Заключительныйэтап: релаксация, слушание радостной, рит мичной мелодии, усиливающей приподнятое настроение.

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ,

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ

Наши рекомендации