Тема 8. Духовые инструменты в творчестве композиторов – романтиков (К.М. фон Вебер, Ф.Шуберт, Р.Шуман, Дж. Россини, Г.Берлиоз, Р.Вагнер, И.Брамс)
Общая характеристика стиля и его особенности у каждого из перечисленных композиторов. Особое внимание к внутреннему миру человека, в связи с чем появление новых образных решений, и новых средств выразительности – регистровых, тембровых, динамических, виртуозной подвижности и пр. Особые значение методов постановки дыхания и фразировки в ее широком понимании.
Духовые инструменты в оркестре К.М.фон Вебера, новая трактовка кларнета, фагота, валторны в его камерных и сольных сочинениях. Содружество композитора с К. Берманом и И.Хермштедтом при создании концертов для кларнета, бошьшого концертного дуэта и др. Концерт для фагота и Венгерская фантазия для фагота, концертино для валторны.
4 концерта Л. Шпора для кларнета, цикл «Немецких песен» для меццо-сопрано, кларнета и фп.
Ф. Шуберт и его произведения для духовых: Интродукция и вариации для флейты; Октет для кларнета, фагота, валторны и струнных; «Пастух на скале» для кларнета и голоса (И.Фридловский – кл., и певица К. Шляйхер); «Ночная песнь в лесу» для 4 мужских голосов и 4 – х валторн;
Р. Шуман – Три фантастические пьесы для кл. и фп.; Адажио и Аллегро для валторны и фп.; Концертштюк для 4 валторн; 3 романса для гобоя и фп.
Джоакино Россини и его характерный стиль, требующий выработки полетного двойного стаккато, пространственного крещендо, аппликатурной сноровки, динамических контрастов и пр. Сольные произведения – Прелюдия и тема с вариациями для валторны и фп.; Фанфара для 4 –х валторн; квартет для флейты, кларнета, фагота и валторны.
Г. Берлиоз – «первый композитор мира» (по выражению М.И.Глинки). Завершение в его творчестве формирования оркестра (за исключеием тубы), внедрение видовых инструментов – «Фантастическая симфония». «Траурно-триумфальная симфония», ее грандиозная драматургия, и, следовательно – состав, включающий 150 духовых, 46 ударных, 150 струнных. «Реквием» - состоящий , кроме основного состава, из 4 –х приглашенных духовых оркестров.
Пропаганда и поддержка Г.Берлиозом нового инструмента – саксофона.
Особая роль в оркестре Р.Вагнера медных духовых – «вагнеровские тубы» («Кольцо Нибелунгов»). Использование в оркестре всех технически усовершенсвованных инструментов, в том числе – контрабасовую тубу.
И. Брамс – характерная черта его инструментовки, когда деревянные разделены на четыре пары, движущиеся параллельными терциями и секстами. Камерные сочинения И. Брамса – Трио для скрипки, валторны и фп., опус 40; Трио для кларнета, виолончели и фп., опус 114; Квинтет для кларнета и струнных, опус 115; Две сонаты для кларнета и фп. фа минор и ми бемоль мажор, опус 120. Сотрудничество с кларнетистом из Мейнингена Рихардом Мюльфельдом, история создания кларнетовых сочинений.
Тема 9. Духовые в творчестве композиторов- импрессионистов.
Стилистические особенности – новые выразительные возможности, связанные с колоритом, тембровыми красками. Новые колористические приемы в «Ноктюрнах», «Послеполуденном отдыхе фавна».
Значение новых приемов выразительности сольных и камерных произведениях К. Дебюсси – Рапсодия для кларнета с оркестром; Рапсодия для саксофона с оркестром; Пьеса для флейты соло «Сиринкс»; Соната для флейты, альта и арфы.
Духовые в оркестре М.Равеля – «Болеро», балете «Дафнис и Хлоя».
«Болеро» как учебник инструментовки, или книга рецептов по «приготовлению» тембров (Э. Вийермоз).
Тема 10. Использование духовых инструментов у И.Стравинского
«И.Ф. Стравинский - один из подлинно великих реформаторов симфонического оркестра» (А.И.Хачатурян).
Образы и темы скоморошин, ерничание и т.п, вопреки сложившемуся в симфонической музыке звучанию. Расширение выразительных средств фагота путем использования крайне высокого регистра – балет «Весна священная». Строгая персонификация инстру ментов «Новый ритмический стиль XX века» как новаторство в композиции и исполнительстве.
Духовые наделяются неповторимыми способностями – в одном лице изображать и Петрушку, и мима, и акробата, и черта, и человеческий голос и др.
Композитором написано более 24 камерно-инструментальных сочинений для духовых и смешанных составов. Часто исполняются: «История солдата», «Регтайм», октет, 3 пьесы для кларнета соло, Септет, Черный концерт для кларнета и инструментального ансамбля.