Большие и малые трезвучия от звука.

Мажорное трезвучие (большое) состоит из б.3 + м.З. Его крайние звуки составляют ч.5. Обозначается Б53.

Минорное трезвучие (малое) состоит из м.З + б.З . Его крайние звуки также образуют ч.5. Оно обозначается М53.

Рис.26

Большие и малые секстаккорды от звука.

Большой (мажорный) секстаккорд состоит: м.3+ ч.4. Обозначается Б6.

Малый (минорный) секстаккорд состоит: б.3+ ч.4. Обозначается М6.

Тоникой в секстаккорде является его верхний звук.

Большие и малые квартсекстаккорды от звука.

Большой (мажорный) квартсекстаккорд состоит: ч.4+б.3. Обозначается Б64.

Малый (минорный) квартсекстаккорд состоит: ч.4+м.3. Обозначается М64. Тоникой в квартсекстаккорде является его средний звук.

Рис. 27

Интервал септима.

Интервал септима охватывает семь ступеней. Большая септима содержит 5,5 тонов. Малая септима – 5 тонов. Большая септима – выраженный диссонанс, звучит очень резко и грязно. Малая септима – также диссонанс, однако звучит более приятно.

Рис.28

На пятой ступени в одноименном мажоре и миноре строится м.7. Она имеет два способа разрешения: в сексту и в терцию:

Рис.29

Доминантовый септаккорд.

Аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, называется септаккордом, так как его крайние звуки образуют септиму.

Септаккорды есть на всех ступенях мажора или минора. Септаккорд на V ступени называется доминантовы й и обозначается D7. Он состоит: б.3+м.3+м.3 или D53+ м.3. В одноименных тональностях образуется одинаковыми звуками.

Рис.30

D7 разрешается в неполное Т 53 с утроенным основным тоном (отсутствует квинтовый).

Рис.30

Размер 6

8.

Размер 6

8 - сложный размер, так как каждый такт в нем состоит из двух простых тактов по 3

8.

8 * * * * * *

Первая доля – сильная, четвертая – относительно сильная. Вторая, третья, пятая и шестая – слабые.

В основе дирижирования на 6

8, как и для всех сложных размеров лежит крестообразная схема:

Рис.31

Тритоны.

Это особая категория интервалов. К ним относятся увеличенная кварта (ув. 4) - охватывает четыре ступени - и уменьшенная квинта (ум.5) – охватывает пять ступеней. При этом оба интервала содержат ровно по три тона.

Ув. 4 и строится на IV, а ум.5 на VII в мажоре и гармоническом миноре. В одноименных тональностях образуется одинаковыми звуками. Звучат резко, неустойчиво. Разрешаются по ладовому тяготению, кварта как бы раскрывается, квинта - закрывается:

Рис.32

Ув.4 обращается в ум.5 и наоборот.

Рис.33

Уменьшенное трезвучие.

Трезвучие, состоящее из двух малых терций, называется уменьшенным, так как его крайние звуки образуют ум.5. Строится только на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре. В одноименных тональностях образуется одинаковыми звуками. Разрешается в неполное Т53 с удвоением основного тона.

Рис.34

Ум. 53 входит в состав D7.

Рис. 35

Обращения D 53.

D6 - первое обращение D53.

D 53, как и всякое любое трезвучие, имеет два обращения. Первое называется доминантовый секстаккорд. Обозначается D6. Он строится на VII в мажоре и гармоническом миноре. Разрешается в Т53.

Рис.36

D64- второе обращение D53.

Второе обращение D53 называется доминантовый квартсекстаккорд. Обозначается D64. Он строится на II в мажоре и гармоническом миноре. Разрешается в Т56.

Рис.37

Обращения S53.

S 53 также имеет два обращения. Первое называется субдоминантовый секстаккорд. Обозначается S6. Он строится на VI и разрешается в Т64.

Второе – субдоминантовый квартсекстаккорд – S64. Он строится на I и разрешается в T 53.

Рис. 38

Каденция.

Возможны два варианта толкования этого слова. Первое – развернутый виртуозный пассаж в середине или ближе к концу инструментального концерта. Второе – музыкальный оборот, которым завершается музыкальная мысль (каданс).

Буквенные обозначения звуков и тональностей.

МАЖОРНЫЕ И МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ ЛАТИНСКИЕ БУКВЫ ДИЕЗНЫЕ БЕМОЛЬНЫЕ
До, до C,c Cis,cis Ces,ces
Ре, ре D,d Dis,dis Des,des
Ми, ми E,e Eis,eis Es,es
Фа, фа F,f Fis,fis Fes,fes
Соль, соль G,g Gis,gis Ges,ges
Ля, ля A,a Ais,ais As,as
Си, си H,h His,his B,b

Мажор-dur

Минор-moll

Квинтовый круг тональностей.

 
  Большие и малые трезвучия от звука. - student2.ru

Триоль.

Деление длительности на три равные части вместо обычный двух образует триоль.

Наши рекомендации