Принципы использования речедвигательных пауз
Для одних КВНщиков сценарий представляется миксом шуток, пантомим, миниатюр и песен, для других - единым сюжетным блоком. Правы и те, и другие: в "ВИЗИТКЕ" органичнее видеть нарезку из разрозненных шуток, объединённых иногда в несколько тем, на "ДОМАШКЕ" чаще ожидаешь увидеть законченное повествование с единой идеей. Золотая середина, как часто бывает, лежит в сочетании двух принципов построения. Тут встаёт вопрос о необходимости разрывов сюжета и сценических пауз.
Что легче воспринимать: новости или рассказ? Новости. Но что интереснее? Рассказ. Поэтому сценарий КВН нужно писать как рассказ в режиме новостей - с отбивками, разделением на блоки с проходящими мотивами, но с неожиданными поворотами и сменами плана. Нужно дозировать эмоции и не разрывать восприятие зала.
Что происходит в театре, когда зал смеётся? Ни один из актёров не ищет смеха по большому счёту. Он играет то, что отрепетировано, и зритель сам находит место для эмоционального отдыха. КВН не театр, наличие паузы украшает шутку, а иногда и спасает её. Но репетиции и сценарии из этой игры не выкинешь, а значит и тут, и там нужно учитывать и планировать паузы.
Есть шанс неправильно предугадать реакцию зала, и шутка рассыплется пустотой, или съестся следующей фразой в момент своего пика. Ничего, кроме экспериментов и накопления опыта здесь посоветовать нельзя. Но зрители же смеются над шутками Яна Арлазорова, Евгения Петросяна и Владимира Винокура, и смеются тогда, когда им это надо, когда это было запланировано. Значит, можно манипулировать реакцией.
Стоит только представить себе любого из вышеперечисленных артистов, и в голове рождаются особенные, не похожие на других образы и типажи. И у каждого есть свой голос, интонации, мимика и пластика. Определённое сочетание этих инструментов влечёт за собой смех. Программирование зрителей на рефлекторном уровне происходит постепенно и незаметно. Даже если в процессе выступления попадается то, что тебе не понятно или не сразу доходит, то ты смеешься по инерции - если происходит сочетание знакомых по прошлым шуткам признаков, то шутка точно есть. Назовём этот феномен РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАУЗОЙ.
Как же научиться соединять эти паузы с текстом, не разрывая его на части? В КВН РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПАУЗЫ имеют три сферы обитания: ДРАЙВ, ВОЗДУХ и ЭЙФОРИЯ (в зависимости от направления игры). В комизме - это банальная музыкальная отбивка с определённой периодичностью. Для буффонады присущи немые сцены с малопонятным, но по-детски смешным смыслом (иногда сопровождается несуразным звуком). Для фарса РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАУЗА стала частью сценария, где она поддерживает общее настроение и, как правило, красива и эксцентрична. Здесь стоит определить, что больше подходит стилю вашей команды и вашим зрителям: смех, раздумье или кураж? Хотя смешивать всё в одно никто не запрещает - экспериментируйте!
ВЫВЕДЕНИЕ. ЖИЗНЬ - ЭТО ИГРА
Всё, что вы прочитали, абсолютно вам не пригодится, если не будете пробовать материал на практике. КВН - это такое оригинальное образование нашей культуры, где любые правила обозначаются для их последующего нарушения, где любая мысль или идея свежа только один сезон, где кропотливая работа превращается в одноразовый шик. Ради пяти минут на сцене нужно не только творить и созидать, но ошибаться и разрушать. Если вы сделаете всё не так, как написано, то ваши шансы на успех не уменьшатся - главное что-нибудь да делать, ведь жизнь - это игра.