Концепция команды квн и её стиль

Все цивилизованные люди следят за своей внешностью, особенно, если это люди эстрады. Сценический облик командыКВН требует не меньших усилий, так как является и одежкой (по которой встречают), и отражает ум (по которому провожают). А "встречать" и "провожать" вас будут не только друзья и ярые болельщики, но также жюри и, самое важное, обычные зрители - целый зал незнающих вас людей.

Поэтому отталкиваться в своём выборе формы одежды, музыки, манеры игры нужно, прежде всего, от зрительских симпатий и приоритетов. Задача - угадать желания и потребности людей, выявить дефицитарную сферу бытовой жизни и заполнить эту нишу на сцене. Первый этап поиска стиля может длиться очень долго. Это обусловлено неопытностью, несыгранностью, непониманием или непринятием идей всеми членами команды, но, в конце концов, с помощью проб и ошибок команда приобретает лицо и узнаваемый стиль.

Начинать нужно с простого. Придумать название команды, выбрать капитана, распределить функции, обсудить форму одежды и серьёзно подойти к установлению рамок дозволенного на сцене. Сценическая культура и моральные принципы должны стать первым пунктом в концепции команды КВН. Дальше можно оттолкнуться от названия, формы одежды или специфических возможностей игроков. Так, чувство дружбы, общности и суеты рождает в зрителях команда "Коммунальная квартира" (НГАСУ), от золотой формы оттолкнулась команда "75 процентов" (СибАГС), показывая на сцене продуманную, хорошо поставленную игру, а команда "ЕЖИ" (НГПУ), используя свои музыкальные способности, старается выдерживать ретростиль. И если на уровне городской лиги команды иногда подходят к решению проблемы своего стиля, то в более высоких лигах это просто необходимо. Также с продвижением по лигам КВН возрастает цензура, моральные рамки становятся жёстче, претензии зрителей на качество - выше. Поэтому, практичнее не брать в свой сценарный багаж сомнительные шутки, чёрный юмор и неэтичные выражения.

На втором этапе нужно акцентировать свой стиль, сделать его доступным и понятным зрителю, оформить его музыкально и поддержать декорациями. Здесь уже речь идёт о сыгранности команды, об оправданности типажей и едином темпоритме.

Можно выделить несколько уровней развития игры и, следовательно, её стиля.

Самый простой, это "винегрет" - все реплики и сцены распределяются между группой "равноправных" людей на сцене, которые последовательно их воспроизводят (стиля нет или он слабо выражен).

С появлением яркого узнаваемого игрока начинается "бенефис" - вся команда работает на одного игрока, которому достаются все ключевые и яркие сцены (стиль нестабилен и эпизодичен).

Когда на более высокий уровень игры выходят несколько человек, формируется "костяк" - одна часть команды "звездит" на сцене, выполняя сложные задачи, а другая обеспечивает это, поддерживает и работает на подхвате (стиль сформировавшийся, но не яркий).

Если все члены команды яркие, непохожие ни на кого личности, то это уже "типажи" - у каждого игрока есть своя изюминка, реплики и сцены распределяются равномерно между всеми, учитывая индивидуальные особенности сценического образа (стиль яркий однородный).

Но верхом КВНовского искусства считается, когда команда "универсал" - стиль команды настолько сформировался, что она может позволить себе экспериментировать, решать нестандартные постановочные формы и менять образы и типажи.

В этом и заключается третий этап. Когда уже не ты работаешь на своё имя, а имя работает на тебя. Когда команда ещё только выходит на сцену, а зритель уже радуется.

концепция команды квн и её стиль - student2.ru концепция команды квн и её стиль - student2.ru

концепция команды квн и её стиль - student2.ru

концепция команды квн и её стиль - student2.ru

ОСНОВЫ ШУТКИ

концепция команды квн и её стиль - student2.ru концепция команды квн и её стиль - student2.ru

Почему некоторые шутки называют неудачными? И что такое "специфический юмор"? Отвечая на эти вопросы в спектре игры КВН, сталкиваешься с необходимостью определения каких-то параметров шутки. И если грани цензуры и этики очерчивает каждый организатор (режиссёр) игр, то контур смешного сильно размыт и часто приводит к нежелательным результатам.

Существуют шутки водителей (про прямой карданный вал), шутки весёлой компании (про соседа под диваном), шутки, основанные на общих воспоминаниях (про недоеденную картошку), но всё это не вызывает никаких мыслей, а значит, и эмоций. Следовательно, нужно определить первый критерий смешного - общедоступность, или социальность.

Любой психолог вам скажет, что эмоции сами собой не переходят от человека к человеку. Нельзя безудержным смехом заставить смеяться весь зрительный зал, скорее всего, вы вызовете негативное отношение. Поэтому "транспортом" эмоции и является шутка. Вы должны изложить причину вашего хорошего настроения так, чтобы другой, незнакомый вам человек смог расшифровать событие и извлечь из него для себя какие-то эмоции (желательно положительные). Отсюда второй критерий смешного - информативность.

Но информация должна быть подобрана так, чтобы зритель не ломал голову, путаясь в ваших выводах и умозаключениях на, вроде бы, понятные ему темы. Не забывайте, что КВН - это скоротечный и одноразовый процесс, где нет времени подумать, сравнить и вернуться на полчаса назад. В общем, зрителем практически сразу отсеивается социальная информация, которая оказывается непростой и труднодоступной. Следующий критерий смешного определяет простота.

Хотя капельку загадки стоит оставлять, ведь "разжеванная" шутка оскорбляет зрителя. А возможность предугадывать и додумывать стимулирует зал и привлекает его к непосредственному участию в процессе игры. Таким образом, вы развиваете у зрителей креативную способность, и это - тоже критерий смешного.

И самое главное, при создании простой информации на общедоступную тему с креативной изюминкой не забудьте о лаконичности. Краткость - сестра не только таланта, но и друг КВН. Ведь, чем короче шутки, тем их больше в лимитированном временем сценарии.

Стоит сразу объяснить, что данные критерии определяют среднестатистическую шутку, и некоторые отклонения и эксперименты могут пойти на пользу, если, конечно, вы обременены опытом и многолетней практикой юмора на сцене.

Допустим, что вы научились инстинктивно отсеивать смешной, но не КВНовский хлам, и ваши шутки укладываются в предложенный выше пятигранник, но ваш юмор по-прежнему серый, и его плохо воспринимает зал. Отсюда следует вывод, что чего-то не достаёт, и, избавившись от всего вредного и лишнего, нужно приступать к насыщению шутки полезным и необходимым. Даже если от вашей остроты все друзья и родственники падают на пол, знакомые надрывают животы, а случайные слушатели хихикают в ладошку, то это всё равно ещё не сценический материал. Ведь любое представление - это не только слово, но и действие, и свет, и звук, и всё с претензией на оригинальность и неповторимость. А КВН - представление в полном смысле этого слова и одними диалогами тут не отделаешься.

Можно выделить пять самых распространенных областей, где формируется смешное. Шутка может возникнуть не только на основе юмора (словесной шутки), достаточно какого-то смешного действия (пантомимы, клоунады) или актуальной темы (популярной передачи, рекламы), или яркого атрибута (нелепого костюма, странного реквизита, стильной музыки), или оригинальной формы подачи (так, как этого еще никто не показывал). Поэтому, определив место рождения шутки, снабдите её недостающими компонентами. Например, если это пантомима, то действие уже есть, но пригодится ещё комментарий или вербальная подводка к ней, а так же понадобится типичная музыка на подложку или динамичная отбивка в момент кульминации. Для полноты шутки осталось выявить в ней актуальность и продумать оригинальную подачу.

Иногда, конечно, невозможно снабдить шутку всеми компонентами. А ещё хуже - её можно испортить (музыкой или лишней фразой). Поэтому-то и следует сначала протестировать шутку на сочетание со словесным юмором, музыкой, актуальностью, оригинальностью и действием, а уж потом выносить на суд зрителей и жюри самый приемлемый вариант. И помните, пятикомпонентная шутка всегда ярче и запоминается лучше, чем "сухая" идея рассмешить.

Наши рекомендации