Русский композитор Евстигней Ипатович Фомин (1761—1800)
В творчестве русских композиторов основное место сразу заняла опера, и только уже потом — русский романс и инструментальная музыка. Огромное значение в развитии всех этих форм получила народная песня как главная основа мелодии, как источник для создания национального искусства.
Для ранней русской оперы очень важной датой является 1779 год, когда возникли и были поставлены три яркие, комедийно-бытовые оперы: «Мельник-колдун, обманщик и сват» (текст Александра Онисимовича Аблесимова, музыка Михаила Матвеевича Соколовского, во второй редакции — Евстигнея Ипатьевича Фомина) — в Москве: «Санкт-Петербургский гостиный двор» (текст и музыка Михаила Алексеевича Матинского) и «Несчастье от кареты» (текст Якова Борисовича Княжнина, музыка Василия Алексеевича Пашкевича) — в Петербурге.
Все три произведения имели большой успех у широкой публики и быстро стали популярными. По своему типу — это диалогические оперы, в которых разговорные диалоги без музыки перемежаются песнями, куплетами, хорами.
В отношении сюжетов — это несложные, широко доступные комедии из русского быта: крестьянского — в «Мельнике», купеческого, сатирически показанного — в «Гостином дворе», дворянского — тоже не без сатирического освещения — в «Несчастьи от кареты».
Работая над текстом «Мельника-колдуна», Александр Онисимович Аблесимов сам указывал на те мелодии народных песен, которые следовало положить в основу музыкальных номеров этой пьесы.
Скрипач Московского театра Михаил Матвеевич Соколовский подобрал и очень просто обработал эти мелодии. И только позже Евстигней Ипатьевич Фомин, уже как композитор-профессионал, заново переработал музыку оперы и написал к ней увертюру.
В редакции Евстигнея Ипатьевича Фомина «Мельник-колдун» был популярен даже в начале XIX века, и знаменитый русский критик Виссарион Григорьевич Белинский вспоминает, что отец его ещё исполнял в любительском спектакле одну из партий этой оперы.
Таким образом, музыка первой значительной русской оперы представляла собой, прежде всего, обработку песенных мелодий. В дальнейшем композиторы более самостоятельно использовали материал русских песен, свободно переплавляя его в своей музыке. Начало этому было положено тем же Евстигнеем Ипатьевичем Фоминым, несомненно крупнейшим из русских композиторов XVIII века.
Помимо обработки «Мельника-колдуна», Евстигнею Ипатьевичу Фомину принадлежат оперы «Новгородский богатырь Болеславович» (1786), «Ямщики на подставе» (1787), «Американцы» (1800, текст Ивана Андреевича Крылова и Александра Ивановича Клушина), мелодрама «Орфей и Эвридика» и другие.
В «Мельнике-колдуне» Михаила Матвеевича Соколовского—Евстигнея Ипатьевича Фомина действуют такие лица, как лукавый и умный мельник («сельский колдун»), старый упрямый крестьянин и сварливая дворянка — его жена, молодая девушка — дочь их Анюта и её жених, однодворец Филимон.
Литературный язык оперы, намеренно подражавший народному говору, вызывал возмущение со стороны аристократический публики. Поражала новизной и песенная музыка оперы, сразу обеспечившая ей популярность далеко за пределами узкого круга просвещенных любителей.
В «Мельнике-колдуне» мы встречаем народные мелодии различного характера, а также подражание народной песне в отдельных ариях и хорах: здесь и протяжная, широкая, распевная песня самого мельника («Как вечор у нас со полуночи»), и разудалая, бойкая, вроде частушки, песня молодого парня («Вот спою такую песню: ходил молодец на Пресню»), и жалостная, трогательная песня девушки («Кабы я млада уверена была»), и задорные, на скороговорке с балалаечным сопровождением куплеты хитреца-мельника («Уж как шли старик со старухой из лесочка»).
Опера исполнялась не профессиональными певцами, а умеющими петь драматическими актёрами, которые одновременно в тот же вечер выступали в комедиях или драмах без пения. Проста, небогата и не хитра была постановочная часть такого спектакля.
Очень рано, с первых же шагов русской оперы, в ней с особенной охотой воспроизводились русские обычаи и обряды. В «Мельнике-колдуне» Евстигнея Ипатьевича Фомина очень хороши девичьи свадебные хоры; в «Санкт-Петербургском гостином дворе» Михаила Алексеевича Матинского почти целое действие занято сценами девичника с его обрядами и песнями, среди которых выделяются женские хоры подлинно-народного склада — «Во саду зегзелюшка кликала» и «Гусли мои, гусельцы».