Тема 12. Зарубежные исполнительские школы и их крупнейшие представители

Национальные исполнительские школы XX века в Европе – немецкая, французская, чешская, итальянская. Пальма первенства принадежит французам.

М.Муаз – глава французской школы флейтистов, его преемник Жак Рампаль; Пьер Пьерло – глава гобойной французской школы, его преемник Морис Бург. Среди других специальностей – кларнетист М. Ариньон, трубач Морис Андре. Особенности – легкий светлый звук, тонкости в использовании выразительных средств.

Немецкая школа представлена кларнетистами, традиционно использующими инструмент немецкой системы – Э.Кох, Сабина Мейер. Авторитетными педагогами являются валторнист Петер Дамм и Герхард Бауман, трубач Л. Хютлер., гобоист Лотар Кох. Особенности – затемненное, матовое звучание, буквальное следование деталям в трактовке произведения.

Традиционно высокий уровень исполнителей на духовых инструментах в Чехии и Италии. Используются национальные традиции вокальных школ и национальной интонационности. Чехия: флейтисты Милан Мунцлингер и Франтишек Чех, гобоист Франтишек Гантак, кларнетист Милан Этлик, фаготист Карел Бидло. Италия: гобоист Ренато Дзанфини и др.

Конец XX века ознаменован сближением национальных школ, и выработкой наиболее ценных исполнительских качеств, характерных для всех. Синтез исполнительских стилей особенно характерен для США, впитавших традиции различных Европейских школ : М. Муаз и Марсель Табюто.

Современные исполнители в Европе – флейтисты А. Николе, М. Дебо, Д. Гелуэй; гобоисты Х. Холлигер, Ж.Вандевиль, Т. Индемюле, Ян Адамус, Ф.Лелье; кларнетисты Ж.Лансло, Ф.Купер, С. Дракер; фаготисты К.Тунеман, Арчи К Камден,М. Туркович; валторнисты Деннис Брейн, Барри Таквелл; трубачи Дж. Эскадал, Адольф Шербаум, Гельмут Нобиш, Уинстон Марсалис; тромбонисты Жак Тегарден, Деннис Уик, Христиан Линдберг; тубисты Билл Бэлл, Роджер Бобо, Михаэль Линд и др. Виртуозы на маримбе – Рэд Норво, Эв. Гленн.

Камерные коллективы: Канадиэн-брасс, Английский брасс, секстет ударников из Швеции, Венский духовой квинтет (деревянные инструменты) и многие другие.

Ассоциации профессионалов, объединенные по каждой из духовых специальностей – IDRS (международное сообщество двойной трости: гобой и фагот), международная гильдия трубачей и т.д.

Тема 13. Исполнительское духовое искусство в России (от истоков до конца XVIII века)

Народное музицирование. Ратные инструменты – труба, ударные. Источники в этнографии и литературе.

Участие духовых инструментов в военных, культовых и бытовых действиях, в обрядах.

Скоморохи XVI века, их инструментарий – окарины, кувиклы, сопели, свирели, посвистели, дуды, сурны, жалейки.

Гонения и церковный запрет на «бесовские» игры и инструменты.

Старейшая Магистратская школа в Киеве (до вхождения Украины в состав России)

Первые школы в стрелецких полках для обучения игре на духовых – школа Шепелева (XVI век). Духовые в театрах боярина М. Артамонова (1672 г.), придворных театрах в эпоху Алексея Михайловича. Съезжий двор трубного учения в Москве (первый прототип ДМШ)

Реформы Петра I, и создание военных оркестров, школ флотского экипажа при Адмиралтействе, при экипажах в Бахмуте и Воронеже.

Бальные оркестры, музицирование в салонах аристократов, первый придворный оркестр под управлением Генриха Сиенкнехта (1702)

Учреждение музыкальных классов при придворном оркестре под руководством И. Гюбнера.

1740 г. - 4 оперных труппы в СПб: немецкая, французская, итальянская и русская (создана в 1738 г.). Театральная школа Ланде (Ланге) с инструментальными классами (1738). Преподаватели – духовики К. Лангаммер, Ж. Гримм, Гольснер, К. Манштейн, И. Габерцатель, Ф.Михель – артисты из театральных оркестров.

О программе и конечной цели обучения в инструментальных классах театрального училища в СПб. Первый русский педагог по духовым - трубач Иван Радивановский.

Театральное училище в Москве (1763). Беринг - преподлаватель по флейте и гобою. Преподаватель Ванжура, при нем обучалось - на флейте и гобое - 8 человек, на трубах – 8, на кларнете – 8, на фаготе – 8, на рожках – 8.

Преподавание игры на духовых в Спб и Московском университетах, Спб Академии художеств и Шляхетском корпусе.

Крепостные оркестры. Частные музыкальные школы.

Роговой оркестр А. Мареша как характерное для России явление. Ученики А.Мареша – Матвей Сухоруков и Сила Карелин.

Концертные выступления зарубежных исполнителей на духовых инструментах - Йозеф Бэр (1782 -1792), Стоцци, Шмидт, Шермер, Вагнер, Йозеф Фиала.

Попытка создания первой консерватории князем Г. Потемкиным в Екатеринославе

Харьковский «полный оркестр» гимназии.

Музыкальные театры М. Медокса и Локателли в Москве, И. Дмитриевского и К. Книппера в Спб ( их оркестры состояли из воспитанников Московского воспитательного дома)

Прототипы филармонических обществ в СПб: «Музыкальный клуб» (1772-74), и «Новый музыкальный клуб» (1778 – 91). Организация этими клубами сольных концертов итальянской флейтистки Катольти Чумани (26.10.1785), венских флейтистов братьев Тюрнеров, флейтиста Гартмана (14.2.1788), кларнетистов А. Штадлера (13.5.1794) и Й. Бэра ( 1 и 8.11. 1780), фаготистов Пулло и Бульянте (1783-84).

Первые концерты исполнителей на духовых в Москве – флейтисты Тюрнеры, кларнетист Й. Бэр (1784- 85), валторнисты Кноблаух (1788), Леар (1796), Полак (1795), шведский гобоист Гаренгтон (1787).

Активное внедрение европейской инструментальной культуры в быт российского общества (конец XVIII века).

Наши рекомендации