Выравнивание и округление гласных
Произнесение звуков в обычной речи и в пении различно. Речевое произнесение букв А - открытое, И - плоское, Е - резкое, в пении требуется округлять (! разговорный и певческий язык!). Детям объясняем так - поём А думаем и делаем ртом форму О, или ротик как огуречик вниз вытянут, а поём букву А. По тому же принципу отрабатываются в пении следующие пары И –Ю (рот собран на Ю и в эту форму поём И, губы не разбегаются), И-Э (Э не опускаем вниз, оставляем на высоте И), Е- И (Э сразу ближе к И). Этот навык воспитывается довольно быстро в упражнениях. А вот в пении приходится напоминать детям округлять буквы довольно долго.
Уместно вспомнить правило пропевания гласных в разных регистрах, хотя эта задача не начального периода, а последующего, когда у детей есть наработки звучания верхнего регистра, т.е. может быть второго класса
В высокой тесситуре – рот на открытой позиции - на улыбке, верхняя губа приподнята, что способствует звонкости, включению головных резонаторов (форма рта соответствует гласной И). В грудном регистре с фа1 и ниже требуется округлять звуки, чтобы избежать грубого открытого речевого звучания на низких нотах (форма рта соответствует гласной У).
Обобщённое правило – И - вверху - У – внизу.
Чередование гласных в разном порядке А-Э-И-О-У на одной ноте (и в другом порядке гласных) приучает детей петь все гласные ровно, вливая их друг в друга. Хотя гласные формируются по-разному, их надо озвучивать с одинаковым объёмом, звонкостью, интенсивностью дыхания- без провалов, завалов назад отдельных букв (часто А заглубляется), без резкости и плоскости И (внутри рта – объём) и т.д.
Нивелирование, унификация, выравнивание гласных, редуцирование, округление гласных - все эти термины обозначают артикуляционное сближение гласных в пении на основе их округления. Широко известна таблица Свешникова, в которой он выстроил систему осветления или затемнения звука (см. Приложение 4, Таблица Свешникова).
Согласные буквы в соединениях с гласными помогают улучшить резонирование (Р, Л, М, Н), приблизить звучание (Л, З, В), поднять мягкое нёбо (К, Г). Все согласные буквы, произнесённые отрывисто и коротко базируются на толчке диафрагмы, пробуждают дыхательные мышцы, настраивают на активное пение. Звуки Ж, З, В и к ним парные глухие - Ш, С, Ф, а также Р - можно тянуть, они особенно полезны в тренировке работы диафрагмы, укреплении пения на опоре и мышц живота, которые работают при пении.
Хорошо разработанную систему распевания детского хора, в которой используются многообразные возможности особенностей артикуляции гласных и согласных предлагает Б.С. Рачина. В написанном ею пособии подробно анализируется сам процесс распевания, задачи учителя пения, анализируются особенности детского голоса на всех ступенях его развития до мутации в 13-14 лет. Система распевания опирается на предложенную Яковлевым А.В. методику использования гласных и слогов. Интересны и полезны практические замечания, советы по преодолению недостатков звучания хора:
крик и «белый» звук помогают устранить гласные «О»и«У»,объединенныессогласными «М»и«Л»;
горловой призвук можно устранить, используя сочетание гласных «О»и«У»и согласных«П, Т, С» (Рачина Б.С.).
В песенном сборнике доктора Лазарева многие песни, в которых повторяются слоги и звуки (как звукоподражание), полезны как упражнения для распевания. В этих песнях нужные нам для работы звуки или звукосочетания повторяются многократно (обычно – как игровой звукоизобразительный прием). Повторение можно сделать более привлекательным для детей с помощью игрушек, движений, многократно прорабатывая нужные звуки и добиваясь закрепления нужного навыка. При пении звукосочетаний активизируется работа диафрагмы и дополнительно внимание направляется на четкую артикуляцию определенных звуков (как гласных, так и согласных). Многие песни полезны для закрепления навыка «высокая артикуляционная позиция» - «высокие щечки» - например:
Кузнечик, песня, в которой повторяются слоги цыка-цыка-цык - т.е верхняя губа приподнята, закрепляются навыки нужные для озвучивания высокого регистра с резонированием, близкой вокальной позиции.
Курочка (слоги ко-ко-ко- закрепление навыка поднятия мягкого нёба)
Комар (З-з-з-работа диафрагмы)
Песок (с-с-с-контроль за длительностью выдоха)
Я всё путаю (па-па-па- упругое, близкое, лёгкое произнесение текста)
Гуси (га-га-га - работа мягкого нёба)
Мы жуки - (жу-жу-жу работа диафрагмы)
Колокольный звон (повторяется динь-динь и т.д.-резонирование в высоком регистре)
Ворона (кар- толчки диафрагмы, укрепление опоры звука)
Ёжик (ф-ф-ф толчки диафрагмы, укрепление опоры звука)
Дельфины (трр-рр длительное пение р в верхнем регистре, укрепление опоры, работа диафрагмы)
Ехала машина (работа диафрагмы, укрепление опоры звука)
Эхо, Весна - это песни – эхо - повтор детьми всех фраз песни вслед за педагогом (организация внимания, активный звуковысотный слух, точное вступление). (См. Приложение 3).
Эти песни могут применяться без направленного лечебного воздействия, а как учебный, частично концертный репертуар. Безусловно, что большая часть песен, может на уроках пения стимулировать оздоровительный эффект. Песни играют роль своеобразной певческой развивающей дыхательной гимнастики, т.к. вибрационные воздействия определённых звуков на органы дыхания и весь голосовой аппарат являются «мягким массажем» дыхательных органов (см. вступительную статью к сборнику об оздоровительной методике вибрационных воздействий песен М.Л. Лазарева).