Конспекты занятий по звукопроизношению

Занятие 1. Звук [а] и буква А в начале слова

Цель.Учить четко произносить и давать характеристику звуку [а]; выделять начальный ударный гласный звук [а]; знакомить с понятием «гласный звук», «буква»; дифференцировать поня­тия «звук»—«буква»; развивать слуховое восприятие, фонема­тические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование.Предметные картинки: «Аист», «Астры»; сюжетные картинки: «Девочка качает куклу», «Девочка уро­нила мяч и плачет»; счетные палочки, зеркала, простые ка­рандаши, кассы букв (индивидуальные и демонстрационные), книга «Азбука».

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Скажи свое имя ласково». Сядет на место тот, кто назовет свое имя ласково.

Артикуляционная гимнастика (упражнение выполняется 2—3 раза).

• «Улыбка» —растянуть разомкнутые губы.

• «Трубочка» — вытянуть губы вперед, зубы сомкнуть.

• «Качели» —движения языком вверх — вниз.

• « Часики » — движения языком влево — вправо.

Демонстрация картинки «Девочка качает куклу».

Кто это? (Это девочка.) Что делает девочка? {Девочка качает куклу.)

— Как вы думаете, какие звуки произносит девочка, качая куклу? (А-а-а.)

— Посмотрите и послушайте, как девочка качает куклу: а-а-а. Давайте все вместе покачаем куклу. (Качают и про­износят: «А-а-а».)

Демонстрация картинки «Девочка уронила мяч и плачет».

— Как вы думаете, какие звуки произносит девочка? (А-а-а—с другой интонацией.) (Предложить детям про­демонстрировать плач девочки.)

— Когда произносим звук [о], рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Такой звук назы­вается гласным. (Работа с индивидуальными зеркалами.)

— Гласный звук [а] мы договоримся обозначать большим красным кругом. (Демонстрация.)

— Это звук [а]. Звуки мы слышим и произносим.

— Если люди находятся далеко друг от друга и хотят что-нибудь сообщить, как они это делают? (Они пишут и чи­тают письма, газеты, журналы, книги.)

— Вот демонстрационная касса букв. Это буквы, которые можно сложить в слова, предложения, сообщения. Буквы мы пишем, видим и читаем. Чтобы научиться читать, нам что-то нужно. Угадайте, что это.

Сказочный, волшебный дом,

Азбука — хозяйка в нем.

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

А—начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А. Шибаев

Демонстрация «Азбуки», алфавита.

— Какая буква стоит в начале алфавита? (Буква А.) (Де­монстрация буквы А.)

— Посчитаем, из скольких элементов состоит буква А? (Из 3.) Выкладывание из счетных палочек, карандашей, рисование в воздухе.

Физкультминутка «Покачаем куклу». Имитация движений: ходьба по комнате и укачивание плачущей куклы, которая долго не успокаивается.

Демонстрация картинки «Аист». (Название картинки с утриро­ванным произнесением первого звука [а].)

— С какого звука начинается это слово? (Со звука [о].)
Почему это звук? (Его мы слышим и произносим.)

Демонстрация картинки «Астры». (Название картинки с утри­рованным произнесением первого звука [а].)

— С какого звука начинается это слово? (Со звука [а].) Почему это звук? (Его мы слышим и произносим.)

Демонстрация картинки «Девочка качает куклу».

— У всех людей есть имена. Придумайте имя этой девочке, чтобы оно начиналось со звука [а]. (Аня.)

Демонстрация картинки «Девочка плачет».

— Придумайте имя этой девочке, чтобы оно начиналось со звука [а]. (Ася, Аля, Алла, Алена....)

— Какие имена мальчиков начинаются на звук [а]? (Алик, Андрей, Антон, Артем.)

Игра «Четвертый лишний».

• Ася, Аля, Алла, Уля. (Уля — лишнее, т. к. в начале слова другой звук.)

• Ася, Аля, Алла, Алик. (Алик — имя мальчика.)

Итог занятия.Работа с индивидуальными кассами.

— Найдите в своих кассах букву, с которой мы сегодня работали. Как называется эта буква? (Буква А.)

Занятие 2.Звук [а] и буква А в начале слова

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [о]; выделять начальный ударный и безударный звук [а]; закреплять понятия «гласный звук» — «буква»; дифференци­ровать понятия «звук» — «буква»; развивать слуховое воспри­ятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстраци­онные); раздаточный материал — альбомный лист с написанной в разных положениях буквой А; зеркала, полоска с тремя де­лениями, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Нарисуй букву в воздухе» (по без­звучной артикуляции).

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение выполняется 3—4 раза).

• Выдувать мыльные пузырьки.

• «Чашечка» — поднять кверху широкий язык.

• «Вкусное варенье» —облизать верхнюю и нижнюю губы.

Беззвучная артикуляция.

— Какой звук я хочу произнести? (Звук [а].) Почему это звук? (Звуки мы слышим и произносим.)

— Покажите его символ. Покажите букву А. Почему это буква? (Буквы мы пишем, видим и читаем.)

— Нарисуйте букву А в воздухе.

— Откуда вы достали букву? (Из кармашка.)

— Это касса — дом букв. У каждой буквы есть свой этажи квартира. Буква А живет на 4-м этаже. (Демонстрация букв — заглавной и строчной, печатных.)

— В этой квартире живут две сестрички: большая и ма­ленькая буквы А, которые обозначаются одним и тем же символом. Покажите его.

— Вспомните и назовите слова и имена, которые начина­ются со звука [а].

Определение места звука в слове.

Перед детьми — полоска с тремя делениями (положить в пер­вую клеточку — начало слова: уши, астра, автобус, ивы, арбуз, аист).

Физкультминутка«Аист» (имитация движений по тексту сти­хотворения).

— Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой.

И. Токмакова

Игра «Тихо—громко». При демонстрации заглавной буквы А дети громко произносят звук [а], при демонстрации строч­ной печатной буквы — произносят звук [а] тихо (повторить 3—4 раза).

— Что я показывала? Что вы произносили?

Игра «Повтори, не ошибись».

• Арбуз — абрикос; ананас — арбуз; абрикос — ананас;
Аня—Алик; Антон—Ася.

Игра «Четвертый лишний».

• Ася, Аля, Алла, Уля. (Уля— в начале слова другой звук.)

• Ася, Аля, Алла, Алик. (Алик — имя мальчика.)

• Андрей, Антон, Артем, Аня. (Аня — имя девочки.)

• Аист, утки, Аня, астры. (Аня — это имя, пишется с боль­шой буквы.)

Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву А (по точкам).

Итог занятия. Перед детьми — альбомный лист с написанными в разных положениях буквами А.

— Найдите и покажите правильно написанную букву А.

Занятие 3.Звук [а] и буква А в конце слова

Цель.Учить четко произносить и давать характеристику звуку [о];выделять ударный звук [а] в конце слова; закреплять понятия «гласный звук» — «буква»; уметь дифференцировать понятия «звук» — «буква»; развивать слуховое восприятие, фо­нематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование.Картинки: «Луна», «Рука», «Лиса», «Пила»; символ звука [а],кассы букв (индивидуальные и демонстраци­онные); зеркала, полоска с тремя делениями, тетради, ручки. ]

Ход занятия

Организационный момент.Покажи символ (по беззвучной ар­тикуляции).

Дыхательная и артикуляционная гимнастика(упражнение вы­полняется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

• «Лошадка»—щелкать языком.

• «Маляр» —двигать языком вперед — назад по нёбу.

• «Футбол» —попеременно касаться языком щек.

Беззвучная артикуляция.

— Какой звук я хочу произнести? (Звук [о].)Почему это звук? (Звуки мы слышим и произносим.)

— Покажите букву А. Почему это буква? (Буквы мы пи­шем, видим и читаем.)

— Нарисуйте букву А в воздухе.

Определение звука [а] на слух.

— Хлопни, когда услышишь звук [о]: а, о, у, а, а, и, а.

На наборном полотне картинки: «Луна», «Рука», «Лиса», «Пила». Игра «Кто внимательный?».

— Расставьте картинки в том порядке, в котором я на-|
зову (3—4 раза).

Игра «Где спрятался звук [а] б словах?» (Произносим слова луна, рука, лиса, пила с утрированным выделением ударного звука.) (В конце слое.)

Физкультминутка.(Имитация движений по ходу чтения сти­хотворения.)

Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька — для ежа, Эта долька — для стрижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра. А для волка... кожура. Он сердит на нас — беда!!! Разбегайтесь кто куда.

Определение места звука в слове. Перед детьми — полоска с тремя делениями. (Букву А нужно положить в последнюю клеточ­ку — конец слова: уши, луна, рука, ивы, пила, лиса.) (Уши, ивы. На внимание — погрозить пальчиком.

Игра «Закончи предложение».

• У мальчика забинтована ... .

• По лесу бегает хитрая ... .

• У папы новая ... .

• Из-за тучи показалась ... .

Работа в тетрадях.Пишем заглавную букву А (по точкам).

Итог занятия.

— Назовите слова, в которых звук [а]стоит в конце слова (Ира, Маша, Паша, Никита…)

Занятие 4.Звук [а] и буква А в конце слова

Цель.Учить четко произносить и давать характеристику звуку [а]; выделять ударный звук [а] в конце слова; закре­плять понятия «гласный звук» — «буква»; дифференцировать понятия «звук»—«буква»; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, мышление, вни­мание, память.

Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстрацион­ные); раздаточный материал — карточки с написанной в разных положениях буквой А; зеркала, полоска с тремя делениями, те­тради, ручки; предметные картинки: «Луна», «Лиса», «Аист».

Ход занятия

Организационный момент.

— Покажите правильно написанную букву А. (На столах у детей — карточки с написанной в разных положениях буквой А.)

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение про­водится 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

• «Трубочка» — вытянуть губы вперед, зубы сомкнуть.

• «Качели»—движения языком вверх — вниз.

• «Часики» —движения языком влево — вправо.

Выделить звук [а] на слух.

— Хлопни, когда услышишь звук [а]: а, о, у, а, а, и, а... I

i

Игра «Тихо—громко». Во время демонстрации заглавной буквы А дети громко произносят звук [а], при демонстрации строчной печатной буквы А — произносят звук [а] тихо (повторить 3—4 раза).

Игра «Наоборот».

— Если я произношу звук [а] громко, вы отвечаете тихо, если я произношу тихо, вы — как? (Громко, хором.)

— Что мы произносили? (Звуки.) Почему?

— Какой буквой обозначается этот звук? (Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, другой пишет на доске, остальные — в индивидуальных кассах.)

— Где может стоять звук [а] в словах? (В начале и в конце слова.) (Примеры.)

Определение места звука в слове. Перед детьми — полоска с тремя делениями. (Букву А нужно положить в первую или по­следнюю клеточку, предварительно отгадав загадки или узнав предмет по описанию.) Картинки-отгадки — на панно.

Это старый наш знакомый: Длинношеий, безголосый, Он живет на крыше дома — Длинноногий, длинноносый. Он летает на охоту За лягушками в болото. (Аист.)

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит. (Река.)

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса.)

Составить предложение по картинке. (Картинки те же. Например: Я нарисовал аиста. Лиса крадет кур. В нашем городе (де­ревне) есть река.)

Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву А (по точкам).

Итог занятия.

Занятие 5.Звук [а] и буква А в середине слова

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [о]; выделять ударный звук [а] в середине слова; закреплять понятия «гласный звук» — «буква»; дифференцировать понятия «звук»—«буква»; развивать слуховое восприятие, фонематиче­ские процессы, мелкую моторику, мышление, внимание, память.

Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстраци­онные); раздаточный материал — карточки с буквами: А, И, У, О; предметные картинки: «Шар», «Бант», «Рак»; «Зеркала», полоска с тремя делениями, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Покажи букву А. (На столах у де­тей— карточки с буквами: А, И, У)

Дыхательная и артикуляционная гимнастика(упражнение про­водится 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

• «Чашечка» —поднять кверху широкий язык.

• « Вкусное варенье » — облизывать верхнюю и нижнюю губы.

— Назови звук (беззвучная артикуляция). Почему это звук? Какой это звук? (Гласный.) Почему гласный? (Воздух не встречает преграды.)

— Какой буквой обозначается этот звук? (Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, другой пишет на доске, остальные — в индивидуальных кассах.)

— Где может стоять звук [а] в словах? (В начале и в конце слова.) (Примеры.)

Картинки на панно: «Шар», «Бант», «Рак». ,

— Назовите эти картинки. Есть ли звук [а] в названиях этих картинок? (Есть.)

— В этих словах звук [а] стоит в середине слова—найдите на вашей полоске клеточку, которая находится в середине, и положите туда букву А.

Повторить.

— Где стоит звук [а] в слове шар? Где стоит звук [а] в слове аист? Где стоит звук [а] в слове луна? (Работа на полоске с тремя делениями.)

Физкультминутка. (См. Занятие 3.)

Игра «Повтори, не ошибись».

• Ам-ам; ап-ап; ак-ак; ат-ат; ан-ан (повторить 3—4 раза).

Игра «Что пропустил Незнайка?».

— Ребята, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает какой-то звук в словах. Давайте ему поможем.

• Слова (звук [а] в начале слова): ...льбом, ...ист, ...втобус, ...ня, ...пельсин, ...лик.

• Слова (звук [а] в конце слова): лун..., пил..., весн..., рук..., кошк..., лис... .

• Слова (звук [а] в середине слова): п...р, т...нк, б...нт, ш...р.

Итог занятия.

Занятие 6.Звук [а] и буква А в середине слова

Цель.Научить четко произносить и давать характеристику звуку [о]; выделять ударный и безударный звук [о]; закреплять понятия «гласный звук»—«буква»; дифференцировать понятия «звук»—«буква»; развивать слуховое восприятие, фонематиче­ские процессы, мелкую моторику, мышление, внимание, память.

Оборудование.Кассы букв (индивидуальные и демонстраци­онные); 3 полоски с тремя делениями (демонстрационные), на которых буква А в первой, средней и последней клеточке; пред­метные картинки: «Шар», «Аист», «Луна», «Река», «Бант», «Астры»; зеркала, полоска с тремя делениями, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Повтори, не ошибись».

• Па-па-па; та-та-та; на-на-на;

• ма-ма-ма; ка-ка-ка...

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

• «Лошадка» — щелкать языком.

• «Маляр» —движения языком вперед — назад по нёбу.

• «Футбол» —попеременно касаться языком щек изнутри.

— Назови звук (беззвучная артикуляция). Почему это звук? Какой это звук? (Гласный.) Почему гласный? (Воздух не встречает преграды.) Какой буквой обозначается этот звук? (Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, другой пишет на доске, остальные — в индивидуаль­ных кассах.)

— Где может стоять звук [а] в словах? (Б начале, в конце и в середине слова.) (Примеры.)

Игра «Подбери схему к картинке». На панно — карточки-схемы (3 полоски с тремя делениями, на которых буква А в пер вой, средней и последней клеточке). На столах у детей — щ одной предметной картинке («Шар», «Аист», «Луна» «Река», «Бант», «Астры»). Каждый ребенок должен цодо брать схему к своей картинке. Анализ работы. Обсуждени итогов работы с детьми: правильно (почему?); неправильн (почему?).

Игра «Доскажи словечко».

Он большой, как мяч футбольный, Если спелый — все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его... (Арбуз.) (

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это доктор ... (Айболит.)

Пушистый хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко, Ну, конечно, это ... (Белка.)

^ Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по пашне вскачь, И зовется птица ... (Грач.)

Рекомендации. Анализ каждого «словечка» после прочтения сти: хотворения — по полоске с тремя делениями.

Физкультминутка. (См.Занятие 3.)

Составить предложение (развитие слухового восприятия). Из ряде слов выбрать слово со звуком [а] и повторить предложение. • На грядке растет (лук, мак). На лугу пасется (собака, коза)'

На клумбе растут (маки, розы). В саду созрели (груши, слива). В парке гуляет (мама, сын).

Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву А (по точкам)

Итог занятия.

Занятие 7.Звук [у] и буква У в начале слова

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять начальные ударные и безударные гласные звуки [у]', закреплять понятия «гласный звук» — «буква»; диф­ференцировать понятия «звук»—«буква»; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, вни­мание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Утка», «Уши», «Улица», «Волк воет»; счетные палочки, зерна фасоли, зер­кала, ручки, тетради, кассы букв (индивидуальные и демон­страционные).

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Скажи ласково». Сядет на ме­сто тот, кто ласково назовет имя своего соседа.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 2—3 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

• «Трубочка» —вытянуть губы вперед, зубы сомкнуть.

• «Качели» — движения языком вверх — вниз.

• «Часики» —движения языком влево — вправо.

Демонстрация картинки «Волк воет».

— Кто это? (Это волк.) Что делает волк? (Волк воет.) Как волк воет? (У-у-у.)

— Когда произносим звук [у], губы вытянуты трубочкой, воздух проходит свободно, не встречая преграды.

— Как называется такой звук? (Гласным.) (Работа с ин­дивидуальными зеркалами.)

— Это звук [у]. Почему это звук? (Звуки мы слышим и про­износим.) Какой это звук? Почему?

— Чем обозначаются звуки? (Буквами.) Звук [у] тоже обо­значается буквой. (Демонстрация буквы.)

— Найдите такую же букву в своих кассах и рассмотри те ее внимательно. Из каких элементов состоит буква У? (Из палочек.) Одинаковой или разной длины эти палочки? (Разной: одна длинная, другая короткая.) Нарисуйте в воз­духе букву У, выложите ее из счетных палочек, из зерен фасоли.

Картинка «Утка». (Название картинки с утрированным про­изнесением первого звука [у].)

— С какого звука начинается это слово? (Со звука [у].}
Выложить на полоске с тремя делениями. (Уши, улица.

Физкультминутка.Игра «Паровоз». (Имитация движений колес поезда с произнесением звукоподражаний: чух-чух-чух; сиг­нала паровоза: у-у-у.)

Игра «Четвертый лишний» (по картинкам и на слух).

• Уши, аист, утка, улей.

• Аист, астры, улица, автобус.

• Уткина, Усова, Ульянова, Антонова.

• Уля, Ася, Аля, Алла.

Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву У (по точкам), Итог занятия.

Занятие 8.Звук [у] и буква У в начале слова

Цель.Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять начальный ударный и безударный звук [у]; закреплять понятия «гласный звук»—«буква»; дифферен­цировать понятия «звук»—«буква»; развивать слуховое вое приятие, фонематические процессы, мелкую моторику, вни­мание, память.

Оборудование.Кассы букв (индивидуальные и демонстрационные); раздаточный материал — индивидуальные карточки с написанной в разных положениях буквой У; тетради, ручки предметные картинки «Уши», «Учитель», «Утка», «Волк воет» маленькие картинки-подсказки: «Карточка цветов», «Заяц»

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Нарисуй букву в воздухе» (по без­звучной артикуляции).

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

• «Чашечка» —поднять кверху широкий язык.

• «Вкусное варенье» — облизывать верхнюю и нижнюю губы.

— Покажите букву У. Почему это буква? (Буквы мы пи­шем, видим и читаем.)

Демонстрация картинки «Волк воет» и карточек с заглавными и строч­ными буквами У.

— Кто это? (Это волк.) Что делает волк? (Волк воет.)Как волк воет? (У-у-у; у-у-у; у-у-у; у-у-у; у-у-у.) Карточки.

— Когда произносим звук [у], губы вытянуты трубочкой, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Как называется такой звук? (Гласным.) (Работа с индивидуаль­ными зеркалами.) (Примеры.)

Игра «Повтори, не ошибись»:

• Ну-му; ку-ту; му-пу; ну-ку; ту-ку... (2—3 раза);

• уши-усы; усы-улей; улей-учитель; учитель-утка; утка- уши.

Физкультминутка.

УХ, УХ, УХ, — Руки сложены ладонями вместе

и производят «рубящие» движения.

Рубим, рубим во весь дух. —Два взмаха, руки в стороны.

Картинки на панно: «Уши», «Учитель», «Утка». (Назвать кар­тинки и подобрать определение. Например, уши — какие? (Длинные.).)

Игра «Назови, не ошибись». (Картинки на панно расположены в определенном порядке: «Утка», «Улей», «Уши», «Усы»,

«Учитель». Нужно запомнить место каждой картинки, Картинки поворачиваются обратной стороной к детям. Дети называют картинки.)

Работа с картинками. Двум детям раздаются картинки: «Утка», «Уши» — и маленькие картиночки-подсказки: «Карточка цве­тов» (желтый, белый, красный), «Заяц». Дети по предметным картинкам составляют предложения и ставят картинку ш панно (без картинки-подсказки). Например: У зайца длинные уши. Остальные дети запоминают предложения. Повторите предложение по второй картинке (по первой картинке),

Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву У (по точкам).

Итог занятия.

— Найдите и покажите правильно написанную букву У

(Перед детьми — карточки с написанной в разных положениях буквой У.);

Занятие 9.Звук [у] и буква У в середине слова

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять ударный и безударный звук [у] в середине ел она; закреп л ять понятия « гласный звук »—« буква »; дифференци­ровать понятия «звук »—« буква»; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Картинки: «Луна», «Рука», «Шуба»; кассы букв (индивидуальные и демонстрационные); зеркала, полоска с тремя делениями, квадраты, разделенные на 9 частей (по числу детей); красные кружки (по 4 на каждого); тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Покажи букву А, У (по беззвучной артикуляции).

Дыхательная и артикуляционная гимнастика(упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

• «Чистим зубки»—облизывать верхние и нижние зубы.

. «Лошадка»—щелкать языком.

• «Футбол» — попеременное касаться языком щек изнутри.

Определение звука [у] на слух. — Хлопни, когда услышишь звук [у]: у, а, о, у, а, а, у, и, а...

На наборном полотне картинки: «Луна», «Рука», «Шуба». Игра «Кто внимательный?». Расставьте картинки в том порядке, в кото­ром я назову (3—4 раза).

Игра «Где спрятался звук [у] в словах?». (Произносим слова луна, рука, зубы с утрированным выделением звука [у} в середине слова.)

Игра «Назови, не ошибись». (Картинки на панно расположены в определенном порядке: «Луна», «Рука», «Шуба». Нужно запомнить место каждой картинки. Картинки поворачивают обратной стороной к детям. Дети называют картинки.)

Определение места звука [у] в словах (на полоске с делениями) на слух: в начале, в середине слова.

• Утюг, курица, гусь, укроп, шуба, душ, ученик. (Утриро­
ванное произнесение звука [у].)

Игра «Закончи предложение» (определить место звука в слове с проговариванием) — картинки на панно из п. 6.

• У мальчика забинтована ... .

• На небе светит яркая ... .

• У папы новая ....

Физкультминутка. (Дети имитируют движения по ходу чте­ния стихотворения.)

Надо, надо умываться, По утрам и вечерам, Чистить зубы, руки мыть И воспитанными быть.

(Садясь на место, мальчики пропускают девочек вперед.)

Игра «Звуковая мозаика». Перед детьми — квадрат, разделен­ный на 9 частей.

Примечание. Если в слове есть звук [у], нужно положить красный кружочек в клеточку, если нет — клеточку пропускаем.

— Раскладываем кружочки с верхнего левого угла (найтщ и показать), вначале верхний ряд (найти и показать)потом средний ряд (найти и показать), затем нижний ряд (найти и показать). Слова: гусь, мак, рука, папа, луна, стол, кукла, мама, дочка;

— Что у нас получилось? (Буква У.) >!

Работа в тетрадях.Пишем заглавную букву У (по точкам);

Итог занятия.

Занятие 10.Звук [у] и буква У в середине слова

Цель.Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять ударный и безударный звук [у] в середине слова; закреплять понятия «гласный звук»—«буква»; диффе­ренцировать понятия «звук»—«буква»; развивать слуховое вос­приятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внима­ние, память.

Оборудование.Картинки: «Луна», «Рука», «Шуба»; кассы букв (индивидуальные и демонстрационные); зеркала, полоска с тремя делениями; индивидуальные карточки с написанной в разных положениях буквой У; тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент.Покажи правильно написанную букву У. (На столах у детей — карточки с написанной в разных положениях буквой У.)

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

• «Улыбка» —растягивать разомкнутые губы.

• « Качели » — движения языком вверх — вниз.

• « Часики » — движения языком влево — вправо.

Определение звука [у] на слух. — Хлопни, когда услышишь звук [у}: у, а, о, у, а, у, а, и, а...

Игра «Тихо—громко». (При демонстрации заглавной буквы У дети громко произносят звук \у], при демонстрации строчной печат­ной буквы — произносят звук [у] тихо. Повторить 3—4 раза.)

Игра «Наоборот».

— Если я произношу звук [у] громко, вы отвечаете тихо,
если я произношу тихо, вы — как?. (Громко, хором.)

— Что мы произносили? (Звуки.) Почему?

— Какой буквой обозначается этот звук? (Один ребенок
находит нужную букву в демонстрационной кассе, другой
пишет на доске, остальные — в индивидуальных кассах.)

— Где может стоять звук [у] в словах? (В начале и в сере­
дине слова.) (Примеры.)

Физкультминутка. «Узнай по голосу». (Дети стоят в кружке с за­крытыми глазами, водящий шепотом предлагает кому-то выполнить действие: сесть на стул, пробежать, пройти на носочках, пройти на пятках...) Тот, к кому обратился веду­щий, выполняет действие и называет имя водящего.

Определение места звука в слове. Перед детьми — полоска с тремя делениями. (Букву У нужно положить в первую или в сред­нюю клеточку, предварительно отгадав загадки или узнав предмет по описанию.) Картинки-отгадки находятся на панно.

Бабушка Танюшке что-то подарила:

Глазки голубые и румянец милый,

Светлая головка, маленькие ножки,

Платье кружевное, красные сапожки. (Кукла.)

Т. Днепровская

Что на небе светит ночью? (Луна.) Что носят люди зимой? (Шубы.)

Составь предложение по картинке. (Картинки те же. Например: Я нарисовал луну. У девочки есть кукла.)

Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву У (по точкам).

Итог занятия.

Занятие 11.Звук [у] и буква У везде

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять ударный и безударный звук [у] в словах; закреплять понятия «гласный звук»—«буква»; дифференци­ровать понятия «звук»—«буква»; развивать слуховое воспри­ятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Картинки: «Утка», «Луна», «Какаду» («По­пугай»), «Кенгуру»; кассы букв (индивидуальные и демонстра­ционные); зеркала, полоска с тремя делениями, карточки с бук­вами: А, И, У, О, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Покажи букву У. (На столах у де­тей — карточки с буквами: А, И, У, О.)

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

• « Иголочка » — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в таком положении.

• «Чашечка» —широкий язык поднять кверху.

— Назови звук (беззвучная артикуляция). Почему это звук? Какой это звук? (Гласный.) Почему гласный? (Воздух не
встречает преграды.)

— Какой буквой обозначается этот звук? (Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, другой пишет на доске, остальные — в индивидуальных кассах.)

Игра «Повтори, не ошибись».

• Ну-ну-ту; му-ку-му; ту-ву-ву; пу-му-пу; пу-пу-му;

• суп-лук-суп; стук-куст-куст; лук-суп-лук; суп-суп-лук.

— Где может стоять звук [у] в словах? (В начале, в сере­дине и в конце слова.) (Примеры.) Картинки на панно: «Утка», «Луна», «Какаду» («Попугай»), «Кенгуру».

— Назовите эти картинки. Где стоит звук [у] в названиях этих картинок? (Полоска с делениями — определение ме­ста звука в словах.) (Кенгуру — 2 звука [у].)

Физкультминутка. (Имитация движений.)

— Я произношу слово, а вы выполняете действие. Например, стук — имитация вбивания гвоздя. Гусь — ходьба или зву­
коподражание. Суп, куст...

— Повтори скороговорку.

Кукушки в лесу распевают частушки: «Ку-ку, мы кукуем, ку-ку, мы — кукушки!»

Работа в тетрадях. Пишем заглавную букву У (по точкам).

Итог занятия.

Занятие 12.Звук [у] и буква У везде

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [у]; выделять ударный и безударный звук [у]; закреплять понятия «гласный звук»—«буква»; дифференцировать поня­тия «звук» — «буква»; развивать слуховое восприятие, фоне­матические процессы, мелкую моторику, мышление, внима­ние, память.

Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстра­ционные); 3 полоски с тремя делениями (демонстрационные), на которых буква У в первой, средней и последней клеточках; предметные картинки: «Утка», «Луна», «Какаду», «Улыбка», «Кенгуру»; зеркала, полоски с тремя делениями (индивидуаль­ные), тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. «Повтори, не ошибись».

• Пу-пу-ту; ту-ту-пу; пу-ту-пу;

• ту-пу-ту; му-ту-му.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика(упражнение по-] вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха.

• «Чистим зубки» — облизывать верхние и нижние зубы.1

• «Маляр» —движения языком вперед — назад по нёбу.

• «Футбол» —попеременно касаться языком щек изнутри.;

— Назови звук (беззвучная артикуляция). Почему это звук1
Какой это звук? (Гласный.) Почему гласный? (Воздух щ встречает преграды.) Какой буквой обозначается этот звук1
(Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, дгой пишет на доске, остальные — в индивидуальных кассах.)|

— Где может стоять звук [у] в словах? (В начале, в конце и в середине слова.) (Примеры.)

Игра «Подбери схему к картинке». На панно — карточки-схемы (3 полоски с тремя делениями, на которых буква У в пер­вой, средней и последней клеточках). На столах у детей — по одной предметной картинке: «Утка», «Луна», «Какаду», «Улыбка», «Кенгуру». Каждый ребенок должен подобрать, схему к своей картинке. Анализ работы. Обсуждение итого * работы с детьми: правильно (почему?); неправильно (почему?)

Игра «Доскажи словечко».

Он большой, как мяч футбольный, Если спелый — все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его ... (Арбуз.)

Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг Электрический ... (Утюг.)

Муха ахнула сперва: «Ах, какие кружева»,— И пропала голова! Бедняжка, словно в тине, Увязла ... (В паутине.)

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? (Петушок.)

Все ребята со двора Малярам кричат: ... (Ура!)

Долгожданный дан звонок — Это кончился... (Урок.)

Рекомендации. Анализ каждого «словечка» после прочтения стихотворения — по полоске с тремя делениями.

Физкультминутка.(См. занятие 11.)

Составить предложение (развитие слухового восприятия). Из ряда слов выбрать слово со звуком \у] и повторить предложение.

• На грядке растет (лук, мак).

• Маки, розы растут на (клумбе, грядке).

• В саду созрели (груши, слива). ,

• В парке гуляет (мама, бабушка).

• На лугу щиплют траву (гуси, утки). (Задание на внима­ние: можно использовать оба слова.)

Работа в тетрадях.Пишем заглавную букву У (по точкам).

Итог занятия.

Занятие 13.Звуки [а], [у] и буквы А, У

Цель.Учить четко произносить и давать характеристику звукам [о], [у]; определять начальные ударные и безударные звуки [о], [у]; закреплять понятия «гласный звук»—«буква»; дифференцировать понятия «звук» — «буква» и звуки [у], [о]; анализировать звукосочетания [ay], [уа]; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, вни­мание, память.

Оборудование.Кассы букв (индивидуальные и демонстра­ционные); раздаточный материал — карточки АУ, УА;инди­видуальные карточки с написанными в разных положениях буквами А, У; тетради, ручки; предметные картинки: «Уши», *Утка», «Автобус», «Аист»; сюжетные картинки — «Плачущий малыш», «Дети, заблудившиеся в лесу».

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Нарисуй букву в воздухе». (А, У -по беззвучной артикуляции.)

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнения повторяются 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха (подуй на султанчик).

• «Улыбка»—растянуть разомкнутые губы.

• « Качели » — движения языком вверх — вниз.

• «Часики»—движения языком влево — вправо.

— Покажите буквы У, А. Почему это буквы? (Буквы мы пишем, видим и читаем.)

Чтение стихотворения.

Летом Вова и Марина В лес ходили за малиной. Заблудились вдруг в лесу И кричат: «Ay! Ay!»

— Что кричат люди, когда заблудятся в лесу? (Ay) Сколько звуков они произносят? (Два.)

— Какой первый звук? (А.) Положите букву А перед собой.
--- Какой второй звук? (У.) Положите букву У рядом с буквой А.

— Мы положили буквы, а мы знаем, что буквы можно читать. Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Ау.)

— Поменяйте буквы местами. Какая теперь буква на пер­вом месте? (У.) Какая на втором? (А.)

— Прочитайте, что получилось. (Уа.) Кто так кричит? (Малыш в коляске.)

Дифференциация звукоподражаний [ау], [уа]. (По сюжетным кар­тинкам. При демонстрации картинок «Плачущий малыш», «Дети, заблудившиеся в лесу» каждый из детей должен вы­брать одну из двух карточек: АУ—УА.)

Наши рекомендации