Большие и малые трезвучия от звука.
Мажорное трезвучие (большое) состоит из б.3 + м.З. Его крайние звуки составляют ч.5. Обозначается Б53.
Минорное трезвучие (малое) состоит из м.З + б.З . Его крайние звуки также образуют ч.5. Оно обозначается М53.
Рис.26
Большие и малые секстаккорды от звука.
Большой (мажорный) секстаккорд состоит: м.3+ ч.4. Обозначается Б6.
Малый (минорный) секстаккорд состоит: б.3+ ч.4. Обозначается М6.
Тоникой в секстаккорде является его верхний звук.
Большие и малые квартсекстаккорды от звука.
Большой (мажорный) квартсекстаккорд состоит: ч.4+б.3. Обозначается Б64.
Малый (минорный) квартсекстаккорд состоит: ч.4+м.3. Обозначается М64. Тоникой в квартсекстаккорде является его средний звук.
Рис. 27
Интервал септима.
Интервал септима охватывает семь ступеней. Большая септима содержит 5,5 тонов. Малая септима – 5 тонов. Большая септима – выраженный диссонанс, звучит очень резко и грязно. Малая септима – также диссонанс, однако звучит более приятно.
Рис.28
На пятой ступени в одноименном мажоре и миноре строится м.7. Она имеет два способа разрешения: в сексту и в терцию:
Рис.29
Доминантовый септаккорд.
Аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, называется септаккордом, так как его крайние звуки образуют септиму.
Септаккорды есть на всех ступенях мажора или минора. Септаккорд на V ступени называется доминантовы й и обозначается D7. Он состоит: б.3+м.3+м.3 или D53+ м.3. В одноименных тональностях образуется одинаковыми звуками.
Рис.30
D7 разрешается в неполное Т 53 с утроенным основным тоном (отсутствует квинтовый).
Рис.30
Размер 6
8.
Размер 6
8 - сложный размер, так как каждый такт в нем состоит из двух простых тактов по 3
8.
8 * * * * * *
Первая доля – сильная, четвертая – относительно сильная. Вторая, третья, пятая и шестая – слабые.
В основе дирижирования на 6
8, как и для всех сложных размеров лежит крестообразная схема:
Рис.31
Тритоны.
Это особая категория интервалов. К ним относятся увеличенная кварта (ув. 4) - охватывает четыре ступени - и уменьшенная квинта (ум.5) – охватывает пять ступеней. При этом оба интервала содержат ровно по три тона.
Ув. 4 и строится на IV, а ум.5 на VII в мажоре и гармоническом миноре. В одноименных тональностях образуется одинаковыми звуками. Звучат резко, неустойчиво. Разрешаются по ладовому тяготению, кварта как бы раскрывается, квинта - закрывается:
Рис.32
Ув.4 обращается в ум.5 и наоборот.
Рис.33
Уменьшенное трезвучие.
Трезвучие, состоящее из двух малых терций, называется уменьшенным, так как его крайние звуки образуют ум.5. Строится только на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре. В одноименных тональностях образуется одинаковыми звуками. Разрешается в неполное Т53 с удвоением основного тона.
Рис.34
Ум. 53 входит в состав D7.
Рис. 35
Обращения D 53.
D6 - первое обращение D53.
D 53, как и всякое любое трезвучие, имеет два обращения. Первое называется доминантовый секстаккорд. Обозначается D6. Он строится на VII в мажоре и гармоническом миноре. Разрешается в Т53.
Рис.36
D64- второе обращение D53.
Второе обращение D53 называется доминантовый квартсекстаккорд. Обозначается D64. Он строится на II в мажоре и гармоническом миноре. Разрешается в Т56.
Рис.37
Обращения S53.
S 53 также имеет два обращения. Первое называется субдоминантовый секстаккорд. Обозначается S6. Он строится на VI и разрешается в Т64.
Второе – субдоминантовый квартсекстаккорд – S64. Он строится на I и разрешается в T 53.
Рис. 38
Каденция.
Возможны два варианта толкования этого слова. Первое – развернутый виртуозный пассаж в середине или ближе к концу инструментального концерта. Второе – музыкальный оборот, которым завершается музыкальная мысль (каданс).
Буквенные обозначения звуков и тональностей.
МАЖОРНЫЕ И МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ | ЛАТИНСКИЕ БУКВЫ | ДИЕЗНЫЕ | БЕМОЛЬНЫЕ |
До, до | C,c | Cis,cis | Ces,ces |
Ре, ре | D,d | Dis,dis | Des,des |
Ми, ми | E,e | Eis,eis | Es,es |
Фа, фа | F,f | Fis,fis | Fes,fes |
Соль, соль | G,g | Gis,gis | Ges,ges |
Ля, ля | A,a | Ais,ais | As,as |
Си, си | H,h | His,his | B,b |
Мажор-dur
Минор-moll
Квинтовый круг тональностей.
Триоль.
Деление длительности на три равные части вместо обычный двух образует триоль.